Возлюби ближнего своего. А дальше - как получится

В Библии говорится: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Желая считать себя лучше, чем мы есть на самом деле, при каждом удобном и неудобном случае мы пытаемся проявить себя ревностными последователями этой заповеди. Правда, почему-то понимаем мы эту заповедь несколько однобоко, точнее половинчато. А чтоб было совсем понятно, скажу так: нам удобно применять только первую половину этой заповеди, до слов «как самого себя».

Однажды, читая занимательную книгу «Атеистическая Библия» (или «Библия для атеистов» - уже точно не помню, но точно не «Забавная Библия» Лео Таксиля), я начала сверять с текстом оригинала, то есть обычной Библии, цитаты, которые там были приведены и истолкованы. Выяснилась одна преинтереснейшая деталь – авторы этой книги приводили Библейские цитаты не полностью и толковали их соответственно приведенной части. В результате библейские изречения получали совершенно извращенное толкование.

Так и с этой заповедью. Применяя ее только наполовину, мы совершенно утрачиваем настоящий смысл предписанного и исполняем ее не так, как положено.

Что же получается? Как мы себе понимаем слова: «возлюби ближнего своего»? Естественно в том ключе, что надо делать своему ближнему добро. Тогда возникает вопрос: «А в чем заключается это добро?» Ответ к сожалению неутешителен. Делать добро ближнему мы предпочитаем в меру своего разумения, совершенно не сообразуясь с желаниями этого самого ближнего. Мы навязываем ему свои мысли, свой жизненный опыт, свои советы по выходу из разных затруднительных ситуаций. Нам не важно, что на самом деле нужно человеку, либо мы просто отмахиваемся от его потребностей, считая их надуманными или поверхностными, происходящими от «незнания жизни». Тогда как мы, с апостольским видом проповедуем единственно верные на наш взгляд жизненные ценности и манеру поведения. Кто никогда так не делал? Выйти из строя. Произведу в мудрецы! Как, никого нет? Странно… Кроме того, мы еще и обижаться горазды, когда наши «наимудрейшие» советы, даваемые исключительно из самых благих побуждений, отвергаются. И очень редко у кого возникает простая мысль: «А нужна ли наша помощь этому человеку? Этого ли он ждет от нас?». Вот тогда человек, у которого возникают такие вопросы, становится на путь познания этой библейской заповеди в полном ее объеме.

Что же могут означать слова «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Как мне кажется (я ни в коем случае не навязываю свое мнение моим читателям. Вы, мои уважаемые, можете и не согласиться!), стоит начать толкование этой заповеди с конца. В отношении себя мы обычно совершенно точно знаем (или хотя бы предполагаем с большой долей вероятности), что нам нужно, чего мы хотим. Кроме нас самих, нашу жизнь не проживет никто. Поэтому все, что мы ни совершаем, влияет в первую очередь на нас самих. Если мы способны испоганить свою жизнь (что обычно делается с большим успехом), так хотя бы лучше это делать так, чтобы не искать виноватых. Сам напортачил, сам отвечай! И вот тут появляются как из под земли люди, которые наперегонки начинают советовать и поучать, как нужно прожить свою (в смысле твою) жизнь и их «правильной» точки зрения. Не подумайте, я не против советов и помощи! Но нужно же и самому головой думать. А то получается, что некоторые спрашивают советы и просят помощи исключительно затем, чтобы потом всю ответственность за случившееся после претворения в жизнь этих самых советов переложить на плечи советчика. Так ведь намного удобней! Бабушка моего мужа говорила: «Выслушай все советы, обязательно поблагодари, но поступи так, как считаешь нужным». Вам кажутся противоречивыми мои выкладки? Отнюдь! Я веду к тому, что прежде чем «возлюбить ближнего», нужно поставить себя на место этого самого «ближнего» и оценить ситуацию по возможности его глазами. Вам бы понравилось постоянное вмешательство в Вашу жизнь? Слов нет, так удобней, когда за тебя решают, делают, направляют тебя. Остается только послушно исполнять. Только учтите, что спустя какое-то время, Вам обязательно захочется что-то решить и сделать самому. И вот тут вырисовываются несколько вариантов дальнейшего развития событий.

1 вариант. Ваше желание остается на стадии смутного «чего-то хочется». Вы настолько привыкли перекладывать свою жизнь на других, что Вам становится удобным так существовать. Именно существовать, потому что живут за Вас другие, а Вам остается удовлетворение первичных потребностей: поесть, поспать и т.д.

2 вариант. Ваше желание все-таки начинает реализовываться, но поскольку опыт принятия самостоятельных решений отсутствует, неизбежны ошибки, выходящие боком то Вашему карману, то здоровью, то Вашему реноме. Что остается Вам в такой ситуации? Естественное желание обратиться за помощью, которую Вам с радостью окажут. В результате получается замкнутый круг. Уверившись в своей неспособности принять правильное решение, Вы покорно возвращаетесь «в стойло».

3 вариант. Вас, наконец, «достало» то, что все и всегда решают за Вас под лозунгом «Я лучше знаю, что лучше», причем искусно поддерживая видимость Вашей самостоятельности при принятии решений. Тогда, Вы начинаете действовать самостоятельно (см. вар.2) с тем только отличием, что Вы активно противитесь «возвращению в стойло» ,в результате чего неизбежны конфликты с доброжелателями, их обиды на тему «Я столько для тебя сделал(а), а ты …».

Как мне кажется все три варианта – проигрышные и для Вас и для Ваших помощников, которым может надоесть Ваше паразитическое существование на их шее. Тогда они попытаются сбросить это ярмо. Возникает ситуация 2-ого варианта, только инициатором являетесь в данном случае не Вы. А результат тот же!

Какой же выход? Как всегда – золотая середина! Недаром она так и называется. Помощникам следует помнить, что не все их советы могу оказаться к месту, а их услуга вполне может стать «медвежьей». А Вам нужно думать своей головой, не чужой. То же самое, если в роли помощника выступаете Вы. Ставьте себя на место нуждающегося в Вашей помощи. Вы же не любите, когда Вас притесняют, навязывают свое мнение, заставляют Вас делать то, что хочется другим. Так и не поступайте так же по отношению к другим!

Собственно как гласит этический императив И. Канта (в краткой его редакции): «Поступай с другими так, как бы хотел, чтобы они поступали с тобой». Собственно, на мой взгляд, это и есть толкование библейской заповеди! Стоит еще сказать, что на Востоке, чтобы не переборщить с помошью со стороны учителя или наставника, придерживаются правил "Учитель-Ученик" http://proza.ru/2005/01/26-150, по одному из которых, учитель обязан помогать, отвечая на вопросы ученика, в которых он самостоятельно не может разобраться, а не лезть со своими умностями, когда его не просят, и ни в коем случае не стараться учить ученика тому, что его не интересует... не навязывать ученику своих теорий... Только высказать своё мнение, и всё! Сделать ВЫБОР: принять или не принять совет учителя - это уже ПРАВО ученика и только ученика. Если учитель навязал ученику своё мнение, то ответственность за последствия выбора, в таком случае ложится тоже на учителя!


Рецензии
На то она и золотая середина, чтобы быть золотой серединой. Тогда человек не перебирает, и не добирает, а попадает в самую точку.

Воловой-Борзенко   18.03.2011 17:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.