Первая лекция Из записок преподавателя

 Лекция, как известно, одна из основных форм занятий в вузе….
 Конечно, практически каждая лекция уникальна…. Первую сентябрьскую «лекцию», точнее ее вербальное (речевое) обрамление, я начал писать еще в середине июля! И для этого были свои основания.
 Поскольку это вводная лекция, покажу как и для чего я строю ее.
 После представления, я сообщаю «своим» студентам, что являюсь сторонником «интерактивного метода» обучения, когда процесс этот имеет двустороннюю направленность. Но любое положение преподавателя нуждается в иллюстрации и подтверждении….
 В этой связи я прошу в аудитории поднять руки сначала тех, кто читал «Лолиту» Владимира Набокова?
 После этого я поясню аудитории, что роман Айрис Мердок «Черный принц» гораздо интереснее и познавательнее в плане ознакомления с ПСИХОЛОГИЕЙ свидетеля и СЛЕДСТВЕННОЙ деятельности: в нем аналогичная ситуация - совершено преступление, а все предшествовавшие ему события описываются четырьмя участниками любовного многоугольника. Вопрос: кто убийца??? – остается открытым….
 Вот здесь и видна психология свидетельствования, понимания сути происходящего каждым случайным очевидцем происходящего, суть выражения «врет как свидетель».
 После этого я поинтересуюсь: А кто читал «Доктора Живаго» Пастернака???
 В принципе, ответ на этот и последующие вопросы дает представление об уровне общекультурной подготовки вчерашних абитуриентов….
 Здесь можно задать и контрольно-наводящий вопрос: А кто – честно!, - прочитал до конца «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского? (Вопрос об этом романе, в принципе, крайне важен для ПОНИМАНИЯ степени зрелости аудитории: Чуть позже я задам еще один контрольный вопрос, предоставив 30 минут и еще 10 минут перемены для его обсуждения:
- А кто лучший «следователь всех времен и народов», рожденный р у с с к о й литературой XIX века???
 Ответ на него я надеюсь получить после перемены….
 Но, помимо этого я затеял этот разговор еще и для того, чтобы сказать студентам: «Ребята! Вам крупно не повезло! Вы – стали жертвой отнюдь не самых гуманных экспериментов над живыми людьми!»!
 А поводом для такого серьезного разговора «по душам» стала статья в «Комсомолке» за 16 июля 2007 года «Учителя снова станут не только учить, но и воспитывать….».
 Суть вопроса проста: в России началась разработка новых образовательных стандартов для средней школы – предыдущие были утверждены в 1993 г., и введены были, соответственно, году в 95-м….
 Главное содержание образовательного стандарта перечень требований: знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник…. А приобретаются они, естественно, в процессе обучения в школе, колледже или вузе.
 Стандарты образования – это параметры обучения, социализации, подготовки учащихся для самостоятельной «взрослой жизни». Это ориентиры необходимого КАЧЕСТВА на выходе процесса обучения…. Воспитание учащихся, воспитание ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ тогда попросту было исключено из учебного процесса в школах…
Первые стандарты были «либеральны», вдохновлены Э.П.Днепровым, а потому и катастрофичны для выпускников школ по своим последствиям….
Беда в том, что и новые стандарты, в лучшем случае, будут введены в сентябре 2009 года….
Следствием принятых в 1993 г. стандартов стала инфантилизации, безинициативность и потрясающая бездуховность подростков….
 И моя задача теперь – компенсировать всем желающим недостатки организации учебного процесса в школе….
 А теперь собственно вводная лекция курса «Введение в специальность»…
 Поскольку ее вопросы не выносятся на семинары и зачет, да и неплохо освещены в имеющемся учебном пособии, мне неинтересно повторять известные и вполне доступные для самостоятельного изучения материалы….
 Да и весьма почетаемая мною английская «тьютериальная» модель обучения в университетах предполагает ориентирование студентов в подлежащей самостоятельному изучению литературе….
 Итак, «Введение….».
 Из чего складывается профессия следователя?
 А какими знаниями, умениями и навыками должен обладать следователь?
 Каких их вырабатывать и приобретать?
 Как «научиться» учиться, самостоятельно приобретать недостающие знания?
 Вот об этом следует поговорить подробнее, потому что этого, как показывает опыт, не знает около 90% слушателей….

 ...Вторую половину пары я начну с выслушивания ответов на заданный вопрос о «лучшем следователе всех времен и народов»?
 Ранее встречавшиеся ответы:
 - Шерлок Холмс? Майор Пронин? Эраст Фандорин? Комиссар Мэгрэ?
 Эти ответы, как в том самом известном анекдоте, показывают и степень невнимательности, и уровень интеллекта, и способность к аналитическому мышлению будущих следователей…..
 Кстати, вы знаете, что за последние 9 лет, с 1998 года количество следователей в России сократилось почти что на половину – на 9 тысяч штатных единиц?... Правда, преступность при этом за те же годы возросла почти что на 40 процентов…..
 Но это не имеет непосредственного отношения к теме сегодняшней лекции.
 Итак, первая ошибка аудитории: они путают работу следователя и сыщика (опера).
Ну, перепутанные века и страны, это вообще сущая мелочь….
 Правда, ранее я уже давал им подсказку: а кто читал «Преступление и наказание»??
 Ведь «лучший следователь всех времен и народов», это Порфирий Петрович…. Кстати, вы знаете, что это единственный персонаж романа, не названный Достоевским по фамилии?
 Внимание и наблюдательность, склонность анализировать услышанное и увиденное – это едва ли не первые и самые важные профессионально значимые качества следователя…..
 Почему же Порфирий Петрович «лучший следователь всех времен и народов»??!
 Да потому, что, не имея ни одного прямого доказательства, чисто дедуктивно воссоздав картину преступления, раскрыл его!
 Более того, склонил циничного Раскольникова («Тварь я дрожащая, или право имею»?!) не только к сознанию, но и действительно глубокому, искреннему раскаянию в содеянном…..
 Кстати, вы знаете, что такое глубокое раскаяние??!
 … 16 июля 2007 г. 61-летний генерал-лейтенант в отставке Александр Комаров, ранее возглавлявший одно из центральных управлений ФСБ России, стал участником ДТП, в результате которого пострадали 2 женщины.
 Отставной генерал вызвал на место аварии «скорую», милицию и когда они прибыли и стало известно, что одна из пострадавших погибла, он подошел к своей машине, достал из багажника охотничий карабин «Сайга» и застрелился….
 Имел ли столь суровый приговор свои основания?
 А, в принципе, это не столь уж и редкая психологическая реакция нормального человека на осознание тяжести содеянного. Этот синдром наблюдался у «необстрелянных» солдат и офицеров во всех горячих точках…..
 Это только наши юные «отморозки», выросшие на киношных боевиках, криминальных сводках и Интернет-«стрелялках», не понимают смысла обрыва человеческой жизни….
 Впрочем, это тоже не более чем «информация к размышлению» для будущих следователей. Просто они, вчерашние еще школьники, должны понять, что «детские» игры уже закончились, и впереди у нас разговоры о вещах, может быть, и не очень приятных и эстетических, но самых что ни наесть есть жизненных, вот поэтому я и стремлюсь насытить каждую лекцию самой свежей информацией, влияющей на формирование профессионального мировоззрения и мышления работника правоохранительных органов.
 Возвращаясь опять к бесконечно дорогому для меня образу Порфирия Петровича….
Если вы приведете мне иной соответствующий пример, я уступлю это звание «лучшего следователя всех времен и народов» иному литературному герою….
 Не стоит говорить, что «государственный преступник «первого разряда», приговоренный к повешению Федор Достоевский», едва ли как никто другой проник в тайны психологии следователя и подследственного….
 А теперь еще один контрольный вопрос, абсолютно не осознанный для аудитории, но самый важный для меня: а кто из вас читал «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына?
 Собственно говоря, для получения ответа на этот вопрос, для проверки, подтверждения собственной гипотезы, я и задал слушателям первый вопрос о набоковской «Лолите»…..
 К тому же я активизировал внимание слушателей, заставил их не только прислушиваться, но и активно работать, пытаясь найти правильный ответ, и в дальнейшее еще не раз буду применять этот прием для преодоления фрустрации аудитории….
 Кстати, позвольте вас познакомить с методами проведения и социологических опросов и анализом полученных данных.
 Вы убедились, отвечая на мои вопросы, что инициатор опроса, путем грамотной постановки конкретных вопросов имеет возможность быстро и в необходимом объеме получить необходимую для него информацию….
 И я поясняю им, какими, собственно, гипотезами я руководствовался при постановке вопросов и зачем мне это было нужно….
 Выделенное для лекции время, а это большое искусство - «уложить» весь материал в выделенные 90 минут, истекает.
 В заключении я интересуюсь у студентов: а кто из них увлекается интернетом?
И желающим сообщаю «один интересный адрес»:

Продолжение следует……..


Рецензии
Уважаемый Неизвесный автор!
Сначала я хотел попенять вам на излишне "тяжелый" язык, но, признаюсь, так заинтересовала сама фабула повестования, что забылось про это!
Спасибо! С удовольствием буду ждать продолжения!
P.S. Я думаю,ваши студенты должны быть довольны и, по-видимому, им здорово повезло!
Успехов вам во всех ваших начинаниях!

Олег Хлобустов   19.07.2007 18:58     Заявить о нарушении