Пусть милые не бранятся, а только тешатся

 “…а язык укротить никто
 из людей не может…” (Иак. 3)

Духовный уровень верующего определяется его поведением дома. Ибо это – место, где не надо заниматься показухой. Спрятавшись от мира за родными стенами, человек снимает все маски и становится самим собой. В собственном гнездышке можно запросто позволить себе поворчать, оскорбить или заорать на близких, устроить скандал, а то и дебош. Одним словом, спустить пар нервного напряжения. Только, к сожалению, после такой разрядки страдают любимые люди. А ведь Слово Божие предупреждает, что не заботящийся о своих близких хуже неверного. Да и апостол Павел увещевал: ссоры и распри не должны даже именоваться у христиан…

Причем, самое интересное: часто бытовые ссоры возникают на ровном месте, из-за пустяков. (Попробуйте вспомнить причину рядовой семейной перебранки хотя бы двухнедельной давности. Если вам сие удастся, будете удивлены: зачем мы ругались?!). Обычно достаточно всего одной фразы, произнесенной с агрессивно-раздражительной интонацией, чтобы мгновенно, как порох от огня вспыхнул бытовой конфликт. Проще говоря, слово за слово и пошла цепная реакция скандала, в лучшем случае переходящего в битье посуды. Так как же “на корню” остановить это зло?

Во-первых, молитесь, чтобы сдержаться после первой словесной атаки, направленной на вас. Нельзя отвечать гневом на гнев, иначе потеряем контроль и тогда “пиши пропало”. В общем, если ударили по левой щеке, подставьте правую. Хотя бы потому, что перед вами родной и любимый человек. Постарайтесь успокоить себя: возможно, через год мы будем смеяться над своей глупостью, вспоминая эту неприятную ситуацию. Св. Серафим Саровский учил: “Если же невозможно, чтоб не возмутиться, то по крайней мере надобно удерживать язык”. Да, на такое способен не каждый, ведь “кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело” (Иак. 3). У одного моего знакомого с детства был вспыльчивый, взрывной характер. Однако, к 30-ти годам он стал “само спокойствие”. “Знаешь, - однажды признался мне приятель, - я по-другому сейчас смотрю на жизнь, думая о смерти, конечности земного пути. Любой конфликт в свете вечности – суета сует. Неразумно на суету тратить себя”.

Во-вторых, взять за правило: никому ничего не доказывать. Стержень всякой ссоры – выяснение: кто прав, а кто виноват. По сути скандалист хочет самоутвердиться: “я - хороший”, “ты - плохой”. Смиренный же предпочитает сказать: “Прости”.

В-третьих, будем друг друга любить не словами или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3). Нужно благословлять ближних, а не проклинать; поднимать человека, а не унижать (Христос повышал ценность личности в Боге, а не понижал). “Представьте, Христос собирает толпу простого народа, причем не академиков, не кандидатов наук, а рыбаков, земледельцев, простецов и говорит им: “Вы — свет миру”, “Вы — соль земли”. Берет простого рыбака и говорит ему: “Я на тебе утвержу Мою Церковь, и врата ада не одолеют ее”. Что человек при этом чувствует? Собственное ничтожество или собственную значимость в очах Божиих?” (игумен Евмений (Перистый)).

Дай, Боже, любить другого не на словах, а на деле. Допустим, видим: наш ближний устал, раздражен, сам не ведает, что говорит. Так лучше промолчать, дать ему успокоиться, чтобы он не тратил драгоценное здоровье. Когда же успокоится – сам поймет собственную неправоту. Вот тогда и побеседовать не грех. Мудрее не раздувать огонь раздора, а гасить. Св. Серафим Саровский сказал: “Стяжи (приобрети) дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя” и дал хороший совет: “Оскорбления от других должно сносить равнодушно и преобучаться к такому расположению, как бы они не до нас касались” (т.к. обычно мы легко переносим, когда обижают кого-то другого, а не нас). Однако, в основе спокойствия и смирения должна быть любовь, а не гордость и равнодушие. Поучителен эпизод из жизни одного святого. Однажды он посетил монастырь, где некий молодой инок славился среди монашествующей братии своим смирением. Старец, заподозрив неладное, спросил у него, как он добился такого мирного внутреннего устроения. Не христианский ответ монаха выявил его гордыню: “Зачем мне обращать внимание на этих псов, пусть лают, что им вздумается!”…
Воистину, где нет любви, там нет Бога. А где нет Бога, там милые только бранятся…


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.