Шестое чувство

Чувство это органически присуще человеку. Оно проявляется раньше, чем умение говорить. Оно сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Чувство критики свойственно каждому.
Вначале на эмоциональном,подсознательном уровне, нравится - не нравится, впоследствии руководствуясь разумом, человек критически осмысливает других людей, обстоятельства, события, действительность и её реалии. От рождения и до самого конца все мы являемся критиками в широком смысле этого слова.
Каждый человек имеет своё отношение к обществу, к искусству, у нас есть свои поведенческие нормы, определённые жизненные устои и правила. Всё это возможно благодаря шестому чувству, врождённому чувству критики. Мы сравниваем свои ощущения и мысли в разные периоды жизни. Человек разумный ищет смысл жизни, подвергая сомнению себя, общество, мироустройство. Без критического анализа процесс познания невозможен.
Литературная критика является существенной частью литературного процесса.
Благодаря порталу "ПРОЗА.РУ", объединившему большое количество пишущих людей, вопрос критического осмысления их произведений приобретает особую важность.
Почему писатель пишет? На этот вопрос нельзя ответить однозначно.
Зато с уверенностью можно утверждать, что писателю необходим читатель. Как ни парадоксально это звучит.
Писатель из кожи лезет вон, стремясь донести свои чувства, переживания, мысли до гипотетического читателя, чувствует свою возвышенность над серой толпой, парит, упиваясь могуществом, в эмпиреях, хочет донести светлую мысль до самого неба и в какой-то момент понимает, что достиг цели. Труд завершён.
Что далее? Далее писатель хочет признания. Признания важности того, чем он занимался, признания себя как личности. Всего того, что следует за публичным признанием. А для этого, оказывается, нужен читатель.
Желательно массовый. Чем больше читателей, тем лучше. Очень хочется почувствовать себя властителем дум, этаким демиургом и вообще.
Надо признать, что писателей всё же значительно меньше, чем всех других людей, которым отведена скромная роль читателей. Правда они, читатели, по этому поводу особо не унывают. Живут себе, как жили до появления писателя и занимаются своими мелкими или крупными повседневными делами и делишками. И не бросаются, позабыв обо всём, к нетленным страницам.
Но, предположим, эпохальная встреча состоялась. И что? А ничего. Читатель отнюдь не бежит сломя голову выразить свой восторг и благоговение. Возможно ему, читателю, просто некогда. Он, скорее всего, не считает писательское творение таким необходимым для себя, как грезилось писателю.
Прочитал и прочитал. Ничего особенного. Обычная ерунда. А мне понравилось. Врёт он всё, этот писака. Вот так вот. Такие мнения.
Писатель - знаток человеческих душ, творец, можно сказать, гений, но и он не железный.
Его начинают одолевать сомнения. Неужели труд был напрасен, никому не нужен, не востребован? Ведь он, писатель, такой умный, понимающий, проникающий во все тонкости природных, житейских (далее подставьте что угодно) истин, явлений и т.п. Неужели никому нет дела до него и до его произведений?
Логически рассуждая, писатель приходит сначала к выводу, что жалкий мир его не понимает и какое-то время гуляет в "непризнанных гениях", опираясь, по выражению Дениса Плотникова (см. "ПРОЗА.РУ"), на мнение мамы, которого явно недостаточно.Мама любит своего ребёнка без оговорок.
Аудитория из друзей и родственников не является утешением, не удовлетворяет самолюбие.
Получается как-то обидно: "Широко известен в узком кругу ограниченных людей".
Если депрессия не доконала автора, он, в конце концов, перестанет обижаться на весь мир и как личность творческая, обратится к себе, станет искать причины постигшей его неудачи. Сделать это крайне нелегко.
Необходимо мнение того, кто, по крайней мере, способен прочитать и уследить за всеми извивами авторской мысли, оценить грандиозность замысла и тонкость написания шедевра. Нужен читатель, но не простой, а квалифицированный. Где же его взять?
Выход находится, благодаря любезному порталу "ПРОЗЫ".
Кто может дать совет, внимательно прочитать авторскую "нетленку", кто может лучше понять душу писателя, как не собрат по перу?
Сервер "ПРОЗА.РУ" содержит в себе много привлекательных для всех пользователей возможностей. Начинающие, молодые, среднего и выше возраста, признанные и непризнанные писатели чувствуют себя здесь как рыба в воде.
Проблема публикации - не вопрос. С читателями, вроде бы, тоже всё в порядке. Посторонних почти не наблюдается, все свои. Писатели становятся читателями, читатели, вдохновившись процессом, органично пополняют ряды авторов.
В идеале "Своя своих познаша и критикаша".
Загвоздка в том, что в большинстве случаев пишущие на портале люди не хотят или не умеют быть читателями.
Даже свои тексты они не любят перечитывать. Хотя бы для устранения естественных опечаток, описок и бросающихся в глаза нестыковок.
Подтверждение этого странного положения можно найти на портале. Примеров хватает.
Наши авторы твёрдо стоят на позиции разделения труда. Писатель пишет. И всё.
Кто прочитал, тот вошёл в списки читателей. Хотя есть подозрение, что даже случайный клик мышки регистрирует нового читателя. Может, человек открыл произведение, скользнул взглядом по первой фразе и тут же переключился на что-то более для него интересное.
Включив, наконец, шестое чувство, писатель допускает такую мысль. Желательно было бы получить что-то более весомое, чем список читателей. Мнение, отклик, рецензию.
Хочется, ох как хочется увидеть себя со стороны!
И такая возможность существует, она предусмотрена устроителями портала. Это рецензия. В ней можно поделиться впечатлениями, высказать особое мнение, внести какие-то предложения, оставить пожелания.
Полный простор для шестого чувства читателя!
Каждый человек имеет о себе собственное мнение, которое далеко не всегда разделяют окружающие. Увидеть себя чужими глазами очень полезно и интересно. Но, скорее всего, увиденное не совпадёт с ожидаемым.
Случалось ли вам видеть своё изображение, сделанное видеокамерой? Слышать собственный голос в записи? Первое впечатление от просмотра или прослушивания потрясает. Неужели вот это я? Неужели этот противный голос принадлежит мне? Трудно поверить, но приходится смириться.
Такова объективная реальность, которая существенно расходится с нашими предположениями.
По меткому выражению Ярослава Трусова "очень многие настолько серьёзно относятся к литературе в себе и к себе в литературе, что совершенно запутались в этих отношениях".
Писатели и читатели литературного портала в массе своей просто не представляют, что существует особый жанр - литературная критика.
И это не совсем то, что многие вкладывают в расхожее понятие критики как критиканства.
Общепринятое суждение обитателей портала "ПРОЗА.РУ" сводится к мнению, что критиком является тот, кто сам писать не умеет, а только выискивает и злобно высмеивает недостатки других.
Смею заметить, что профессия литературного критика редка, трудоёмка, часто неблагодарна, но почётна. Так же как профессия писателя, она требует безусловного литературного мастерства, глубокого знания предмета, вдумчивого подхода и умения анализировать, что, согласитесь, не каждому дано.
В квалифицированном критике нуждается и писатель, и читатель.
Литературная критика помогает писателю взглянуть на себя со стороны, получить более или менее объективную оценку, помогает лучше раскрыться даже зрелому таланту, выявляет скрытые достоинства и указывает на исправимые недостатки текста.
Для читателя лит.критик является путеводным маячком в безбрежном море литературы. Прочитав краткую рецензию на произведение, можно определить, будет ли интересным и полезным чтение именно для вас.
Одним словом, литературный критик совмещает в себе функцию писателя и читателя.
Совмещение такого рода характерно для портала "ПРОЗА.РУ".
Приходится признать, что все мы пока дилетанты в литературе. Все не волшебники. Мы только учимся. Так или иначе, человек разумный учится всю жизнь.
Нам предоставлена чудесная возможность проявить свой талант и выразить себя на литературном портале. Но смешно было бы думать, что в один прекрасный момент на человечество свалится 40 тысяч писателей! Последствия такой катастрофы трудно представить даже фантасту.
Именно такое количество претендентов на талантливость и гениальность имеется только на "ПРОЗЕ.РУ". Не следует также забывать и о других серверах.
Так давайте же обратимся к нашему шестому чувству.
Постараемся взглянуть реально и оценить положение дел на портале, где мы находимся.
Однозначно, что серьёзно пишущим людям необходима помощь и поддержка критики. Попытки такого рода существуют.
С другой стороны, вообразить, что какому-то одному критику или группе удастся осуществить эту задачу, практически невозможно.
Из всего сказанного следует только одно. Нужно самим подключаться к работе.
Нужно учиться писать рецензии, вдумчиво и внимательно читать свой и чужой текст, нужно анализировать позицию собеседника, нужно быть требовательным к себе и к другим.
Работа над текстом полезна каждому автору. Она требует уважительного отношения к труду других, расширяет горизонты самого рецензента, заставляет искать соответствующие формы изложения фактов и выводов, приучает к последовательности и логичности мышления.
К рецензии необходимо быть внутренне готовым и относиться конструктивно.
Недостижимая мечта всех критиков - это Авессалом Изнуренков.
"Если острота не нравилась и не вызывала мгновенного смеха, Изнуренков не убеждал редактора, как другие, что острота хороша и требует для полной оценки лишь небольшого размышления. Он сейчас же предлагал новую остроту.
"Что плохо - то плохо, - говорил он, - кончено."
Нам, по всему видно, никогда не придётся столкнуться с таким типажем...
Взаимное уважение и понимание должно служить основой критической работы, рецензии, если хотите. Понятие этики - неотъемлимое качество русской интеллигенции.
Кто-то из авторов портала охарактеризовал работу критика, как "танец на чужих прозаических костях"! Сильно сказано, не правда ли? Критик в долгу не остался и тут же дал отмашку сакраментальной фразой: "Так писать нельзя!".
Пример данной перепалки убедительно доказывает, что критика должна быть конструктивной, мотивированной, а главное, доброжелательной.
Рецензент обязан помнить об этом всегда.
Эмоции оскорблённого автора уместны в фельетоне, а не в критическом разборе текста. Речь должна быть доказательной. В этом заключается специфика жанра.
Сложность критической работы на портале "ПРОЗА.РУ" состоит в том, что нет корректоров и редакторов, таких привычных для пишущего на бумаге автора. Компьютер вместе с "WORD" не может полностью обеспечить правописание. Нашим писателям это на руку, при их торопливости и поспешности, стремлении опубликоваться побыстрее, кто же будет думать о таких мелочах! Пусть компьютер думает.
А рецензент обязан прочитать текст внимательно и неторопливо. Возможно несколько раз. Оценка должна быть максимально объективной. Но внимание отвлекают досадные мелочи: опечатки, описки, ошибки. Теряется мысль автора, теряется своя собственная, охватывает раздражение, наваливается усталость.
Тогда следует прекратить работу, устроить переменку.
Для этого есть любимые авторы. Мой любимый автор на "ПРОЗЕ.РУ" - Денис Плотников. У него на сайте моё шестое чувство отдыхает.
Я просто наслаждаюсь доброкачественной прозой, с удовольствием следую за авторской мыслью, смакую отдельные находки, шучу, плачу и иронизирую вместе с ним.
Получается какая-то идиллия. Читатель нашёл своего писателя.
Этот факт и примиряет меня с "ПРОЗОЙ.РУ".
Я возвращаюсь к кропотливой и не всегда благодарной работе.
До встречи на портале, дорогие прозаряне!


Рецензии
основательно

возвращаться вряд ли буду к уже прочитанному. Мне не хватает общения живого с такими людьми. А им, как правило некогда, у каждого своя забота. Пытаюсь изредка.
спасибо - всё близко и повторюсь - основательно.
критика - получается, что все отзывы - некий вид критики.
поэтому я не пишу рецензии , типа, Вы- молодец!
хотя если лень становится моей близкой подругой, а написать очень хотца - позволяю себе краткость (сестра таланта)

думаю, что перечитаю Ваше творчество. Жаль, что нет книг.
устаю от экрана.

Исабэль   18.08.2017 14:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.