Александр Братович. Глава 1. Карусель. Второй вариант

Глава 1. Карусель
Александр Братович

Повесть “Девушки Крыма”.


Глава первая. КАРУСЕЛЬ


Одно из самых ярких воспоминаний детства: зелёный парк в Черноморском[1], солнце, синие тени кипарисов на белом песке аллей. Дрожащие облачка разогретого воздуха возле киоска с мороженым, женщины в светлых платьях, мужчины в рубашках с короткими рукавами. Кепки, зонтики; и на площади в центре парка – большая карусель с дощатым полом.
Мне казалось, что за день на ней может прокатиться весь город, и по многу раз.

Она кружилась выше моего роста так же легко, как глобус – только без наклона, – и так же подставляла один бок солнцу. Наверх надо было забираться по трапу, снятому со старого катера. Внизу, за серыми бортами была спрятана ось, и шмелём гудел огромный механизм.
Под белым, выгоревшим навесом из ткани, над площадью летели броско раскрашенные звери разных пород и мастей.

Мне было почти восемь лет, я твёрдо держался на спине деревянного коня и считал день без карусели потерянным днём. Здорово, когда детские коляски, скамейки, клумбы белых и красных роз – всё сливается в пёстрое полотно, щекочет лицо тёплый ветер, девчонка за спиной визжит от страха или восторга... И так – два, три, а то и четыре раза подряд!

Взрослые приводили в парк детей и иногда катались вместе с ними. Хотя я чувствовал, что взрослым это скучно. Помню одну из мам, в белый горошек на красном фоне, и отца, всё время вытиравшего платком голову. Они смеялись слишком громко и весело, чтобы им можно было верить. Но почему? я не понимал. Ведь карусель – это главное чудо на свете... И зачем кататься, если не хочешь?
Наверное, они – просто люди из другого мира. Туда попаду и я, но ещё не скоро.

...Вот, стуча ботинками, взбежали по трапу матросы. Чёрные брюки, белые рубашки, синие воротники-гюйсы – заняли почти всех зверей, покатили с гиканьем и ржанием. Сами, будто кони, и я когда-нибудь стану таким же. И пойду служить на военный корабль.

Снизу бросили большой – мне не обхватить руками, – но лёгкий голубой мяч. Матросы стали на ходу перекидывать его друг другу, один уронил на землю бескозырку с длинными лентами. Мяч подлетел ко мне – я тоже стукнул по нему кулаком, отпустив деревянную уздечку. Моряки заржали ещё громче: «Во пацан даёт!» – но всё равно их веселье казалось мне наигранным, ненастоящим.


Мама дала мне последние на сегодня десять копеек, и я встал в очередь к кассе. Впереди оказались пожилой мужчина – высокий и седой, – мальчишка старше меня, в шортах и майке, и темноволосая девушка в длинном, просвечивающем на солнце платье с разрезами по бокам.

Она сделала шаг, ойкнула и, схватившись одной рукой за плечо парня, стала вытряхивать камень из босоножки... Я никогда такого не видел: девушка лет двадцати, не меньше, не может устоять на ногах без помощи мальчишки. Она мигом потеряла в моих глазах всю взрослую недоступность, показалась чуть ли не ровесницей.
Ровесницу можно дёргать за воротник или брызгать на неё водой. Можно бежать за ней по коридору, подталкивая в спину, догнать возле дверей класса и сунуть под нос ладонь, на которой ручкой нарисованы череп и перекрещенные кости. Девчонки медленно бегают и боятся черепов, пищат и закрывают глаза...

Я взобрался наверх и сел так, чтобы не упускать девушку из вида. Мальчишка подсадил её на спину двухместного льва, сам устроился позади. Карусель разогналась, ветер подхватил платье девушки: оно взлетело, открыв загорелые ноги. Сколько угодно ног я видел на пляже, и не замечал за ними никаких чудесных свойств: подумаешь, что такого? – но сейчас впервые почувствовал, что в них скрыта некая тайна. Почему они так притягивают взгляд?

Пока я размышлял, девушка схватилась за подол, оторвав руки от рыжей гривы, вскрикнула и качнулась. Парень обнял её за плечи, помог удержаться в седле. Он прицепил её ладони к львиной шее. Одной рукой поддерживая девушку, другой поймал платье и накрыл ноги, сжимавшие деревянную спину...

Кто-то вновь запустил в карусель мячом – на этот раз, оранжевым. Он задел плечо девушки: она завизжала, как певица по радио, и подалась вперёд. Её нога соскочила с подставки, и девушка едва не упала на бок. Мальчишка поймал её за руку, потянул наверх.
Карусель дрогнула и замедлила ход...
Девушка смеялась и отбивалась руками от летящего в лицо платья. Мальчишка прижимал её к себе и наверняка проклинал день и час, когда отважился на это катание.
– Да тихо ты сиди! – крикнул он тонким голосом. – Сейчас уже всё!..


А я вдруг понял, что хочу поменяться с ним местами. Невероятно хочу, более того – готов отдать за это все оставшиеся детские годы.
А ещё хочу оказаться с ней в море, на парусном корабле.
Конечно, если подумать всерьёз, приключения с девчонками – это кошмар. Ужас! В морских странствиях, погонях, сражениях нет места плаксам и ябедам. Вы только представьте: волны захлёстывают палубу, с треском ломаются мачты, пули свистят над головой, а это капризное создание пищит: хочу к маме! Вот и думай: то ли утешать, то ли нашлёпать, как следует... Тем временем подскочит какой-нибудь янычар, взмахнёт кривой саблей – и всё – идём кормить акул!..

Девчонки не созданы для героических дел, здесь не поспоришь. А эта большая девушка ведёт себя, как самая вредная и трусливая из них. Почему же так хочется, чтобы она оказалась рядом в самый разгар абордажа, когда всё вокруг полно опасности, и жизнь висит на волоске? Почему так хочется, чтобы она боялась? Обязательно боялась, от страха не могла пошевелиться; чтобы свирепый одноглазый пират схватил её за руку и потащил в мрачный трюм. Этот мальчишка позади неё – чем не пират? Длинное платье с разрезом разорвалось бы, разжались пальцы, цеплявшиеся за палубу, растрепались тёмные волосы, и надежда погасла в её глазах...

Время появиться герою! Сразить пирата одним ударом сабли и не проводить взглядом летящую за борт голову. Поднять девушку и, закрыв её собой, проложить дорогу сквозь толпу врагов. Они будут налетать и падать вокруг, пока волна не смоет с палубы неподвижные тела. Мы останемся одни, шторм утихнет, выйдет солнце, и ничего не будет напоминать о сражении. Только она так и будет покоиться в моих объятиях, доверившись защитнику – могучему и смелому, настоящему морскому волку.
Почему я так хочу этого? Потому, что она большая? Наверное, да.
И ещё – её надо поцеловать, для того чтобы она пришла в себя. И, конечно, не один раз...


Карусель остановилась. Пират помог девушке сойти с деревянного льва, довёл до трапа. Бледный пожилой мужчина принял её внизу и усадил на скамейку. Мальчишка спрыгнул на землю и побежал через площадь к автомату с газированной водой.

С верблюдов и драконов слезали девчонки, смеялись, сходили по трапу задом наперёд, держась за поручни... Темноволосая девушка сидела, склонив голову к плечу и вытянув ноги. Мальчишка подносил к её губам стакан с водой, седой мужчина обмахивал её, словно веером, раскрытой книгой. Кажется, никто и впрямь не понимал, чтО на самом деле ей было нужнее всего.
Вот, открыла глаза, пошевелилась. Встала, держась за плечи мужчин...

Мама позвала меня домой. Стараясь не терять девушку, я пошёл по аллее задом наперёд, затем, подгоняемый нетерпеливыми окриками, побежал – всё быстрее, быстрее... Споткнулся о каменный бордюр и с разгона влетел в жёсткий, полный шипов розовый куст!
Вокруг собралась толпа, меня вынули наружу со смехом и причитаниями, стали вытаскивать иголки из рук, плеч, спины... Царапины жгло; кровь пачкала рубашку, капала на песок – но я терпел и не плакал. С того дня я никогда больше не плакал: а то какой же из меня герой и морской волк?

Я знал, что надо подождать ещё немного. Я вырасту, непременно разыщу эту девушку, женюсь на ней и возьму с собой в кругосветное путешествие. Ну, а если опасностей к тому времени не останется? Что же: тогда буду каждый день катать её на карусели.


Продолжение: http://www.proza.ru/2006/05/31-233

______________________________________

Примечание:

[1] Черноморское – посёлок городского типа на северо-западе Крыма (п-ов Тарханкут). До 90-х годов XX в. – база ракетных катеров Черноморского Флота. Там же, неподалёку, находится и знаменитый Тарханкутский маяк.



© Copyright: Александр Братович, 2006
Свидетельство о публикации №1605240253


Рецензии
Мама дала мне последние на сегодня десять копеек, и я встал в очередь к кассе. Впереди оказались пожилой мужчина – высокий и седой, – мальчишка старше меня, в шортах и майке, и темноволосая девушка в длинном, просвечивающем на солнце платье с разрезами по бокам.

"Мама дала мне последние на сегодня десять копеек..."
Так нельзя писать. Либо надо: "мама дала мне десять копеек, прибавив: "Последние на сегодня"! Либо: "Взяв у мамы десять копеек, я встал в очередь". Инча получаетсмя, что герой-рассказчик обладает "запредельным" знанием: эти десять копеек - последние. Откуда - либо он засовывает голову из будущего, что уже неприлично, либо эжто неприятно абсолютно послушный мальчик, джля которого сказанное мамой "последние на сегодня" автоматически становится объективным качеством этих десяти копеек, а не субъективным высказыванием, предостережением, послед коророго (если похныкать) мама мозет дать и еще десятчик-гривенник...


"Впереди оказались пожилой мужчина – высокий и седой..."
Ну, как, виден плеоназм?
Подсказыываю: седой - это уже как минимум, пожилой (если не впалать в глубокомысленное философствование, что и мальчик может быть седым). Значит, слово пожилой - лишнее.

И: если у мальчик - майка-шорты, у девушки- платье (пусть оба - без обуви), почему мужчине дан только рост? Он в пиджаме или в мундире? Или в кальсонах?

"мальчишка старше меня, в шортах и майке"
Насколько старше? И на сколько старше?
на год или на пять? Ему девять или тринадцать? ИЛи шестнадцать?

"темноволосая девушка в длинном, просвечивающем на солнце платье с разрезами по бокам".
Где она стоит - перед мужчиной или после? Как он ухитряется видеть разрезы с обеих боков?

Секретка   03.08.2007 00:05     Заявить о нарушении
Ох, вот Вы выделили те моменты, над которыми я размышлял и сомневался. Есть у меня некоторые доводы, но я в них сомневаюсь.
"...если у мальчик - майка-шорты, у девушки- платье (пусть оба - без обуви), почему мужчине дан только рост? Он в пиджаме или в мундире? Или в кальсонах?"
Показалось мне, что если так досконально и "равноправно" всех описать, то это не будет похоже на воспоминание ребёнка. Да и по себе помню (эпизод реальный): мне какие мелочи первыми бросились в глаза, те я и запомнил. Что-то самое характерное, может быть – всего одну деталь.
А то, наверное, покажется, что мальчик специально всё подмечалал, зная, что потом напишет рассказ.

Плеоназм тоже специально ввёл, честное слово. Отнёс его на счёт детского восприятия и логики. Седой - значит, пожилой... Пожилой - поэтому седой... Взрослый эти выводы делает автоматически, не задерживаясь, а ребёнок? Ему надо приложить какое-то усилие, да это пока и интересно – находить такие взаимосвязи.
Вот остальное и не запомнил, в чём мужчина был одет...

Так же и "старше меня". На год-два – это может быть и незаметно: бывает, что крупный мальчик 8 лет выглядит старше мелкого 10-летнего. Определённо я мог понять, что он старше (не "постарше") меня – если ему, наверное, от 11 лет. А если "тонкий голос" (ещё не сломавшийся) – не больше 13.
Или это слишком туманно? Но если написать "мальчишка лет 12-ти – 13-ти" – не странно ли, что ребёнок в 8 лет так точно прикидывает возраст?

В общем, в этих деталях я пока не уверен. Интересно узнать Ваше мнение.

Насчёт последних 10 копеек – тут ляп, однозначно. Исправлю сейчас же, и насчёт платья... Могла она поворачиваться, да и ветер тоже дул. И здесь напишу точнее.
Спасибо.

Александр Братович   03.08.2007 01:18   Заявить о нарушении
В общем, я уже понимаю, в каком направлении двигаться. Как они стояли: мужчины в очереди, а девушка – чуть в стороне, лицом к ним. Ко мне, естественно, боком, а когда поворачивалась к карусели, была видна и со спины... Голос мальчишки мог я услышать тогда же: они о чём-то говорили. А что касается мужчины – упомянуть ненавязчиво (как бы от себя взрослого), что помню лишь то, что он был высокий и седой...

Александр Братович   03.08.2007 01:36   Заявить о нарушении
Об одежде и волосах.
Если вспоминает ребёнок, хаотично и несистемно, надо и весь текст такой делать, чтобы чувствовалось, что ребенок воспринимает мир - наиболее яркими красками, а не в системном измерении. У Вас же все-таки дано следующее: за спиной того, детского ребенка, стоит мудрый взрослый и помогает ему вспоминать всё и излагать правильно. Вам надо опрелделиться, либо взрослый вспоминает всё, вселяясь в себя-ребенка, либо Вы передаете детское восприятие.

Если детское.
То:
"пацан постарше", а не мальчик. Далее - какие-то эмоции он должен вызывать - хоть и страше, но, похоже, приезжий, озирался и искал кого-то глазами. Или: постарше - из тех, кто у малышни деньги вытрясает. Или: толстогубый пацан, наверняка крепкий хорошист (ударник) и возатьый октябрятской звездочки. То есть один мальчик неиможет воспринимать другогоо мальчика просто как предмет, как мжуичну или девушка. Мальчикз0 мальчику всегда потенциальный соперник, "партнер" по драке, представитель какого-то враждебного клана (ватаги, двора, школы)...

Вот...

Секретка   03.08.2007 08:01   Заявить о нарушении
Тогда мне надо взять ещё пару недель на переосмысление.
Вообще, дети ведь сложно чувствуют, но не всегда находят слова для того, чтобы это выразить. Вот, например, фраза: "она мигом потеряла в моих глазах вю взолслую недоступность..." – ломал-ломал бошку над ней... Не мог ведь так сказать тот 8-летний парень... Нет, не мог. Но ощущал-то именно так. А слова ему подсказал взрослый дядя... Если бы какой-нибудь один иероглиф придумать для передачи того состояния!

Я подумал: может, вообще выкинуть эту фразу и некоторые такие же, заумные для мальчика?
Из дальнейших, более простых мыслей и действий всё и так будет понятно?..

Александр Братович   03.08.2007 10:27   Заявить о нарушении
вроде бы как строительные леса. Свою работу сделали – и снять...

Александр Братович   03.08.2007 10:55   Заявить о нарушении
Вот ничего не могу собственно посоветовать. Вам решать.
Вообще, изобретение интонации рассказа о детстве - вещь сложная.
Она удалась Крапивину, Драгунскому, кому еще?
Перечитайте Драгунского. А в общем, и Крапивина.
Вот возьмем Крапивина. Са-амое первое его (и почти самое лучшее) его произведщение, написанное в соавторстве с братом. "Алые перья стрел"
Там, сколько я помню, два типа повествования, отчетливо отделённые друг от друга. Первый план - взрослый за плечом ребенка излагает его мысли, его взгляд на мир - заметим - 1936 года!!! Он идет в настоящем продолженном времени рядом с ним, и мы читаем события рядом с ним, в настоящем времени (хотя по русскому литературному обычаю, в отличие, кажется, от английской традиции, все глаголы поставлены в прошедшее время. И время от времени - очень редко, и оттого этот голос становится еще проонзительнее появляется собственно голос взрослого автора "от себя": "Пройдет всего четыре года,и этот Вадька ляжет с гранатами под фашистский танк, пройдёт ещё четыре года, и Максим всадит пулю из снайперской винтовки в лоб эсэсовца, пройдет еще четыре года, и Колька в паритзанском отряде (и т. д.)... А пока - был теплый летний вечер, мальчишки сидели на крыше и пели: "Аванти пополо, а ля рикосса, бандьера росса, бандьера росса...", и ветер, замерев, прислушивался к их пению... "
(Перевираю текст и имена, но общая суть, кажется, такова)


У Драгунского взрослый автор вообще отсутствует как голос, от лишь присутстувкет в виде иронической позиции, проявляющийся в том, что он излагает мысли и слова ребенка так, что эт кажестя наивным и забавным...

Наверное, существуют и другие удачные типы повествования...
Ну, Гайдар, Фраерман.
гайдар выбрал путь восоздания детского мышления таким образом: короткие предложения, одно на другое, кажется, так. В судьбе барабанщика, например.
Хотя... Все же за рассказчиком стоит иная, сказовая интонационная манера: "Но разве иог я тягаться со старым матерым волком? И пуля, выпущенная из пистолета, заткнула мне горло"
так ребенок не скажет, даже 13-летний. Но это - манера Гайдара.

Надо искать свои индикаторы детскости. Может, вводить какие-то детские песенки той поры, которые напевает мальчик или слышит по радио и из громкоговорителей... Может, вводить сравнения с чем-то в школе проходященским. "Стоячий воротник его куртки напомнил мне картину "Опять двойка", помещенную в нашем школьном учебнике по (литературе)"
Иными словами, пусть даже гшоворить по-взрослому, но жестко очерчивать (указывать!)горизонт познаний мальчика того возраста и той поры.

Секретка   03.08.2007 11:28   Заявить о нарушении
О! песню самую популярную той поры я помню.
Время вдаль укатится, и вспомним мы когда-нибудь зимою
Это невозможное, огромное и ласковое море...
И припев такой:
Играет солнца свет над синей водой,
Сегодня на мечту Земля похожа.
Этот мир такой молодой,
И связаны мы с ним одной судьбой!
Пела Раиса Мкртчан, но это я уже потом узнал. Всё время звучала из громкоговорителей...

Александр Братович   03.08.2007 12:58   Заявить о нарушении