Седина-в бороду, бес-в ребро

Будучи маленькой девочкой,я считала,что люди похожи на две половинки яблок,бесчисленное количество которых,моя мама резала для компота.И,каждому человеку,чтобы найти свою половинку,нужно просто отыскать один единственный пазл.Как оказалось,счастье-это головоломка повышенной сложности.

Светка смотрела в горящие Лизины глаза с недоумением:

-Что у тебя случилось то? Серега опять учудил чего?

Лиза говорила совсем тихо, хотя в квартире, кроме них двоих и не было никого. Щеки у нее горели огнем, глаза были слегка испуганными.

-У нас на работу взяли человека. Он - бывший военный. Приехал к нам, откуда-то с Севера. С Чукотки или Камчатки, я не вдавалась в подробности. Он уже как два месяца у нас работает. Нас с ним в командировку направили вместе. Это две недели назад было.

Света закурила сигарету:

-Ну и что дальше? Он к тебе приставал что ли?

Лиза не нравилось, что подруга курит. Отогнав от себя дым, поморщившись, она продолжила:

-Мне кажется, он мне нравится. На самом деле нравится.

Пуская колечки дыма, Света безразлично смотрела на подругу.

-Нравится, не нравится.…Какая разница? Ты как всегда - в высоких полетах, о высоких материях.

Лиза покраснела еще больше, обидчиво поджала нижнюю губу:

-Ты не понимаешь. У нас с ним было.…Вот в чем дело.

Эта фраза заставила Свету оживиться. Ненавистная Лизе сигарета была отложена в сторону. Светка даже придвинулась поближе.

-Ты - скромница и смогла! Он что соблазнил тебя? Силой взял? Давай рассказывай.

-Это неожиданно произошло. Мы с ним всегда хорошо общались. О чем-нибудь разговаривали. Я даже и не думала. Ну, ни о чем таком…Мы, когда из командировки ехали….Да, я забыла! Мы ж на его машине ездили! На обратном пути машина сломалась. Он когда ее чинил, я ему помогала…

-Много лишних подробностей! - подруга бесцеремонно прервала Лизу.

-В общем, в машине все и произошло.- Выдохнула Лиза. - Я сначала на него смотреть не могла, а потом мы поговорили, он мне все объяснил. А потом….

-И пошло и поехало.- Закончила за Лизу Света.
……………………………………………………………………………………………..

Лиза со Светой дружили с детства. Институты, правда, выбрали разные. Света закончила медицинский, а Лиза - политех в соседнем райцентре. Светка, со своей бесцеремонностью в связях, умудрилась во время учебы родить сына. Папе малыша, после родов она дала отставку. Воспитание ребенка полностью возложила на бабушку: «Я еще молодая, погулять хочу» - говорила она. Один роман за другим с коллегами в больнице: «А на что еще ночные дежурства нужны? Предрасполагают…»Логика была проста: «Я не верю в любовь. Я верю - в секс». Настоящая блондинка, хоть и без выдающейся внешности, но с ярким характером.
Лиза. С детства была очень скромной. «Правильной» - так говорила Света. Очень ранимая, добрая. Писала стихи. Играла на гитаре. Пол лица занимали глаза - яркие, голубые, как безоблачное небо. В противовес глазам - блестящие каштановые волосы. В отличие от подруги, с мужчинами ей было сложно общаться. Поэтому и с замужеством не повезло. Сергей, хоть и был парнем видным, но имел очень страшный порок - много и беспробудно пил. Почему Лиза вышла за него замуж, осталось загадкой для всех, лишь подруге она попыталась объяснить: «Мне жалко его стало. Захотелось помочь». Детей у них не было по Светкиным издевкам, потому что: «А когда ему? Раз в месяц, когда просохнет?». Не любила его Светка по причине, известной лишь одной ей. В то время, когда подруга только встречалась с будущем мужем, Светка столкнулась с Серегой на одной вечеринке. Изрядно набравшись, она ушла в пустую комнату и отключилась. Очнулась, когда над ней кто-то «пыхтел». Это был Сергей.
……………………………………………………………………………………………….

Расставшись с Лизой, Света опять потянулась к сигарете.

-Переживает... Такому козлу я бы рога направо и налево наставляла. Урррод! Лизка много чего не знает. Давно бы уж бросила. Нравится ей так жить? Дай Бог, чтоб этот был нормальным…

…………………………………………………………………………………………………

Лиза с головой ушла в любовь. Нечастые встречи носили романтический характер: свечи, вино, подарки. Лиза мечтала, что расстанется с Серегой, уйдет к Анатолию. Родит дочку. И заживут они душа в душу.

…………………………………………………………………………………………………

-Свет, - плакала в трубку Лиза, - Ты сможешь придти сегодня ко мне? Сереги не будет вечером.

-Смогу. Ты чего ревешь?

-Я вечером все расскажу.

Вечером Лиза рыдала, уткнувшись в плечо подруги.

-Я без предупреждения к нему вечером пришла. Я думала, что уже можно. Он открыл двери, а у него там женщина.

-Он тебе как-то объяснил это?

-Никак.

Света гладила подругу по голове:

-Ну и Бог с ним. Забудь.

…………………………………………………………………………………………………….
-Пойдем к Наташке на день рождения. Ждет ведь.

-Пойдем. Только ненадолго. Сергей пораньше обещал придти.

-Неужели исправляется? - хохотнула Светка.

-Доктор, а Вы знаете, что такое кодирование? И как люди меняются?

……………………………………………………………………………………………….

На обратной дороге Лиза сказала, что жизнь понемногу налаживается. Серега старается взять себя в руки, сам созрел о решении с кодировкой.

-Только нервный стал какой-то, - с грустью добавила она.
…………………………………………………………………………………………………..
Прошло полгода.

Лиза сама пришла к Свете на работу.

-Свет, я себя чувствую плохо в последнее время. Голова кружится и тошнит.

-Ты, случаем, не беременна ли, мать? - Света с интересом посмотрела на подругу.

-Да нет. Это от переживаний. Серега сорвался. Опять пьет. Все безрезультатно…

Света взяла кровь на анализ.

-С гемоглабином у тебя совсем плохо. Я тебе препараты назначу.

Лиза улыбнулась:

-У меня еще новость. Мы опять с Толей встречаемся. Он сам подошел. Прощения попросил. Правда, не объяснил толком, что за женщина тогда была у него в квартире. Простила   его,потому что поняла,что очень сильно люблю.

-Наломаешь, ты, дров. Посмотреть бы на него. Я тебе бы сразу все о нем сказала.

-Посмотришь еще.

……………………………………………………………………………………………..
Прошло два месяца.

-Лиза! Ты, почему мне ничего не сказала? Я от мамы твоей все узнала! - Светин голос в трубке звенел от радости.

-Да, я сама разобраться хотела в себе. Обдумать все. Разошлись и разошлись. Устала я. И он устал.

-Ты из-за Толика это сделала? Сергей знает?

-Он ничего не знает. И не должен, - Лиза говорила очень строго.- Мы больше не можем жить вместе.
……………………………………………………………………………………………………
-Светик, зайди ко мне сегодня. Толик вечером придет. Я тебя познакомлю.


После ухода Лизиного любимого, Света накинулась на Лизу:
-Ты, почему никогда не говорила, что он старше тебя? Это же напрочь меняет дело! С ума сойти! Ему - под полтинник, тебе - двадцать четыре!

-Во-первых, ему сорок пять. – Поправила Лиза,- Во-вторых, что это может изменить?

-Ну, даешь! Седина - в бороду, бес - в ребро. Слышала такое? Да не нужна ты ему вовсе! Самоутверждается он! - выпустила пар подруга.

Лиза обиделась:

-Ты ничего не знаешь и не понимаешь. У него когда-то была жена. Жили они с ней, там, где он служил. У них с детьми никак не получалось. То есть, дети рождались, но по какой то причине умирали после родов.А как это тяжело,можешь представить?

-Идиотам таким просто Бог детей не хотел давать, - зло добавила Света.

-Не перебивай. Потом жена уехала учиться в Москву. Там, на Севере, жизнь не сахар. Они хотели перебраться в Центральный район. А потом она другого нашла. Мучила Толика неизвестностью долго, а потом объявила. Представляешь,как ему тяжело было?Так что не все так просто, как ты думаешь.

Света опять взяла сигарету.

-А вот мы и проверим. Ты с ним как? Предохраняешься?

Лиза покраснела.

-Тебе обязательно это знать?

-Обязательно. Из медицинских соображений.

Лиза опустила голову:

-Да.

-А он знает?

-Я не ставила его в известность. Зачем это тебе?

Света уже мяла сигарету в пепельнице.

-Обрадуй его. Скажи, что ты - беременна. Если небезразлична - женится.Хороший крючок.

-Но, я же не беременна. И не по человечески это как-то. Я не смогу. Что потом?

-Сможешь! Эка скромница! Скажешь, обознатушки - перепрятушки. Какая разница, если вы будете вместе? Разрулим.

……………………………………………………………………………………………….

-Я тебя ненавижу! - плакала по телефону Лиза.

-Что такое?!

-Мы с Толей расстались. Как мне плохо. Растоптал он меня. Понимаешь? Размазал как кашу по тарелочке!

-Я к тебе приеду.
…………………………………………………………………………………………..
На Лизу было страшно смотреть. Она взяла неделю отпуска, целую неделю почти ничего не ела. Красивые волосы были похожи на солому: всклоченные, грязные. Глаза были красные от слез. Губы потрескались, в местах кровоточили.

-Он меня бросил. Просто бросил. Я все сделала, как ты сказала. Он стал кричать на меня. Потом начал умолять. Сказал, что я издеваюсь над ним: «В его возрасте не заводят ребенка!». Он ему не нужен. А еще сказал, что думал над тем, чтобы нам быть вместе. Но, именно, из-за того, что он - старше меня, это невозможно. «С годами я буду дряхлеть, а ты будешь молодой и красивой. Потом, ты будешь смотреть на молодых, но ты не сможешь меня бросить. А я этого не могу допустить». И просил сделать аборт. Сказал: «умоляю, даже если ты будешь считать меня негодяем. Но у нас - разная дорога».

Уткнувшись в подушку, Лиза тихо повторяла:

-Зачем я это сделала? Зачем я тебя послушала?

Света пыталась успокоить, заставила выпить успокоительное. Когда подруга уснула, она ушла, неслышно закрыв за собой дверь:

-Время лечит.Да и нужен ли такой козел? Дети,видишь ли не нужны!

……………………………………………………………………………………………

Лиза перестала общаться со Светой. Она не считала ее виновницей. Скорее, неким катализатором. Но, не хотела, чтобы она напоминала ей о ее несчастной любви.Оъясняться с Анатолием,то есть,признаться во лжи,ей было сложно,стыдно ,и не нужно.Не нужно,потому что бесмысленными становятся все объяснения,сталкивающиеся с нежеланием.Любовь обладает большой силой лишь когда она желанная,ожидаемая,бескорысная.
С трудом переносила она волнение,когда сталкивалась с ним в коридорах.Изображать безразличие,когда вся твоя душа рвется на части-это не подвиг,не преступление,это-испытание.От того ,как ты его выдержишь,зависит вся твоя дальнейшая жизнь.Только ночью можно быть собой и часть твоих мук ,во облегчение твое,примает на себя подушка.
………………………………………………………………………………………………
Прошло полгода.

 -Виктория Семеновна! Здравствуйте! Как там Лиза?

-Ой, Светочка! Здравствуй! Лиза замуж собралась. А ты, почему не заходишь?

………………………………………………………………………………………………
-Лиз! Можно к тебе? - Света стояла на пороге квартиры подруги.

-Заходи, конечно.

От счастливой Лизиной улыбки у Светы потеплело внутри.

Расположившись на диване, Света начала допрос:

-Твоя мама сказала, что ты замуж выходишь. Я не стала ее расспрашивать. От тебя все хочу услышать.

-Выхожу, подружка! Выхожу и уезжаю. - Счастливая Лиза кружилась по комнате.

-Неужели за Толика?

Веселые глаза Лизы вмиг погрустнели:

-Нет. Не будем о нем говорить. Мне до сих пор больно.Не зажило.

И она присела на диван. Маленькая слезинка все же блеснула в углу глаза.

-Ты не реви. Рассказывай мне про мужа. - Света придвинулась ближе. - Как зовут? Кто он?

-Это Дима. Мы с ним учились вместе. Он в нашей группе самый головастый был. Ему после окончания одному предложение сделали в Иране работать. Он там три года жил. Мы собирались на вечере выпускников три месяца назад. С тех пор и не расстаемся! Представляешь, оказывается, он в меня еще в институте был влюблен!

Лиза опять улыбалась.

-А ты? Ты, его любишь?

-Я не знаю, Светик! - Лиза умоляюще смотрела на подругу, - Мне с ним просто хорошо очень. Мне ни с кем так хорошо не было!Спокойно,как на море,когда волны бегут неторопливыми рядами.

-Даже с Толиком? - ужалила Светка.

-Поэтому я и не хотела тебе говорить. Ты – не поймешь.

-Да куда уж нам. Выйти замуж - не пропасть. - Яд лился еще.



-Это от зависти, - оправдывала подругу Лиза, - Даст Бог, и у нее все будет.
…………………………………………………………………………………………..

Прошло три года.

-У Лизы с Димой родился Павлик. Смешной, пухленький карапуз. Они к нам редко теперь приезжают. Лиза уже вышла на работу. Павлик в садик уже ходит. Дима, как всегда в работе. Старается, чтоб все в доме было. Машину новую купили.- Хвалилась Свете Лизина мама.

-Да.…А Толик женился. Видела я его с женщиной приблизительно его возраста.- Молча рассуждала Света.- Не красавица, как наша Лизка, но, наверное, устраивает.Никогда не поймешь этих мужиков!

Света ударилась в религию. Часто стала посещать храм. Записалась в церковный хор. Видимо, ее грешная душа в этом нуждается.

…………………………………………………………………………………………………….
Прошло еще два года.
Лиза с Димой и Павликом летели на отдых. В аэропорту, пока еще было время до посадки, Дима повел сынишку в туалет. Лиза читала журнал.

-Привет! Вот уж не ожидал тебя здесь увидеть! Какими судьбами?

Лиза подняла глаза. Рядом стоял призрак некогда любимого человека. Внутри все похолодело.Сердце,глупое сердце,для которого не существует логики,закололо.

-Мы на отдых, к морю летим.- Оправившись от шока, произнесла она.- А Вы как здесь?

-Я тоже. К друзьям, на Камчатку. Тоже в отпуск.

Хорошо.…Как семья? Вы... мне сказали, женились? Дети?

Он постарел. Хотя та же выправка.Седина коснулась висков.Одежда та же,что и много лет назад.Ботинки немного старомодные,его-стиль.В лице-мелькает что то знакомое,такое далекое,слегка уловимое.Хочется думать,что видишь в его глазах грусть,сожаление,раскаивание.Именно это хочется увидеть.А они -серые,стальные,непропускающие твои мысли.


Я верю в то,что даже ушедшая любовь не умирает.Маленьким,прожорливым червячком,она засыпает в твоем сердце.Иногда,по одной только ей ведомой причине,просыпается и прогрызает маленькие дырочки.И твое сердечко начинает вновь кровоточить.


-Да женился. Детей общих нет. У супруги есть двое, от первого брака. А ты как?

-Муж. Сын.

-Как зовут сына?

-Павел.

-Павел….-Анатолий выдерживал паузу.

-Дмитриевич. Они сейчас придут с мужем. А, Вы, Анатолий Иванович, один летите? – холодно спросила Лиза.

-Один. Билет мне ж одному оплачивается. Ну, до свидания.

-Прощайте-самое важное слово в их отношениях Лиза смогла ,наконец-то, произнести сама.



Когда Дима вернулся с Павликом, Лиза сидела, закрыв лицо руками и плакала.

-Жена! Что случилось?Что за море кругом:Черное или Красное? - весело спросил Дима.

Лиза обняла их обоих:

-Так, нашло. Я подумала, а что было бы, если бы вас у меня не было? Я бы просто сошла с ума от горя!

И словно услышав ее мысли, запел Митяев с чужого сотового телефона:


Прощай, позабудь!
И не обессудь,
А письма сожги
Как мост.
Да будет мужественным
Твой путь!
Да будет он прям
И прост!
Да будет во мгле для тебя гореть
Звездная мишура!
Да будет надежда ладони греть
У твоего костра!
Да будут метели, снега и дождь
И бешеный рев огня!
Да будет удача у тебя впереди,
Больше чем у меня!
Да будет могуч и прекрасен бой,
Гремящий в твоей груди!
Я счастлив за тех, которым с тобой,
Может быть по пути!




Лиза счастлива.Только поняла она это не скоро.
Анатолий Иванович...Она очень долго продолжала его любить. Долго эта голодная гусеница жрала ее сердце.И долго Лизка не понимала,почему он с ней так обошелся,чем же она была ему не мила....
Ответ нашелся очень просто.В один прекрасный день она поняла,что пазлы складываются не всегда с первой попытки.И вся это несчастная любовь ни что иное,как путь  к единственной цели,к единственной своей половинке...Которая,как не странно, нашлась уже  много лет назад...


Рецензии
Я Анатолия понимаю (то есть, не Анатолия, конечно - это ж литература!), Лиза ему ничего не говорила, молчала, а потом еще такую шутку сыграла. Видимо еще не созрела до уважительной открытости в любви. Если бы это реальная история была, то я бы сказал, что он догадался, что она врет.
Образ Светы - отлично! Этакая типичная фемка - все мужики козлы! Характерно, что и рецензентки вашего Анатолия тоже к козлам относят. А то ведь - ему уже за сорок пять - а он, видишь ли, не хочет ребенка! Знают ли они вообще что-нибудь о мужчинах?
Спасибо! С большим интересом прочел.

Майкл Андреев   19.04.2023 14:15     Заявить о нарушении
Замечательная рецензия.
Когда тебе намного больше лет,чем героям в рассказе,да ещё и приобретен жизненный опыт,совсем по другому начинаешь относится. Даже к тому о чем писала.
Перечитала. Я бы сейчас переписала историю. Нет,Анатолий не козел)
У каждого свое счастье. И оно не у всех в детях.

Катринка   01.05.2023 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.