Рецензия на «Александр Братович. Глава 1. Карусель. Второй вариант» (Секретная Лаборатория)
Мама дала мне последние на сегодня десять копеек, и я встал в очередь к кассе. Впереди оказались пожилой мужчина – высокий и седой, – мальчишка старше меня, в шортах и майке, и темноволосая девушка в длинном, просвечивающем на солнце платье с разрезами по бокам. "Мама дала мне последние на сегодня десять копеек..." Так нельзя писать. Либо надо: "мама дала мне десять копеек, прибавив: "Последние на сегодня"! Либо: "Взяв у мамы десять копеек, я встал в очередь". Инча получаетсмя, что герой-рассказчик обладает "запредельным" знанием: эти десять копеек - последние. Откуда - либо он засовывает голову из будущего, что уже неприлично, либо эжто неприятно абсолютно послушный мальчик, джля которого сказанное мамой "последние на сегодня" автоматически становится объективным качеством этих десяти копеек, а не субъективным высказыванием, предостережением, послед коророго (если похныкать) мама мозет дать и еще десятчик-гривенник... "Впереди оказались пожилой мужчина – высокий и седой..." Ну, как, виден плеоназм? Подсказыываю: седой - это уже как минимум, пожилой (если не впалать в глубокомысленное философствование, что и мальчик может быть седым). Значит, слово пожилой - лишнее. И: если у мальчик - майка-шорты, у девушки- платье (пусть оба - без обуви), почему мужчине дан только рост? Он в пиджаме или в мундире? Или в кальсонах? "мальчишка старше меня, в шортах и майке" Насколько старше? И на сколько старше? на год или на пять? Ему девять или тринадцать? ИЛи шестнадцать? "темноволосая девушка в длинном, просвечивающем на солнце платье с разрезами по бокам". Где она стоит - перед мужчиной или после? Как он ухитряется видеть разрезы с обеих боков? Секретка 03.08.2007 Заявить о нарушении
Ох, вот Вы выделили те моменты, над которыми я размышлял и сомневался. Есть у меня некоторые доводы, но я в них сомневаюсь.
"...если у мальчик - майка-шорты, у девушки- платье (пусть оба - без обуви), почему мужчине дан только рост? Он в пиджаме или в мундире? Или в кальсонах?" Показалось мне, что если так досконально и "равноправно" всех описать, то это не будет похоже на воспоминание ребёнка. Да и по себе помню (эпизод реальный): мне какие мелочи первыми бросились в глаза, те я и запомнил. Что-то самое характерное, может быть – всего одну деталь. А то, наверное, покажется, что мальчик специально всё подмечалал, зная, что потом напишет рассказ. Плеоназм тоже специально ввёл, честное слово. Отнёс его на счёт детского восприятия и логики. Седой - значит, пожилой... Пожилой - поэтому седой... Взрослый эти выводы делает автоматически, не задерживаясь, а ребёнок? Ему надо приложить какое-то усилие, да это пока и интересно – находить такие взаимосвязи. Вот остальное и не запомнил, в чём мужчина был одет... Так же и "старше меня". На год-два – это может быть и незаметно: бывает, что крупный мальчик 8 лет выглядит старше мелкого 10-летнего. Определённо я мог понять, что он старше (не "постарше") меня – если ему, наверное, от 11 лет. А если "тонкий голос" (ещё не сломавшийся) – не больше 13. Или это слишком туманно? Но если написать "мальчишка лет 12-ти – 13-ти" – не странно ли, что ребёнок в 8 лет так точно прикидывает возраст? В общем, в этих деталях я пока не уверен. Интересно узнать Ваше мнение. Насчёт последних 10 копеек – тут ляп, однозначно. Исправлю сейчас же, и насчёт платья... Могла она поворачиваться, да и ветер тоже дул. И здесь напишу точнее. Спасибо. Александр Братович 03.08.2007 01:18 Заявить о нарушении
В общем, я уже понимаю, в каком направлении двигаться. Как они стояли: мужчины в очереди, а девушка – чуть в стороне, лицом к ним. Ко мне, естественно, боком, а когда поворачивалась к карусели, была видна и со спины... Голос мальчишки мог я услышать тогда же: они о чём-то говорили. А что касается мужчины – упомянуть ненавязчиво (как бы от себя взрослого), что помню лишь то, что он был высокий и седой...
Александр Братович 03.08.2007 01:36 Заявить о нарушении
Об одежде и волосах.
Если вспоминает ребёнок, хаотично и несистемно, надо и весь текст такой делать, чтобы чувствовалось, что ребенок воспринимает мир - наиболее яркими красками, а не в системном измерении. У Вас же все-таки дано следующее: за спиной того, детского ребенка, стоит мудрый взрослый и помогает ему вспоминать всё и излагать правильно. Вам надо опрелделиться, либо взрослый вспоминает всё, вселяясь в себя-ребенка, либо Вы передаете детское восприятие. Если детское. То: "пацан постарше", а не мальчик. Далее - какие-то эмоции он должен вызывать - хоть и страше, но, похоже, приезжий, озирался и искал кого-то глазами. Или: постарше - из тех, кто у малышни деньги вытрясает. Или: толстогубый пацан, наверняка крепкий хорошист (ударник) и возатьый октябрятской звездочки. То есть один мальчик неиможет воспринимать другогоо мальчика просто как предмет, как мжуичну или девушка. Мальчикз0 мальчику всегда потенциальный соперник, "партнер" по драке, представитель какого-то враждебного клана (ватаги, двора, школы)... Вот... Секретка 03.08.2007 08:01 Заявить о нарушении
Тогда мне надо взять ещё пару недель на переосмысление.
Вообще, дети ведь сложно чувствуют, но не всегда находят слова для того, чтобы это выразить. Вот, например, фраза: "она мигом потеряла в моих глазах вю взолслую недоступность..." – ломал-ломал бошку над ней... Не мог ведь так сказать тот 8-летний парень... Нет, не мог. Но ощущал-то именно так. А слова ему подсказал взрослый дядя... Если бы какой-нибудь один иероглиф придумать для передачи того состояния! Я подумал: может, вообще выкинуть эту фразу и некоторые такие же, заумные для мальчика? Из дальнейших, более простых мыслей и действий всё и так будет понятно?.. Александр Братович 03.08.2007 10:27 Заявить о нарушении
вроде бы как строительные леса. Свою работу сделали – и снять...
Александр Братович 03.08.2007 10:55 Заявить о нарушении
Вот ничего не могу собственно посоветовать. Вам решать.
Вообще, изобретение интонации рассказа о детстве - вещь сложная. Она удалась Крапивину, Драгунскому, кому еще? Перечитайте Драгунского. А в общем, и Крапивина. Вот возьмем Крапивина. Са-амое первое его (и почти самое лучшее) его произведщение, написанное в соавторстве с братом. "Алые перья стрел" Там, сколько я помню, два типа повествования, отчетливо отделённые друг от друга. Первый план - взрослый за плечом ребенка излагает его мысли, его взгляд на мир - заметим - 1936 года!!! Он идет в настоящем продолженном времени рядом с ним, и мы читаем события рядом с ним, в настоящем времени (хотя по русскому литературному обычаю, в отличие, кажется, от английской традиции, все глаголы поставлены в прошедшее время. И время от времени - очень редко, и оттого этот голос становится еще проонзительнее появляется собственно голос взрослого автора "от себя": "Пройдет всего четыре года,и этот Вадька ляжет с гранатами под фашистский танк, пройдёт ещё четыре года, и Максим всадит пулю из снайперской винтовки в лоб эсэсовца, пройдет еще четыре года, и Колька в паритзанском отряде (и т. д.)... А пока - был теплый летний вечер, мальчишки сидели на крыше и пели: "Аванти пополо, а ля рикосса, бандьера росса, бандьера росса...", и ветер, замерев, прислушивался к их пению... " (Перевираю текст и имена, но общая суть, кажется, такова) У Драгунского взрослый автор вообще отсутствует как голос, от лишь присутстувкет в виде иронической позиции, проявляющийся в том, что он излагает мысли и слова ребенка так, что эт кажестя наивным и забавным... Наверное, существуют и другие удачные типы повествования... Ну, Гайдар, Фраерман. гайдар выбрал путь восоздания детского мышления таким образом: короткие предложения, одно на другое, кажется, так. В судьбе барабанщика, например. Хотя... Все же за рассказчиком стоит иная, сказовая интонационная манера: "Но разве иог я тягаться со старым матерым волком? И пуля, выпущенная из пистолета, заткнула мне горло" так ребенок не скажет, даже 13-летний. Но это - манера Гайдара. Надо искать свои индикаторы детскости. Может, вводить какие-то детские песенки той поры, которые напевает мальчик или слышит по радио и из громкоговорителей... Может, вводить сравнения с чем-то в школе проходященским. "Стоячий воротник его куртки напомнил мне картину "Опять двойка", помещенную в нашем школьном учебнике по (литературе)" Иными словами, пусть даже гшоворить по-взрослому, но жестко очерчивать (указывать!)горизонт познаний мальчика того возраста и той поры. Секретка 03.08.2007 11:28 Заявить о нарушении
О! песню самую популярную той поры я помню.
Время вдаль укатится, и вспомним мы когда-нибудь зимою Это невозможное, огромное и ласковое море... И припев такой: Играет солнца свет над синей водой, Сегодня на мечту Земля похожа. Этот мир такой молодой, И связаны мы с ним одной судьбой! Пела Раиса Мкртчан, но это я уже потом узнал. Всё время звучала из громкоговорителей... Александр Братович 03.08.2007 12:58 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |