Тайны алтайской княжны

Говорят, каждая женщина – загадка. И только одна из них, так называемая «Алтайская княжна», задала их столько, что, кажется, еще не одно поколение ученых будет ломать головы над решением сложных научных проблем.
Касаясь предыстории уникального открытия, следует сказать, что в 1993 году на плато Укок Горного Алтая (Россия) новосибирские археологи обнаружили уникальную находку – захоронение в пермофросте, то есть в вечной мерзлоте. Еще до начала раскопок было известно, что погребение принадлежит «пазырыкской культуре», которая существовала в этих краях около двух с половиной тысяч лет назад.
В ледяной линзе сохранилась мумия молодой знатной женщины. Грабители не потревожили уникальный памятник древности, что позволило детально реконструировать его и тщательно изучить. Холод сохранил предметы старины: шубу, платье, головной убор-парик, «косметический набор» и многое другое.
Ученым потребовалось время, чтобы провести физико-химические исследования, прежде чем появились первые результаты, на основании которых были сделаны интересные выводы. В мире науки они прозвучали до известной степени сенсационно.

Головной убор-парик

«Алтайскую княжну» украшал головной убор-парик. Он привлек особое внимание ученых. Дело в том, что во всех женских погребениях пазырыкской культуры, которых на сегодняшний день насчитываются уже десятки, под головой обязательно находилось черное насыщенное пятно. Предполагалось, что эти следы оставлял краситель для волос. Только после того как впервые был обнаружен головной убор-парик, стало очевидно, что эти пятна были останками подобных дамских украшений. Оно представляло собой довольно сложную конструкцию, а, значит, имело непростую технологию изготовления.
Основой служила войлочная шапочка. К ней пришивались два слоя волос, между которыми помещался пластичный черно-серый раствор, придававший определенную форму и объем. Эта неоднородная масса на изломе была желто-белого цвета и по внешнему виду напоминала вещество типа глины. Главным компонентом формообразующего вещества служили угольно-черные чешуйки, похожие на сажу. Рассмотрев их под микроскопом, ученые различили фрагменты оболочек зерен злаковых растений.
Видимо, пазырыкцы смешивали глину с нагретым жиром, получая вязкий раствор. Его наносили на поверхность войлочной шапочки, и ждали пока он просохнет. А тем временем грубо размолотые злаковые зерна разогревались в закрытом сосуде. Затем эту обугленную массу охлаждали, просеивали и добавляли в состав смеси, содержащей, кроме сажи, жир, шерсть и еще какой-то вяжущий компонент, обеспечивавший поверхностному слою прочность.
Злаковые растения в изготовлении женских причесок использовались древними жителями Алтая далеко неслучайно и даже глубоко символично. Зерно и семя в древности считались самыми общими из всех растительных символов, подчеркивающих идею непрерывности жизни и плодородия. Так, в легендах и мифах ряда традиций распространено представление о траве как о волосах некоего прародителя, из членов которого вышла Земля или Вселенная. Поэтому замена волос обугленными злаками в погребальном уборе-парике древнеалтайской женщины, скорее всего, объяснялось желанием сородичей вернуть ее к истокам жизни, подготовить к новому рождению.
Таким образом, через символику растений у пазырыкцев находила выражение идея непрерывности жизни. Возможно даже, что и сам процесс получения обугленной массы из зерен злаков был своего рода способом принесения бескровной жертвы богам или духам-покровителям. Стоит заметить, что это «жертвоприношение» использовалась для создания одного из самых значимых элементов одежды – головного убора, в котором наиболее ярко были выражены охранительные и опознавательные функции погребального костюма. Интересно также, что подобные головные уборы в средневековый период носили женщины народа Кимак, населявшего приалтайские степи.

«Косметический набор»

В районе пояса мумии был найден древний «косметический набор». Там лежали зеркало, кисточка из конского волоса, различные красители и мази, созданные сложным путем. Удалось выяснить, что черный пигмент, изготовленный из злаковых зерен, также входил в состав «мягкой пластичной массы», которую сегодня весьма условно можно назвать «кремом», предохраняющим от загара или раздражения ветром.
Из этнографических источников хорошо известно, что у населения Центральной Азии в свое время существовал обычай натирать лицо различными мазями, чтобы предохранить кожу. Впрочем, использование черного красителя могло быть связано с чернением бровей, ресниц или подводкой глаз.
Судя по письменным источникам и археологическим находкам, применение красящих веществ в косметических, гигиенических и лечебных целях было известно в глубокой древности. Например, в Древнем Египте в большинстве паст черного цвета использовалась сажа. Знаменитая китайская тушь также изготавливалась из угля и сажи. По существу она мало отличалась от черного красителя пазырыкцев.
С помощью того же вещества – сажи от сожженных злаков, смешанной с животным жиром, – древние алтайцы, как и многие другие народы традиционных обществ, наносили татуировку на тело.

* * *
Большой неожиданность для ученых стали результаты физико-химического анализа «порошкообразного вещества синего цвета», обнаруженного в «косметическом наборе». По внешнему виду оно представляло собой особую смесь, куда в числе других компонентов входил минерал вивианит. И вот что особенно поражает. Впервые вивианит был описан в 1817 году английским минерологом Дж. Г. Вивиани, от которого он получил свое название. С тех пор вивианит сал известен как «синяя железная руда» и сегодня используется в промышленности для изготовления дешевой краски.
Выходит, если в Европе свойства вивианита стали знакомы лишь в начале XVIII века, то на Алтае этот природный минерал использовали уже в V веке до н.э.(!). Причем, в том же захоронении на плато Укок найдены остатки своеобразного карандаша с вивианитом вместо грифеля.
Вместе с тем интересен и другой факт: вивианит широко распространен на Алтае и служит специфическим спутником многих золотоносных «песков» в таежной части и смежной с ним Горной Шории. То есть помимо своих красящих свойств это вещество вполне могло заинтересовать людей еще и своей близостью к золоту, видимой связью с ним. В конечном итоге это его свойство могло послужить поводом к использованию в целях ритуальной раскраски тела.
Роспись тела сопровождала каждое значимое событие в жизни человека древнего или традиционного общества, начиная с рождения и заканчивая смертью. Например, атапаски Америки раскрашивали лица покойных специальными погребальными узорами. По свидетельству Марко Поло, «жители царства Фуги (ныне провинция Фуцзянь в Китае – авт.), когда идут на войну, сбривают волосы, а лица окрашивают в цвет клинка». Французский монах Рубрук, отправленный Людовиком IX в 1253 году к монгольскому хану, оставил записи, в которых он отмечает, что монгольские женщины «…безобразят себя, позорно разрисовывая себе лицо». В китайских летописях упоминается обычай хунну, следуя которому, прежде чем войти в юрту шаньюя, надо было разрисовать лицо тушью.
Результаты анализа свидетельствуют, что выбор пазырыкцами пигментов не был случайным. Установлено, что в то далекое время на Алтае широко использовались создаваемые сложным путем красители и мази, которые применялись в определенных случаях. Все эти факты родили вполне естественный, но вместе с тем сложный для науки вопрос об уровне знаний химии древнеалтайского народа. Пока ученые не могут дать полного и исчерпывающего ответа, насколько он был высоким. Хотя выяснилось, что в свое время этот уровень достигал заметных вершин, если уже в ту далекую эпоху алхимики, так сказать, удовлетворяли «женские капризы».

Древний секрет бальзамирования

Когда среди неорганических компонентов кожи мумии «Алтайской княжны» было обнаружено присутствие ртути, то этот факт стал большой неожиданностью для ученых. Ртуть не была обнаружена среди других объектов захоронения, потому исследователи сразу же исключили возможность проникновения ее вместе с водой, затопившей когда-то погребение. Таким образом, выходит, ртуть на теле мумии появилась неслучайно. На этой почве в научных кругах зародилась довольно смелая версия об использовании этого вещества древнеалтайским народом при лечении людей или бальзамировании тел умерших. Она вызвала оживленную дискуссию в научных кругах.
Что же смущает оппонентов новой версии? В известном, благодаря Геродоту, рецепте бальзамирования скифских царей ртуть не упоминается. Вместе с тем установлено, что не использовалась она и египетскими бальзамировщиками. Эти факты косвенным образом ставят под сомнение вероятность применения ртути древнеалтайским народом для сохранения тел умерших.
Правда, само по себе это обстоятельство совершенно не исключает другое. Никто из современных ученых не отрицает, что свойства ртути и ее соединений были хорошо известны в далекую эпоху и широко использовались тогда. В первую очередь это касается китайцев, у которых знания алхимии стояли на высоком уровне. Кстати говоря, они жили по соседству с пазырыкцами. А сведения о контактах древнеалтайского народа с жителями Поднебесной ранее были документированы находками китайских вещей в пазырыкских курганах. В свою очередь эти факты еще в начале XX века послужили основой в тех исследованиях, благодаря которым удалось установить, что с давних времен между скотоводами Алтая и одной из древнейших мировых оседло-земледейческих цивилизаций существовали более тесные культурные связи, нежели обычный обмен вещами. Причем, интересно, что корни некоторых религиозно-философских представлений жителей Поднебесной ведут в степную полосу Евразии – в таинственный мир номадов. А этот факт позволяет говорить о влиянии степной цивилизации на развитие культуры Китая.
История помнит периоды расцвета древнеалтайской культуры, о существовании которой знали не только соседние оседло-земледельческие народы. Сведения об "одноглазых аримаспах" и "стерегущих золото грифах" доходили даже до древнегреческих авторов. Однако сами жители Алтая не оставили письменных свидетельств. Поэтому ученые обращаются к летописям их ближайших соседей – китайцам, имевших письменность.
Благодаря древнекитайским письменным источникам, сообщающим о событиях той далекой эпохи, сегодня стало известно, что ртуть, а также ее основной минерал – киноварь были хорошо знакомы китайским алхимикам и даже использовались ими для создания "эликсира бессмертия".
Например, врачеватель Гэхун собственноручно изготавливал чудодейственные пилюли, продлевающие людям жизнь. Сохранился даже его тайный рецепт, описанный Д. Кембелом в книге "Герой с тысячью лицами". После выхода в свет этой интересной работы, наверное, можно не опасаться, что кто-то сейчас кинется изготавливать снадобье, поэтому раскроем древний секрет без лишних опасений.
"Возьмите три фунта настоящей киновари и фунт белого меда, - пишет древнекитайский алхимик. - Смешайте их. Высушите смесь на солнце. Затем прожарьте на огне до тех пор, пока из нее можно будет сделать пилюли. Каждый день принимайте по десять пилюль размером с зернышко конопли. Через год седые волосы станут черными, гнилые зубы снова вырастут, а тело станет гладким и блестящим.
Если старец будет принимать эти пилюли достаточно долгое время, он превратится в юношу. Тот, кто будет принимать их постоянно, насладится вечной жизнью и никогда не умрет".
Доподлинно неизвестно употреблял ли сам Гэхун свои пилюли, но точно установлено, что до наших дней он не дожил. Между тем, его пример позволяет говорить о существовании в древнем Китае идеи обретения вечной жизни и даже о попытках практического воплощения с помощью некоего снадобья, полученного путем превращения исходных веществ, в частности киновари в "эликсир бессмертия".
История Китая свидетельствует, что вера в бессмертных была особенно популярна во времена правления Цинь Ши-Хуанди. И тут всплывает одна любопытная деталь. При раскопках захоронения легендарного императора, обнаруженного в 1974 году, в образцах почвы холма ученые обнаружили повышенное содержание ртути. Специалисты уже тогда высказались по этому поводу однозначно, что естественным путем ртуть попасть туда не могла. Некоторым образом прояснил эту ситуацию Сымя Цань. Согласно сообщениям древнекитайского историка, на полу усыпальницы повелителя находилась огромная карта мира, с реками и океанами из ртути. Возможно, его свидетельство не лишено оснований и за прошедшие столетия пары ртути вполне могли проникнуть в насыпь изнутри.
Такое объяснение когда-то было принято наукой и с тех пор не подвергалось ревизии. Впрочем, в свете последних археологических находок эта версия уже выглядит несколько устаревшей. К тому же сами события той интересной эпохи наводят на другие мысли по этому поводу. В этой связи было бы интересно совершить краткий исторический экскурс.

...Его деяния были столь невероятны, что порой с трудом веришь китайским летописцам, при всем уважении к их объективности и глубоким познаниям. Родился он в 259 году до новой эры. В тринадцать лет занял престол в одном из царств, на которые был поделен тогда Китай. Много лет этот человек провел в жестоких кровопролитных войнах и, наконец, распространил свое влияние на всю страну, сумев создать единое государство из разрозненных "срединных царств" чжауской эпохи. Такова краткая история возвышения первого императора Китая – Цинь Ши-Хуанди.
Он ввел в стране единую денежную систему, свод законов, систему мер и весов, а также создал обширную сеть дорог. Великие дела не обошлись без крови. Император сурово обошелся с последователями Конфуция. Казнил 460 мудрецов и сжег их книги. На людских костях строились грандиозные памятники древности. Именно при Цинь Ши-Хуанди было начато строительство Великой Стены - вечной метафоры отгороженности Китая от внешнего мира. Впрочем, чтобы понять глубину смысла, скрытого в этой цитате, следует еще разобраться, чего больше боялся Великий император - военных кампаний кочевников или их культурного влияния на жителей Поднебесной. Понятно лишь, что Китай стремился к полной самостоятельности.
В ту эпоху не было на Земле человека, способного сравниться своим величием с Цинь Ши-Хуанди. После великих свершений ему уже казалось, что нет ничего неподвластного воле Правителя Поднебесной. Однако к моменту создания империи ему исполнилось сорок лет - возраст немалый для тех древних времен. Беспокоили старые раны, болезни, а царствовать хотелось еще тысячу лет. Разумеется, при дворе быстро нашлись люди, готовые помочь императору. Некий Сюй Ши сообщил, что посреди моря есть три острова, населенные вечно молодыми небожителями. Одного из них он даже встречал, но расстаться с секретом вечной молодости тот согласился только в обмен на три тысячи самых красивых юношей и девушек. Избранники тут же были посажены на корабли, и флотилия отплыла в неизвестном направлении. С тех пор их никто не видел. Они исчезли, зато в Китае появилась идея обретения вечной молодости и бессмертия.
Мудрецы трудились над созданием "эликсира жизни". В различные стороны света были направлены экспедиции в поисках рецепта снадобья. Правда, все эти усилия не дали результатов. Император часто гневался, казни ширились. Наконец, он скончался, но поиски еще долг продолжались и после его смерти. Так об этом повествует история Китая

Ученым удалось установить, что вера в бессмертных в Китае своими корнями восходит к шаманизму, который был распространен среди кочевых обществ Великой степи. Религиозно-философские идеи вполне могли проникнуть в Поднебесную еще в раннюю эпоху и прижиться здесь в виде неких представлений о загробной жизни. Во времена правления императора Цинь Ши-Хуанди вера в бессмертных, скорее всего, контаминируется с представлениями китайских философов о возможности обретения вечной жизни или точнее бесконечного ее продления путем употребления различных снадобий, главное из которых содержит ртуть либо киноварь.
На этом историческом фоне строительство Великой стены, видимо, объясняется не только желанием Цинь Ши-Хуанди оградиться от набегов кочевых обществ, но, главным образом, от их культурного влияния на жителей империи. Как бы там ни было, но народы общались между собой и контакты происходили. Поэтому вполне вероятно, что вместе с религиозно-философскими представлениями в Китай проникали и знания алхимии пазырыкцев. Во всяком случае, результаты физико-химических исследований захоронения «Алтайской княжны» на плато Укок свидетельствуют, что ртуть на Алтае использовалась в погребальных обрядах гораздо раньше.
Правда, пока ученые не могут однозначно утверждать, что ртуть применялась древнеалтайским народом для бальзамирования тел умерших. Хотя эта новая версия уже сегодня может опереться не только на древние письменные источники, но и на материалы археологических находок, которые сравнительно недавно были обнаружены на территории Китая. Там найдено погребение женщины в одном из курганов на могильнике Молдувай 1. Причем ее тело, частично было погружено в раствор, содержащий соединение ртути. Сегодня эта находка служит своего рода показательным примером того, каким образом сохраняли тела умерших жители этого региона в начале II века до н.э.

Вместо послесловия

Благодаря находке новосибирских археологов, ученым удалось заметно расширить границы знаний о жизни людей в прошлом. Правда, новое открытие породило и новые загадки. К сожалению, сегодня мало что известно о культуре, именуемой в научных кругах «пазырыкской». Поэтому без всяких преувеличений можно сказать, что совершенно загадочным образом существовали эти древние люди в самом центре Евразийского континента…


Рецензии
Добрый день. Меня всегда смущает то, что археологи вскрывают могилы. Недавно в музее я видела скелет семнадцатилетнего юноши, похороненного около тысячи лет назад. Могилу вскрыли, ее содержимое достали и изучили, а теперь выставили в музее на всеобщее обозрение. Останки молодого человека раздели, одежду вывесили в отдельных шкафах, его оружие, другие личные вещи тоже разложили по витринам, скелет положили под стекло. Я думаю о родителях, о родичах этого молодого человека. Они хоронили своего сына и брата не для того, чтобы он стал сейчас музейным экспонатом, не для того, чтобы на него глазели любопытные. Я считаю, что после обследования могила всегда должна быть приведена в прежнее состояние. Если это невозможно сделать на месте находки, которое после открытия известно возможным мародерам, то захоронение надо перенести тайно на новое место. Если соплеменники и семья считали, что покойный должен лежать в земле, он должен там и остаться.

Лена Сказка   26.08.2007 16:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лена!

Действительно, немного найдется людей, которым нравится любоваться покойниками, точнее сказать, человеческими останками. Независимо от того, когда именно они были захоронены. Гораздо интереснее все это выглядит после их реставрации и реконструкции, а после исследования человеческие останки необходимо перезахоранивать. И тут с вами согласятся, если не все, то многие ученые.
Кстати, в Москве есть музей-лаборатория антропологической реконструкции имени Герасимова. Там работают настоящие профессионалы своего дела.

С уважением,

Kair Bek-Ali   27.08.2007 00:02   Заявить о нарушении