Из записок преподавателя

 Наверное, это будет постоянно дополняемый интерактивный проект….
 

 NB! На заметку абитуриенту
 
 NB! Nota bene! (Лат. Ноте бене!
 - Взять на заметку, запомнить!

 - Учитесь и читайте! Все остальное вам даст жизнь!

 Ф.М.Достоевский

 Historia est magistra vitae - история - учитель жизни!

 Lettera scripta manet - написанная буква остается!

 Ubi emolumentum, ibi onus нет прав без обязанностей!


 Учеба, приобретение образования, ЗНАНИЙ....
 Это длительный, сложный процесс, имеющий массу составляющих и ньюансов, и требующей сознательной ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ от самих обучающихся....
 И еще, в чем сегодняшние абитуриенты убедятся позднее, НАУЧАЮТСЯ У ТОГО, КТО ЛЮБИТ!
 Любит свою профессию, любит и знает преподаваемый предмет, неравнодушен к студентам и самому процессу обучения.
 Иначе говоря, у того, кто делает это с душой, а не по «долгу службы», т о л ь к о за зарплату.
 Об этом вряд ли задумываются вчерашние абитуриенты впервые входя в институтские аудитории и встречая преподавателей….

 Почему я назвал первокурсников абитуриентами? Да потому, что право быть студентом надо еще заслужить, сдав хотя бы первую сессию!
 И – научившись… учиться! К сожалению, многие – я крайне не люблю обобщений, а потому и слишком категорических суждений, типа «все», сегодняшние первокурсники практически не умеют учиться! (Ну, может быть, за исключением тех, у кого были порядочные «репетиторы» или повезло поступить на хорошие подготовительные курсы – а такие тоже есть!).

 А освоение методики обучения в вузе сегодня процесс почти стихийный. И подчас абитуриентам приходится «набивать немало шишек», прежде чем поймут, что же конкретно и для чего им нужно….

 Мои записки и адресованы в первую очередь тем из них, кто хочет узнать это побыстрее.
 «Ну вот, быть может, подумает кто-то, старый пень только и мечтает «засадить за гранит науки» бедного студента!» - Отюдь! Наоборот, хочу помочь сделать процесс приобретения знаний более рациональным, оптимально грамотно организованным, а посему – более эффективным и требующим меньших временных и прочих затрат….

 Следует также знать, что у людей имеются различные типы памяти:
зрительная, слуховая, моторная, комбинированная и так далее.

 Психология школьника, с которой абитуриент приходит в вуз – это : запомнить, «зазубрить» для – до – экзамена!, а там – да хоть не рассветай!! – «сдал» - и забыл!...

 И это первый порок подобной психологической установки, которая будет срабатывать уже на уровне подсознания абитуриента. А между тем, ему ведь понадобятся и школьные знания, поскольку преподаватель небезосновательно полагает, что студент владеет знаниями в пределах хотя бы школьной программы….

 Для проверки задайте себе вопрос, который я «из вредности» всегда задаю «своим» студентам, заранее предупреждая их, что из школьного курса истории они знают ПРАВИЛЬНЫЙ ответ:
 Что произошло, что НАЧАЛОСЬ 18 октября 1962 года?

 И, как вы думаете, сколько я получаю правильных ответов???
 Вы не правы – 4 – 5 правильных ответа я получаю от 25-27 студентов!
 Просто, другие НЕ ВКЛЮЧАЮТ логико-аналитические механизмы памяти!
(Правильный ответ: начался «ракетный» Карибский кризис 1962 года – ну кто же из вас не слышал о нем??!).

 Мы не будем говорит о нерадивых студентах, для которых пребывание в вузе – лишь способ занять себя на время, не отягощаясь освоением даже озов науки.
 Я пишу для тех, кто хочет стать Специалистом с большой буквы, кто любит избранную профессию и хочет добиться в ней много….
 «Стать лучшим!» - это естественное честолюбивое желание молодого человека, а вот для того, что бы оно стало стремлением, а затем и реальностью – нужен эффективный – именно эффективный!, - рационально организованный труд.
 А вот «стать лучшим!» - по праву и по правде (без подковерных интриг, подхалимства и подсиживаний!), в итоге честного состязания, конкурса - это уже рукотворный успех, достигнутый вами самими, своим трудом.

 Это конкурс, на котором побеждает действительно более компетентный……
 Так вот, о памяти.
 Механическое запоминание, «зазубривание» -- это краткосрочный тип памяти, не использующий логико-аналитические познавательные приемы, которые раскрывают сущность изучаемых явлений и процессов, изолирующий сегодняшние сведения по предмету от всей суммы, совокупности знаний….

 Это – не творческий тип памяти. Он то как раз и ориентирован лишь на сдачу зачета или экзамена. Но не на ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИК, СВЯЗЕЙ предмета учебной дисциплины….
 Поэтому этот тип памяти крайне НЕ ПРОДУКТИВЕН.

 Творческая память – это умение и способность как соотносить получаемые в процессе учебы сведения, информацию с ранее известными, так и представлять, ГДЕ, КОГДА и по КАКОМУ ПОВОДУ и ДЛЯ ЧЕГО они могут потребоваться будущему специалисту….

 Для быстрого, легкого и глубокого усвоения материала я рекомендую «своим» студентам пользоваться методикой составления структурно-логических конспектов (подробнее об этом мы поговорим далее).


 (П).
 Сам по себе процесс обучения, приобретения знаний в вузе, протекает в различных учебных формах:
 - лекционных занятий,

 - семинаров,

 - самостоятельной работы,

 - практических (лабораторных) работ,

 - контрольных работ,

 - коллоквиумов,

 - курсовых и дипломных работ,

 - зачетов и экзаменов.

 Каждая их них имеет свое назначение, задачи, требования и условия проведения.

 И вчерашним абитуриентам – первокурсникам только еще предстоит постигать эти «премудрости» на практике самостоятельно….

 Одно важнейшее обстоятельство, на первых порах упускаемое из вида студентами-младшекурсниками: обучение – это, в любом случае, процесс
 

взаимодействия студента с преподавателями, в котором объективно оцениваются различные стороны личности взаимодействующих персонажей:

 - отношение к делу, к специальности,

 - профессонализм,

 - личные и деловые качества,

 - характер, психологические и нравственные особенности и качества….

 Так что не удивляйтесь, если у преподавателя появится какое – либо, -- быть может, и предвзятое!, -- мнение о вас – вы же сами его сформировали!

 И никогда не стремитесь испортить мнение о вас с первого раза! – кто знает, может быть, второго шанса для его формирования вам и не представится!
 Итак, лекции….

 (Ш)
 Лекция – это учебная форма коллективных занятий, при которой преподаватель устно, с использованием различных наглядных и технических аудио-визуальных средств, знакомит аудиторию с основными положениями и темами курса изучаемой дисциплины….
 Обычно участие студентов в этом виде учебных занятий ограничивается прослушиванием и кратким конспектированием услышанного….

 Распространенная ошибка первокурсников – стремление и невозможность записать дословно все услышанное! Да этого и не надо в действительности.

 И уже здесь, подробнее о чем мы поговорим позже, встречаются два активно взаимодействующих субъекта – лектор и слушатель—студент.

 На первых порах студенты мало задумываются о своих наставниках—педагогах. Способность объективно оценивать преподавателя появится позже – нередко, после сессии, когда придет понимание того, что важно и необходимо для будущей сферы профессиональной деятельности, а также для понимания сущности изучаемой дисциплины.

 У многих лекторов есть свои «авторские» приемы и «секреты» как акцентирования важного и нужного слушателей (в конце концов, именно преподаватель пока лучше знает, что важно на практике для его учеников!), так и активирования внимания и мыслительной деятельности подуставшей аудитории.

 Но лекция предполагает и возможность студента задать вопрос по теме – как и когда на него ответить – в перерыве, лично или всей аудитории, на следующей лекции или на семинаре, адресовать к конкретной литературе, источнику, сайту и т.п..

 Я же, помимо этого, предпочитаю интерактивную форму лекций, сочетающую пассивное восприятие информации с постановкой творчески-аналитических задач.

 Например, в сентябре в первой лекции для будущих следователей, я поставлю им вопрос-задание:

 соберите информацию, найдите, принесите и расскажите мне все, что вы узнаете о Ростиславе Евгеньевиче Алексееве, родившемся в декабре 1916 года и ушедшего из жизни 4 февраля 1982 г.!

 (Это выдающийся конструктор, в середине прошлого века совершивший запредельный научно-технологический прорыв в технике, не превзойденный за рубежом и поныне, через 37 лет!!! А материализованную техническую идею Р.Е.Алексеева американское ЦРУ окрестило «каспийским монстром»! Вторую часть биографии и творчества выдающегося конструктора, известную лишь немногим, мои студенты узнают уже от меня…..).

 Кстати, такая метода проведения лекций нравится многим слушателям.

 За и после лекций должна следовать самостоятельная работа обучающихся.

 Поскольку иные формы занятий – семинары, практические, контрольные, лабораторные работы, коллоквиумы и «круглые столы» предполагают текущий промежуточный контроль как приобретенных студентами знаний, так и их умений и навыков применения полученных. (Я пока сознательно не говорю о столь волнующей многих методике изучения иностранных языков…..).


Рецензии