Морской круиз на лайнере Адмирал Нахимов

Мы с мужем совершили круиз по побережью Черного моря: Ялта –Сочи- Батуми на теплоходе «Адмирал Нахимов» с 28 июня по 5 июля 1985 года.

Нужно ли говорить о том, как год спустя после поездки, переживали мы, узнав о трагедии - о столкновении «Адмирала Нахимова» с cухогрузом "Пётр Васёв"... Ведь это могло произойти и с нами.

«Адмирал Нахимов» - трофейное немецкое судно. Прежнее его название «Берлин».
 Это было большой старый теплоход, множество раз крашенный снаружи. Внутри запомнился ся большой зал для отдыха с красиво инкрустированными стенами и мебелью. Бассейн на центральной палубе. Однажды утром я нырнула в бассейн, забыв снять часы, подаренные мужем. Они остановились. Чуть позже поняла: это был символ.
Я живо себе все представила.

Путевки и каюты у нас были не первого класса.
Каюта мужа находилась на ярус ниже центра лайнера, а моя – почти на самом нижнем ярусе.

 Однажды, стоя на перроне в ожидании поезда, разговорилась  с пареньком, ожидавшим, как и я, поезда. Он рассказал, что оказался в числе вернувшихся. Не вернулась треть, по его словам. Сам он прошел курс реабилитации от пережитого шока. А в свою квартиру забирался через форточку - ключ затонул.

Путевку в круиз для Марины и Татьяны достал их друг, Виктор, и принес их прямо в магазин «Юбилейный», где девушки работали. Родители Марины заметили: «В круиз собралась, а плавать не умеешь.»  - «Витька – мастер спорта по плаванию. Вместе выплывем,»- отшутилась Марина.

И вот они на теплоходе. Небольшая каюта с иллюминатором, в которой волею случая попали еще две одноклассницы девушек.
В десять часов вечера два буксира медленно отвели ярко освещенного «Адмирала Нахимова» от причала – судно своим ходом начало движение к выходу от ворот порта.
Одни пассажиры находились в ресторанах и барах, другие готовились ко сну у себя в каютах, третьи просто стояли на открытых палубах и наслаждались морским воздухом.
В кинозале в половине одиннадцатого начался фильм «Я любил вас больше жизни».
На одной из палуб шел концерт для ветеранов. В недрах судна, в машинном и котельных отделениях несла свою службу команда.

 Марина с Татьяной пошла в душ, собираясь потом пойти на дискотеку. А подружек закрыли на ключ – набегавшись по городу, не чувствуя ног, те завалились спать.
Глухой удар и толчок рассмешил девчонок. «Все, Танька, мы сели на мел! Немытые плясать пойдем»,- сказала Марина. Однако тут же погасший свет насторожил. «Интересно, что случилось?»- спросила Марина у женщины в соседней кабинке.
«Ничего страшного, девочки, все нормально,»- утешила незнакомая женщина. Но шум переливающейся воды, резко прекратившейся музыки и крик «Мама, кругом вода» заставил похолодеть. Корабль стал крениться. В кромешной темноте, по щиколотку в воде, девушки рванули по коридору. Все Маринино существо стремилось наверх, но зажатый в руке ключ прожигал ладонь: в закрытой каюте остались Ирена и Наташа.

Никто не знал, что счет идет на минуты. Крики напуганных подруг подстегивали: ключ, как в масло, вошел в замочную скважину. В каюте, за толстым стеклом плескалась вода.
Спасибо тому матросику, который утром не внял их просьбам и в предверии ожидаемого шторма  задраил иллюминаторы.

 Натянув на себя спасательные пояса, все вчетвером бросились к выходу. Палуба накренилась. Марина и Татьяна доползли до кормы. По пути Марина, поскользнувшись, скатилась вниз, но Татьне удалось выташить подругу за руку. Скрежет ломающегося и деформирующегося металла. Ухватившись за какие-то железки, они прижались друг к другу. Пароход тонул на глазах: смелые давно попрыгали в воду. «Давай!- взяв подругу под руку,- закричала Татьяна.- Пора!» Но в этот момент какая-то женшина сорвала с Татьяны спасательный пояс. «Забери у нее! – обомлела от неожиданности Марина. Однако полные ужаса глаза незнакомки и прижатый к груди пояс говорили о том, что так просто она его не отдаст. «Бог с ним, прыгаем!»- это были последние слова, услышанные Мариной. Корабль накренился, руки подруг разжались.

Под водой Марина находилась целую вечность. »Хватит мучаться,»- пронеслось в голове, но тут ее, словно мячик, выбросило на поверхность. Отдышавшись, она стала звать на помощь. Однако барахтавшиеся рядом были в таких же условиях: перемазанные, как и она, краской и мазутом, они боролись за свою жизнь. Хаос плавающих предметов, шипящий, булькающий воздух, вырывавшийся из полузатопленных отсеков. Многие плавали вверх ногами: они неправильно надели жилеты.

Через два часа подоспела помощь: военные катера. Еще через час , укутанная в одеяло, трясущейся рукой  Марина составила телеграмму: «Мама. Я жива, нахожусь в Новороссийске.»
Через два часа подоспела помощь: военные катера. Еще через час , укутанная в одеяло, трясущейся рукой  Марина составила телеграмму: «Мама. Я жива, нахожусь в Новороссийске.»
Весть о гибели парохода тастала маму Марины на работе. Галина Павловна упала в обморок, на скорой ее отвезли домой. Там ее уже ждала телеграмма.

Наташи не было ни в списках выживших, ни в списках погибших. На верхней палубе, когда четверка разделилась, Наташа свалилась в бассейн. Каким-то чудом сумела выкарабкаться, но тут ее залило крааской.  В порту, когда отмывалась, кто-то переключил воду на кипяток: с нервным шоком она была отправлена в больницу, затем самолетом . в Ригу. Отец Наташи, узнав о случившемся, поседел за ночь.

Родители девушек останутся навсегда благодарны Марине с Татьяной, которые вернулись открыть каюту. Марина до сих пор хранит тот ключ.
Вся четверка выжила.
А Виктор Кайдошко погиб. Мастер спорта по плаванию, он до последнего вздоха спасал людей. Ему было 25 лет.

Особенно мне запомнилась публикация в одном журнале. Мать сделала все, пройдя через все этапы поисков затонувших, чтобы тело ее сына было поднято со дна моря. Ее сын, за которого держалось несколько девушек, видимо, не умевших плавать, потонул вместе с ними. «Как горсть винограда...»

Некоторое время спустя прочитала в газете «Аргументы и факты» о том, что кто-то с кем-то сводил счеты... А капитан катера, столкнувшегося с теплоходом, не отличался высоким профессионализмом в своем деле, деле вождения корабля...

Новые подробности крушения лайнера  "Адмирал Нахимов" . Щит, где висели ключи от кают, сразу был поврежден упавшей на него балкой. Погибла и служащая, державшая их в руках, и как в темноте определишь, от какого они номера, а в каютах спали, закрытые на ключ дети (всего 25, спаслись – 6)и молодожены.
А один мужчина вспомнил, что забыл свой партбилет. Вернулся и – не успел потом выбраться.
И девушка, выполнявшая свои служебные обязанности , раздававшая спасательные средства, говорила: "Успею..."
А один человек, занимающий высокий пост, когда ему сообщили об аварии, не поверил: "Мне бы позвонили."

О капитанах. Они были осуждены на 15 лет, вышли через 6 лет, досрочно. Один из них уехал в Израиль, поменял фамилию, под ней и затонул на яхте...

На том же самом месте, где произошла трагедия «Адмирала Нахимова» с другим судном, (в бухте Новороссийска) в 30-х годах были затоплены монахи Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, основанного в 1875 году недалеко от Сухуми, рядом с пещерой, где жил, проповедовал и был обезглавлен ученик Иисуса Христа Апостол Симон Кананит. Вторую партию монахов, 140 человек, привезли в новороссийскую тюрьму. Монахов расстреливали партиями ночью на полосе земли, уходящей в море, которую местные жители называют Косой. Тела убитых затем отвозили к горе Колдун, что в семи километрах от Новороссийска, и там, у подножия горы сбрасывали в яму и засыпали землей. До сих пор точно неизвестно место их захоронения.

Об этом я узнала в «Сокровенных историях»  - книга из серии «Колокольчики святой Руси»/ Владимира Лермонтова, потомка рода Лермонтовых, рода рыцарей и бардов, мистиков и пророков, посвятившего свою жизнь изучению человека, бытия, Вселенной.

P.S. …Название «Адмирал Нахимов» является зловещим для русских кораблей.
Первый из них, броненосец, погиб в 1905 г. в Цусимском бою.
Второй, крейсер, переименованный в СССР в «Червонную Украину», был разбомблен у пристани в Севастополе во время Великой Отечественной войны.
Третий корабль, поврежденный в результате подводных ядерных испытаний в 50-х гг. прошлого века, был списан из состава флота, использован как плавучая мишень и расстрелян.
Четвертый, пассажирский лайнер, 31 августа 1986 г. столкнулся с сухогрузом под Новороссийском и затонул, унеся жизни 423 человек. Пятый – большой противолодочный корабль, прослужив с 1971 по 1992 год, пришел в негодность раньше срока, был списан на металлолом, но до места разделки не добрался: сел на мель и был разбит штормом.
Случайности или...


Рецензии
Дорогая Валентина, ничего зловещего в наименовании корабля нет. Броненосный крейсер погиб в Цусимском сражении, так погиб там не только он один. Японцы воевали лучше.
"Червону Украину" не успели перевести на другое место, это была недоработка штаба флота, командующего.
Вам повезло, что Вы и муж не попали в тот круиз. По расположению ваших кают, вам было бы не выбраться.
Последнего "Нахимова" продали индусам на металлолом. Если он и затонул по пути, то удивляться не приходится. Более зловещим был "Пётр Васев", названный в честь секретаря горкома партии, который врезался в "Нахимова".
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   29.05.2022 17:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, с вами можно согласиться.

Валентина Томашевская   29.05.2022 17:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.