Та Еще Птица. Никуда не торопясь

Никуда не торопясь
Та Еще Птица

Лето стояло в той поре, когда все, что не солнце и звезды, становится ленивой пылью. К полудню болезненно тихо, дремлет неторопливо. Дремлет и заглядывает за изогнутый гребень дальних холмов в тяжком ожидании пощады вечеров. Тяжелый ветер наметает серую пыль к покосившимся оградам. Солнце и пыль. Пыль и солнце.
И ты - пыль, просто пыль.
Для солнца - ты просто пыль.
Такой же, как все. Как всё вокруг.
И нет избавления нигде.
Солнце безжалостно бросается лучами, лучами равнодушно рожает, и без раздумий оставляет жить на выжженной земле. Солнцу все равно.
Становится жарко от неожиданно пришедшей разгадки тайны Солнца. Жарко и страх заполняет все под небом. Исчезнувшая в точном знании неизвестность оказывается страшнее самой большой тайны.
Хочется прекратить эту пытку, крикнуть в голос: «ЭЙ, Солнце….», - звук, изодрав горло, захрипит и умрет, не сумев вырваться из плена. Растворившееся в душной пелене Солнце не услышит тебя со своей высоты. Солнцу ты – пыль. Не дождавшись осенних дождей пыль рассыплется в пепел, и нет избавления нигде.


***

Жилища полны жирных перламутровых мух. Выжитые из своих домов жарой и запахом прошлогодней гнили жители укрываются в глубине садов за уставшими акациями чахлых палисадников.

Дмитрий Дмитриевич, учитель астрономии, привычно, и уже почти равнодушно читал Пушкина. Читал он его сидя у окна тесноватой казенной квартирки с тех самых пор, как вышел из вагона скорого поезда на станции Местечко с дипломом университета, предписанием явиться в местную школу и перехваченной шпагатом связкой книг, купленных по случаю накануне отъезда из столицы. Был, правда, еще саквояж, да ничем примечательным этот саквояж не отличался, а потому никто и не запомнил, что саквояж был, но на самом дне его, завернутый в зеленый бархат, лежал подаренный университетским профессором старинный телескоп.

Площадь, на которую вышел Дмитрий Дмитриевич, была похожа на привокзальные площади всех провинциальных городков средней полосы.

Торговцы и бездельники, калеки и бездомные собаки, да и просто зеваки в любую погоду и в любые часы осаждают вокзалы всех железных дорог на свете и всех на свете населенных пунктов, где железные дороги есть. Кто с целью уехать, кто стащить чего-нибудь, все равно что, или, как и большинство неторопливых обывателей, лузгая семечки, порассуждать «за жизнь».
Среди вороха мятой бумаги, шелухи семечек, пожелтевших окурков, на обветшалом фундаменте в центре площади, вместо недавно снесенного монумента одному из вождей, напоминанием о прошедшей ночи возвышалась пустая бутылка зеленого стекла.

Оседают мельчайшей пылью памятники, казавшиеся в гранитно-бронзовой неприступности вечными, и только скверы, зыбкие в непрестанном движении, - кажется чуть, и полетят по своим неведомым делам, - остаются на своих местах.

- Странное настало время, - думал Дмитрий Дмитриевич, оглядывая площадь – памятники могут позавидовать даже садовым скамейкам в самых дальних аллеях..

Странным было, что площадь названия не имела и жители меж собой про нее говорили - «привокзальная», хотя городок был так стар, что стволы редких в этих краях берез почернели до самых верхушек, а скверы, где они состарились, давно получили собственные имена. Если бы кому пришло цеплять улетающим птицам кольца, - каждая птица, как и всякий здешний сквер, имела бы рядом с оставленным гнездом латунную табличку с выгравированным на ней прозвищем.

Такой площадь и запомнилась недавнему выпускнику столичного университета. Такой она, не меняясь, пребывала все прошедшие годы. Такой она сохранилась и по сей день, разве что коричневые чемоданы сменились вначале рюкзаками, а в последнее время полосатыми сумками с торчащими из днищ скрипучими колесами.


***

Дмитрий Дмитриевич читал Пушкина.

Место для чтения, в первый же день после вселения в однокомнатную квартирку с кухней и верандой, Дмитрий Дмитриевич выбирал обстоятельно, словно наблюдая себя со стороны. Неторопливо примерялся к каждой вещи, к окружающим его мелочам, да и шутка ли сказать, впоследствии всем им суждено было стать свидетелям и участниками больших свершений.

Казался он себе в глубоком кресле рядом с камином, при чтении, или при ином значительном занятии. Впрочем, камина в комнате не было, и поначалу это беспокоило, да потом свыклось, а за временем забылось окончательно. Темное, не сегодняшнего покроя, кресло досталось ему от прежнего жильца. Стояло оно в углу, было в меру умято, и это составляло еще одно достоинство. Согревшись, выбираться из него было неловко, да и дел особых, к коим нужно было бы непременно выбираться, не было. Правда, спустя неделю, забеспокоившись, Дмитрий Дмитриевич перетащил кресло к окну и долго его устраивал, выгадывая обзор поудобнее.

Переулок был узок, нужного вида все не находилось, хотя позднее Дмитрий Дмитриевич обнаружил, что створки, раскрытые под разными углами, отражениями в стеклах дополняют к общему виду и, примостив, наконец, кресло нужным образом, успокоился.

Улочка, куда окно выглядывало из-за редких ветвей, одним концом упиралась в покрытую булыжником площадь, на которую сошел со столичного поезда Дмитрий Дмитриевич, а другим спускалась вниз, где за густыми деревьями, такие деревья бывают только на старых церковных кладбищах, угадывалась река.

На фоне деревьев, в конце тупика, в стекле одной из створок и в самом деле отражалась заброшенная деревянная церковка, а в двух половинках треснувшего от верху донизу стекла другой мчались параллельными курсами отражения приближающегося к станции поезда. Между рамами на паутинке покачивалась и шуршала пятнистыми крылышками красивая бабочка.

- Вот и будем теперь с тобой тут жить, у окна, - обращаясь к бабочке, проговорил Дмитрий Дмитриевич.

Напротив, в такт бабочке, на жестких ветвях акаций покачивался одноэтажный домик с таким же нелюдимым окошком. У крыльца стояли ходули, а рядом, разбрасывая вытертыми боками по сторонам солнечные блики, валялся резиновый мячик.

Временами за окном появлялась фигурка ребенка в инвалидной коляске.


***

- Тебя как зовут? – спросила девочка без всякого выражения в голосе.

Взгляд Дмитрия Дмитриевича скользнул поверх страниц к окну.

Со стороны вокзала нарастал шум приближающегося поезда.

В первые годы он еще ходил на вокзал к восьмичасовому получить почтовым вагоном «Астрономический вестник», подписанный на третьем курсе и, важно переминая в руках толстый журнал, любил порассуждать с местным ветеринаром о планах прокладки водопровода на дальние улицы, со скрытой завистью заглядывая с низкого перрона в открытые окна остановившегося скорого.

. По какому-то странному совпадению, на пару минут замиравшие в Местечке поезда таблички на вагонах с указанием станции отправления и назначения имели всегда с обратной от вокзала стороны: и неизвестно было - откуда и куда они шли. Были и другие. Те гордо шествовали мимо, и когда слегка замедляли свой державный ход, можно было разглядеть названия далеких, быстро ставших призрачными, городов.

Дмитрий Дмитриевич надписей на табличках не разбирал, - время, когда слово написанное становилось истиной давно закончилось, а вернется ли, он не знал.

Ветеринар почтовым вагоном ничего не получал, однако на станцию приходил исправно и по выходным завершали к обеду пивом.

Когда прибытия поездов не ожидалось, а поезда проходили здесь нечасто, все, давя окружающих и матерясь, брали приступом единственный буфет. За деревянной стойкой, на вид безучастно, статуэткой темного дерева, возвышалась Ната. Несмотря на то, что росту и сложения Ната была невелика и даже сухощава слегка, точная рука на пивном кране позволяла ей именно возвышаться, а заодно с розливом по кружкам прозрачного пива цепко выхватить из очереди бедолагу, кому сам бог велел недолить, и обсчитать в один момент, покуда тот переминал в кулаке мятые десятки.

К следующему лету за ними уже значился постоянный столик за огромной пальмой в углу, куда не добирались волны случайных посетителей. Вид был широкий и давал возможность чувствовать себя здесь завсегдатаями и почти по-хозяйски. Во всяком случае буфетчица, тетка Ната, к их столику пиво наливала без очереди, и в буфете проводили порой до вечера, демонстративно свысока поглядывая на мельтешащих у стойки неудачливых пассажиров.

Дмитрий Дмитриевич не помнил, чем убедил себя в последствии отказаться от подписки на «Вестник», но по заведенной привычке еще какое-то время на станцию захаживал, хотя все реже и реже, а потом и вовсе перестал бывать там.

Правда, иногда, от солнечного сплетения к горлу, поднималось смутное желание, и Дмитрий Дмитриевич вспоминал, как хотел провести отпуск в столице, повидать старых приятелей, зайти на кафедру к профессору, подарившему телескоп, он даже купил недешевый билет в купейный вагон, и даже явился к назначенному времени на вокзал, намереваясь ехать непременно, но поезд некстати опаздывал на несколько часов.

В тот день пиво было холодным, Ната из под прилавка «своим» отпускала лещей, и в ожидании поезда, встретившись с ветеринаром, провели за привычным столиком.

Дмитрию Дмитриевичу вдруг представилось, что на какое-то время ему предстоит стать частью этой суетливой толпы, подвластной всему: билетным кассирам за неприступными полукруглыми окошками, проводникам с желтыми флажками в руках на подножках тамбуров, буфетчикам, и всем тем, от кого будет зависеть его жизнь в поездке. Почему-то Дмитрию Дмитриевичу отчетливо представилось пиво в чужом городке, - пиво в кружке с навечно прилипшей рыбьей чешуей было теплым.

Наблюдая от уютного столика за происходящим, Дмитрий Дмитриевич к третьей кружке неожиданно почувствовал нескончаемую жалость к самому себе, правда, с каждой следующей кружкой жалость потихоньку улетучивалась, пока не пришло ощущение собственного превосходства над всеми пассажирами на свете, где бы они не путешествовали.

Ветеринар, насвистывая мотивчик из «Мурки», после шестой бодренькими шажками с вокзала удалился, на последок кивнув Нате: - «До завтра».

Вот это простенькое: - «До завтра», привело Дмитрия Дмитриевича в настроение смущенное и даже ностальгическое.
Теперь к нему пришла еще и зависть к ветеринару, который никуда ехать не собирался, и когда опоздавший поезд прибыл на станцию, Дмитрий Дмитриевич уже как четверть часа оставил мысль о поездке окончательно.

Перекатывая во рту соленую сушку, вернулся домой с ощущением ничего в жизни не упущенного и уже на следующий день занял привычное место у окна.

Из инвалидной коляски на него смотрела маленькая Шурочка, куст акации заглядывал прямо в окно, даже на станционные часы не приходилось смотреть задирая голову, и ничто в этом привычном мирке не смотрело свысока, кроме солнца, а с его существованием Дмитрий Дмитриевич давно свыкся, и оно его не беспокоило.


***

Мысль о поездке больше не приходила, но иной раз свое студенчество Дмитрий Дмитриевич вспоминал не без удовольствия, хотя всякий раз слегка досадовал, вспоминая свои многочисленные намерения, осуществление которых все откладывалось и откладывалось.

Еще дорогой в Местечко, лежа на верхней полке, мысленно подгонял дорогу и мечтал по прибытии к месту службы открыть новую звезду и назвать ее как-нибудь значительно. Дмитрий Дмитриевич даже предвидел, что неизвестная звезда находится в дальнем рукаве Млечного Пути. Такой сон ему был в подробностях под утро накануне защиты диплома. Поглядывая время от времени на саквояж, пристроенный на багажной полке, представлял себе, как осторожно достанет телескоп, освободит его из плена тяжелой ткани, до блеска начистит бронзовые кольца мягкой фланелью, вымоченной в специально для этой цели купленной водке, протрет линзы, и устроит его на треноге у окна. Где взять треногу Дмитрий Дмитриевич еще не знал, но тренога представлялась для будущего открытия исключительно необходимой и вполне осязаемо. Должна она была быть на ощупь непременно шероховатой от старости металла, покрытой благородной патиной, и от того обещавшая открытие исключительной важности для астрономии и человечества.

До обустройства обсерватории дело так и не дошло. Войдя в комнату, куда по оформлении надлежащих документов позвякивая связкой ключей сопроводил его школьный сторож, Дмитрий Дмитриевич неожиданно книги выронил. Тесемка на связке Академического издания Пушкина развязалась, книги рассыпались по полу. Одна из них, упав в сторонке от остальных ближе к окну, раскрылась на «Лицейских стихотворениях». Дмитрий Дмитриевич поднял ее с полу и на пожелтевшей странице прочел: - «…уж время к полночи приблизит стрелу медлительных часов…», удивился самому себе, вдруг обнаружив нелепицу в стихтворении, да так чтением и увлекся. Со временем чтение Пушкина окончательно вытеснило из первоначальных затей намерение достать телескоп, еще надолго оставшийся лежать в саквояже.

Поначалу Дмитрий Дмитриевич собирался устроить себе обсерваторию в чердаке, установить там телескоп и по ночам наблюдать известный ему край неба, он даже обмерил портновской лентой, одолженной у соседки, коридор с целью устроить лестницу наверх. Но читать было куда легче и приятнее, и затея с обсерваторией была временно отложена.


***

Однажды вечером, засидевшись над очередным стихотворением Пушкина, Дмитрий Дмитриевич случайно взглянув в окно, увидел рой звезд, кружащийся вокруг старой водонапорной башни. Многоярусная башня давно не работала и подзорной трубой высматривала в пустом небе что-то неразличимое глазу.
Как раз в то лето в Местечке проложили первые нитки водопровода и башню закрыли. Видна она была отовсюду, и взгляд притягивала неотвратимо. Не утерпев однажды, Дмитрий Дмитриевич оказался неподалеку. Взбирался на нее долго, с частыми остановками. Ступеньки были ржавыми, настороженно поскрипывали под ногами, качались, готовые в любую секунду обрушиться вниз. Над головой было высокое небо, оборванное выщербленной верхней кромкой, открывшейся под разобранной крышей, а краем глаза за полем у реки расплывчато угадывались строения старой заброшенной усадьбы, про которую он слышал много раз от школьного историка. Говорили, что в имении по дороге на Кавказ гостил Пушкин.
Добравшись до верху и перегнувшись через край, Дмитрий Дмитриевич заглянул внутрь. На самом дне стояла темная вода, в которой плавало отражение тусклой голубой звездочки, повисшей прямо над башней. Дмитрий Дмитриевич крикнул туда, в глубокую пропасть черного цилиндра. Звук долго катился по какой-то странной запутанной траектории, отражался от стенок, пока не достиг дна. Поверхность воды задрожала и звездочка растворилась в шероховатой ряби мелких волн. Через минуту эхо вернулось, вода внизу успокоилась. Ди-Ди напряженно всматривался в глубь башни, но звездочки на дне больше не было. Взглянув назад Дмитрий Дмитриевич испугался и высоты, и пришедшей мысли о том, что звезды умирают так легко и беспечно, не оставляя следа.

Ди-Ди неуверенно спускался по ступенькам, в голове кружилось, ноги обмякли. Оторвавшись от нижней ступеньки, сполз вдоль горячей стены и уткнулся головой в траву.

Очнувшись, Ди-Ди увидел над головой осыпавшийся зонтик какого-то растения. Зонтик раскачивался, а из него смотрел круглый, как линза, глаз огромного жука. В выгнутой сфере Ди-Ди разглядел отражение большого поля, и искаженную башню посреди него, и усадьбу, и огромное небо над ними. В центре глаза, вместо зрачка плыла одинокая черная птица.

- Я теряю вкус к жизни, - поймал себя на этой мысли Дмитрий Дмитриевич, поднимаясь с земли. Вспомнилось, как соседка рассказывала, что прежний жилец его квартирки умер не от болезней, не от старости, а просто так… - Может быть, и я так же… вот хоть сегодня ночью. Мысль была ленива, издалека, но давнее намерение открыть звезду застучало в затылке и мурашками стекло вдоль позвоночника. У земли страх высоты поутих, а потеря звезды уже не казалась несчастьем неисправимым.

По дороге домой назойливо лезла в голову усадьба и Ди-Ди пришло составить местный путеводитель. Два дня к ряду он «курил идейку», и в воскресенье купил на рынке старый трофейный велосипед для поездок по окрестностям.

Еще один случай произошел с ним однажды на вокзале. На одном из поездов красовалась табличка с названием города, где в университете учился Дмитрий Дмитриевич, и вернувшись со станции в первый раз со дня приезда достал из саквояжа телескоп, но вдруг обнаружил, что по самой большой линзе тянется трещина. Дмитрий Дмитриевич подвернувшейся под руку книжкой в досаде замахнулся, но, удержавшись, с чувством приложил книгу к столу и сел писать письмо в столичный магазин «Оптика», что на Никольской, с просьбой прислать ему нужную линзу неукоснительного цейссовского стекла с указанием диаметра, фокуса, марки телескопа, и сам на следующий день носил письмо на станцию к почтовому вагону.

Ответ пришел месяца через три. На типографском бланке равнодушными строчками из-под печатной машинки сообщалось, что линз таких уж давно не производится, и отремонтировать телескоп не представляется возможным.

Устройство обсерватории было вновь отложено, но уже без особых усилий, - на тот момент Дмитрия Дмитриевича увлек совсем иной интерес.


***

За тонкой перегородкой хлопнула дверь. Соседка заглядывала раз в неделю присмотреть за небольшим хозяйством и собрать в саду падалицу.

- Всё сидишь? – Тамара Семеновна, выплеснула из ведра под съежившийся от жары куст сирени мыльную воду.

Окно и со стороны улицы и из комнаты было одинаково низким, и, поднимая голову на звук шагов, Дмитрий Дмитриевич редких прохожих встречал глаза в глаза.

- Не спи, Ди-Ди, так всё проспишь. – всякий раз встречая учительский взгляд Тамаре нестерпимо хотелось съехидничать.

- Имейте же снисхождение к моим принципам, дражайшая Тамара Семеновна, - не все ведь… - дальше Дмитрий Дмитриевич сразу найтись не мог и надолго замолкал в смущеньи, подыскивая правильные слова, желая произвести впечатление длительное и яркое. Тамара Семеновна, добрейшая душа, снисхождение имела, и перед уходом приносила в подоле сарафана яблоки с белыми сливами.

По приезду нового учителя она имела на него виды, но на третий год, не дождавшись даже намека с его стороны, сошлась со школьным плотником. В Местечке его все называли Шустриком и, кажется, имени никто не знал никогда.
Шустрик, сухонький, лет тридцати с небольшим, не то залежалый парень, не то молодящийся дядька, был хроменьким от рождения, и для жалости чуть заметно, но всегда некстати, заикался.

- Родился он в мятых простынях, что ли, - заключил про него Ди-Ди в первую же встречу.

Храня репутацию человека культурного, как никак студентом лесотехнического техникума три семестра, Шустрик инструмент носил в пузатом министерском портфеле, и покашливал в рукав. Квартировал он по соседству не первый год, и Тамара Семеновна, сердобольная ко всему сирому и обездоленному, съехала к нему вместе с пятью кошками, пегой дворнягой по кличке Гжелка и серой вороной. Та выглядывала из клетки в небо без сожаления, наклонив голову к перебитому крылу. Птицу подобрал у церкви Дмитрий Дмитриевич, но на следующий день, переняв от нее вшей, украдкой посадил под акацией у соседской калитки.
Тамара Семеновна, увидев ее, мелко запричитала и унесла в дом.

Дмитрий Дмитриевич считал Тамару женщиной недостаточно образованной, это приводило его в замешательство и всякий раз останавливало. К вечеру он всегда жалел своей разборчивости и нерешительности, вспоминая тонкую талию, в меру полные бедра и всегда доброжелательную улыбку на пухленьких губах.

Спустя короткое время Дмитрия Дмитриевича стали называть Дим-Дим, или даже Ди-Ди, за странную манеру согласно кивать всем, не особо выслушивая, и при этом закручивать пуговку на одежде собеседника, наклонясь к ней головой: - «да-да».

Ди-Ди человек был мягкий, «да» стекало с языка таким же неясным, - не то «ди», не то «де», - так и прижилось. Дмитрий Дмитриевич не возражал. Иной раз, забывшись, даже откликался, и только дома, вспомнив о важности своего предназначения в Местечке, оборачивался к зеркалу, приосанивался и в слух обращался к своему отражению по Имени и Отчеству.

Он чуть располнел, на выход обзавелся твидовым пиджаком, к нему привыкли и здоровались издали, узнавая по чуть скособоченной походке и наклону головы, чем-то напоминавшему птичий.

- Смотри, Ди-Ди, просидишь всё на свете, – поблекшие волосы, собранные под роговым гребешком на затылке начинали поблескивать как прежде, и как прежде будоражили. В желтоватых блестящих кольцах огромных серёг посверкивала линзами подделка горного хрусталя. Стекляшки раздражали мерцающими звездочками еще больше.

- Порошком зубным она их драит, что ли? – всякий раз досадовал Ди-Ди, глядя на Тамару, - серьги напоминали ему телескоп. Теплые волосы тоже острой занозой застряли, но, перебирая прошлые разговоры, воспоминания Ди-Ди гнал от себя настойчиво.

- Финтифлюшка, - всякий раз ворчал под нос Ди-Ди, с сожалением провожая удаляющуюся переулком фигуру, - вообразишь себе невесть что, и тут же посмеешься над собой, а еще хуже, если другие заметят ради смеха.

- Дрянь! – донеслось из окошка напротив, – Дрянь! Дрянь! Дрянь! – стряхнув с руки зеленую гусеницу в запале стучала костылем по подоконнику Шурка.

Тамара Семеновна оглянулась и с улыбкой погрозила кулачком.

Лет десять тому после крымского санатория Саша стала из коляски выбираться на костыли, а последние пять лет могла переходить через дорогу. Ди-Ди рассказывал ей про звезды, показывал в толстенном атласе Млечный Путь и вместе читали из Пушкина. В прошедшую осень дошли до «Маленьких трагедий», а два месяца назад начали "Бориса Годунова".

- Бог видит все и ищет не за что наказать, а за что миловать, - думал Дмитрий Дмитриевич, наблюдая за бойким, но внимательным взглядом Шурки.


***

Дмитрий Дмитриевич не то чтобы любил читать, не то чтобы любил Пушкина, однако заняться иным в Местечке было решительно нечем, а Шурочка смотрела на него в восхищении раскрыв рот снизу вверх, да и сам ритуал чтения придавал особую осмысленность постоянному сидению у окна.

От станции нарастала далекая ругань.
Вокзал жил по законам большого моря, со штилями и штормами, с приливами и отливами, с гвалтом птичьих базаров и оглохшей тишиной, которая наступает всякий раз после тяжелых бурь. В ритмичных движениях привокзальной площади Дмитрий Дмитриевич всегда угадывал близкое прибытие и отправление поездов. Сейчас толпа, приняв в своем движении, еще недавно хаотичном, единое направление, ринулась к платформе.
Нещадно толкая друг друга локтями, наступая на ноги, спотыкаясь о баулы самых разнообразных размеров, горланя во всю мочь на всевозможных диалектах центральной России и Украины, ошалевшие от долгого ожидания пассажиры метались от билетных касс и, не соблюдая двухстороннего движения, обратно к поездам, просительно заглядывая в глаза проводников, обелисками возвышающихся на подножках в открытых дверях вагонных тамбуров с желтыми флажками во всемогущих руках.
Пестрые куры во главе с белым петухом, которых жители ближних к вокзалу улиц, намеренно не кормят, умело уворачиваясь от злобных ног, среди всеобщего водоворота разгребали груды мусора мозолистыми крючковатыми ногами.
Но уже через мгновение двери вокзала выталкивали, так поспешно бежавшую недавно, толпу назад, и та растеклась во всех направлениях, распугивая зазевавшихся птиц, что бы вновь атаковать платформу при следующем объявлении, не менее толпы охрипшего репродуктора.

Дмитрий Дмитриевич изредка поднимал голову, неторопливо переворачивал страницу и со снисходительной усмешкой так же неторопливо возвращался к чтению.

Пассажиры в спортивных штанах, не дожидаясь остановки, прыгали с подножек вагонов и мчались к маленькому привокзальному рынку, сжимая в кулаках изрядно обнищавшие дорогой кошельки, и через мгновение бросались догонять набирающие ход поезда, чтобы вновь отдаться засаленным колодам карт и прокуренным тамбурам до следующей станции, а там снова рискуя сломать голову, прыгали из вагонов под восторженными взглядами своих спутниц . Дамы выглядывали из-за спин проводников и жеманными голосами тургеневских барышень, что так не вязалось ни с их мятыми халатиками в ядовитых пальмах, ни вспотевшими и раскрасневшимися от вагонной духоты лицами, увещевали своих бравых кавалеров не опоздать к отправлению. Те горделиво поглядывали через плечо и, тщательно подтягивая распущенные животы, демонстративно не торопясь, выбирали из корзин торговцев початки вареной кукурузы и моченые яблоки прошлогоднего урожая.

Лишь станционный колокол, неизвестно каким чудом уцелевший, равнодушно дремлющий на соседней скамье дежурный милиционер, ненужный остов старой водонапорной башни, заглядывающий поверх крыш, да фигура учителя астрономии за окошком были единственными, сохранявшими спокойствие в этом бедламе.

Маленький базарчик, находящийся неподалеку и живущий по тем же самым законам приливов и отливов, стал в свое время причиной хоть и мелкой, но достаточной для выяснения несхожести взглядов на жизнь между учителем и Тамарой Семеновной. Томочка спустя неделю после знакомства просила Дмитрия Дмитриевича на велосипеде подвезти до рынка ведра с черешней для продажи. Дим-Дим ведра, перевязанные ремнем, перекинул через раму и к рынку Тамару сопроводил, но увидав, как та с черешней бегает от одного вагона к другому, такой перспективе в мыслях воспротивился и чтобы в следующий раз не испытывать подобных просьб по возвращении домой с велосипеда цепь снял. Тщательно отерев пучком сухой травы от смазки и приладив к изгороди, стал запирать на нее калитку, накидывая петлей на крайние штакетины.
Прогулок по окрестностям было жаль, но еще более жаль было думать о трех летних месяцах, проведенных с ведрами у платформы

Издалека послышался гудок приближающегося поезда. Станционные часы, которыми неизвестно от чего так гордятся местные жители и железнодорожные власти, заиграли что-то незатейливое, должно быть означающее «двенадцать», поскольку на часах столько и было.

- Да, течет время, - Дмитрию Дмитриевичу вспомнилось, как месяц назад этим же поездом Шурочку провожали в столицу к вступительным экзаменам в университете, - течет не для всех, - пробурчал он сам себе, разглядев выходящего из здания вокзала агронома. Того привычно водило из стороны в сторону в такт залихватски насвистываемой Мурки.

В полдень стрелка за стрелку цеплялись и мелко дрожали, не двигаясь с места, потом, видно, пружина накручивалась до предела, срывалась и стрелки за неполную минуту проделав путь в один пропущенный час, вставали на положенные им места, продолжая отмерять время от поезда до поезда.

- Не для всех течет, - вспомнил он агронома, нечаянно поймав в зеркале взгляд уставший, с трудом выбираюшийся из-под изрядно поредевших бровей неясного цвета и формы еще более неясной, словно в них моль зимовала много лет.

Полдень был самым нелюбимым временем для Дмитрия Дмитриевича: на станцию с интервалом в полчаса прибывали два встречных.. Раздосадованный лязгом и мельтешеньем на площади, Дим-Дим сердился на расписание, однако, сознавая, что изменить его не в его силах, стал думать, - как бы так стало, чтобы один из них все время опаздывал, или встречный раньше назначенного срока, и приходили бы они, и уходили совсем одновременно, и таким нехитрым способом сократили бы время его, Дмитрия Дмитриевича, раздражения.
К шуму поездов, правда, он привык довольно скоро, и отвлекать они его перестали совсем с тех пор, как чтение стало для него занятием сначала необременительным, а затем и увлекательным.


***

Дмитрий Дмитриевич неторопливо и со вкусом читал Пушкина, Ритуал стал привычным и придавал особую значимость самому состоянию. Все давно стало каждодневным

Читал он, изредка отчеркивая ногтем мизинца на полях строчки, про которые собирался думать потом. Думать все было как-то лень, или за мелкими делами некогда. Строчки копились с шестой страницы первого тома, а черед думать про них все никак не наступал, да и мысли эти забывались сразу же за перевернутым листом.

Между сорок восьмой и сорок девятой страницами был вклеен автограф стихотворения «Казак».

Стихотворение Ди-Ди давно знал наизусть, правда, со временем стал находить его написанным длинно, и, прошептав про себя: - «…Гриву долгую волнуя,…» - все хотел написать в Академию Наук, чтобы на том его и оборвать при печатании в книгах. В этом он полагал свой неоценимый вклад в отечественную словесность.

Но более всего Дмитрию Дмитриевичу нравился на сером листе репринта верхний завиток буквы «Ъ». На лежащем рядом листе рука машинально выводила его довольно точно, и даже, порой, казалось, что поизящнее пушкинского. Любуясь очередному шедевру каллиграфии Дим-Дим представлял себе взгляд восхищенного потомка, созерцающего совершенство, произведенное на бумагу им, Дмитрием Дмитриевичем, однако печалило то обстоятельство, что букву эту из алфавита упразднили, и вместе с ней упразднили и завиток, который вместе с сокращенным вариантом стиха возводил его, если и не в один ряд с Пушкиным, то делал его причастным к гению великого поэта.

- Ты по-немецки знаешь???, - спросила его Шурочка, долго разглядывая латинские буквы ACADEMIA на корешке книги.

Дим-Дим по не-немецки не знал, английский и тот был забыт за ненадобностью, но сознаться под Шуркиным взглядом оказалось неловко, и он вышел в кухню заварить чаю.
Шурочка допытываться вслед не стала, и пока Дим-Дим возился с чайником, на открытой странице вывела : «ШУРА». К последней букве с нажимом приделала громоздкий крендель, сама того испугалась и перевернула чашку с остатками прежнего чая.
Вернувшись, Ди-Ди открыл было рот, собираясь наругаться на Шурку, но усмехнулся про себя, вдруг заметив, что крендель чем-то напоминает завиток пушкинского пера.

Ди-Ди нравилось, сняв с полки новый том, ладонью ощупывать, на обложке цвета высохшего чая, рельефное изображение поэта. Портрет выглядел монументально и величественно.

Как раз накануне вечером девятый том из академического собрания сочинений 1937 года был дочитан, и обложка, когда-то твердая, стала вялой от ежедневных, сухих пальцев. Слева на комоде лежала стопка таких же зачитанных томов, а на полке аккуратно стояла пока нетронутая переписка с десятого по пятнадцатый.

Дмитрий Дмитриевич поднялся из кресла достать десятый том.

Голова неожиданно закружилась, - ох, не к добру такая долгая жара, - в горле пересохло, - таким летом и угореть недолго, - новая обложка Дим-Диму померещилась яркого пурпурного цвета, - вот уж, погодка! - в центре лаврового венка ее украшал собственный барельеф Дмитрия Дмитриевича.

Через мгновение головокружение ушло, но Дим-Дим обнаружил вдруг, что читать больше не может. Буквы растекались, превращаясь в мутные дорожки, серый репринтный лист покрылся малиновыми разводами, а сама книга задрожала и поплыла по столу.

- Все только выглядит и ничего не существует, - подумал Ди-Ди, а наутро собрался к врачу.

Врач долго и нудно рассказывал о кровеносных сосудах, внутриглазном давлении, о пользе пеших прогулок и на бланке размахнул череду непонятных каракулей, выписав очки.


***

- Димыч, телеграмма, - Шустрик недавно вышел на пенсию по инвалидности и теперь пристроился разносить почту, - а это Томка просила передать, - протянул он сетку с белым наливом.

Ди-ди развернул бланк, буквы расплывались и никак не могли успокоиться, - Прочти..., вернул он телеграмму бывшему плотнику.

- От Шурки, - поднеся телеграмму поближе к глазам стал читать Шустрик, - поступила, говорит.

Ди-Ди опять почувствовал, как к голове по позвоночнику побежали мурашки.

- На филологический, - закончил изучение телеграммы Шустрик, протягивая ее Ди-Ди.

Ди-Ди зажал телеграмму в кулак и пошатываясь пошел к дому.

Щустрик подергал ослабший штакетник, - может подлатать забор-то по старой памяти?, - крикнул он в ссутулившуюся спину Дмитрию Дмитриевичу, - я не дорого возьму.

Ди-Ди не обернувшись скрылся в дверях.

Из дверей выкатились белые яблоки и застучали по ступенькам невысокого крыльца.


***

За окном стемнело. В освещенном проеме дверей вокзала стоял милиционер, сплевывал через губу шелуху семечек, оглядывая по-хозяйски опустевшую площадь. Вокзал уснул в ожидании утренних поездов, а жизнь, кипевшая здесь недавно, рассыпалась по узким улочкам городка.

Перед Ди-Ди на столе лежал непрочитанный том Пушкина и телеграмма от Шурочки. Как ни старался он прочитать телеграмму, разобрать не получалось ни одного слова. Буквы расплывались, а очки обещали изготовить только через неделю.

- Как хорошо быть белым листом, - Ди-Ди посмотрел на пушкинскую страницу, - на чистом листе можно прочесть все, что захочется.

Выглянув в окно, Дмитрий Дмитриевич долго разглядывал башню. Над башней повисла одинокая яркая звездочка, и он неожиданно вспомнил про телескоп, который так и не пригодился. Дим-Дим поднялся, вынул из шкафа саквояж, осторожно открыл, словно опасаясь чего-то, и достал сверток. Усевшись снова за стол положил между Пушкиным и телеграммой и ни о чем не думая долго смотрел в пустоту, и мимо Пушкина, и мимо свертка, и даже мимо башни. В тот край неба, где в дальнем хвосте Млечного Пути должна была быть его звезда.

«… А представляешь, там, внизу, река, и далекий негромкий говор. Это шумят волны и ветер. И по этой реке ходят белые корабли с цветными флагами на мачтах. А на высоком берегу – твой большой и светлый город». - вспомнил Ди-Ди свое письмо Шурочке, когда она на несколько месяцев уезжала в санаторий.

Ближе к вечеру Ди-Ди развернул бархат. Достав телескоп, аккуратно раскрутил его и вынул сохранившуюся линзу.
Сквозь выпуклое стекло Дмитрий Дмитриевич не торопясь разглядывал телеграмму. Буквы были круглыми, как бочонки от лото, руки подрагивали, читать было трудно, но Дим-Дим разобрал: «Поступила филологический еду обнимаю Ваша Шурка».
Дим-Дим улыбнулся.
Голова опять закружилась, как тогда, на верхней ступеньке башни, линза выскользнула из рук и закатилась под кресло. Дим-Дим попытался дотянуться до чашки с чаем, промочить пересохшее горло, но рука судорожно упала белой закладкой в разворот открытого тома Пушкина. Лампа мигнула и погасла, и только сумерки, оставшись в одиночестве, еще долго бродили по комнате.


***

Маленькая неоткрытая звездочка взглянула сквозь окно на уткнувшуюся в книгу неподвижную голову учителя астрономии, задрожала и скатилась по небосклону, сверкнула напоследок голубым светом, расчертив длинным хвостом темнеющее небо и рассыпалась светлячками за оградой старого кладбища, запалив у горизонта медную полоску заката.

Небо опустилось и перед самым заходом солнца замерло на мгновение вместе с птицами в черных ветвях деревьев.
Сверкнуло.
Заворчало глуховато.
Зашевелился острожный ветер, стряхнув с оконного стекла высохшую бабочку.
Неторопясь заворочались серые облака, издали присматриваясь к уснувшему городу, а с утра пошел дождь…


Октябрь 2007 года.


© Copyright: Та Еще Птица, 2007
Свидетельство о публикации №2710100070


Рецензии
Текст имеет следующую особенность (или недостаток, не уверена).

Часть текста излагается как бы изнутри сознания ДД., то есть неким повествователем, который от третьего лица излагает то, что может быть явлено только самому действующему лицу. Это не может вызывать возражений. В этом случае "изложение от третьего лица" - лишь способ передачи событий - сквозь призму восприятия ДД.

Но другая часть текста представляет собой повествование от третьего лица, но уже от всезнающего обо всем автора.

Вот пример перехода первого во второе.

...Лежа на верхней полке, мысленно подгонял дорогу и мечтал... Дмитрий Дмитриевич даже предвидел, что неизвестная звезда находится в дальнем рукаве Млечного Пути. Такой сон ему был... накануне защиты диплома. Поглядывая... на саквояж, представлял себе... Где взять треногу Дмитрий Дмитриевич еще не знал... (переход от переданного в третьем лице сознания персонажа к сознанию всеведающего автора). До обустройства обсерватории дело так и не дошло. Войдя в комнату, куда по оформлении надлежащих документов позвякивая связкой ключей сопроводил его школьный сторож, Дмитрий Дмитриевич неожиданно книги выронил. Тесемка на связке Академического издания Пушкина развязалась, книги рассыпались по полу. Одна из них, упав в сторонке от остальных ближе к окну, раскрылась на «Лицейских стихотворениях». Дмитрий Дмитриевич поднял ее с полу и на пожелтевшей странице прочел, удивился самому себе, вдруг обнаружив нелепицу в стихтворении, да так чтением и увлекся. Со временем чтение Пушкина окончательно вытеснило из первоначальных затей намерение достать телескоп...


Что же получается?
С одной стороны, автор свободен повествовать, как хочет. С другой стороны, я как читатель и критик думаю: а почему создатель текста не может держаться только одной точки зрения или уж есди увеличивать их число, то представить 4 или 5. Почему он не может выдержать монофонию и в то же время не может дать полифонию? Автор-создатель текста играет в самую простую - для него - игру. Где ему удобно, он говорит за ДД, где это становится затрунительно, он бросает его и начинает рассказывать ситуацию не субъективно, а объективно, всё уже зная заранее и показывая это. И мне, читателю, в этой точке становится скучно. Автор уже всё знает, просто заставляет себя время от времени рассказывать не то, что было, а передавать мысли ДД... (не объективно рассказывать, а давать субъективное изложение).
В итоге читатель оказывается заперт всего лишь во две ипостаси автора - автор как создатель текста, и автор как излагатель единственной точки зрения героя. А это не создаёт объема, пространства, жизненности.
Повторяю: на мой взгляд, надо либо (1) дать возможность автору излагать события через сумму сознаний разных людей, а самому высказываться очень редко и лишь в абсолютно необходимых случаях. Либо же (2) повествователю надо полностью превратиться в альтер эго героя и всё давать с его точки зрения, не отвлекаясь на постоянные подсказки. Либо (3) всё излагать объективно, от автора, но тогда не перескакивать постоянно на мысли одного персонажа...

Вот такое первое мое мнение.

Секретка   12.10.2007 21:37     Заявить о нарушении
Доброй ночи Секретка.
Автор видел первый вариант этой рецензии вчера днем и в ответе постарался разъяснить свое восприятие ее содержания.

Поскольку я вижу, что рецензия с незначительными поправками, но без изменений по сути, появилась на странице Лаборатории еще раз, могу сделать вывод, что мой ответ Вас не устроил.

Попробую пояснить содержание моего ответа и восприятие Вашей рецензии.

В качестве замечания Вы пишете, что изложение от двух участников (автор и ЛитГерой) является недостатком. Но не приводите этому никаких доказательств. Возможно, Вы в это и верите, возможно Ваш опыт это подтверждает, но не мой.
Второе не то замечание, не то рассуждение – «Автор-создатель текста играет в самую простую - для него – игру» - почему возникло ощущение что это легко тоже неясно, не так просто появилась структура текста, не так просто, но даже если это и так (вполне допускаю, что иное решение потребовало бы больших усилий) почему критик отметил это в качестве недостатка? Не всегда дорога из Петербурга в Москву через Нижний Новгород есть лучший вариант, через Бологое, например. И что лучше никому не известно. Все дело в том, что путешественник видел из окна вагона. А потому тоже в качестве претензии мне трудно это принять.

Согласитесь – автор в любом случае будет защищать свой текст, причем защищать будет любой текст, каким бы он не был. Поэтому аргументы критики должны быть незыблемыми. Они должны быть настолько убедительными, чтобы у автора даже не возникло желания искать оправданий.

В рецензии же автор читает, что такой ход не хорош (при этом даже критик все время оговаривается, что не уверен в этом) и в качестве решения предлагает три варианта.

1. Расширить количество персонажей, - автор против такого варианта, поскольку это может привести к разрастанию рассказа в объеме и перерасти рамки рассказа. Не писать же повесть по такому поводу.
2. Вести повествование от лица автора.
3. Вести повествование через ЛитГероя.

Почему критик решил, что повествование о предметах и событиях от одного источника будет достовернее и объемнее, нежели повествование о тех же событиях и предметах с нескольких ракурсов, непонятно. Простая логика подсказывает, что так быть не может.

Даже если Ваше утверждение справедливо исходя из предыдущего опыта, автор вправе ему не поверить, поскольку оно не доказано, автору легче себялюбиво почувствовать себя новатором и греть тем душу.

Поэтому автор остался с вопросами, не получив на них убедительных ответов.
И кроме всего автор на основании первой рецензии свой текст кромсать не намерен, поскольку не убежден, что это приведет к желаемому результату.

Ваше право, Секретка, выбрать для себя: отказаться в дальнейшем от участия в судьбе текста столь строптивого автора, или продолжить.

В случае отказа от дальнейшей помощи, автор попытается написать иные тексты использую Ваши рекомендации в качестве эксперимента, с тем чтобы либо подтвердить Вашу правоту, либо ее опровергнуть.

В любом случае спасибо за мнение.

Та Еще Птица   13.10.2007 02:45   Заявить о нарушении
Хорошо, пойдём другим путём.
Не буду говорить об авторской позиции. Постараюсь указать часть вызывающих сомнение мест.


«Ветеринар, насвистывая мотивчик из “Мурки”».
Применительно к музыкальному произведению, предлог «из» предполагает законченную часть из целого, то есть «арию из оперы», «Танец маленьких лебедей из балета «лебединое озеро»»
«Мотивчик из «Мурки»» представляется неправильным, так как
1. У «Мурки» нет канонической (зафиксированной в нотно-графической) мелодии, это фольклорное произведение, существующее в текстовых и музыкальных вариантах.
2. В «Мурке», как представляется, нет какого-то отдельного от других «Мурки» мотивчика, который можно было бы исполнять отдельно. Хотя бы по причине 1. (отсутствует канонический музыкальный и вербальный текст)

Поэтому здесь более уместна была бы конструкция: «Насвистывая «Мурку»» или «насвистывая мотивчик «Мурки»»


«когда опоздавший поезд прибыл на станцию, Дмитрий Дмитриевич уже как четверть часа оставил мысль о поездке окончательно»

Конструкция неверная, на мой взгляд. Правильно:

«когда опоздавший поезд прибыл на станцию, Дмитрий Дмитриевич уже четверть часа как оставил мысль о поездке окончательно»

«Соседка заглядывала раз в неделю присмотреть за небольшим хозяйством и собрать в саду падалицу».

Раз в неделю можно присматривать за небольшим хозяйством круглогодично, а падалица круглогодично образовываться не может

«- Не спи, Ди-Ди, так всё проспишь. – всякий раз встречая учительский взгляд Тамаре нестерпимо хотелось съехидничать.

«…но на третий год, не дождавшись даже намека с его стороны»

читается как «со стороны года»

«Птицу подобрал у церкви Дмитрий Дмитриевич, но на следующий день, переняв от нее вшей, украдкой посадил под акацией у соседской калитки».
Т же самое: от неё – от кого? Какое последнее слово перед местоимением, имеющее женский род и единственное число?

«украдкой посадил под акацией у соседской калитки. Тамара Семеновна, увидев ее, мелко запричитала и унесла в дом».

То же самое: увидев её – это увидев калитку или акацию? Что из них она унесла в дом?

«Дмитрий Дмитриевич считал Тамару женщиной недостаточно образованной, это приводило его в замешательство»
Что это? «Он считал…, это приводил его в замешательство». То, что он считал, приводило в замешательство? Или недостаточная образованность сама по себе приводила в замешательство?


за странную манеру согласно кивать всем… и при этом закручивать пуговку на одежде собеседника, наклонясь к ней головой…

Вопрос 1. А если у человека-собеседника нет пуговки? Вообще, пуговка в отличие от пуговицы, характерна для женской (и детской) одежды. Платье, застёгивающее на пуговку (пуговки), застегивается обычно сзади, а юбка – сбоку. Значит ли это ,что герой расстегивал юбки и платья сзади?
Вопрос 2. «пуговку на одежде собеседника, наклонясь к ней головой». К ней – получается это « к одежде»? Можно ли наклоняться к одежде?

«Ди-Ди человек был мягкий, «да» стекало с языка таким же неясным, - не то «ди», не то «де», - так и прижилось. Дмитрий Дмитриевич не возражал».
Не возражал против стекания? Или против мягкости?


«Он чуть располнел, на выход обзавелся твидовым пиджаком, к нему привыкли…»
К твидовому пиджаку привыкли?


«Дмитрий Дмитриевич не то чтобы любил читать, не то чтобы любил Пушкина, однако заняться иным в Местечке было решительно нечем…»

Это заявление не столько парадоксально, сколько не может вызвать никакого доверия даже в рамках заданных автором правилами (а что, читать Гоголя или Лермонтова нельзя?) Оно (заявление) фактически разрушает установку на восприятие автора как реалистического повествователя. Возникает ощущение чтения полностью игрового (ненастоящего) текста.

«раскрыв рот снизу вверх»
Это технически возможно?
Во всяком случае, при данной информации понять, что имел в виду автор, невозможно.


«От станции нарастала далекая ругань. Вокзал жил…»
Вокзал и станция – это одно и то же?

«Пестрые куры…, которых жители… намеренно не кормят…, разгребали груды мусора…»

«Не кормят» их в настоящем времени, а они в ответ на некормление «разгребали» в прошедшем? То есть заранее?

«Пассажиры…, не дожидаясь остановки, прыгали с подножек вагонов и мчались к рынку, сжимая в кулаках… кошельки, и через мгновение бросались догонять набирающие ход поезда…»

Вопрос первый: через мгновение после чего? После начала мчания? Через мгновение – это после чего-то завершённого, а как понять «через мгновение после начала (продолжения) мчания»?
Вопрос второй: можно ли догонять поезда? Это ведь не такси. Один поезд, стоящий на первом пути, исключает возможность догонять остальные поезда.


«початки вареной кукурузы и моченые яблоки прошлогоднего урожая»
Почему о кукурузе не сказано, какого она урожая, а про яблоки - указано.


«Лишь станционный колокол, неизвестно каким чудом уцелевший, равнодушно дремлющий на соседней скамье….»
Читается именно так. Два однородных члена – колокол уцелевший, дремлющий…

«Маленький базарчик… стал в свое время причиной хоть и мелкой, но достаточной для выяснения несхожести взглядов на жизнь между учителем и Тамарой Семеновной».
Пропущено какое-то слово.


«Томочка спустя неделю после знакомства просила Дмитрия Дмитриевича на велосипеде»
Опять же, как и с колоколом, читается как: «Томочка просила (будучи) на велосипеде»

«…увидав, как та с черешней бегает от одного вагона к другому, такой перспективе в мыслях воспротивился…»
О какой «такой» перспективе идёт речь?

«… жаль было думать о трех летних месяцах, проведенных с ведрами у платформы»
Неужели черешня плодоносит, каждый день в течение трёх месяцев давая по два ведра черешни? Я как садоводка, пусть с небольшим опытом, знаю, что это не так.

«Издалека послышался гудок приближающегося поезда».
Как понять: «гудок приближающегося поезда»?
Гудок поезда есть гудок поезда. Как аудиофеномен. Это уже потом, после услышанного гудка можно сделать - интеллектуально - предположительный вывод: приближается поезд или удаляется. Или застрял на месте.

«Станционные часы, которыми неизвестно от чего так гордятся местные жители и железнодорожные власти, заиграли что-то незатейливое, должно быть означающее «двенадцать», поскольку на часах столько и было»

Автор доселе проявлял всеведение, то есть рассказывал о малейших и никому не известных подробностях жизни жителей, пассажиров поезда, их замыслах, городских сооружениях и т. д.

И вдруг: «неизвестно от чего», «должно быть (то есть: вероятностно, а не точно) обозначающее», «что-то» (что?) незатейливое»?
Автор нарушает заданные им же правила всеведущего повествователя.


«провожали в столицу к… экзаменам»
Конструкция не соответствует правилам русского языка. Правильно: «на экзамены» или «для сдачи экзаменов».


В полдень стрелка за стрелку цеплялись и мелко дрожали
Подлежащее – стрелка (ед. ч.)
Сказуемое – цеплялись (мн. ч.).

«Между сорок восьмой и сорок девятой страницами был вклеен автограф стихотворения «Казак».

Вероятно, не автограф (подлинник, написанный рукой Пушкина), а фотография или факсимиле.


«В этом он полагал свой неоценимый вклад в отечественную словесность».

«Полагал вклад» - не по-русски.
Надо либо: «видел свой вклад» либо «Он полагал, что в этом состоит его вклад…»


«Дим-Дим по не-немецки не знал»
Что-то тут надо подправить.

«Портрет выглядел монументально и величественно»
Пушкин на портрете? Или сам портрет?
Монументально в данном контексте чем отличается от величественно?

«Стоял милиционер, сплевывал через губу шелуху семечек»
То есть он стоял и сплевывал шелуху? И всё? Откуда у него столько шелухи? То есть он семечки не ест (не грызет, не щелкает), а только сплевывает неизвестно откуда берущуюся шелуху?


Если часть критики будет принята, продолжение указаний на сомнительные места может быть продолжено. Если же нет, - будем думать по ситуации.

Секретка   13.10.2007 19:08   Заявить о нарушении
Да, пойдём другим путём, надеюсь вернуться к обсуждению нерешенных вопросов в конце.

итак:

«Ветеринар, насвистывая мотивчик из “Мурки”».
*** согласен безусловно, мой недосмотр – будет исправлено.

«когда опоздавший поезд прибыл на станцию, Дмитрий Дмитриевич уже как четверть часа оставил мысль о поездке окончательно»

Конструкция неверная, на мой взгляд. Правильно:
*** откровенно не ощутил разницы между предложенными вариантами, попробую перечитать, может быть, Вы и правы.

«Соседка заглядывала раз в неделю присмотреть за небольшим хозяйством и собрать в саду падалицу».

Раз в неделю можно присматривать за небольшим хозяйством круглогодично, а падалица круглогодично образовываться не может.
*** события в рассказе ограничены временем, когда «лето стояло в той поре…» хоть и за много лет жизни ЛитГероя, не согласен, извините.

«- Не спи, Ди-Ди, так всё проспишь. – всякий раз встречая учительский взгляд Тамаре нестерпимо хотелось съехидничать.

«…но на третий год, не дождавшись даже намека с его стороны»

читается как «со стороны года»

*** может быть, таких замечаний Вы сделали по тексту несколько, но мне кажется, что по тексту понятно о ком конкретно идет речь. (это пока мое сомнение, не готов ни спорить, ни отстаивать)

«Птицу подобрал у церкви Дмитрий Дмитриевич, но на следующий день, переняв от нее вшей, украдкой посадил под акацией у соседской калитки».
Т же самое: от неё – от кого? Какое последнее слово перед местоимением, имеющее женский род и единственное число?
*** есть вопрос в связи с этим: - такое построения фраз в угоду ритму и ударениям Вам представляются все-таки недопустимыми, или могут иметь место, если конечно не происходит путаницы в читательском восприятии?

«украдкой посадил под акацией у соседской калитки. Тамара Семеновна, увидев ее, мелко запричитала и унесла в дом».

То же самое: увидев её – это увидев калитку или акацию? Что из них она унесла в дом?
* то же самое.

«Дмитрий Дмитриевич считал Тамару женщиной недостаточно образованной, это приводило его в замешательство»
Что это? «Он считал…, это приводил его в замешательство». То, что он считал, приводило в замешательство? Или недостаточная образованность сама по себе приводила в замешательство?
*** перечитаю, может быть.


за странную манеру согласно кивать всем… и при этом закручивать пуговку на одежде собеседника, наклонясь к ней головой…

Вопрос 1. А если у человека-собеседника нет пуговки? Вообще, пуговка в отличие от пуговицы, характерна для женской (и детской) одежды. Платье, застёгивающее на пуговку (пуговки), застегивается обычно сзади, а юбка – сбоку. Значит ли это ,что герой расстегивал юбки и платья сзади?
Вопрос 2. «пуговку на одежде собеседника, наклонясь к ней головой». К ней – получается это « к одежде»? Можно ли наклоняться к одежде?
*** разнцы между пуговкой и пуговицей до сих пор не знал, спасибо.
«Ди-Ди человек был мягкий, «да» стекало с языка таким же неясным, - не то «ди», не то «де», - так и прижилось. Дмитрий Дмитриевич не возражал».
Не возражал против стекания? Или против мягкости?
*** перечитаю, у меня этот фрагмент вопросов не вызывал до сих пор.

«Он чуть располнел, на выход обзавелся твидовым пиджаком, к нему привыкли…»
К твидовому пиджаку привыкли?
*** не вижу пока в этом непонятности, может быть Вы и правы, но я пока не уверен в этом. Перечитаю.

«Дмитрий Дмитриевич не то чтобы любил читать, не то чтобы любил Пушкина, однако заняться иным в Местечке было решительно нечем…»

Это заявление не столько парадоксально, сколько не может вызвать никакого доверия даже в рамках заданных автором правилами (а что, читать Гоголя или Лермонтова нельзя?) Оно (заявление) фактически разрушает установку на восприятие автора как реалистического повествователя. Возникает ощущение чтения полностью игрового (ненастоящего) текста.
*** ЛитГерой читал лишь то, что прикупил по случаю перед отъездом в Местечко. О другой литературе упоминания не было. Может быть и брал что в библиотеке, но автор сомневается, что у ДД могла возникнуть потребность в чем-то еще.

«раскрыв рот снизу вверх»
Это технически возможно?
Во всяком случае, при данной информации понять, что имел в виду автор, невозможно.
*** извиняюсь за запятые, поправлю

«От станции нарастала далекая ругань. Вокзал жил…»
Вокзал и станция – это одно и то же?
*** Вокзал и станция вещи в тексте суть разные. Станция – место, Вокзал – здание. Перчитаю.

«Пестрые куры…, которых жители… намеренно не кормят…, разгребали груды мусора…»

«Не кормят» их в настоящем времени, а они в ответ на некормление «разгребали» в прошедшем? То есть заранее?
*** согласен, исправлю.

«Пассажиры…, не дожидаясь остановки, прыгали с подножек вагонов и мчались к рынку, сжимая в кулаках… кошельки, и через мгновение бросались догонять набирающие ход поезда…»

Вопрос первый: через мгновение после чего? После начала мчания? Через мгновение – это после чего-то завершённого, а как понять «через мгновение после начала (продолжения) мчания»?
Вопрос второй: можно ли догонять поезда? Это ведь не такси. Один поезд, стоящий на первом пути, исключает возможность догонять остальные поезда.
*** перечитаю по поводу мчания, но на станции путей немного, скорее всего два, при этом из текста точно известно что одновременно на ней поезда не встречались.

«початки вареной кукурузы и моченые яблоки прошлогоднего урожая»
Почему о кукурузе не сказано, какого она урожая, а про яблоки - указано.
*** варить кукурузу можно только свежую, а яблоки, пролежавшие зиму в погребе, однозначно вкуснее. Не понял Вашего замечания.

«Лишь станционный колокол, неизвестно каким чудом уцелевший, равнодушно дремлющий на соседней скамье….»
Читается именно так. Два однородных члена – колокол уцелевший, дремлющий…
*** фраза автора самого напрягала, но она мне нужна, идет пересчет всего, что выпало из жизни. Перечитаю.

«Маленький базарчик… стал в свое время причиной хоть и мелкой, но достаточной для выяснения несхожести взглядов на жизнь между учителем и Тамарой Семеновной».
Пропущено какое-то слово.
*** не ощутил этого.

«Томочка спустя неделю после знакомства просила Дмитрия Дмитриевича на велосипеде»
Опять же, как и с колоколом, читается как: «Томочка просила (будучи) на велосипеде»
*** перечитаю.

«…увидав, как та с черешней бегает от одного вагона к другому, такой перспективе в мыслях воспротивился…»
О какой «такой» перспективе идёт речь?
*** о перспективе проводить время на станции у вагонов с ведрами, вместо привычного сидения у окна. Перечитаю.

«… жаль было думать о трех летних месяцах, проведенных с ведрами у платформы»
Неужели черешня плодоносит, каждый день в течение трёх месяцев давая по два ведра черешни? Я как садоводка, пусть с небольшим опытом, знаю, что это не так.
*** не согласен с замечанием. Торговля у поездов в те времена идет круглогодично, а уж летом, и того пуще, только товары менялись Потому здесь вместо черешни - ведра.

«Издалека послышался гудок приближающегося поезда».
Как понять: «гудок приближающегося поезда»?
Гудок поезда есть гудок поезда. Как аудиофеномен. Это уже потом, после услышанного гудка можно сделать - интеллектуально - предположительный вывод: приближается поезд или удаляется. Или застрял на месте.
*** согласен, исправлю.

«Станционные часы, которыми неизвестно от чего так гордятся местные жители и железнодорожные власти, заиграли что-то незатейливое, должно быть означающее «двенадцать», поскольку на часах столько и было»

Автор доселе проявлял всеведение, то есть рассказывал о малейших и никому не известных подробностях жизни жителей, пассажиров поезда, их замыслах, городских сооружениях и т. д.

И вдруг: «неизвестно от чего», «должно быть (то есть: вероятностно, а не точно) обозначающее», «что-то» (что?) незатейливое»?
Автор нарушает заданные им же правила всеведущего повествователя.
*** может быть есть определенная неточность, имелось в виду, что гордиться нечем, вполне обычные часы. Потому и непонятно от чего ими гордились. Ну надо же в таком месте хоть чем-то гордится?

«провожали в столицу к… экзаменам»
Конструкция не соответствует правилам русского языка. Правильно: «на экзамены» или «для сдачи экзаменов».
*** может быть, имело место стремление придать фразе близкий к разговорному вид.
Однако не вижу в том недостатка – фраза прочитывается нужным образом.

В полдень стрелка за стрелку цеплялись и мелко дрожали
Подлежащее – стрелка (ед. ч.)
Сказуемое – цеплялись (мн. ч.).
*** Стрелка за стрелку зацепилась и дрожали уже вместе.

«Между сорок восьмой и сорок девятой страницами был вклеен автограф стихотворения «Казак».
Вероятно, не автограф (подлинник, написанный рукой Пушкина), а фотография или факсимиле.
*** да, согласен, пропустил, изюавлялся в тексте от повторов «репринта», может быть переусердствовал – посмотрю.


«В этом он полагал свой неоценимый вклад в отечественную словесность».

«Полагал вклад» - не по-русски.
Надо либо: «видел свой вклад» либо «Он полагал, что в этом состоит его вклад…»
*** может быть, не уверен, перечитаю.

«Дим-Дим по не-немецки не знал»
Что-то тут надо подправить.
*** фраза вышла из конструкции вопроса Шурочки – не согласен с замечание.

«Портрет выглядел монументально и величественно»
Пушкин на портрете? Или сам портрет?
Монументально в данном контексте чем отличается от величественно?
*** сам портрет, барельеф в окружении лаврового венка. По поводу величественно – перечитаю, может быть Вы и правы.

«Стоял милиционер, сплевывал через губу шелуху семечек»
То есть он стоял и сплевывал шелуху? И всё? Откуда у него столько шелухи? То есть он семечки не ест (не грызет, не щелкает), а только сплевывает неизвестно откуда берущуюся шелуху?
*** с этим замечанием не вполне согласен. Описывать весь процесс, начиная от доставания семечек из кармана, мне кажется излишним, да и процесс поглощения самих семечек мне малоинтересен, но отношение милиционера к лежащей перед ним площади, да и к Местечку в целом характеризует..

Я возьму пару дней на правку и был бы признателен, если Вы сможете ответить на пару вопросов, которые я задал в комментариях.

Спасибо.

Та Еще Птица   13.10.2007 20:19   Заявить о нарушении
Извините, не успела прочитать Ваш комментарий под не в нужном месте сделанной критике. Прчитала запоздало.

В связи с этим и мой уточняющий вопрос: на какие конкретно вопросы Вы хотите получить ответ (возможно, некоторые из них риторические)?

В целом я согласна с тем, что Вы пишете: если Ваша авторская воля и намерение таковы, то оставляйте текст выстроенным именно в таком ключе.

Просто мне кажется, что точка видения, из которой вещает сам автор (когда он не говорит за ДД), должна быть точнее продумана. Он либо знает всё (тогда и про сознание всех персонажей, жителей, милиционеров и т.д.), либо он знает достаточно чётко отмеренную часть. Скажем, только то, что связано с настоящим, прошлым и будущим героя. Или что-то другое. Но автор должен иметь четко ограниченный круг знания. Если знает все, тогда никаких "неизвестно когда" "кто-то" и проч. Если не всё, а что-то - тогда пусть знает ограниченное что-то. А то про учительские дела ничего не сообщается, а про, скажем, движение толпы, или мимолетом проезжающих пассажиров - с такой подробностью, что непонятно, каково назначение этой информации (про ядовитые халаты и засаленные карты).


Еще раз. Автор волен определить любой объем знаний автора-повествователя. Но он должен быть определенным и ясным читателю. Авторская свобода долджна проявляться в свободе построения образа героя, событий, но читателю долдно быть понятно по каким правилам с ним играют. Если его лишают существенной информации о герое, то зачем его "пичкают" информацией о баулах, на которые наступает толпа и о варёных початках (а что ест герой - неясно). Понятно, что автора может влечь гоголевско-бунинская избыточность детали, но она должна как-то быть соразмерной задачам текста.
Жирным маслом нарисованные детали каким-то образом должны (на мой взгляд) раскрывать какие-то явно не называемые черты биографии, характера, внешности, поведения, ценностей героя, а в Вашем тексте многие детали (от часов станционных и колокола до шелухи милиционера) и не развиваются в самоценную картинку, которой можно просто любоваться (условно говоря, как "Эх, тройка, птица-тройка" или описание дуба в "Войне и мире" - хотя мне оба отрывка не очень нравятся, как вставные новеллы в Дон-Кихоте или "12 стульях"), и не работают на обогащение совокупной картины героя.
Убирать лишние красоты, которые дороги сердцу автора, - это тоже работа над текстом, выстраивание текста, совершенствование и вырастание текста, а не просто механическое устранение "неточностей".

Секретка   13.10.2007 21:23   Заявить о нарушении
сейчас у меня есть два вопроса, первый я уже задавал в комментариях к Вашей рецензии:
*** есть вопрос в связи с этим: - такое построения фраз в угоду ритму и ударениям Вам представляются все-таки недопустимыми, или могут иметь место, если конечно не происходит путаницы в читательском восприятии?

второй вопрос как раз связан с равновесием в тексте двух линий, одна из линий - авторская, то есть некая суетливая жизнь, которая течет где-то, шумит, толкается локтями, и все без результата, спрыгнули с поезда, купили кукурузы и уехали до следующей станции, кажется, все так активно и энергично а в результате никуда - суета ради суеты, и главным героем этой суеты в тексте выступает вокзал (от имени автора).
про баулы и сумки - ну, это такая деталька в начале о том, что прошло н-н-ное количество времени.
вторая линия - это ЛГ, который вроде бы ничего и не делает, а если делает, то что-то на первый взгляд не очень нужное, даже лишнее,
и хотелось, чтобы эти два литгероя, ДД и автор (вокзал) находились в тексте в равновесии.

Та Еще Птица   13.10.2007 22:07   Заявить о нарушении
"Такое построения фраз в угоду ритму и ударениям Вам представляются все-таки недопустимыми, или могут иметь место, если конечно не происходит путаницы в читательском восприятии?"

Задумалась.
Они и недопустимы, и могут иметь место - в зависимости от предельных целей автора.

Есть тексты, которые прочитываются легко, их очень любят хвалить и в виртуальных кругах. Наичнаешь чиатть второй раз - видишь: здесь сказано неточно, здсь - обмолвка, здесь - ляп. Указываешь. Читатели и защитники с пеной у рта: ну ведь понятно же, о чем речь, а ваша гладкопись кому нужна!
Читаешь на третий раз - и видишь: вот прямая ошибка, вот анахронизм, вот неверный синтаксис, вот неуместный повтор, вот местоимение, по инерции относимое к тому, что понималось во время ыбстрого чтения, начинает относиться к последнем слову того рода и числа... Начинаешь вдруг понимать, что текст не держится. Не держит сам себя. Не "отвечает" сам за себя. Он держится только на инерции поверхностного восприятия "разового" читателя и(или) на растолкованиях автора: я, дескать, имел в виду вот что, а не вот что...

А если автор поблизости нет?

Вот и ответ: чтобы при чтении вспомнили Ионыча и сказали: неплохо - можно и не "подбивать" все конструкции и под ритм, и под правила русского синтаксиса одновременно. А чтобы текст был и истинен (реалистичен), и красочен (эстетичен) в каждой произвольно взятой точке, - вот тут такие конструкции, допускающие и даже предполагающие (навязывающие) неправильное прочтение - недопустимы.





Второй вопрос.
Хм...
Не знаю...
Если напишу то, что напишу, будет возврашение к тому, что уже писала в самом начале. ПРОблема выплыла заново в другой формулировке.

Хорошо, что Вы сформулировали авторский замысел-позцию. Теперь можно играть ужэе не на ощупь, а с более открытым забралом.

Итак, у нас почти нет прямой речи. Поэтому все темы развивает Автор (раскрываются от лица автора-повествователя).

Первая тема - Лиргерой.
Вторая тема - жизненная суета и вокзал как ее символ.
Третья тема, о которой Вы не сказали: управляемый диалог этих двух тем (жизненных начал), (соз)дающий итоговую авторскую позицию.


И вот тут моя позиция.

Первая тема должна выражаться одним набором лексико-синтаксических средств.
Вторая тема должна выражаться другим набором лексико-синтаксических средств.
Третья тема должна выражаться третьим набором лексико-синтаксических средств.

Вот тогда и будет решена общая задача.

То есть, например, линия лиргероя дается предожениями большой длины, одного типа лексики, с церковнославянизмами, канцеляритом, БЕЗ ярких сравнений, гротеска и проч.

Линия вокзальной суеты дается, предположим, короткими предложениями, ироническо-саркастической интонацией, вкраплением простонародной дексики, элементами натурализма в описаниях, гротексом.

А линия (третья) собственно над ними стоящего автора Дается, предположим, предложениями средней длины, с наличием философско-религиозной лексики...

При первом чтении это будет не очень заметно, так как всё повесмтвыование выстроение в третьем лицйе от автора, но при повторном чтении начнут выявляться "голоса", и можно будет отличить "близкое", но стороннее нахождение автора возле ЛГ, остраненно-настороженно-саркастическое нахождение автора поодаль от суеты вокзала, и
личная интонация в тех высчказываниях или описаниях, где даётся личностная позиция автора.

Это схема, ее надо спрятать, но без изначально отрефлектированного принятия той или иной схемы (пусть после и "забытой", когда стили сформируются)гармоничного и прочного текста не получится (на мой взгляд).

Секретка   13.10.2007 22:40   Заявить о нарушении
"...в зависимости от предельных целей автора"(с)
автор не ставит себе цели получить постоянно действующий договор с издательством "Художественная Литература", однако, из себялюбия не хотел бы писать откровенно плохо...

вот, кажется сформулировал.

Спасибо за ответы.
Я возьму несколько дней для правки текста (у меня не много времени для этого) и когда буду готов - сообщу здесь же.

Та Еще Птица   13.10.2007 23:23   Заявить о нарушении
В первый раз я комментировал замечания с листа,
а теперь выясняется следующая подробность:
"Мурка" не является произведением народного творчества,
музыку написал композитор Оскар Строк, это достоверно, более того существовал и первоначальный текст, фамилию автора не запомнил, но поэт был из Одессы, правда, в дальнейшем появилось много вариантов текстов,
однако в тексте персонаж насвистывает мелодию, а не напевает, но музыка в песне элемент устойчивый, скорее всего и ноты на нее существовали.
"Из Мурки" может означать что
любимая или наиболее запомнившаяся строчка.
в песне две составляющих: припев и запев,
так что персонаж вполне мог насвистывать "из Мурки"

ну вот, вроде бы оправдался на первый взгляд.

Борис Моховиков   14.10.2007 12:38   Заявить о нарушении
Давайте вообразим параллельную ситуацию: "насвистывал из "Севильского цирюльника".

Какую мы получаем информацию? Арию "Клевета" Дона Базилио, арию Розины, эпизод "ДОброй ночи вам, сеньоры" или дуэт Фигаро и Альмавивы?
Непонятно. Отсюда неясно: какое настроение у героя: веселое, наступательное, игровое или грустное.

Если мы исходим из наличия в российской культуре музыкального произведения "Мурка" Оскара Строка с припевом и запевом, а также со строчками, то для того, чтобы упоминание "из "Мурки"" было непустым, небесполезно было бы уточнить, о чем идет речь. Точнее: повествователь слышит эту насвистываемую мелодию, идентифицирует как какую-то строку из произведения, созданного Оскаром Строком, считает это обстоятельство очень важным и сообщает читателю. Так какую же строку насвистывет персонаж? "Ты зашухарила всю нашу малину, и теперь "маслину" поулчай" или "Мурка, ты мой муреночек!" Это два семантически совершенно разных высказывания, и только адресация к одному из них (или к третьему) может выполнить свою функцию - указать через строку песни на настроение персонажа. В противном случае можно просто указать: "что-то веселое", "что-то легкомысленное", что-то "сентиментальное".

Секретка   14.10.2007 20:04   Заявить о нарушении
Да, спасибо, но я и не собирался оспаривать, поскольку и из предыдущей рецензии мне была понятна суть замечания. Строчка в результате изменится.

это просто дополнение
к вопросу происхождения.

Борис Моховиков   14.10.2007 20:17   Заявить о нарушении
Спасибо за замечания. Большая их часть учтена, хотя и не все.
В некоторых случаях автор нашел для себя объяснения, может быть и не вполне грамотные, но, на его взгляд, логичные.
Например:
*** фрагмент "«Пассажиры…, не дожидаясь остановки, прыгали с подножек вагонов и мчались к рынку, сжимая в кулаках… кошельки, и через мгновение бросались догонять набирающие ход поезда…»"
мне кажется, что не стоит утяжелять текст сообщением о том, что остановка поезда состоялась, есть указание того что она будет и есть сообщение о том что поезд набирает ход. Через мгновение после остановки - так можно читать, ничто этому не мешает.

Я не возражаю против правила, которое было изложено, оно справедливо - я проверил на нескольких текстах Чехова, но мне кажется не стоит подгонять под это правило абсолютно все на свете.
*** фрагмент "украдкой посадил под акацией у соседской калитки. Тамара Семеновна, увидев ее, мелко запричитала и унесла в дом"
трудно предположить, что среди всех перечисленных предметов Тамара выберет не птицу для того чтобы унести ее в дом. Не будет же она с корнями корчевать акации, или вырывать вместе со столбами калитку, что бы потом потеть перетаскивая их. Кроме того Тамара вообще могла не заметить ни калитки ни акации, она привычны, мы не всегда замечаем то, что видим ежедневно на своих местах, так что скорее она могла увидеть только птицу.

и еще некоторые моменты, оправдывать все здесь не буду, примите на веру, что автор нашел им объяснение.

Мое нежелание исправлять основывается не на показном сопротивлении, но при внесении поправок, как выясняется, текст становится тяжелее и перестает мне нравится, - вот такой парадокс происходит к сожалению.

Видимо недостаток опыта и владения инструментарием.

Если Вас это не огорчит - можно продолжить.

Еще раз спасибо.

Та Еще Птица   15.10.2007 15:16   Заявить о нарушении
Мне кажется, что работу можно вполне считать успешно законченной.
"Примите на веру, что автор нашел им объяснение", - написали Вы относительно тех мест, которые показались мне ошибочными. Охотно принимают на веру.
Вообще, я полагаю, что мнение автора, а также его способность найти найти логичное объяснение всем кажущимся читателю неточностям - и есть единственный подлинный критерий качества текста.
Желаю дальнейших успехов в литературном творчестве!



Секретка   15.10.2007 18:35   Заявить о нарушении
Спасибо за помощь!

Страницу Птицы, как выполнившую свою задачу, я удаляю.

И Вам удачи и успехов Лаборатории!

кажется, сегодня это единственное место, где заняты конкретным делом.

Борис Моховиков   15.10.2007 18:48   Заявить о нарушении