Перечитывая заново неизвестный Андропов

 Глава из книги "Команда Андропова" (М., 2005)

 18 мая исполняется малозаметная, сама по себе - малозначимая дата Отечественной истории - ровно сорок лет назад председателем КГБ при Совете Министров СССР стал секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов.
 Ныне об временах Андропова вспоминать не принято. Да и вспоминают, говорят и пишут о нем далеко не всегда объективно и, тем более, обоснованно.
 В этой связи в рубрике "За кулисами истории" представляется вполне оправданным представить очерк о деятельности Ю.В. Андропова на посту председателя КГБ СССР.
 

 15 июня 2004г. исполнилось 90 лет со дня рождения видного советского государст-венного деятеля, генерала армии (с 10 сентября 1976г.), Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андро-пова. Юрий Владимирович, без сомнения, является одной из крупнейших политических фигур мирового масштаба XX века. Но мы не ставим перед собой задачу рассказать о личности Андропова - об этом уже написано и еще будет написано, -немало. Мы попытаемся показать Андропова, - о чем извест-но гораздо меньше, - как руководителя советских органов без-опасности, чьи мысли и установки во многом определяли на-правления, содержание и характер их деятельности на протяжении более чем 15 лет.
 На должность председателя КГБ при СМ СССР Ю.В. Андропов был назначен 18 мая 1967 г.
Как представляется, без учета мировоззрения Андропова и как публичного политика, а таковым он оставался и на посту председателя КГБ, и как руководителя органов государствен-ной безопасности одного из крупнейших государств мира, трудно понять и деятельность возглавлявшегося им ведомст-
ва. Отсутствие анализа творческого наследия Андропова, на наш взгляд, является существенным недостатком даже наибо-лее подробных и объективных работ о нем [1].
Известно, что в целом существует немало источников, рас-крывающих эволюцию и систему взглядов Андропова на госу-дарство, его функции, задачи, современную ему международ-ную обстановку и т.д., в том числе и на задачи деятельности органов госбезопасности СССР.
Часть из них собрана в трех сборниках избранных статей и текстов выступлений Андропова перед различными аудитори-ями и коллективами. При этом следует оговориться, что если в первом из них (1979г. издания), представлены материалы до этого года, то во втором издании (1983г.) его составителями не оговорено, что из него исключен ряд ранее опубликован-ных работ. Мемориальный же сборник работ Андропова 1984г. издания, в свою очередь, дополнительно содержит ряд ранее не публиковавшихся его выступлений 1967-1981 годов перед чекистскими коллективами [2].
По вполне понятным политико-конъюнктурным причинам, начиная с 1991 года и даже ранее, многие идеи Андропова, как и других его современников, оказались преданными заб-вению.
Тем не менее, некоторые из них представляют, по нашему мнению, интерес и актуальность и сегодня, причем не только для сотрудников органов безопасности Российской Федера-ции.
Тем более, что сам Андропов, в докладе, посвященном 112-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина, выражал надежду на то, что когда-нибудь, "наверное, будет написана исчерпыва-ющая история нашей эпохи" [3].
Автор не спешит "расставлять оценки", чем порой грешат многие нетерпеливые и недостаточно информированные жур-налисты. Мы ставим своей задачей предоставить читателю практически неизвестные или малоизвестные факты ушедшей
эпохи, с тем, чтобы он сам на этой основе мог делать соответ-ствующие суждения и выводы.
В этой связи представляется небезынтересным обратиться к ряду публичных выступлений Андропова, прежде всего, пе-ред чекистскими коллективами.
По неоднократно высказывавшемуся Андроповым мнению, "ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне. От-туда, извне, классовый противник пытается перенести на но-шу территорию подрывную деятельность, активизировать и провоцировать идеологические диверсии, рассчитывая на от-дельных неустойчивых людей" [4].
В то же время, органы государственной безопасности - это специальные органы, которые призваны специфическими ме-тодами и средствами борьбы в пределах своей компетенции содействовать обеспечению нормальной жизни советских лю-дей. Но при этом "деятельность органов государственной без-опасности должна строго соответствовать историческому процессу развития нашего общества и в первую очередь раз-витию и совершенствованию современной социалистической
демократии...
Поддержка и помощь органам госбезопасности со сторо-ны масс являлась и является важнейшим условием эффектив-ности всей чекистской деятельности"[5].
Главная задача чекистов, неоднократно повторял он, "пре-секать деятельность тех, кто становится на путь антигосудар-ственных действий, кто посягает на права советских людей, на интересы советского общества. В сегодняшних условиях обес-печение безопасности - это обеспечение безопасности не только государства, но всего общества от посягательств клас-сового противника"[6].
Как руководитель, Юрий Владимирович не мог не обра-щать самое пристальное внимание на методы и стиль работы подчиненных, на вопросы их воспитания и профессиональной подготовки. В этой связи он подчеркивал: "имея дело с зако- ном, мы должны самым строжайшим образом соблюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не мо-жет. Органы государственной безопасности должны подавать пример неукоснительного соблюдения законности, быть зако-нопослушными. Быть законопослушным - значит не только строго соблюдать права и свободы советских граждан (выде-лено мной. - О.Х.). Это значит также решительно и твердо при-нимать меры, определенные советскими законами, в отноше-нии тех лиц, которые становятся на путь антисоветских враж-дебных действий". Но решительно - это не значит безрассуд-но: "нашим действиям, как никогда прежде, необходимы про-думанность, прицельность. Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яб-лочко" [7].
Говоря о возрастании значения в жизни страны общест-венного мнения, Андропов подчеркивал необходимость "учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасно-сти. Именно поэтому, наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудя-щиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необхо-димость, оказывали нам необходимую поддержку. Это само собой не приходит. Нужна серьезная разъяснительная рабо-та. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор... Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспри-нят советскими людьми. Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс" [8].
А в одном из своих первых программных выступлений, обра-щаясь к выпускникам Высшей школы КГБ СССР им. Ф.Э. Дзер-жинского в июле 1967г., Андропов подчеркивал, что "в нынеш-них условиях, когда борьба с врагом происходит в особых ус-ловиях быстрого развития научно-технического прогресса и культуры во всех ее сферах... нужны глубокие знания, всесто-ронняя подготовка, умение разбираться в сложных переплете-ниях внутриполитической и внешнеполитической жизни. Ска-
занное имеет особое значение еще и потому, что за послед-нее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о вра-ждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что про-тивник ставит своей целью на идеологическом фронте дейст-вовать так, чтобы по возможности не переступать статьи Уго-ловного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках, и тем не менее действовать враждебно.
...Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безо-пасности, потому что это доверие - залог всех наших успе-хов" [9].
Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: "Важным средством за-воевания доверия масс является гласность в чекистской рабо-те. Советский народ должен быть больше и лучше информиро-ван о подрывной деятельности иностранных разведок, зару-бежных антисоветских центров, а также о подрывной деятель-ности антисоветских элементов внутри страны. Советские лю-ди должны больше знать о трудной и сложной работе чекист-ских органов" [10].
Как нетрудно заметить, Андропов в самом начале своей деятельности на "чекистском поприще" во многом предвосхи-тил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки.
20 декабря 1967г. Андропов выступил с докладом на тор-жественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвя-щенном 50-летию образования советских органов государст-венной безопасности.
В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой ауди- торией был дан ретроспективно-содержательный анализ дея-тельности органов госбезопасности СССР с момента их об-разования.
Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непо-колебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гума-низм, Андропов подчеркнул, что "эти демократические прин-ципы были и остаются основой деятельности чекистов"[1 1].
Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имев-шие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и са-мим органам госбезопасности.
Но "нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государ-ственной безопасности стоят и будут стоять на страже интере-сов Советского государства, на страже интересов советских людей".
Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изме-нился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разобла-чению и срыву его замыслов.
"Залогом успешной работы органов КГБ, - обращал внима-ние присутствовавших Андропов, - гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются по-следовательное осуществление ленинских принципов, неукос-нительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящи-мися массами".
Следует отметить, что более в своих публичных выступле-ниях к теме необоснованных политических репрессий 30-х-50-х годов не возвращался. Это обстоятельство, думается, объ-ясняется следующими его словами, приводимыми его замести-телем Ф.Д. Бобковым: "Есть отметка сегодняшнего дня, есть ус-ловия нашего времени, и давайте идти от этой отметки. Легче всего судить прошлое, надо видеть настоящее и будущее"[12]. В то же время председатель КГБ подчеркивал, что "было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдель-ные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубе-жа...
В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки. Это помогает устранять при-чины, могущие порождать антигосударственные преступле-ния.
Борьба партии и Советского государства с фактами нару-шения законных прав трудящихся,.с пренебрежением к их ну-ждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействует и повы-шение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие со-ветской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране"[13].
А вот как информировал Ю.В. Андропов ЦК КПСС об ито-гах работы КГБ (М 1025-А/ОВ от 6 мая 1968г.). Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов без-опасности в тот период, так и об объеме, и результатах их ра-боты, приведем ряд выдержек из него[14]. В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: "...Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осущест-влению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведыватель-ных органов...".
В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7 290 материалов поступило в порядке обмена материа-лами от разведок социалистических государств. Наиболее сильными и результативными специальными службами в 70-е~ 80-е годы при этом считались разведки Германской Демокра-тической Республики (Управление "А" МГБ ГДР), а также Чехо-словакии и Польши.
Подчеркнем также, что здесь и далее в подлиннике доку-мента, до недавнего времени имевшего гриф "Совершенно секретно. Особой важности", цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что сви-детельствует об их особо секретном содержании и значении. На основании полученных разведывательным - Первым глав-ным управлением КГБ СССР материалов в ЦК КПСС было на-правлено 4 260 информационных сообщений, дополнительно в линейно-функциональные отделы ЦК КПСС было направле-но 4 728 сообщений, в МИД - 4 832, в Министерство обороны и ГРУ - 4 639. Также дополнительно членам Политбюро ЦК КПСС были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической разведи нформации.
Помимо этого, в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1 495 информации, 9 910 материа-лов и 1 403 образца техники, по заданиям Военно-промыш-ленной комиссии было добыто 1 376 работ по 210 темам и бо-лее 330 образцов техники.
По линии контрразведки "среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, ком-мерсантов, членов различных делегаций (в 1967г. их насчитывалось свыше 250 тысяч человек), установлены 270 иностран-цев, подозреваемых в причастности к специальным службам противника. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдво-рено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ со-вместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 аген-тов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии....
Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду на-ционализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресе-чению попыток проводить организованную националистиче-скую деятельность в ряде районов страны...
В 1967г. на территории СССР зарегистрировано распро-странение 11856 листовок и других антисоветских докумен-тов... Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов. Большинство из них встало на этот путь в силу своей полити-ческой незрелости, а также из-за отсутствия должной воспи-тательной работы в коллективах, где они работают или учат-ся. Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элемен-ты использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распростра-нявших злобные антисоветские документы в силу своих враж-дебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлечен-ных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966 г. их было 41, а в 1967 году - 114 человек...
Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они про-должают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с.г. контрразведывательными аппаратами ведется разработка 1068 человек, разыскивается 2293 чело-века, осуществляется наблюдение за 6747 человек.
В 1967г. органами КГБ привлечено к уголовной ответствен-ности 738 человек, из них 263 человека за особо опасные и 475 - за иные государственные преступления. В числе привле-ченных к уголовной ответственности 3 человека, совершив-ших диверсии, 121 человек являются предателями и карателя-ми периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека об-винялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек - в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек - в не-легальном переходе границы, 100 человек - в хищениях госу-дарственного и общественного имущества в крупных разме-рах и взяточничестве, 148 человек - в контрабанде и наруше-нии правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж....
Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявле-ниям граждан 6 732 архивных уголовных дела на 1 2 376 чело-век; по 3 783 делам вынесены заключения о их прекраще-нии (что, добавим от себя, влекло освобождение или реабили-тацию проходящих по ним лиц - О.Х.).
Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государствен-ных преступлений. В 1967г. органами КГБ было профилакти-ровано 12 115 человек, большинство из которых допустили без враждебного умысла проявления антисоветского и поли-тически вредного характера....
Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валют-чиков изъято в 1 967г. золота в слитках и монетах около 30 кг, изделий из драгоценных металлов и камней, иностранной ва-люты и разных товаров на общую сумму 2 миллиона 645 тысяч рублей.
...на работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11103 человека, из них 4502 - на офицерские должности. Одновре-менно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы".
Но в то же время в отчете подчеркивалось, что "разведыва-тельной службой КГБ еще не создано необходимых агентур-ных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское пра-вительство о наиболее важных действиях империалистичес-ких государств по главным направлениям их внешней и внут-ренней политики. По этой же причине разведывательная служ-ба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза на-правлении, не всегда использует слабости в лагере империа-лизма и противоречия между капиталистическими странами.
Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчет-ном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов...
Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять ак-ции идеологической диверсии, склонять политически и мораль-но неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значи-тельной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 1 7 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии".
Подобная форма и структура отчетов в "инстанции", как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Ми- нистров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных под-разделений органов госбезопасности.
В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г. Ю.В. Андропов так характеризовал сов-ременную политическую обстановку в мире: "Ареной истори-ческого противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни - экономи-ка, идеология, политика... Потерпев провал в расчетах до-биться глобальной победы над социализмом "с позиции си-лы", международная реакция... стала делать ставку на подрыв социализма и коммунизма изнутри.
Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспири-рования проявлений национализма дискредитировать марк-систско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунисти-ческих партий в социалистических странах, вбить клин в отно-шения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними" [15].
Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства. И, учитывая общественную значимость этой проблемы для пони-мания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе.
Еще в июле 1967г., Андропов подчеркивал: "В органах го-сударственной безопасности должны работать хорошо под-готовленные, высококультурные кадры чекистов"[1 6].
Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г., председатель КГБ обращал внимание
на следующие обстоятельства: "В такой работе как наша, в силу оказанного нам доверия, в силу того, что эта работа да-ет нам немалые полномочия и в то же время она в определен-ной мере закрыта от публичной критики, довольно легко за-знаться, утратить трезвое, критическое отношение к себе. Вот почему надо быть особенно бдительным. Вот почему скром-ность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников.
...Что значит быть на высоте требований? Это значит... уметь воспитать в себе и пронести через всю жизнь такие вы-сокие качества, как честность, чуткость к окружающим, уме-ние видеть в людях не только плохое, но и хорошее. Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить извест-ный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос - дело недопус-тимое. Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозритель-ностью, видящий во всем одно только плохое - это плохой че-кист"[17].
Для Андропова была характерна высокая требователь-ность к кадрам. "Четкость, конкретность, оперативность - не-однократно подчеркивал он, - должны сочетаться у нас с не-терпимостью ко всякого рода нарушениям и расхлябанности, невзирая на то, какое служебное положение занимает то или иное лицо"[1 8].
Много внимания как Председатель КГБ Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. "Но профессиональный уровень - это не какая-то "по-стоянная величина". Он должен расти по мере того, как меня-ются и усложняются условия борьбы со спецслужбами против-ника. Только в этом случае мы сможем быть на высоте. Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, моби- лизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные ка-чества... Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они не проявлялись, ни забывать, что классовый враг всегда оста-ется врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывал-ся.
И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов. Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей... Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмо-трительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требова-тельностью относиться ко всем нашим действиям"[1 9].
Выступая 1 сентября 1981г. перед личным составом Высшей школы КГБ Ю.В. Андропов наметил целую программу повыше-ния эффективности подготовки чекистских кадров. В частно-сти, он отмечал: "Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитатель-ной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвеча-ли бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также услож-нившимся характером борьбы с противником...
Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний. Но это только одна сторона дела. Одних книжных зна-ний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, полити-ческих требований, чтобы умело применять полученные зна-ния на практике, выпускник школы должен обладать еще и че-кистским характером.
...Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть и будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, не обходимые для решения задач не только сегодня, но и зав! ра...
От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чис-тота. Он должен во всех своих поступках и действиях руковод-ствоваться благородными принципами и нормами социалисти-ческого общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со своей сове-стью. От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер"[20].
Важной составляющей подготовки и воспитания чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нару-шения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет.
"Решительно пресекая враждебную деятельность, - подчерки-вал он еще в апреле 1971 г., - мы должны вместе с тем избегать однобокости, уметь отделять от врага тех лиц, кто случайно попал во враждебную среду, политически заблуждаются или используются противником".
На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г. Ю.В. Андропов обращал внимание на то, что "чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь. В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности. Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гу-манной сущности нашего строя, отвечает требованиям идео-логической работы партии"[21].
Здесь необходимо сказать об одной чрезвычайно важной инициативе КГБ СССР.
25 декабря 1972г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ "О применении органами государственной безо-пасности предостережения в качестве меры профилактиче-ского воздействия". Однако, при всей своей важности и актуальности, этот за-конодательный акт имел один чрезвычайно важный недоста-ток. А именно: по трудно объяснимой причине, он имел гриф "Не для печати", что существеннейшим образом снижало эф-фективность его предупредительного воздействия.
В этой связи этот Указ, а также инструкция по его примене-нию, объявлялись приказом КГБ при СМ СССР N 0150 от 23 марта 1973г.
Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков. Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознаком-ление с ним. В случае отказа гражданина от подписания заключения, сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения.
Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключе-ние это, вместе с протоколом объявления официального пре-достережения, будут переданы в прокуратуру и, в случае при-влечения его к уголовной ответственности за подобные дей-ствия в будущем, будут иметь силу процессуального доказа-тельства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний.
С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с дру-гой стороны - предоставляла ему право обжаловать вынесен-ное предостережение в органы прокуратуры.
Лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности после объ-явления им официального предостережения от имени орга-нов КГБ, насчитывается буквально единицы.
К сожалению, после реорганизации органов безопасности в 1991-1992гг. их предупредительно-профилактическая рабо-та вообще не имеет законодательного регулирования, что са-
мым негативным образом сказывается как на ее эффективно-сти, так и содержании, масштабах.
Возможно, описанная, законодательно установленная про-цедура вызовет критику со стороны некоторых читателей. Я же привел ее как пример и реальный исторический факт. И, при этом, как юрист, буду настаивать на гуманистическом зна-чении данного способа предупреждения дальнейшей враж-дебной деятельности, ибо речь шла уже о совершении проти-воправных (уголовно наказуемых) действий небольшой об-щественной опасности.
Как известно, с именем Андропова связано образование в системе КГБ подразделений по борьбе с идеологическими ди-версиями противника.
В связи с тем, что данное обстоятельство нередко использует-ся для критических и даже клеветнических высказываний в ад-рес Андропова, представляется целесообразным подробнее остановиться на этом вопросе.
17 июля 1967г. по инициативе Андропова Политбюро ЦК КПСС приняло решение о создании в структуре КГБ само-стоятельного 5-го управления по борьбе с идеологическими диверсиями противника.
В записке в ЦК КПСС с обоснованием целесообразности образования самостоятельного управления по борьбе с идео-логическими диверсиями противника от 3 июля 1967г. N 1631-А Ю.В. Андроповым подчеркивалось: "Имеющиеся в Ко-митете государственной безопасности материалы свидетель-ствуют о том, что реакционные силы империалистического ла-геря, возглавляемые правящими кругами США, постоянно на-ращивают свои усилия в плане активизации подрывных дейст-вий против Советского Союза. При этом одним из важнейших элементов общей системы борьбы с коммунизмом они счита-ют психилогическую войну...
Замышляемые операции на идеологическом фронте про-тивник стремится переносить непосредственно на террито- рию СССР, ставя целью не только идейное разложение совет-ского общества, но и создание условий для приобретения у нас в стране источников получения политической информа-ции.
В 1965-1966 гг. органами госбезопасности в ряде республик было вскрыто около 50 националистических групп, в которые входило свыше 500 человек. В Москве, Ленинграде и некото-рых других местах разоблачены антисоветские группы, участ-ники которых в так называемых программных документах дек-ларировали идеи политической реставрации...
Под влиянием чуждой нам идеологии у некоторой части по-литически незрелых советских граждан, особенно из числа интеллигенции и молодежи, формируются настроения аполи-тичности и нигилизма, чем могут пользоваться не только заве-домо антисоветские элементы, но также политические болту-ны и демагоги, толкая таких людей на политически вредные действия..."[22].
В этой связи в цитировавшейся записке предлагалось со-здать в центральном аппарате КГБ самостоятельное управле-ние (пятое), возложив на него функции:
- организации работы по выявлению и изучению процессов, могущих быть использованными противником в целях идеоло-гической диверсии;
-выявления и пресечения враждебной деятельности антисо-ветских, националистических и церковно-сектантских элемен-тов, а также предотвращения (совместно с органами МООП) массовых беспорядков[23];
- разработки в контакте с разведкой идеологических цент-ров противника, антисоветских эмигрантских и националисти-ческих организаций за рубежом;
- организация контрразведывательной работы среди ино-странных студентов, обучающихся в СССР, а также по ино-странным делегациям и коллективам, въезжающим в СССР по линии Министерства культуры и творческих организаций.
При этом предусматривалось также создание соответствую-щих подразделений "на местах", то есть в Управлениях и го-родских отделах КГБ СССР.
В то же время в этой записке в Политбюро ЦК Ю.В. Андро-повым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954 г. в контрразведывательных подразделениях КГБ работало 25 375 сотрудников, то в июне 1967г. - только 14 263 человека. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Коми-тета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей[24].
Эта записка была рассмотрена Политбюро ЦК КПСС 17 июля 1967г., и был одобрен проект Постановления Совета Ми-нистров СССР, которое было принято в тот же день (М 676-222 от 17 июля 1967г.).
Согласно приказу N 0096 от 27 июля 1967г. штат образован-ного 5-го управления КГБ составил 201 должностную единицу, а его куратором по линии руководства стал первый замести-тель председателя КГБ С.К. Цвигун.
Как отмечалось в одной из записок Андропова в ЦК КПСС от 1 7 апреля 1968г., "в отличие от ранее имевшихся в органах госбезопасности подразделений (секретно-политический от-дел, 4 Управление и др.), которые занимались вопросами борьбы в идеологической области с враждебными элемента-ми, главным образом, внутри страны, вновь созданные пятые подразделения призваны вести борьбу с идеологическими ди-версиями, инспирируемыми нашими противниками из-за рубе-жа.
В решении Коллегии основное внимание обращается на своевременное разоблачение и срыв враждебных происков империалистических государств, их разведок, антисоветских центров за рубежом в области идеологической борьбы против Советского государства, а также на изучение нездо-ровых явлений среди отдельных слоев населения нашей страны, которые могут быть использованы противником в подрывных целях... Коллегия исходила из того, что ре-зультатом профилактической работы должно быть пре-дупреждение преступлений, перевоспитание человека, уст-ранение причин, порождающих политически вредные прояв-ления. Задачи борьбы против идеологической диверсии про-тивника будут решаться в тесном контакте с партийными орга-нами в центре и на местах, под их непосредственным руко-водством и контролем"[25].
Как вспоминал Ф.Д. Бобков, один из главных руководите-лей 5-го управления, поясняя ему задачи создаваемого под-разделения КГБ, Андропов подчеркивал, что чекисты должны знать планы и методы работы противника, "видеть процессы, происходящие в стране, знать настроения людей... Необхо-димо постоянно сопоставлять данные контрразведки относи-тельно замыслов противника и его действий в нашей стране с данными о реальных процессах, которые у нас происходят. Та-кого сопоставления до сих пор никто не делал: никому не хо-телось брать на себя неблагодарную задачу - информировать руководство об опасностях, таящихся не только в строго за-секреченных, но и в открытых пропагандистских акциях про-тивника"[26].
На наш взгляд, наиболее полное и адекватное представле-ние о задачах деятельности и назначении нового управления КГБ дает ряд выступлений Андропова перед чекистскими ауди-ториями.
Так, 23 октября 1968 г. он подчеркивал: "Враг не брезгует никакими средствами. В своем стремлении ослабить социали-стические страны, союз между социалистическими государст-вами, он идет на прямую и косвенную поддержку контррево-люционных элементов, на идеологическую диверсию, на соз-дание всевозможных антисоциалистических, антисоветских и иных враждебных организаций, на разжигание национализ-ма... В идеологической диверсии империалисты делают ставку на идейное разложение молодежи, использование недоста-
точного жизненного опыта, слабую идейную закалку отдель-ных молодых людей. Они стремятся... противопоставить ее старшему поколению, привнести в советскую среду буржуаз-ные нравы и мораль... Средства подрывной деятельности ста-новятся более изощренными и замаскированными"[27].
26 апреля 1971г. председатель КГБ указывал на обязан-ность чекистов "видеть реально существующие явления и про-цессы, быстро и оперативно реагировать на изменения в об-становке, пресекать разведывательные операции вражеских спецслужб, находить действенное противоядие против идео-логических диверсантов, срывать попытки перенести враж-дебную деятельность на нашу территорию.
...было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас встре-чаются еще отдельные люди, которые теряют классовую ори-ентацию, пасуют перед трудностями, обнаруживают нездоро-вые настроения, вступают в конфликт с нормами и законами советского общества. Чекисты обязаны правильно оценивать обстановку и видеть, что... кое-где в стране есть еще элемен-ты, на которые рассчитывают наши враги и которые они хоте-ли бы поставить на службу своим подрывным целям. Поэтому понятие высокой бдительности для всех советских людей и се-годня, несмотря на наши огромные успехи, не является поня-тием абстрактным"[28].
В выступлении на совещании в КГБ, специально посвящен-ном вопросам борьбы с идеологической диверсией империа-листических государств против СССР, Андропов подчерки-вал: "Идеологическая диверсия... не является обычной идео-логической борьбой, которая объективно вытекает из реаль-ного существования двух противоположных систем... Это пре-жде всего форма подрывной деятельности... против социализ-ма. Ее цель - ослабление, расшатывание социалистического строя. Она ведется специальными средствами и часто пред-ставляет собой прямое вмешательство во внутренние дела со-циалистических стран, что противоречит общепризнанным нормам международного права, социалистическим зако-нам... Ее отличает и то, что она осуществляется в наше время не обычным пропагандистским аппаратом, а специально ор-ганизованными службами. Эти спецслужбы, конечно, исполь-зуют буржуазный пропагандистский аппарат, используют все средства массовой информации, но основную ставку делают на специальные диверсионно-подрывные средства".
Интересующиеся читатели могут познакомиться с текстом выступления Ю.В. Андропова на данном совещании в КГБ СССР[29].
В связи с образованием в структуре 5 управления новых отделов
- первоначально их было 6, штат управления к 1 982 г. уве-личился до 424 человек[30].
Всего же, как вспоминал Ф.Д. Бобков, по линии 5-го управ-ления в СССР служило 2,5 тысячи сотрудников. В среднем в области в 5 службе или отделе работало 10 человек. Опти-мальным был и агентурный аппарат, в среднем на область приходилось 200 агентов[31].
Недавно довелось прочитать ("Новости разведки и контр-разведки", 2003, N 7-8, с.30), о том, что "по оценкам самого Андропова, "потенциально враждебный контингент" в СССР составлял 8,5 млн. человек".
При вполне понятном скептицизме в отношении подобных оценок, в то же время следует признать, что он, этот "потенци-ально враждебный контингент", составлял ничтожное мень-шинство населения страны.
И при этом, безусловно, речь не идет о числе граж-дан, якобы взятых "на оперативный учет" (точное их число давным-давно известно лицам, подобным В.В. Бакатину, Г.П. Якунину, О.Д. Калугину, но не оглашается исключи-тельно вследствие абсолютной "невыигрышности" этой циф-ры для противников КГБ).
Следует подчеркнуть, что фактически к сфере деятельности 5-го управления, помимо решения вышеуказанных задач, от-носилась также борьба с преступлениями против государства, и прежде всего антисоветской агитацией и пропагандой (ста-тья 70 Уголовного кодекса РСФСР), и организационной анти-советской деятельностью (статья 72).
Как отмечал в этой связи Ф.Д. Бобков, если до образова-ния 5 управления, в 1956-1960 годах, за антисоветскую агита-цию и пропаганду (по статье 58-10 УК РСФСР 1928г) было осуждено 4 676 человек, в 1961-1965гг. по статье 70 УК РСФСР 1960г.- 1 072, то в 1966-1970 годы - 295, а в 1981-1985 годах - 150 человек [32].
Сошлемся также на данные известного правозащитника С.А. Ковалева, отмечавшего по этому поводу, что всего с 1966 по 1986 год по статьям 70 ("Антисоветская агитация и пропаганда") и 1901 ("Распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общест-венный строй") Уголовного кодекса РСФСР были осуждены 2 468 человек. В то же время 18 декабря 1987г. КГБ СССР об-ратился с предложением в ЦК КПСС освободить от уголовной ответственности 401 осужденного и 23 подследственных по этим же статьям [33].
Нередко ранее, да и сейчас еще, много говорится о якобы преследовании "диссидентов" за инакомыслие, ущемлении права на собственное мнение, свободу слова и распростра-нения информации.
Однако следует заметить нашим соотечественникам, что свобода слова и распространения информации, вопреки ши-роко распространенному, но ошибочному мнению, отнюдь не безграничны.
Часть 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Президиумом Вер-ховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., устанавливает, что пользование правом на свободу слова "налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, сле-довательно, сопряжено с такими ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необхо-димыми:
а) для уважения и репутации других лиц;
Ь) для охраны государственной безопасности, обществен-ного порядка, здоровья или нравственности населения" [34].
Еще более категорична на это счет часть 2 статьи 10 Евро-пейской конвенции о защите прав человека и основных сво-бод. Она гласит:
"Пользование этими свободами, поскольку это согласуется с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или наказаний, предусмотренных в законе и необходимых в демократиче-ском обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или публичного порядка в це-лях предотвращения беспорядков и преступлений, для защиты здоровья и морали, а также для защиты репутации или прав других лиц, для предотвращения утечки информации, получен-ной конфиденциально, или поддержания авторитета и бес-пристрастности правосудия" [35].
Так что вряд ли можно говорить о "нелегитимности" дея-тельности КГБ, скорее, речь можно вести лишь о несовершен-стве законодательной базы, и, в частности, диспозиции статьи 70 УК РСФСР и возникавших в этой связи судебных ошибках. Отметим также и то обстоятельство, что и ныне, более чем че-рез тридцать лет вопрос этот также в полной мере не урегули-рован российским законодательством.
27 апреля 1973 г. Юрий Владимирович был избран членом Политбюро ЦК КПСС. В своем выступлении на Пленуме ЦК в этот день Председатель КГБ СССР, в частности, отмечал: "...Внешнеполитический курс нашей партии по праву называют мирным наступлением. Оно действительно мирное, поскольку осуществляется в интересах
мира и ведется мирным, невоенным путем... Условия разрядки диктуют свои формы, свои методы, свои приемы борьбы, ко-торыми нужно овладеть как можно лучше и быстрее. В этом ви-дят свой долг и чекисты, работники советской разведки и контрразведки...
Политический авторитет нашей страны, рост ее экономи-ческой и военной мощи, общее усиление позиций социализма заставили империалистов отказаться от попыток сломить со-циализм путем "лобовой атаки". Эти перемены, безусловно, отвечают нашим интересам. Вместе с тем нельзя не видеть то-го, что противник не отказался от своих целей. Теперь, осо-бенно в условиях разрядки, он ищет и будет искать иные сред-ства борьбы против социалистических стран, пытаясь вызвать в них "эрозию", негативные процессы, которые бы размягчали, а в конечном счете - ослабляли социалистическое общество.
В этом плане немалые надежды возлагаются империали-стическими силами на подрывную деятельность, которую им-периалистические заправилы осуществляют через свои спец-службы. В одной из секретных инструкций американских спецслужб в этой связи прямо говорится: "В конечном счете мы должны не только проповедывать антисоветизм и антиком-мунизм, но заботиться о конструктивных изменениях в стра-нах социализма".
Ю.В. Анроповым были приведены слова сотрудника амери-канской разведки, одного из руководителей "Комитета "Радио свобода": "Мы не в состоянии захватить Кремль, но мы можем воспитать людей, которые могут это сделать, и подготовить ус-ловия, при которых это станет возможным". Вообще, говорит он: "Зачем мы изучаем Советский Союз и положение в этой стране?.. Одной наукой освободиться от коммунизма невоз-можно, нужны действия. Значит, за нами должны быть силы, ко-торые в состоянии действовать". Это я цитировал.
Разумеется, товарищи, перед лицом сплоченности совет-ского общества, преданности советских людей идеалам со- циализма подобные высказывания нельзя воспринимать иначе как бредовые. Но планы такие есть, и не учитывать их нельзя. Империалисты весьма огорчены тем, что у нас в стране нет оппозиции, поэтому различные подрывные и пропагандист-ские центры на Западе всеми способами стараются ее соз-дать".
Далее председатель КГБ изложил план ЦРУ в этом направ-лении: "На первоначальном этапе предусматривается устано-вление контактов с разного рода недовольными лицами в Со-ветском Союзе и создание из них нелегальных групп. На по-следующем этапе намечается консолидировать такие группы и превратить их в "организацию сопротивления", то есть в дей-ствующую оппозицию.
...Недавно некий Аллен фон Шарк в книге, посвященной борьбе против нашего государства, писал: "Если государст-во (т.е. Советский Союз), предпримет какие-либо шаги против подобного рода отщепенцев (обратите внимание, - подчерки-вал Ю.В. Андропов, - он сам называет их отщепенцами - О.Х.), необходимо как можно шире афишировать эти меры, как не-справедливые, чтобы вызвать, с одной стороны, сочувствие к ним, к отщепенцам, а, с другой стороны, недовольство комму-нистической системой". Вот, собственно, и вся мораль.
Империалистическим разведкам неважно, что люди, кото-рых они поднимают на щит, - подонки и отщепенцы, важно, что это дает им повод лишний раз выступить с нападками на на-шу систему, бросить тень на нашу партию, а в этом и состоит их главная цель.
Особенно серьезную ставку делает противник на разжига-ние национализма, который в ряде случаев, смыкается с ан-тисоветизмом.
В последнее время органами КГБ проведены профилакти-ческие мероприятия в отношении ряда лиц, вынашивавших враждебные политические намерения в форме злейшего на-ционализма.
На Украине, в Литве, в Латвии, в Армении ряд национали-стов привлечены к уголовной ответственности за откровенную антисоветскую деятельность. Почти во всех этих случаях, как теперь признают сами виновные и профилактированные нами лица, их деятельность инспирировалась подрывными центра-ми, находящимися на Западе.
Органы государственной безопасности все чаще сталки-ваются с враждебной деятельностью эмиссаров различных ан-тисоветских организаций, прибывающих из-за границы под видом туристов. Только в прошлом году была выявлена и пре-сечена деятельность свыше 200 таких эмиссаров, направлен-ных в Советский Союз для передачи своим подопечным инст-рукций, денег, средств тайнописи и печатной техники.
Зарубежные подрывные центры делают немалую ставку на ис-пользование в антисоветских целях сионизма. Различного ро-да сионистские организации стремятся организовать на нашей территории враждебные вылазки, возбуждать антипатриоти-ческие настроения среди лиц еврейской национальности. И тут, разумеется, дело не столько в эмиграции евреев в Изра-иль, размеры которой не так уж велики, сколько в попытках создать так называемый "еврейский вопрос" для того, чтобы опять-таки использовать его для дискредитации советского строя.
Можно было бы привести и другие факты из этой специфи-ческой области борьбы, которая получила наименование идеологических диверсий. Идеологические диверсии осуще-ствляются в самых различных формах: от попыток создания антисоветских подпольных групп и прямых призывов к сверже-нию Советской власти (есть еще и такие) до подрывных дейст-вий, которые проводятся под флагом "улучшения социализма", так сказать, "на грани закона".
Комитет госбезопасности осуществляет целый комплекс чекистских мер по пресечению различных форм идеологиче-ской диверсии, по разложению зарубежных идеологических центров и их компрометации. Мы видим свою задачу в том, чтобы и впредь не ослаблять свою деятельность на этом уча-стке, но это требует от нас, коммунистов, повышения бди-тельности к любым идеологическим враждебным проявлениям, а также ко всякого рода колебаниям и шатаниям в любой сфе-ре идеологии и политики, которые так или иначе помогают на-шему противнику в его попытках ослабить прочность совет-ского общества.
...И в условиях разрядки борьба на так называемых "тайных фронтах" не прекращается. Империалистические разведки продолжают охотиться за сведениями, составляющими госу-дарственную и военную тайну, прежде всего относящимися к нашему оборонному потенциалу. Они пытаются использовать в этих целях расширение контактов в экономической и науч-но-технической областях. Только за прошлый год мы вынужде-ны были выдворить из Советского Союза более 100 различно-го рода агентов, эмиссаров, других иностранцев, занимав-шихся, как принято выражаться у дипломатов, недозволенной деятельностью. Нам известно, что многие лица в дипломати-ческих, торговых и других официальных представительствах западных стран в Москве, в том числе имеющие дипломатиче-ские паспорта, являются кадровыми разведчиками и пребыва-ют тут, конечно, не зря. В отношении их Комитетом госбезо-пасности ведется необходимая работа. В последнее время органами государственной безопасности арестовано не-сколько агентов империалистических разведок. Они лезли к самым сокровенным секретам нашего государства и действо-вали с применением всех средств классического шпионажа...
Работники органов понимают свою роль, свою обязан-ность способствовать успешному осуществлению внешнепо-литических мероприятий, намеченных Центральным Комите-том. Они видят свою задачу в том, чтобы работать гибче, чет-че, эффективнее, непрерывно совершенствовать формы и ме-тоды своей деятельности. Мы понимаем, что нами еще далеко
не все сделано, что мы еще в долгу перед партией и советским народом.
...Позвольте заверить, что ленинские принципы партийного руководства, связь с трудящимися, неукоснительное соблюде-ние социалистической законности и впредь будут незыблемой основой деятельности органов государственной безопасно-сти. Советские чекисты при помощи и поддержке Центрально-го Комитета, Политбюро и местных партийных органов сдела-ют все, чтобы поднять уровень своей работы на высоту задач, вытекающих из внешнеполитического курса нашей партии"
[36].
Конечно, можно попытаться оспорить подобные аргументы "из прошлого", указать автору на недопустимость использова-ния в полемике приема "подавления авторитетом" известного политического деятеля. Тем не менее, нам кажется, что в при-водимых словах Андропова содержится большая доля истори-ческой правды.
В той критике, которая звучала в адрес КГБ и лично в ад-рес Ю.В. Андропова с 1988 и в последующие годы, именно "идеологическая" составляющая в работе "органов" занимала главное место.
В этой связи хочется привести одно из недавних весьма по-казательных свидетельств на этот счет, тем более, что исходит оно от человека, довольно широко известного как в нашей стране, так и за рубежом.
Вот что писал по этому поводу в конце 2003 г. О.А. Попов, ныне проживающий в США активный участник "правозащит-ного движения" в СССР: "А может, действительно справедливы обвинения в адрес российских правозащитников, что глав-ный смысл их деятельности - это создание в стране инфра-структуры и атмосферы, благоприятных для проведения ус-пешной идеологической и психологической войны, которую вот уже более 50 лет ведут против нашей страны США? Что же касается защиты прав, жизненно важных для подав-ляющего числа советских граждан, таких, как право на безо-пасность (здесь и далее выделено у автора - О.Х.), на труд, на образование, на жилье, то эти социальные права правоза-щитников, как можно судить по их заявлениям и выступлени-ям, не слишком заботили"[37].
По нашему мнению, стоит задуматься и над следующим признанием бывшего " диссидента": "Я, автор этих строк, в те-чение нескольких лет собирал и обрабатывал материалы для правозащитных неподцензурных изданий.... И хотя я отвечаю за правдивость и достоверность приведенных в документах фактов, однако это обстоятельство не снимает с меня полити-ческой ответственности за фактическое участие на стороне США в идеологической и пропагандистской войне с СССР".
...Разумеется, правозащитники и диссиденты, включая автора этих строк, отдавали себе отчет в том, что подрывали имидж СССР и именно к этому стремились.
Что они, хотят того или нет, принимают участие в информационной и идеологической войне, которую США и государства стран НАТО ведут против СССР с начала 50-х годов.
Действия образованных вскоре после подписания в августе 1975 г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в г. Хельсинки московской и иных "хельсинкских групп" в СССР, подчеркивает О.А. Попов, - носили анти-государственный характер"[38].
"Автору этих строк, - признается он далее, - понадобилось несколько лет жизни в США, чтобы понять, что истинной целью идеологической войны было не улучшение состояния дел с правами человека в Советском Союзе и даже не установление в СССР демократического и правового государства, а уничто-жение или, по крайней мере, ослабление геополитического со-перника США, как бы он ни назывался - СССР или Россия".
В то же время, как справедливо отмечал Р.А. Медведев, в многогранной работе Андропова "тема диссидентов" не была
главной и единственной. Это была составляющая, "мучитель-ная составляющая" его работы в КГБ, где 9/1 0 времени зани-мали другие не менее важные аспекты обеспечения государ-ственной безопасности. Об этом со всей убедительностью свидетельствует и отчет КГБ за 1967г., выдержки из которого мы приводили ранее[39].
Бывший начальник ПГУ КГБ СССР Л.И. Шебаршин во мно-гих своих интервью справедливо подчеркивал, что лишь ме-нее одного процента чекистов были заняты "делами дисси-дентов".
К числу других важнейших новаций, связанных с именем Анд-ропова, можно отнести также образование Курсов усовер-шенствования оперативного состава (КУОС), просущество-вавших до 1993 г. На их базе позднее была организована под-готовка сотрудников спецподразделений КГБ СССР.
Не менее важное значение имело также создание в КГБ подразделений специального назначения для решения опе-ративно-боевых задач.
Первым из них стала легендарная группа антитеррора "Альфа". Отделение "А" 7 управления КГБ, как официально именовалась "Альфа", было образовано по предложе-нию Андропова и на основании соответствующего реше-ния Политбюро ЦК КПСС приказом Председателя КГБ от 14 июля 1974 г.
Его задачами являлись борьба с терроризмом, захват во-оруженных преступников, силовое прикрытие проведения опе-ративных мероприятий. Спецподготовку сотрудники "Альфы" проходили на базе Курсов усовершенствования оперативно-го состава КГБ (КУОС), созданных годом ранее.
Вобравшая в себя лучшее из опыта как российских сил спе-циального назначения, так и аналогичных зарубежных под-разделений, "Альфа" со временем стала элитным подразде-лением КГБ. В отличие от призванной действовать на территории пре-имущественно, собственной страны "Альфы", группа спецна-значения ПГУ "Вымпел" была образована 19 августа 1981г. для решения сложных боевых задач за границей. Одним из не-посредственных ее организаторов стал Ю.И. Дроздов, а ее первым командиром - Герой Советского Союза, начальник УКОС Э.Г. Козлов. Оба они являлись участниками операций по захвату президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле 27 декабря 1979 г.
Не останавливаясь подробно на деятельности "Альфы" и "Вымпела", подчеркнем только, что их создание было абсо-лютно обоснованным и оправданным, и что в дальнейшем они доказали высочайший уровень профессиональной подготовки и решения поставленных задач[40].
Приведем еще один важный документ, направленный Ю.В. Андроповым в ЦК КПСС 24 января 1977 г., но получив-ший огласку только 17 июля 1991 г. на закрытом заседании Верховного Совета СССР:
"О планах ЦРУ по приобретению агентуры влияния среди советских граждан:
По достоверным данным, полученным Комитетом государ-ственной безопасности, последнее время ЦРУ США на осно-ве анализа и прогноза своих специалистов о дальнейших пу-тях развития СССР разрабатывает планы по активизации враждебной деятельности, направленной на разложение со-ветского общества и дезорганизацию социалистической эко-номики.
В этих целях американская разведка ставит задачу осуще-ствлять вербовку агентуры влияния из числа советских граж-дан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сфе-ру управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза.
ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающей приобретение ими на-
выков шпионской деятельности, а также их концентрирован-ную политическую и идеологическую обработку. Кроме того, один из важнейших аспектов подготовки такой агентуры - пре-подавание методов управления в руководящем звене народ-ного хозяйства.
Руководство американской разведки планирует целенаправ-ленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспекти-ве занять административные должности в аппарате управле-ния и выполнять сформулированные противником задачи. При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не свя-занных между собой агентов влияния, проводящих в жизнь по-литику саботажа и искривления руководящих указаний, будет координироваться и направляться из единого центра, создан-ного в рамках американской разведки.
По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агенту-ры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, будет вести на-учные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направле-ниям. При выработке указанных планов американская раз-ведка исходит из того, что возрастающие контакты Советско-го Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях.
По заявлениям американских разведчиков, призванных не-посредственно заниматься работой с такой агентурой из чис-ла советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами программа будет способство-вать качественным изменениям в различных сферах жизни на-шего общества, и прежде всего в экономике, что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих запад-ных идеалов. КГБ учитывает полученную информацию для организации ме-роприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки.
Председатель Комитета Ю. Андропов"[41].
В целом этот документ дает также представление о содер-жании, форме и объеме разведывательной информации, регу-лярно направлявшейся КГБ Центральному Комитету КПСС. При этом отметим, что появление агентуры влияния отнюдь не является "изобретением", артефактом КГБ и Андропова лично.
Как пишут американские авторы Норман Палмер и Томас Ален, "агент влияния - лицо, используемое для оказания тай-ного влияния на государственных чиновников, средства мас-совой информации или активную часть населения в интере-сах и для достижения целей, преследуемых иностранной дер-жавой"[42].
В мае 1982 г. Ю.В. Андропов был избран Секретарем ЦК КПСС. Бесспорен тот факт, что Андропов, как никто другой из руководителей страны того времени, пользовался большим авторитетом, доверием, популярностью, и даже любовью пода-вляющей части населения.
Однако ныне в печати подчас высказывается мнение, что Ю.В. Андропов был интриганом, рвущимся к власти. Некото-рые неизвестные широкой аудитории факты биографии Анд-ропова, связанные с проведением западными спецслужбами специальной операции по дискредитации председателя КГБ, позволяют, однако, усомниться в обоснованности подобных заявлений.
Действительно, кто сейчас знает, что еще в марте 1976 г. Москву посетила группа из 9 эмиссаров зарубежных антисо-ветских центров, в которую, между прочим, входили два кон-грессмена США, которая поставила перед "лидерами" совет-
\ "
скмх диссидентов прямой вопрос о том, кто станет преемни-ков Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС?
ГЛидеры" обещали подумать над этим вопросом. И лишь на четвертый день объявили свой вердикт - Андропов!
По-видимому, такой прогноз не устраивал заокеанских "кремленологов".
И действительно, в 1979-1980 годах в зарубежной печати появились статьи, в которых констатировались рост автори-тета и популярности Андропова, и высказывались предполо-жения, что он не только является реальным конкурентом пре-старелому Генсеку, но и может, при желании, конечно, сме-стить его с этого поста, используя реальные властные рычаги, находящиеся в его руках.
Естественно, эта информация была доведена до Брежнева, и последний решил, "от греха подальше", перевести Андро-пова на административную должность в аппарат ЦК КПСС, чем и объясняется его назначение секретарем ЦК в мае 1982г.
Между тем, скажем правду, многие мои коллеги даже пос-ле смерти Брежнева, не верили в возможность избрания Анд-ропова на пост Генерального секретаря ЦК КПСС.
"Недавний шеф КГБ, - писал его библиограф Р.А. Медве-дев, - сумел не только быстро консолидировать власть, но и завоевать несомненное уважение значительной части насе-ления", при этом с его деятельностью на новом поприще свя-зывали "разные и противоречивые надежды. Одни ждали бы-строго наведения порядка в виде прежде всего жестких мер против разгулявшейся преступности и мафии, искоренения коррупции и усиления расшатавшейся трудовой дисципли-ны''^].
Об отношении населения к Андропову свидетельствует и
следующий факт.
В I квартале 1983 г. объем промышленного производства в СССР вырос на 6,3%, а производительность труда - на 4,7% по сравнению с предыдущим годом [44]. В середине апреля 1983 г. совершенно ошарашенный комментатор "Би-би-си" сообщил советской слушательской аудитории, что эти факты "свидетельствуют о колоссальных потенциальных возможно-стях, которые таит в себе социализм, и о чем, похоже, не по-дозревали сами его руководители".
Хорошо известна ставшая почти хрестоматийной фраза Андропова о том, что "мы еще до сих пор не изучили в долж-ной мере общество, в котором живем и трудимся, не полно-стью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические" [45].
Как бы ни показалось это парадоксальным, но думается, что и в этом своем утверждении бывший председатель КГБ СССР оказался прав.
Тем не менее, Андропов навсегда останется в памяти на-родов нашей страны человеком, который не успел завершить очень многие свои начинания.
Использованные источники:
1. См.: Г.Х. Шахназаров. Цена свободы. М., 1993; Крючков В. А. Личное дело. Т. 1 -2. М., 1997; Медведев Р. А. Генсек с Лубянки. Изд. 2. М., 1999; он же - Не-известный Андропов. Политическая биография Ю.В. Андропова - М., 1999 и др.
2. См.: Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. - М., 1979; Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. 2-е издание., М., 1 983; Андропов Ю.В. Ленинизм -неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс. Из-бранные речи и статьи. - М., 1984.
3. См.: Ленинизм - неисчерпаемый источник революционной энергии и твор-чества масс // Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. 2-е издание., М., 1983-с. 199
4. [Преданность делу партии, социалистической Родине: речь на торжествен-ном собрании, посвященном 60-летию советских органов безопасности 19 декабря 1977г. // Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи., М., 1979 - с. 275.
5. См.: там же. - с. 273, 275.
6. Верно служить делу партии, интересам советского народа: Выступление пе-ред чекистами - делегатами XXVI съезда КПСС 1 марта 1981г. // Андропов Ю.В. Ленинизм - неисчерпаемый источник революционной энергии и творче-ства масс. - М., 1984 - с.337.
7. Там же. - с. 337.
8. Там же. -с. 339.
9. Цитируется по: Каким должен быть чекист: выступление перед выпускника-ми ВКШ КГБ в июле 1967г. // Андропов Ю.В. Ленинизм - неисчерпаемый ис-точник революционной энергии и творчества масс. -с. 99-100.
10. Там же. -с. 102.
1 1. См: Пятьдесят лет на страже безопасности Советской Родины // Андро-пов Ю.В. Избранные речи и статьи. - М., 1983 - с. 85-95.
12. Бобков Ф. Д. КГБ и власть. - М., 1995 - с. 214.
13. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. - М., 1983 - с. 93-94.
14. См.: Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991.
Справочник. Документы. - М., 2003 - с. 714-723.
15. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. - М., 1979 - с. 1 59. 16. Андропов Ю.В. Ленинизм - неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс. Избранные речи и статьи. - М., 1984. - с. 99-ТОО.
17. Выступление Ю.В. Андропова на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ, посвященном 50-летию ВЛКСМ 23 октября 1968г. // Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. - М., 1979. - с. 122.
18. Там же. -с. 166.
1 9. См.: Андропов Ю.В. Ленинизм - неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс... - с. 337-338.
20. Чекист - профессия особая: Выступление перед личным составом ВШ КГБ 1 сентября 1981г. // Ленинизм - неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс... - с. 354-356.
21. Идеологическая диверсия - отравленное оружие империализма // Андро-пов Ю.В. Избранные речи и статьи. - М., 1983. - с. 166.
22. См.: Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. Справочник. Документы. - М., 2003 - с. 71 2-714.
23. Министерство охраны общественного порядка - так в тот период времени именовалось МВД СССР.
24. См.Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. Справочник. Документы... - с. 714.
25. Там же. -с. 724-725.
26. Бобков Ф. Д. КГБ и власть. - М., 1995. - с. 192-193.
27. См.: Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. - М., 1979 - с. 119.
28. Там же. -с. 168-169.
29. Подробнее см.: Идеологическая диверсия - отравленное оружие империа-лизма // Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. -М., 1983-с. 161-168.
30. Подробнее см.: Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ... - сс.166-168. А также Ма-каревич Э.Ф. Филипп Бобков - профессионал холодной войны на внутреннем фронте // Политический сыск: Истории, судьбы, версии. - М., 2002. - с. 173-227.
31. См.: Макаревич Э.Ф., указанная работа - с. 206.
32. См.: Родина. - М., 1989 - N 11.
33. См.: Московские новости., М., 1992 - N 32, 9 августа.
34. См., например: СССР и международное сотрудничество в области прав человека. - М., 1989; также подробнее см., Хлобустов О.М. и другие: Права че-ловека и интересы национальной безопасности. - М., 1999 - с. 15, 36-47.
35. См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод. - М., Центр информации и документации Совета Европы в Российской Федерации. -1996.-с.Ю.
36. Цитируется по: Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ... - ее. 726 -728.
37. Попов О.А. Защитники прав человека или "агенты глобализма"? // Моск-ва. - М., 2004 - N1 - с. 162-191.
38. Там же. -с. 174.
39. См.: Медведев Р.А. Указанная работа - с. - 118.
40. См.: Дроздов Ю.И. Вымысел исключен: Записки начальника нелегальной разведки. - М,. 1999; Болтунов М.А. "Альфа" не хотела убивать - М., 1994. 41. Цитируется по: Крючков В.А. Личное дело. Часть вторая. - М., 1996 -с. 389-390.
42. См.: Палмер Н., Томас Б. Ален. Энциклопедия шпионажа. - М. - 1999 -с. 40.
43. Медведев Р.А. Неизвестный Андропов. Политическая биография -М. - 1999. с. 9.
44. См.: Медведев Р.А. Указанная работа - с. 305.
45. Речь на пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983г. //Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. - М., 1 983 - с. 294.
О.М. Хлобустов

Исходный документ: http://x-library.narod.ru/andropov.html

Сайт: http://x-library.narod.ru


Рецензии