От Города до Города. Путь к себе

1. Город детства

Где-то есть город тихий, как сон,
Пылью текучей по грудь занесен.
В медленной речке вода, как стекло.
Где-то есть город, в котором тепло.
Наше далёкое детство там прошло.

Ночью из дома я поспешу,
В кассе вокзала билет попрошу:
- Может, впервые за тысячу лет
Дайте до детства плацкартный билет.
Тихо кассирша ответит: «Билетов нет,
Билетов нет...»

Ну что, дружище, как ей возразить,
Дорогу в детство где ещё спросить?
А, может, просто только иногда
Лишь в памяти своей приходим мы туда.

В городе этом сказки живут,
Шалые ветры с собою зовут.
Там нас порою сводили с ума
Сосны до неба, до солнца дома.
Там по сугробам неслышно шла зима.

Дальняя песня в нашей судьбе -
Ласковый город, спасибо тебе.
Мы не приедем, напрасно не жди,
Есть на планете другие пути.
Мы повзрослели, поверь нам,
И прости...

Эдита Пьеха - http://nostalgie.504.com1.ru/music/gorod_detstva.mp3

Русский текст Р. Рождественского
____________________________

В моем Городе детства я живу с 12 лет, родившись совсем неподалеку от его границ, но... все же не в нем, хотя мои родители в тяжелые времена пешком ходили на футбольные матчи - три десятка километров были не в счет. С пяти до двенадцати моих лет я оказалась надолго оторванной от моей родины и от моего будущего Города детства. Помню приезды к бабушке, в огромный многоподъездный дом, называемый в народе до сих пор просто «Семиэтажкой», поскольку в те годы 7 этажей были большой редкостью. Да и сегодня, по-моему, самый высокий дом в моем городе по традиции так и называется – «Двадцатичетырехэтажка». Это теперь я беспредельно люблю природу, мечтала бы когда-нибудь жить подальше от городских кварталов, в сосновом лесу, имея только Интернет в качестве материального признака цивилизации. А тогда, в свои 12, я была неистовой урбанисткой, мечтавшей, чтобы мой Город детства принял меня, признал мое право называться его полноправной гражданкой. Помню свое разочарование, когда я впервые переступила порог Дома своего детства. Разве о таком доме я мечтала? Всего два этажа и 8 квартир, и это в то время, когда моя бабушка продолжала жить в нашей знаменитой «Семиэтажке». А дорога между двумя домами казалась бесконечной, уводящей меня от моих урбанистических устремлений в район частного сектора и редких кварталов 2-3-этажной застройки. За свои первые 12 лет жизни я буквально «объелась» живой природой, и мне так хотелось новых впечатлений от полноценной городской жизни. Но рядом с нашим кварталом уже шло строительство одного из первых «спальных районов», и вскоре среди моих подруг появились «настоящие горожанки», переселившиеся к нам – подумайте только!!! – из самого центра. И неважно, что их родители много лет мечтали вырваться из своих коммуналок куда угодно (кстати, в «Семиэтажке» моя бабушка жила в такой же коммуналке). «Центровые» девочки надолго заняли мое воображение, правда, это принесло свои плоды – заставило умненькую Палому многому научиться, чтобы не выделяться среди новых подружек.
Наверное, эти детские комплексы, болезненная неуверенность в себе, ощущение своей провинциальности, желание во что бы то ни стало не только казаться, но и стать настоящей горожанкой, привели к тому, что я правильно выстроила иерархию своих будущих достижений. Я ДОЛЖНА была доказать свое право на Город детства, но об этом, пожалуй, я расскажу в другой раз.
Здесь же упомню об одном забавном эпизоде. Привыкнув к бесконечной смене школ и коллективов, я была все же достаточно самоуверенной девицей, легко училась на новом месте - в те годы это еще имело значение, а мелкие затруднения, возникающие так или иначе, считала преходящими и временными. И вот первый Новый год, первый костюмированный бал в новой школе, которая свела обитательниц частного сектора и наших крошечных 2-3-этажек с бывшими «центровыми» барышнями. С одной стороны – традиционные марлевые платьица, с другой – бархат вышедших из моды или надоевших своим хозяйкам нарядов, удачно использованный для самых разных Ночей и Звезд. У меня тоже было марлевое платьице, но превращенное мамиными талантами и простеньким красителем в костюм какого-то фрукта или цветка. Во всяком случае, помню его розовый с разводами цвет. Так вот – мои «марлевые» подружки, увидев «бархатных» соперниц, немедленно покинули праздничный зал, а Палома... Палома посчитала себя просто неотразимой в этой розовой марле и осталась, и ни капли не жалела, поскольку была всегда борцом и остается им до сих пор.
Это уже потом, испытав ужасы «переходного возраста», пренебрежительное отношение моей матери к «дурнушке», по ее мнению, не достойной называться дочерью моего красавца-отца, я опять утонула в девичьих комплексах надолго, пожалуй, до окончания института.
А тогда... тогда зимой у нас начинались традиционные катки и коньки, которые всех уравнивали в нарядах, поскольку никаких «Адидасов» и «Пум» не было в помине, а были старые одежки, которые не жаль изорвать при неудачном падении. Материальный достаток определялся только одним обстоятельством – что на ногах? – простенькие «Гагены» или редкие в те времена «фигурки». Ах, каким наслаждением было быстренько надеть коньки, выйти на лед катка и покатиться по кругу под прекрасную музыку, под «хиты» тех лет.
Вот именно с катком у меня и связана песня «Город детства». Там, пытаясь в ритме вальса вначале изобразить какие-то неуклюжие па, потом отбросив эту затею по причине полного остутствия способностей к «фигурному катанию», я просто катилась на своих «Гагенах» – круг за кругом – и мечтала, упиваясь мелодией и голосом Эдиты Пьехи, обо всем, о чем только и может мечтать молоденькая барышня, музыкальная, чувствительная, наделенная огромным воображением...
__________________________________

2. Город, которого нет...

http://www.songkino.ru/music/advokat.mid

Ночь и тишина, данная навек,
Дождь, а, может быть, падает снег.
Все равно бесконечно надеждой согрет,
Я вдали вижу город, которого нет.

Где легко найти страннику приют,
Где наверняка помнят и ждут.
День за днем, то теряя, то путая след,
Я иду в этот город, которого нет.

Там для меня горит очаг,
Как вечный знак забытых истин.
Мне до него всего лишь шаг,
И этот шаг длиннее жизни.

Кто ответит мне, что судьбой дано,
Пусть об этом знать мне не суждено.
Может быть, за порогом растраченных лет
Я найду этот город, которого нет...


Мне вряд ли придется просить билет в город моего детства, поскольку живу я в нем безвыездно с тех своих 12 лет. Но с некоторых пор меня непреодолимо тянет в другой город – Город которого нет...
Так случилось, что эти две песни о двух городах неразделимо сошлись в моем сознании.
Несколько лет назад я смотрела всем известный сериал «Бандитский Петербург» с одним только желанием - поскорее услышать песню о Городе. Потом по ТВ и в жизни начались другие сериалы, и песенка ушла на задворки сознания. И вдруг неожиданно, в автобусе, в теплый летний день (родившись зимой, я лето я люблю бесконечно) вдруг зазвучала мелодия без слов, а мне стало невыразимо хорошо от ощущения или, может, предощущения какого-то беспричинного, близкого счастья...
Купаясь в звуках, буквально утопая в них, я только потом поняла, что слушаю песню о Городе, которого нет.
И как-будто не было этих разделяющих лет, и опять я иду – только теперь не в Город детства, а в тот, Другой Город...
И что ждет меня на этот раз – «за порогом растраченных лет»? А вдруг – «три сосны под окном, и февраль, продуваемый ветром»? А вдруг?..


Рецензии