Опасность от госбезопасности За кулисами истории

 Советские органы государственной безопасности и ХХ съезд КПСС
(NB! Очень важная, дорогая для меня статья)

 ХХ съезд КПСС, проходивший с 14 по 24 февраля 1956 г., особенно «сек-ретный» доклад на нем первого секретаря ЦК Н.С.Хрущева, стали отправной точкой отсчета нового этапа отечественной истории. «Оттепели", как его вскоре окрестили публицисты.
Этот, во многом противоречивый, этап истории нашей страны по- преж-нему вызывает немалый интерес у современников. В тоже время он является и в немалой степени мифологизированным вследствие политической ангажиро-ванности наших сограждан.
 Целесообразность очередного обращения к его истории объясняется и тем обстоятельством, что 2007 год может с полным правом быть объявлен «годом 70-летия большого террора». С учетом того обстоятельства, что 23 ян-варя 1937 г. в Москве начался второй открытый политический процесс по делу так называемого «Параллельного антисоветского троцкистского центра» («Процесс 17-ти»), 13 обвиняемых на котором, в том числе Г.Л.Пятаков, Л.П.Серебряков, К.Б.Радек, были приговорены к «высшей мере социальной за-щиты».
 А через месяц начал работу февральско-мартовский Пленум ЦК ВКП (б), на котором окончательно утвердился сталинский постулат «о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения страны по пути строитель-ства социализма».
Подробнее остановиться на вопросах истории органов НКВД-КГБ СССР представляется необходимым нам еще и потому, что они в немалой степени мистифицированы в современном историческом сознании населения.
Первый период мифологизации истории начался в 30-е годы, когда, вслед за удалением из общественно-политической жизни, нередко прини-мавшей формы борьбы за власть, изменялась прямо на противоположную трактовка роли конкретных личностей в истории государства, либо они подвер-гались полному остракизму и замалчиванию.
Второй этап мифологизации истории советского государства приходится на первую половину 50-х годов прошлого века и в немалой степени связан именно с ХХ съездом КПСС.
Следует напомнить, что историческое сознание общества формируется под воздействием нескольких взаимосвязанных информационных источников.
Наиболее распространенным, и вследствие этого, его фундаментальной основой, являются школьные знания, в наиболее концентрированном виде со-держащиеся в учебниках по истории. Но, в то же время, этот мировоззренче-ский пласт общественно-исторического сознания и в наибольшей степени явля-ется субъективированным, поскольку авторы учебников отражают собственную точку зрения, следуя наиболее утвердившимся и распространенным в настоя-щее время представления о прошлом.
Еще одним важным источником, влияющим на осознание истории стра-ны, являются специальные исторические и историографические работы, а также документальные публикации.
Наконец, существуют специальные профилизированные работы по исто-рии отдельных отраслей, сфер государственного управления, например, по ис-тории органов государственной безопасности. Эта библиография уже в на-стоящее время весьма обширна и насчитывает более тысячи наименований только книг, не считая не меньшего количества опубликованных статей, очер-ков, документов и т.д.
Две последних группы источников в наименьшей степени влияют на обыденное сознание и настроения населения.
В отличие от них, современные средства массовой информации (СМИ), особенно имеющие большие аудитории зрителей, слушателей и читателей, об-ладают несравнимо большими возможностями по оказанию воздействия на ин-формационную ситуацию в обществе. Тем более, что в журналистике, массо-вых информационных процессах сохраняется и будет продолжать сохраняться тенденция к «актуализации проблем», связанная с наличием «информационно-го повода», в качестве которого нередко выступают те или иные юбилейные да-ты.
Одной из подобных «актуальных» проблем исторического прошлого на-шей страны является ряд вопросов о политических репрессиях в СССР. Причем в действительности его следует разделить две составляющих – об общем числе репрессированных и о необоснованных политических репрессиях.
Именно под этим углом зрения нам и представляется необходимым обра-титься к истории ХХ съезда КПСС.
По сути дела они поднимались уже в 50-е годы прошлого века, хотя тогда они были освещены далеко неполно, и вследствие этого, также были в немалой степени мифологизированы. В том числе и на ХХ съезде КПСС, который явил-ся важным событием всемирной истории прошлого века.
Однако февралю 1956 года предшествовало немало других важных и драматических событий, о которых нельзя не упомянуть в связи с рассматри-ваемыми нами вопросами.
В начале 50-х годов прошлого века органы госбезопасности СССР также попали в фокус общественного внимания в силу различных причин.
12 июля 1951 г. был арестован министр государственной безопасности СССР с марта 1946 г. В.С.Абакумов (его преемником до ликвидации МГБ в марте 1953 г. стал С.Д. Игнатьев).
Этому предшествовало решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 июля 1951 г. «О неблагополучном положении в МГБ», в котором Абакумову инкримини-ровались «обман партии», затягивание следственных дел, злоупотребления вла-стью. Позднее к нему присоединилось обвинение в «участии в сионистском за-говоре в МГБ». За арестом министра последовал арест и ряда руководителей подразделений министерства.
Как информировал в ноябре 1952 г. Сталина заместитель министра гос-безопасности С.А. Гоглидзе, с 1 июля 1951 по 1 июля 1952 г. были освобожде-ны «как не справлявшихся с работой» 1 583 сотрудника МГБ и уволено «за на-рушение дисциплины», «советской законности», «злоупотребление служебным положением» и «морально-бытовое разложение» еще свыше 3 тысяч, в том числе 500 сотрудников центрального аппарата министерства[1].
В подготовленной для Сталина в ноябре 1952 г. докладной записке «О положении дел в МГБ» отмечалось, что «требуемого улучшения работы орга-нов государственной безопасности не произошло», и подчеркивалась необхо-димость «коренной перестройки агентурно-оперативной работы»[2].
Вопросы «О положении дел в МГБ СССР» и тесно связанный с ним в связи с арестом Абакумова и расследованием МГБ «дела врачей» «О вреди-тельстве в лечебном деле», рассматривались на заседании Президиума ЦК КПСС 1 декабря 1952 г. (изменение названия партии было принято на XIX съезде КПСС в октябре того же года. Тогда же высшим партийным органом стал Президиум ЦК), и в качестве «важнейшей и неотложной задачи» было сформулировано требование об усилении контроля партийных органов за рабо-той органов МГБ. В частности, в разосланном в партийные комитеты совер-шенно секретном Постановлении ЦК «О положении в МГБ» от 4 декабря 1952 г. (в его основу были положены решения ранее упомянутого заседания Прези-диума ЦК) подчеркивалось:
«… Считать важнейшей и неотложной задачей партии, руководящих пар-тийных органов, партийных организаций осуществление контроля за работой органов министерства государственной безопасности. Необходимо решительно покончить с бесконтрольностью в деятельности органов МГБ и поставить их работу в центре и на местах под систематический и постоянный контроль пар-тии, ее руководящих партийных органов, партийных организаций…». В нем также подчеркивалось, что «первые секретари обкомов, крайкомов партии и ЦК компартий союзных республик обязаны интересоваться агентурной работой ор-ганов МГБ…», а Бюро Президиума ЦК поручалось «…провести мероприятия по обеспечению постоянного контроля со стороны ЦК КПСС за работой мини-стерства государственной безопасности СССР и по значительному укреплению [его] центрального аппарата….»[3].
Следствием рассматривавшегося на том же заседании Президиума ЦК вопроса о «вредительстве в лечебном деле» стало появившееся в «Правде» в середине января 1953 г. сообщение об аресте группы «врачей-вредителей».
Это дело, начавшееся еще в конце 1951 г., бесславно было завершено в апреле 1953 г. снятием обвинения со всех подозреваемых, о чем также было со-общено в печати.
Как в то время, так и в последующие годы, «дело врачей» стало символом незаконных методов ведения следствия и фальсификации уголовных дел.
 После преобразования 5 марта 1953 г. Министерства внутренних дел СССР, в состав которого были включены и подразделения упраздненного ми-нистерства государственной безопасности, заместителями министра Л.П. Берии были назначены С.Н. Круглов, Б.З. Кобулов, И.А. Серов. (Помимо этого Берия являлся заместителем председателя Совета министров СССР и членом Прези-диума ЦК КПСС).
11 марта Берия направил на имя председателя Совета министров СССР Г.М. Маленкова и Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева письмо, в кото-ром дал следующую характеристику происходившего в последние годы в МГБ: «Значительная часть чекистских кадров, имеющих опыт – разгромлена… Необ-ходимо будет рассмотреть материал на арестованных чекистов и в зависимости от результатов принять решение об использовании их на работе в МГБ»[4].
И действительно, были освобождены и возвращены на работу многие че-кисты, арестованные при Абакумове и С.Д. Игнатьеве, что, впрочем, пагубно сказалось на судьбе многих из них после «разоблачения банды Берия» в июне того же года.
 По инициативе Л.П.Берии была образована следственная группа для пе-ресмотра ряда особо важных дел: «дела врачей», «арестованных сотрудников МГБ», «арестованных МГБ Грузинской ССР группы местных работников» (т.н. «мингрельское дело»).
И уже 3 апреля Берия о результатах проведенной проверки докладывал Президиуму ЦК КПСС. На основе его доклада было принято решение о полной реабилитации и освобождении обвиняемых и членов их семей (всего 37 чело-век). Несколько позже последовали и другие освобождения из-под ареста и об-винений.
Берия заверил Президиум ЦК о том, что в МВД «…проводятся меры, ис-ключающие возможность повторения впредь подобных извращений в работе».
Позднее Президиум ЦК постановил, что «ввиду допущенных серьезных ошибок в руководстве бывшим МГБ» невозможно оставить на посту секретаря ЦК С.Д. Игнатьева[5].
 Пункт IX Постановления Президиума ЦК КПСС от 10 апреля 1953 г. гла-сил:
"- Одобрить проводимые т. Берия Л.П. мероприятия по вскрытию пре-ступных действий, совершавшихся на протяжении ряда лет бывшим МГБ СССР, выражавшихся в фабрикации и фальсификации дел на честных людей, а также мероприятия по исправлению последствий нарушения советских зако-нов, имея в виду, что эти меры направлены на укрепление Советского государ-ства и социалистической законности"[6].
Мы привели эти факты для того, что бы еще раз подчеркнуть, что пере-смотр следственных дел бывшего НКГБ-МГБ начался задолго до XX съезда КПСС.
Однако положение в органах госбезопасности в свете приводимых доку-ментов по-прежнему продолжало оставаться сложным и напряженным.
А в конце июня 1953 г. последовал арест заместителя председателя Сове-та министров и министра внутренних дел СССР Л.П. Берии и ряда его замести-телей.
В приложение к протоколу заседания Президиума ЦК КПСС от 26 июня 1953 г. «К решению вопроса о Берия» присовокуплен проект доклада Г.М. Ма-ленкова, в котором содержится целый ряд обвинений, в том числе и следую-щее: «Враги хотели поставить органы МВД над партией и правительством. За-дача состоит в том, чтобы органы МВД поставить на службу партии и прави-тельству, взять эти органы под контроль партии…. Задача состоит в том, чтобы не допустить злоупотребления властью».
Однако документы свидетельствуют о том, что высший партийный орган – ЦК КПСС, точнее – его руководство – секретари ЦК и члены Президиума ЦК, - в начале 50-х годов не только был информирован о деятельности органов МГБ, но и принимал непосредственное участие в формировании их политики. Но контроль этот в значительной мере был персонифицированным, сосредото-ченным в руках Генерального (Первого) секретаря ЦК.
Позднее это обстоятельство замалчивалось высшим партийным руково-дством с целью вывести себя из-под возможной критики, что стало основой и причиной сокрытия многих фактов, что вело к дальнейшему искажению исто-рической правды.
При этом сообщение об аресте Берии и назначении министром МВД СССР С.Н.Круглова было опубликовано только 29 июня.
Одновременно с арестом Берии был проведен арест ряда заместителей министра и группы руководящих работников МВД, суд над которыми состоял-ся в декабре 1953 г., причем большинство обвиняемых были приговорены к «высшей мере социальной защиты» (расстрелу) («приспешников» Абакумова та же участь ждала через год).
13 июля 1953 г. новый министр внутренних дел С.Н.Круглов представил предсовмина Маленкову докладную записку о реакции населения на арест Бе-рии и его заместителей.
В ней приводилось высказывание одного из современников: «…Я убеж-ден, что будут следующие. Как ни сильна машина, а развал начался. Скандал большой и гнусный. Теперь будем ждать и наблюдать, что дальше, чей черед». Там же приводилось и следующее высказывание: «От смены руководства ре-жим у нас не меняется. Он был и есть, по существу, полицейский. Я не верю ни в какие идейные мотивы в поступках не только Берия, но и других. Это откро-венная борьба за власть. По-моему, дележка власти только началась. Так или иначе, крах этой структуры рано или поздно неизбежен»[7].
Следует подчеркнуть, что после ареста Л.П. Берии в органы прокура-туры и ЦК КПСС стали поступать многочисленные заявления и жалобы осуж-денных и их родственников по поводу пересмотра ранее возбужденных уголов-ных дел и незаконных методов ведения следствия.
В записке в Президиум ЦК от 19 марта 1954 г. Прокурора СССР Р.А.Руденко и министра внутренних дел С.Н.Круглова отмечалось, что в лаге-рях, колониях и тюрьмах содержатся 467 946 осужденных за контрреволюци-онные преступления, немалую долю среди которых составляют предатели, ка-ратели и пособники немецко-фашистских оккупантов, и еще находятся в ссылке после отбытия основного наказания за контрреволюционные преступ-ления 62 462 человека.
В то же время отмечалось, что с августа 1953 по 1 марта 1954 г. в органы прокуратуры поступило 78 982 обращения граждан с ходатайствами о реабили-тации, в связи с чем предлагалось создать специальную комиссию по пере-смотру дел осужденных[8].
В соответствии с данным предложением в мае 1954 г. была образована Центральная комиссия, в КГБ союзных республик СССР, а также в краевых и областных управлениях КГБ также были созданы специальные комиссии с уча-стием работников прокуратуры для проверки и пересмотра ранее возбужден-ных следственных и уголовных дел.
О результатах работы Центральной комиссии в отношении осужденных за "контрреволюционные преступления" Прокурор СССР Р.А. Руденко докла-дывал Президиуму ЦК КПСС 29 апреля 1955 г., что комиссией были пересмот-рены уголовные дела на 237 412 человек, при этом было отказано в смягчении наказания 125 202 проходившим по ним лицам.
В то же время были отменены приговоры или прекращены уголовные де-ла в отношении 8 973 человек, что означало их фактическую реабилитацию, были освобождены из мест лишения свободы 21 797 человек, отменена ссылка 1 371 осужденному. Помимо этого были сокращены сроки наказания 76 344 осужденным и в отношении 2 891 из них были переквалифицированы составы преступления на менее тяжкие[9].
Учитывая, что вопрос об общем числе репрессированных по материалам органов госбезопасности вызывает неизменный интерес, представляется необ-ходимым отметить, что, согласно справкам Спецотдела МВД СССР от 11 де-кабря 1953 г. о количестве осужденных по материалам органов ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД СССР в 1921-1953 годах, всего за указанный период в судеб-ном и несудебном порядке по материалам органов госбезопасности были осу-ждены 4 060 306 человек (в 1921-1929 годы – 208 863 человека, 1930-1936 годы - 1 391 093 человека, 1937-1938 годы - 1 344 923 человек, в 1939-1953 (первое полугодие) - 1 115 427 человек).
Из общего числа осужденных 799 455 человек были приговорены к выс-шей мере наказания, остальные осуждены к лишению свободы, ссылке и вы-сылке, иным мерам наказания (выдворению за границу, принудительному ле-чению, к исправительно-трудовым работам, осуждены условно).
Представляется необходимым особо подчеркнуть, что из общего числа 1 115 427 человек осужденных за контрреволюционные преступления в период 1939 - первую половину 1953 годов на годы Великой Отечественной войны - 1941-1945 годы, приходятся 476 617 осужденных[10].
Однако реальное число «репрессированных», то есть лиц, отбывавших наказания, было реально даже несколько меньше указанной цифры, поскольку некоторые лица осуждались неоднократно. (А статистика фиксировала именно факты вынесения приговоров, не учитывая их возможно повторный характер).
 Так, на основании совместной директивы Прокуратуры и МГБ СССР от 26 октября 1948 г. N 241/66сс из 45 048 человек, ранее осужденных за "контр-революционные преступления", и освобожденных после отбытия наказания, 12 081 человек были арестованы органами МГБ и направлены в ссылку "в отда-ленные районы Сибири и Крайнего Севера".
Отметим, однако, что эта директива была издана во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г. о ссылке на по-селение в отдаленные районы бывших шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, "правых", меньшевиков, эсеров, анархистов и националистов, ос-вобожденных по отбытию наказания из лагерей и тюрем после окончания Ве-ликой Отечественной войны[11].
Разумеется, подобные решения не имели никаких юридических и иных оснований, являлись грубым нарушением принципов отправления правосудия и конституционных прав граждан, вследствие чего являются бесспорным осно-ванием для реабилитации лиц, ставших жертвами беззакония и правового про-извола.
Помимо этого, повторные осуждения, как юридически обоснованные и мотивированные, так и юридически необоснованные, осуществлялись и в инди-видуальном порядке.
Показателен пример повторного осуждения фашистского пособника Ва-сюры. В 1952 г. Военным трибуналом Киевского военного округа к 25 годам лишения свободы был приговорен Г.Васюра, бывший старший лейтенант РККА, попавший в плен 29 июня 1941 г. и служивший в украинских полицей-ских частях, созданных оккупантами. В 1955 г. Васюра был освобожден по амнистии. В последствии, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами об участии гауптмана СС Васюры, начальника штаба 118 полицейского батальо-на, в руководстве уничтожением жителей белорусского села Хатынь, в январе 1987 г. трибуналом Белорусского военного округа он был приговорен к выс-шей мере наказания[12].
Также ЦК КПСС информировался о том, что в несудебном порядке Осо-бым совещанием (ОСО) при наркоме/министре внутренних дел и госбезопасно-сти в 1934-1953 годах было осуждены 442 531 человек, большинство из них - по "политическим обвинениям" (эти лица были включены в ранее указанное общее число осужденных, но это обстоятельство было выделено отдельно в связи с особыми условиями вынесения приговоров).
В 1941-1944 годах ОСО также рассматривались дела на разоблаченных агентов германских спецслужб, фашистских карателей и пособников оккупан-тов.
Из этого общего числа осужденных ОСО за 19 лет его существования (оно было ликвидировано 1 сентября 1953 г.) к высшей мере наказания были приговорены 10 101 человек, к лишению свободы на различные сроки - 360 921, к ссылке и высылке - 67 539 человек[13].
Всего же, как отмечалось в записке КГБ СССР от 3 июня 1988 г. в Ко-миссию Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-х - 40-х и начала 50-х годов, в 1953-1962 годы были реабилитированы 1 197847 человек, а к концу 1983 г. - еще 157 055 человек [14].
В конце 1955 г. в ЦК КПСС для оценки деятельности органов НКВД-НКГБ-МГБ-МВД СССР в 30-е - 50-е годы также была образована специаль-ная Комиссия во главе с секретарями ЦК КПСС П.Н. Поспеловым и А.Б. Аре-стовым[15].
По обстоятельствам, вскрывавшимся в процессе пересмотра уголовных дел в 1954 – 1957 годы, а также по результатам следствия в отношении высо-копоставленных работников органов госбезопасности, началось выявление и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях социалистической законности.
В отчете Комиссии партийного контроля при ЦК КПСС о работе в 1956 - 1961 годах отмечалось, что ею было рассмотрено 387 персональных дел на виновных в грубом нарушении законности, и 347 из них были исключены из КПСС. Среди них - 10 бывших министров внутренних дел и госбезопасности (союзных и республиканских) и их заместителей, 77 "ответственных работни-ков" центральных, областных, краевых и республиканских аппаратов НКВД-МГБ, 72 начальника городских и районных отделов МГБ[16].
Как сообщал в 1957г. в ЦК КПСС председатель КГБ при СМ СССР И.А.Серов, с момента образования КГБ в марте 1954 г. "из органов" было уво-лено более 18 тысяч человек, в том числе "более 2 300 сотрудников за нару-шения социалистической законности, злоупотребления служебным положением и служебные проступки. Около 200 человек были уволены из Центрального аппарата КГБ, 40 были лишены генеральских званий". Он также отмечал, что, по сравнению с 1954 г., численность личного состава КГБ была сокращена бо-лее чем на 50%, а в 1955 г. численность личного состава была дополнительно сокращена еще на 7 678 единиц и 7 800 офицеров были переведены на поло-жение рабочих и служащих[17].
Как подчеркивал в выступлении на сессии Верховного Совета СССР в июле 1989 г. председатель КГБ СССР В.А.Крючков, только в 1954-1957 годах за грубые нарушения законности, приведшие к необоснованным репрессиям, к уголовной ответственности были привлечены 1 342 сотрудника НКВД-МГБ, в том числе некоторые из них были приговорены к расстрелу, в том числе и ряд бывших руководителей органов НКВД-МГБ в центре на местах. 2 370 че-ловек понесли наказания в партийном и административном порядке (уволены из органов КГБ, исключены из КПСС, лишены пенсий, воинских званий и т.д.)[18].
Следует особо подчеркнуть, что образование 13 марта 1954 г. Комитета государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР знамено-вало собой действительно серьезный шаг по утверждению законности в нашей стране, хотя сам принцип законности неотделим от существующей системы права, имеющегося законодательства. А последнее, прежде всего, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, также претерпело существенные изменения в конце 50-х годов.
 В соответствии с Постановлением ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему укреплению социалистической законности и усилению прокурорского надзора " от 19 января 1955 г. было разработано Положение о прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР от 24 мая 1955 г. Для осуществления надзора за следствием в органах КГБ при СМ СССР в Прокуратуре СССР был создан специальный отдел.
В соответствии с Указом ПВС СССР от 17 сентября 1955 г. "Об амни-стии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны" были освобождены из заключения бывшие военнослу-жащие РККА и ВМФ, осужденные за сдачу в плен врагу.
Также были приняты указы об освобождении и возвращении на родину немецких и японских военнопленных, находившихся в лагерях военноплен-ных, или отбывавшие наказание по суду как военные преступники.
Последующие шаги и меры по ликвидации последствий нарушений за-конности были выработаны после ХХ съезда КПСС.
 Хотя его итоги, особенно "секретный" доклад Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева делегатам съезда 25 февраля о культе личности И.В.Сталина, были встречены отнюдь неоднозначно как в нашей стране, так и за рубежом.
Как вспоминал об этом бывший в ту пору заместителем директора Цен-трального разведывательного управления США Рей Клайн, "Выступление Хрущева стало событием исторического значения, ибо документировано обли-чив сталинизм как невиданных размеров политическое зло, он был вынужден перейти к более мягким формам тоталитарного управления страной"[19].
Неожиданный для делегатов доклад Н.С. Хрущева 25 февраля 1956 г., уже после завершения работы съезда, расколол советское общество, а затем - и международное коммунистическое движение.
Неоднозначность восприятия и оценки итогов ХХ съезда КПСС показы-вает также полемика, проявившаяся в материалах, посвященных полувеково-му юбилею этого события.
Нередко рефреном в ходе нее повторялись слова о том, что-де мало еще известно как о подготовке самого ХХ съезда, так и о реализации принятых им решений, что на наш взгляд, представляется не совсем обоснованным.
В то же время, учитывая то обстоятельство, что многие цитируемые нами далее документы в силу целого ряда причин неизвестны современному моло-дому читателю, или же являются ныне библиографическим раритетом, нам представляется целесообразным и оправданным прибегнуть к достаточно про-странному воспроизведению фрагментов некоторых из них.
В самом Отчетном докладе ЦК КПСС делегатам съезда критика культа личности Сталина и порожденных им ошибок в государственном строительстве и управлении, прозвучала лишь в третьей части доклада, да и то достаточно обтекаемо. В частности, Н.С. Хрущев подчеркивал:
"Опыт показывает, что малейшее ослабление социалистической законно-сти враги Советского государства пытаются использовать для своей подлой, подрывной работы. Так действовала разоблаченная партией банда Берия, кото-рая пыталась вывести органы государственной безопасности из-под контроля партии и Советской власти, поставить их над Партией и Правительством, соз-дать в этих органах обстановку беззакония и произвола. Во враждебных целях эта шайка фабриковала лживые обвинительные материалы на честных руково-дящих работников и рядовых советских граждан.
Центральный Комитет проверил так называемое "ленинградское дело" и установил, что оно было сфабриковано Берия и его подручными для того, чтобы ослабить ленинградскую партийную организацию, опорочить ее кадры. Установив несостоятельность "ленинградского дела", Центральный Комитет партии проверил и ряд других сомнительных дел.
ЦК принял меры к тому, чтобы восстановить справедливость. По пред-ложению Центрального Комитета невинно осужденные люди были реабилити-рованы.
Из всего этого ЦК сделал серьезные выводы. Установлен надлежащий контроль Партии и Правительства за работой органов госбезопасности. Прове-дена значительная работа по укреплению проверенными кадрами органов госбезопасности, суда и прокуратуры. Полностью восстановлен в своих пра-вах и усилен прокурорский надзор.
Необходимо, чтобы наши партийные, государственные, профсоюзные ор-ганизации бдительно стояли на страже советских законов, разоблачали и выво-дили на чистую воду всякого, кто посягнет на социалистический правопорядок и права советских граждан, сурово пресекали малейшее проявление беззакония и произвола.
Следует сказать, что в связи с пересмотром и отменой ряда дел у некото-рых товарищей стало проявляться известное недоверие к работникам органов государственной безопасности. Это, конечно, неправильно и очень вредно. Мы знаем, что кадры наших чекистов в подавляющем своем большинстве состоят из честных, преданных нашему общему делу работников, и доверяем этим кад-рам.
Нельзя забывать, что враги всегда пытались и будут пытаться впредь мешать великому делу построения коммунизма. Капиталистическое окружение засылало к нам немало шпионов и диверсантов. Наивным было бы полагать, что теперь враги оставят свои попытки всячески вредить нам. Всем известно, что подрывная деятельность против нашей страны открыто поддерживается и афишируется реакционными кругами ряда капиталистических государств. Достаточно сказать, что США выделяют, начиная с 1951 года, 100 миллионов долларов ежегодно для подрывной деятельности против социалистических стран. Поэтому мы должны всемерно поднимать в советском народе револю-ционную бдительность, укреплять органы государственной безопасности".
В числе важнейших задач в Отчетном докладе ЦК КПСС предлагалось:
"…Бдительно следить за происками тех кругов, которые не заинтересо-ваны в смягчении международной напряженности, своевременно разоблачать подрывные действия противников мира и безопасности народов.
Принимать необходимые меры для дальнейшего укрепления оборонной мощи нашего государства, держать нашу оборону на уровне современной во-енной техники и науки, обеспечивающем безопасность нашего социалистиче-ского государства"[20].
При подготовке текста предварительно не обозначенного в повестке дня работы съезда специального доклада о культе личности Сталина и его послед-ствиях Хрущев опирался на материалы, представленные ему Прокуратурой СССР, КГБ при СМ СССР, Комиссией П.Н.Поспелова и А.Б.Арестова, Ко-миссией партийного контроля ЦК КПСС.
В отчете о работе последней за период с октября 1952 по 1 марта 1956 го-да отмечалось:
"...В результате разоблачения ЦК КПСС банды Берия и его сообщников выяснилось, что они, злоупотребляя властью, творили вопиющий произвол, грубо нарушали социалистическую законность - без всяких оснований зачис-ляли в число врагов народа честных и преданных партийных работников, пы-тались поставить органы госбезопасности над партией.... КПК проводилось расследование и рассмотрение дел на работников НКВД - МГБ, допускавших фальсификацию следственных материалов... установлено, что бывшее руково-дство Прокуратуры СССР (т. Сафонов) и Главной военной прокуратуры (т. Ва-сильев) не выполняло своей первой партийной и государственной обязанности - высшего надзора за соблюдением социалистической законности судебно-следственными органами. Давая санкции на арест советских граждан по поли-тическим обвинениям, они слепо верили материалам следствия НКВД-МГБ и в дальнейшем не осуществляли контроля и надзора за следствием по этим де-лам, штамповали обвинительные заключения, составленные фальсификатора-ми... Военная Коллегия Верховного Суда СССР... глубоко не разбиралась, на каких конкретных материалах и доказательствах основаны эти обвинения, не изучала обстоятельства того или иного дела, в результате чего выносились не-праведные приговоры... В ряде случаев приговоры Военной Коллегией выноси-лись заочно, заявления подсудимых о невиновности не принимались во внима-ние, дела рассматривались в течение 10 - 15 минут, свидетели не опрашива-лись..."[21].
Необходимо сразу пояснить, что сам текст доклада, без опубликования его в печати, после съезда в качестве закрытого документа ЦК КПСС был ра-зослан во все партийные организации и зачитывался на партийных и комсо-мольских собраниях. Было ознакомлено с ним и руководство зарубежных коммунистических партий.
Прежде чем познакомить читателей с отдельными его положениями, от-метим следующее чрезвычайно важное обстоятельство.
Не смотря на то, что текст доклада имел конфиденциальный характер, уже в июне 1956 г. его содержание стало широко известно по всему миру. К широкой публикации текста доклада Хрущева о культе личности, полученно-го, как потом выяснилось, из Польши по каналам израильской разведки[22], приложили руку непосредственно государственный секретарь и директор Цен-трального разведывательного управления США братья Джон Форстер и Аллен Даллесы.
Позднее в своей книге "Искусство разведки" в 1963 г. А.Даллес писал: "Я всегда рассматривал это дело как одну из самых крупных разведыватель-ных операций за время моей службы в разведке. Поскольку доклад был полно-стью опубликован госдепартаментом, добывание его текста было также одним из тех немногих подвигов, о которых можно было сказать открыто, лишь бы источники и методы приобретения документа продолжали оставаться тай-ной"[23].
В США доклад Хрущева был опубликован газетой "Нью-Йорк таймс" 4 июня 1956 г., а затем зачитывался в передачах контролировавшихся ЦРУ ра-диостанций "Свобода" и "Свободная Европа".
Впоследствии текст этого доклада помешался за рубежом во многих сборниках выступлений и интервью Н.С. Хрущева с пометкой "в соответствии с текстом, переданным для ознакомления делегациям зарубежных коммуни-стических партий"[24].
Обращаясь к делегатам съезда, Н.С.Хрущев пророчески предрек, что "сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии"[25].
Первый секретарь ЦК КПСС подчеркивал необходимость "серьезно ра-зобраться и правильно проанализировать этот вопрос для того, чтобы исклю-чить всякую возможность повторения даже какого-либо подобия того, что имело место при жизни Сталина, который проявлял полную нетерпимость к коллективности в руководстве и работе, допускал грубое насилие над всем, что не только противоречило ему, но казалось ему... противоречащим его уста-новкам".
Тот же руководитель, кто старался доказать свою точку зрения, "тот был обречен на исключение из руководящего коллектива с последующим мораль-ным и физическим уничтожением".
В период 1935-1938 годов, неслось с трибуны партийного съезда, "сложи-лась практика массовых репрессий по государственной линии сначала против противников ленинизма,... а затем и против многих честных коммунистов, против тех кадров партии, которые вынесли на своих плечах гражданскую войну, первые самые трудные годы индустриализации и коллективизации.... Это привело к вопиющим нарушениям революционной законности, к тому, что пострадали многие совершенно ни в чем не виновные люди, которые в прошлом выступали за линию партии".
Вполне естественно, что на партийном съезде Хрущев говорил о репрес-сиях прежде всего против членов ВКП(б), хотя они непосредственно затронули и многих беспартийных граждан. Такая вполне объяснимая непоследователь-ность и недосказанность породили впоследствии немало вопросов, дискуссий и споров.
Для борьбы с "инакомыслием", продолжал докладчик, «мнимыми и подлинными преступлениями была изобретена удобная формулировка, лишен-ная юридического содержания - "враг народ".
Сталин, констатировал первый секретарь ЦК КПСС, отбросил "ленин-ский метод убеждения и воспитания, переходил на путь административного давления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы. Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других... Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч... порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобле-ние... Если бы в этой борьбе [ c "уклонистами" от партийной линии - О.Х.], был проявлен ленинский подход, умелое сочетание партийной принципиаль-ности с чутким и внимательным отношением к людям, желание не оттолкнуть, не потерять людей, а привлечь их на свою сторону, то мы, вероятно, не имели бы такого грубого нарушения революционной законности, применения методов террора в отношении многих тысяч людей...".
Хрущев информировал съезд, что рассмотрение ЦК КПСС в 1953 -1955 годах ряда уголовных дел в отношении репрессированных лиц "обнару-жило неприглядную картину грубого произвола, связанного с неправильными действиями Сталина".
Признававшиеся "враги народа" в действительности никогда врагами, шпионами, вредителями и т.п. не являлись. Но были оклеветаны, а иногда, не выдержав зверских истязаний, сами на себя наговаривали (под диктовку сле-дователей-фальсификаторов) всевозможные тяжкие и невероятные обвине-ния….
Значительная часть этих дел сейчас пересматривается и большое количе-ство их прекращается как необоснованные и фальсифицированные. Достаточно сказать, что с 1954 г. по настоящее время Военная Коллегия Верховного Суда уже реабилитировала 7 679 человек, причем многие из них реабилитированы посмертно...».
Репрессии, массовые аресты, делал вывод докладчик, «нанесли огром-ный ущерб нашей стране, делу строительства социализма, активизировались всевозможные клеветники и карьеристы...
За последние годы, когда мы освободились от порочной практики культа личности и наметили ряд мер в области внутренней и внешней политики, все видят, как буквально на глазах растет активность, развивается творческая инициатива широких масс трудящихся, как благотворно начинает сказываться это на результатах нашего хозяйственного и культурного строительства....
(Именно эта особая морально-психологическая атмосфера, возникшая в обществе после частичного обнародования на закрытых собраниях партийно-комсомольского актива и публикации соответствующего постановления ЦК в газете «Правда» 5 июля 1956 г., и получила, с легкой руки писателя Ильи Эрен-бурга, наименование «оттепели» - О.Х.).
«Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, - подводил итог Н.С.Хрущев, - сделать надлежащие выводы как в области идейно-теоретической, так и в области практической работы".
Для этого конкретно предлагалось:
- искоренить как чуждый духу марксизма-ленинизма и несовместимый с принципами партийного руководства и нормами партийной жизни культ лич-ности, вести беспощадную борьбу против всех и всяческих попыток возро-дить его в той или иной форме;
- последовательно и настойчиво проводить работу по строжайшему со-блюдению во всех партийных организациях сверху донизу ленинских принци-пов партийного руководства и прежде всего высшего принципа - коллективно-сти руководства, по соблюдению норм партийной жизни, закрепленных Ус-тавом КПСС, по развертыванию критики и самокритики;
- восстановить ленинские принципы демократизма, выраженные в Кон-ституции СССР, вести борьбу против произвола лиц, злоупотребляющих вла-стью.
По докладу Н.С.Хрущева съезд поручил вновь избранному Централь-ному комитету КПСС "…последовательно осуществлять мероприятия, обес-печивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа лично-сти, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности руководства"[26].
Доклад Н.С.Хрущева, отмечал его современник, "произвел прямо-таки ошеломляющее впечатление. Сразу воспринять все сказанное было просто невозможно, настолько тяжелыми и неожиданными оказались впервые обнаро-дованные факты столь масштабных нарушений законности и чудовищных ре-прессий... Нужно было как следует осмыслить все сказанное, понять, как такое могло произойти в социалистической стране.... В стратегическом плане вы-бранный курс был единственно верным, без него невозможно было здоровое развитие общества. Тактически же мы совершили серьезную ошибку, пойдя на этот шаг без соответствующего пропагандистского обеспечения... Огромные же массы советских людей оказались в положении без вины виноватых, испы-тывая чувство горького разочарования и опустошенности"[27].
Дальнейшую конкретизацию комплекс мер по восстановлению законно-сти и исторической правды и справедливости получил в постановлении ЦК КПСС "О последствиях культа личности Сталина и его последствий", опубли-кованном в центральном органе ЦК КПСС газете "Правда" 5 июля 1956 г.[28].
В данном постановлении, в частности, отмечалось, что выдвинутые ХХ съездом КПСС "важные принципиальные теоретические положения о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем, о возможности предотвращения войн в новую эпоху, о многообразии форм перехода стран к социализму оказывают благотворное влияние на международную обстановку, содействуют разрядке напряженности, укрепляют единство действий всех сил, борющихся за мир и демократию".
В то же время отмечалось, что в капиталистических странах разверну-та широкая пропагандистская антисоветская кампания, связанная с осуждением КПСС культа личности И.В.Сталина. При этом подчеркивалось, что "организа-торы этой кампании прилагают все усилия к тому, чтобы "замутить воду", скрыть тот факт, что речь идет о пройденном этапе в жизни Советской страны; они хотят замолчать и извратить то, что последствия культа личности ликви-дируются с исключительной настойчивостью и решительностью...
Развертывая клеветническую кампанию, идеологи буржуазии пытаются бросить тень на великие идеи марксизма-ленинизма, подорвать доверие тру-дящихся к первой в мире стране социализма - СССР, внести замешательство в ряды международного коммунистического и рабочего движения.
Съезд поручил ЦК последовательно осуществлять мероприятия, обес-печивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа лично-сти, ликвидировать его последствия во всех областях партийной, государствен-ной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности партийного руководства...
Обнародованные партией факты нарушений социалистической законно-сти и других ошибок, связанных с культом личности И.В.Сталина, естествен-но, вызывают чувства горечи и глубокого сожаления. Но советские люди по-нимают, что осуждение культа личности было необходимо...
Советский народ видит, что партия за последние годы настойчиво осуще-ствляет практические меры, направленные на устранение последствий культа личности...".
В постановлении также подчеркивалось, что органы госбезопасности имели несомненные заслуги перед народом и страной, но "дело изменилось то-гда, когда контроль над ними со стороны партии и правительства был посте-пенно подменен личным контролем Сталина, а обычное отправление норм правосудия нередко подменялось его единоличными решениями", в результате чего были оклеветаны и невинно пострадали многие честные люди.
Факты говорят о том, что Сталин повинен во многих беззакониях, кото-рые совершались особенно в последний период его жизни. Однако нельзя вме-сте с тем забывать, что советские люди знали Сталина как человека, который вставал всегда в защиту СССР от происков врагов, боролся за дело социализ-ма..."
Также отмечалось, что осуждение культа личности и его последствий "…вызвало одобрение и широкие отклики во всех братских коммунистиче-ских и рабочих партиях.... Они сплачивают и укрепляют связи и сотрудничест-во между собой. Идейное сплочение и братская солидарность международного пролетариата, рабочих и коммунистических партий разных стран тем более необходимы, что капиталистические могикане создают свои международные агрессивные объединения и блоки, подобные НАТО, СЕАТО, Багдадскому пакту[29], направленные против миролюбивых народов, против народно-освободительных движений, против рабочего класса и жизненных интересов трудящихся".
В то время, - подчеркивалось в постановлении, - как Советский Союз многое сделал и делает для разрядки международной напряженности..., амери-канский монополистический капитал продолжает ассигновывать крупные сум-мы для усиления подрывной деятельности в социалистических странах. В раз-гар "холодной войны", как известно, американский Конгресс официально (по-мимо тех средств, которые отпускаются неофициально), ассигновал 100 мил-лионов долларов только для подрывной деятельности в странах народной де-мократии и в Советском Союзе. Теперь, когда Советский Союз и другие со-циалистические страны делают все возможное для ослабления международ-ной напряженности, сторонники "холодной войны" стараются активизиро-вать действия, осуждаемой народами всего мира "холодной войны". Об этом говорит решение американского Сената о дополнительном ассигновании 25 миллионов долларов на подрывную деятельность, которая цинично именуется "поощрением свободы за "железным занавесом".
Приводимая в цитируемом постановлении ЦК КПСС оценка американ-ской внешней политики отражает и характеризует содержание доктрины "отбрасывания коммунизма", разработанной госсекретарем США Д.Ф.Даллесом и официально провозглашенной президентом Дуайэтом Эйзен-хауэром в начале 1953 г..
В то же время, составитель "Энциклопедии российско-американских от-ношений XVIII-XX века" Э.А.Иванян подчеркивал, что "в последние годы в свете рассекреченных внешнеполитических документов американские истори-ки несколько пересмотрели традиционную репутацию Даллеса как твердолобо-го фанатика "пактомании" и "блоковой" дипломатии... Выдвигается утвержде-ние, что политика Даллеса предусматривала подталкивание советского руково-дства к взятию на себя непосильных обязательств по оказанию помощи другим странам, что нередко приводило к обострению противоречий между СССР и этими странами"[30].
Аналогичная тактика США - усиления экономического давления на СССР, в сочетании с навязыванием роста расходов на вооружение в связи с военными действиями в Афганистане, была использована для подрыва потен-циала СССР на всем протяжении 80-х годов, что привело к возникновению экономического кризиса, приведшего к дестабилизации общественно-политической обстановки в стране и, в конечном счете, к распаду Советского Союза.
Далее в заключении Постановления ЦК отмечалось: "Мы должны твердо оценить этот факт и сделать из него соответствующие выводы... Все это сви-детельствует о том, что нельзя допускать беспечность в отношении новых про-исков империалистической агентуры, стремящейся проникнуть в социалисти-ческие страны, чтобы вредить и подрывать достижения трудящихся...».
Представляется однако необходимым пояснить современному молодому читателю некоторые идеологеммы и обстоятельства, упомянутые в Постанов-лении ЦК КПСС от 5 июля 1956 г.
"Холодной войной" в исторической науке и политологии именуются пе-риоды напряженности в советско-американских отношениях, ассоциируемые с противостоянием двух ядерных сверхдержав и двух мировых социально-политических систем, условно датируемые 1946-1972 и 1980-1992 годами.
Впервые этот термин прозвучал 24 октября 1948 г. в выступлении в аме-риканском Конгрессе известного политика Б.Баруха, заявившего, что "хотя война закончена, мы находимся в состоянии холодной войны, которая стано-вится все теплее".
Документы Совета Национальной безопасности США по первой доктри-не «холодной войны» - стратегии «Сдерживания коммунизма» (1945-1953 го-дов), - были опубликованы в 1978 году в сборнике «Contaiment: Documents on American Policy and Stragedy. 1945 – 1950. (New-York, Columbian Univercity Press, 1978). В 2006 г., через 18 лет после начала перестройки в СССР, этот сборник был издан в нашей стране под названием «Главный противник: Доку-менты американской внешней политики и стратегии. 1945 – 1950»(М., 2006).
Как отмечается в современной "Энциклопедии российско-американских отношений XVIII - XX века", "холодная война велась всеми средствами - ди-пломатическими, политическими, пропагандистскими, - за исключением воен-ных", хотя последнее утверждение вызывает некоторые сомнения и нуждается в уточнении, особенно в свете событий 1980 – 1986 годов в Афганистане.
Окончание "холодной войны" связывают с годами президентства Дж. Буша - старшего(1989-1993 гг.) 28 января 1992 г. президент Дж. Буш заявил: "По божьей воле, Америка выиграла холодную войну".
В ходе первой встречи Дж. Буша с президентом России Б.Н.Ельциным 1 февраля 1992 г. было заявлено об "окончании "холодной войны", и объявлено о том, что обе стороны не считают более друг друга потенциальным противни-ком[31].
Как подчеркивает составитель "Энциклопедии российско-американских отношений XYIII - ХХ века" Э.А.Иванян, американские исследователи фено-мена "холодной войны" делятся на "правоверных", обвиняющих в ее развязы-вании Советский Союз, и "ревизионистов" 60-х - 70-х годов, считающих ос-новным ее виновником США".
Американский дипломат и историк международных отношений Дж.Ф.Кеннан считал, что "холодная война" отражала "...долгое и дорогое по-литическое соперничество, разжигаемое с обеих сторон нереальными и пре-увеличенными оценками намерений и мощи противоположной стороны"[32].
Термин "железный занавес" вошел в политический лексикон после из-вестного выступления британского экс-премьера У.Черчилля с программной речью 5 марта 1946 г. в американском городе Фултоне.
Однако сам этот термин был заимствован им из секретной директивы германского министра иностранных дел и военного преступника Иоахима фон Риббентропа от 16 февраля 1945 г. [33].
Определенное представление об обстановке в стране после ХХ съезда КПСС, предания частичной огласке материалов доклада Н.С. Хрущева о по-следствиях культа личности, дают выдержки из закрытого Письма ЦК КПСС
"Об усилении политической работы в массах и пресечении вылазок анти-советских враждебных элементов" от 19 декабря 1956 г.
 В нем, в частности, отмечалось: "...Мы являемся сейчас свидетелями того, что международный империализм делает новые попытки предпринять атаки против социалистического лагеря, развернуть наступление на коммуни-стическое и рабочее движение, сорвать строительство социализма в странах народной демократии и восстановить там капиталистические порядки".
В то же время подчеркивалось, что "империалисты понимают, что в наше время невозможно открыто выступать за восстановление капиталистиче-ских порядков, ненавистных всем народам мира.... Под воздействием междуна-родной реакции жалкие остатки антисоветских элементов в нашей стране, бу-дучи враждебными настроенными против социалистического строя, пытаются использовать в своих гнусных целях все еще имеющиеся у нас трудности и не-достатки, возводят злобную клевету на политику Коммунистической партии и Советского государства, распространяют всякого рода провокационные слухи, пытаются подорвать доверие народа к партии и веру в могущество социали-стических государств, нерушимость их братской дружбы..., а свои враждебные действия прикрывают фальшивыми словами о критике и самокритике, лозун-гами борьбы "за демократию".
Нельзя не видеть, что враждебным элементам кое-где удается влиять на недостаточно стойких в идейно-политическом отношении, поддающихся воздействию буржуазной идеологии людей, которые под влиянием враждеб-ной агитации теряют способность правильно оценивать международную и внутреннюю обстановку, становятся рупорами империалистической пропаган-ды, повторяя вслед за "Голосом Америки", "Би-би-си" и "Свободной Евро-пой" разного рода клеветнические измышления о советском строе... Это не дает нам никаких оснований для беспечности и благодушия".
В этой связи ЦК КПСС потребовал от партийных организаций "мобили-зоваться на решительную борьбу по пресечению вылазок антисоветских эле-ментов".
В то же время указывалось и на недостатки в работе с молодежью:
"... Нельзя пройти мимо того, что среди некоторой части студенчества имеют место нездоровые настроения, высказываются неправильные взгляды на нашу советскую действительность. За последнее время в ряде высших учебных заведений в Москве, Свердловске, Курске, Таллине и некоторых дру-гих городов были прямые антисоветские и националистические выступления... Активизировали свою деятельность антисоветские, националистические эле-менты среди студенческой молодежи Литвы и Эстонии. Этими элементами выдвигаются требования буржуазно-националистического порядка, всячески разжигается национальная рознь, одобряются действия венгерских контррево-люционеров, высказываются суждения о ликвидации комсомола и замене его национальными молодежными организациями. Имеются случаи, когда среди студентов распространяются антисоветские листовки. Эти враждебные вылаз-ки не всегда пресекаются и получают должную политическую оценку со сторо-ны партийных организаций".
В этой связи партийным организациям предлагалось "...всемерно улуч-шить идейное воспитание студентов, глубоко разъяснять им политику нашей партии, прививать студенческой молодежи нетерпимое отношение к проявле-ниям буржуазной идеологии. Что же касается всякого рода антисоветских и враждебных вылазок, то их надо решительно пресекать... Партия не раз ука-зывала, что мирное сосуществование стран с различными социальными систе-мами отнюдь не означает ослабления идеологической борьбы... Наша идеоло-гическая работа все еще носит зачастую оборонительный, а не наступательный характер... много еще декларативности и формализма, нет должной полити-ческой остроты, между тем нельзя забывать, что там, где слабо работаем мы, создаются благоприятные условия для разлагающего воздействия буржуазной идеологии, для оживления пережитков капитализма в сознании людей.
Эти пережитки подогреваются реакционной зарубежной пропагандой, они усиливаются обывателями, которые подхватывают заграничные радиопе-редачи, распространяют разного рода слухи и сплетни и используются антисо-ветскими, враждебными элементами.
Партийные организации не всегда учитывают, что за последнее время из мест заключения возвратилось значительное число амнистированных, реа-билитированных, а также лиц, отбывших свой срок заключения. Большинство из них включилось в активную производственную и общественно-политическую жизнь, добросовестно исполняет гражданские обязанности, од-нако есть и такие, которые злобно настроены против Советской власти... Они группируют вокруг себя антисоветские элементы и политически неустойчи-вых лиц, пытаются возобновить свою враждебную, антисоветскую деятель-ность... В отношении же тех лиц, которые пытаются проводить антипартий-ную и антисоветскую деятельность, партийные организации и советские орга-ны должны принимать самые решительные меры пресечения и поступать так, как мы всегда поступали с враждебными нашему строю людьми" [34].
Здесь нам кажется необходимым подчеркнуть то обстоятельство, что уже более пятидесяти лет назад обращалось внимание на взаимосвязь и взаимо-влияние государств и процессов, протекающих в разных странах и регионах мира, что позднее получило название глобализации.
Так же в этой связи нам представляются беспочвенными и безоснова-тельными заявления о том, что якобы «наша страна» в тот период времени «выпала из русла развития мировой цивилизации», являющиеся, по сути своей, ничем иным как еще одной идеологической формой мифологизации собствен-ного исторического прошлого.
Разумеется, взаимосвязь и взаимовлияние социальных систем было дале-ко не столь элементарно-прямолинейно, как это определялось авторами цити-руемого письма. Но именно на такую схему и такой механизм "обработки" на-селения "стран за "железным занавесом", делали ставку зарубежные теоретики и проводники политики "холодной войны".
Таким образом, как теоретические воззрения, так и практические дейст-вия вовлеченных в конфликтное противоборство сторон, были адекватно-симметричными.
В цитировавшемся ранее письме ЦК КПСС содержалось и следующее послание, имевшее конкретного специального адресата:
 "Коммунисты, работающие в органах прокуратуры, суда и государст-венной безопасности, должны зорко стоять на страже интересов нашего со-циалистического государства, быть бдительными к проискам враждебных эле-ментов и, в соответствии с законами Советской власти, своевременно пресекать их преступные действия.
Решительно разоблачая перед народом враждебную сущность вылазок антисоветских элементов, пресекая их зловещую деятельность, партийные организации в то же время должны учитывать, что часть советских людей ино-гда в силу недостаточной политической зрелости неправильно оценивает происходящие события и подпадает под влияние чуждой пропаганды. Таких людей нельзя сваливать в одну кучу с враждебными элементами...".
В этой связи следует также подчеркнуть, что в 1958 г. начальник УКГБ по Ленинградской области Н.Р.Миронов направил на имя Н.С.Хрущева письмо, в котором предлагал некоторые меры по улучшению деятельности органов гос-безопасности, и в частности, по расширению мер предупредительно-профилактического воздействия "по отношению к тем, кто в силу ряда причин высказывал иногда нездоровые мнения и даже совершал наказуемые проступ-ки".
Это предложение получило поддержку как у тогдашнего заведующего отделом административных органов ЦК КПСС, будущего председателя КГБ А.Н.Шелепина, так и у Первого секретаря ЦК КПСС.
В этой связи в Положении о КГБ при СМ СССР и его органах на мес-тах, утвержденном в январе 1959 г., подчеркивалось, что: "Органы госбезопас-ности обязаны непосредственно и через соответствующие организации прини-мать меры предупредительного характера в отношении тех советских граждан, которые допустили политически неправильные поступки в силу своей недоста-точной политической зрелости", обязаны следить за тем, "...чтобы ни один гражданин не подвергся необоснованному привлечению к ответственности. Должны сурово пресекать нарушения социалистической законности и произвол как действия, посягающие на социалистический правопорядок и права со-ветских граждан"[35].
В заключение представляется необходимым отметить еще раз, что обра-зование КГБ при СМ СССР знаменовало собой действительно новый подход к делу обеспечения государственной безопасности СССР, отказ от осужденных методов действий, укрепление социалистической законности, чему в немалой мере способствовало и изменение уголовного и уголовно-процессуального за-конодательства страны.
Но, в то же время, не были полностью преодолены и элементы субъекти-визма и волюнтаризма в руководстве деятельностью правоохранительных орга-нов, что негативным образом сказывалось на состоянии правопорядка в стране.
Под лозунгом «недопущения возврата к 1937 году» КГБ при СМ СССР и другим правоохранительным органам, в нарушение конституционного принци-па равенства всех граждан перед законом, было запрещено собирать компро-метирующие материалы на представителей советско-партийной номенклатуры.
По мнению многих исследователей, это противоправное политическое решение 1956 г., выводившее из-под контроля правоохранительных органов значительные контингенты, наделенные властно-распорядительными, кон-трольными и хозяйственными полномочиями, было глубоко ошибочным, имевшим немалые негативные последствия для страны.
Лишая представителей правящей элиты страны должного контрразведы-вательного прикрытия, оно облегчало зарубежным спецслужбам и преступным элементам возможность вербовочных подходов к ним, вовлечения их в коррупционную и иную преступную деятельность.


Источники и примечания:
1. Петров Н.В. Первый председатель КГБ Иван Серов. М., 2005, сс. 104, 123.
2. Петров Н.В. Первый председатель КГБ Иван Серов. М., 2005, сс. 122-123.
3. См.: там же, сс. 124, 273-274.
4. Цитируется по: Богданов Ю.Н. Министр сталинских строек. 10 лет во главе МВД. (О С.Н. Круглове). М., 2006, с. 446.
5. См.: Богданов Ю.Н. Министр сталинских строек. 10 лет во главе МВД. М., 2006, сс. 446 - 447.
 6. Реабилитация: Как это было. Март 1953 - февраль 1956. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Том I. М., 2000, с. 23.
 7. См. Богданов Ю.Н. Министр сталинских строек. 10 лет во главе МВД. М., 2006, с. 474.
 8. Реабилитация: Как это было. Март 1953 - февраль 1956. Т.I. М., 2000. сс. 103-104.
 9. Там же, с. 213.
 10. Подробнее статистику уголовных репрессий 1921-1953 годов см.: ГУЛАГ (Главное управление лагерей). 1917 - 1960. М., 2000, сс. 431-434, а так-же Реабилитация: Как это было. Март - 1953 - февраль 1956. Документы Прези-диума ЦК КПСС и другие материалы. Том I - М. -2000 - сс. 76-77.
В целом же, после выхода в 2006 г. книги О.Б. Мозохина «Право на ре-прессии: Внесудебные полномочия органов госбезопасности (1918 – 1953)», в совокупности с другими указанными источниками, эта трагическая тема отече-ственной истории представляется получившей исчерпывающее освещение.
См. также вэб-сайт ФСБ России: Мозохин О.Б. Статистика репрессивной деятельности органов государственной безопасности на период 1951 по 1953 гг.(www.fsb.ru, ,www.chekist.ru ).
11. См.: Государственная безопасность России: история и современность. М., 2004, с. 621.
12. См.: Новости разведки и контрразведки, М., NN 19-20, октябрь 2004, с. 7.
13. См.: Реабилитация: Как это было. Март 1953 - февраль 1956. Доку-менты Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Том I., М., 2000, с. 72.
14. См.: Реабилитация: Как это было. Документы. Т. 3. М., 2004, с. 77.
15. Подробнее о работе этой комиссии см.: Реабилитация: Как это было. Март 1953 - февраль 1956. Документы Президиума ЦК КПСС и другие мате-риалы. Том I. М., 2000; Реабилитация: Как это было. Февраль 1956 - начало 80-х годов. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Том 2. М., 2003. А также: Государственная безопасность России: история и современ-ность. М., 2004; Доклад Н.С.Хрущева о культе личности Сталина на ХХ съез-де КПСС. Документы. М., 2002.
16. См.: Реабилитация: Политические процессы 30-х - 50-х годов. М., 1991, сс. 86 - 88.
17. См.: Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991.Справочник. Документы. М., 2003, сс. 688-689.
18. См.: Выступление председателя КГБ СССР В.А.Крючкова на сессии Верховного Совета СССР 14 июля 1989г. // КГБ лицом к народу: Сборник ин-тервью и материалов выступлений председателя и заместителей председателя КГБ СССР. М., 1990, с. 30.
19. Цитируется по: Клайн Р. ЦРУ от Рузвельта до Рейгана. New-York, 1989, сс. 242-244.
20. ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографи-ческий отчет. М., 1956. Т. 1, сс. 42, 94 – 95.
21. Цитируется по: Реабилитация: Политические процессы 30-х - 50-х годов. М., 1991, сс. 68 - 75.
22. Согласно наиболее распространенной и никем на сегодняшний день не опровергнутой не опровергнутой версии, фотокопия доклада была переда-на в Варшаве сотруднику Шабак (израильской "Службы общей безопасности", т.е. контразведки страны) обозревателем агентства ПАП Виктором Граевским. См.: Мельман И., Равив Д. Тайна эпохи "холодной войны": Как секретный док-лад Никиты Хрущева попал в руки ЦРУ. // За рубежом. М., 1994, N 14, с. 7.
23. См.: Даллес А. Искуство разведки. М., 1964, с.83.
24. См., например: Khrushchtv speaks: Selected speechs, articles and press conference: 1949-1961. New-York, 1963, p. 126. А впервые в "академическом издании" доклад был напечатан в том же 1956 г.: Anti-Stalin Campaign and International Communism. New-York, 1956.
25. Официально впервые в нашей стране текст доклада Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС был опубликован лишь в марте 1989 г. в журнале Известия ЦК КПСС N 3(4). Цитируется по: Реабилитация: Политические процессы 30 - 50-х годов. М., 1991, сс. 19-67.
26. См.: Реабилитация: Как это было. Март 1953 - февраль 1956. Доку-менты Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Том I, М., 2000, с. 380.
27. Крючков В.А. Личное дело. Часть 1. М., 1996, с. 44.
28. Цитируется по тексту, опубликованному в "Правде". См.: Реабилита-ция: Как это было. Февраль 1956 - начало 80-х годов. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Том 2. М., 2003, сс. 133 - 146.
29. НАТО (от английского Norf-Atlantic Trety Organization - Организация Северо-атлантического договора) - военно-политический союз 14 государств Европы, а также США и Канады, образован 4 апреля 1949 г. В 1955 г. к нему присоединилась ФРГ. В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО, в связи с чем штаб-квартира организации была переведена из Парижа в Брюс-сель.
СЕАТО - Организация договора Юго-восточной Азии, - военно-политическая группировка, созданная в сентябре 1954 г. по инициативе США. Самораспустилась в июне 1977 г.
Багдадский пакт - договор о военном сотрудничестве, заключенный 24 февраля между Ираком и Турцией, положивший начало формированию воен-ному блоку СЕНТО (Организация Центрального договора) когда к нему в 1955г. присоединились Великобритания и Пакистан. Ирак вышел из состава ор-ганизации в 1958 году, а сама она перестала существовать в 1979 г.
30. См.: Энциклопедия российско-американских отношений XYIII - ХХ века. М., 2001, с. 172.
31. См.: Энциклопедия российско-американских отношений XYIII - ХХ века. М., 2001, с. 597.
32. Там же.
33. Подробнее см.: Хлобустов О. Госбезопасность от Александра I до Путина: 200 лет тайной войны. М., 2005, сс. 228 – 246.
34. См.: Письмо ЦК КПСС от 19 декабря 1956 г. "Об усилении политиче-ской работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисо-циалистических враждебных элементов" // Реабилитация: Как это было. Фев-раль 1956 - начало 80-х годов. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Том 2. М., 2003, с. 209.
35. См.: Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ.
1917-1991.Справочник. Документы. М., 2003, с. 697.
 
 
 


Рецензии