Безотцовщина

Сегодня меня вызывают в школу. Я уже знаю причину, но от этого не легче. Опять будет вычитывать учительница.
Да, конечно, сын виноват, но мы уже во всём разобрались.
Ну, да ладно, надо собираться и идти на работу, а там видно будет, по обстоятельствам.
Выходя из подъезда, я чуть не упала, поскользнувшись на первой же ступеньке. Начинается весна, уже тает снег, с козырька подъезда текут ручейки, а за ночь всё подмораживает. И эти обледенелые ступеньки. Дворник совсем обнаглел, ничего не делает. Несколько метров до тротуара надо как-то доползти.

Весь день на работе нет-нет да убегали мысли к проступку сына:
-Ну, надо же, воровал булочки в хлебном. Как же это он мог так поступить? Ведь и объясняла много раз с самого младенчества, и книжки читали, и знакомые все приличные люди. Знает ведь, что воровать – нехорошо. Конечно, подружился с этим Антоном. Мальчик он в классе новый и мне не очень нравится. Может это его идея была, а может вместе всё придумали. Сын молчит, не говорит ничего про друга.
Как я объясню всё учительнице? Ну, скажу, что мы уже сходили в магазин и вернули деньги. Правда, глупо немного получилось. Когда подошли к продавщице и я объяснила, что мой сын взял бесплатно пару раз в вашем магазине булочки, она дико выпучила на нас глаза и сказала, что у них в последние дни недостачи не было. Сын протягивал ей деньги чуть дрожащей рукой, а она упиралась и не брала их. Не один раз мне пришлось объяснить ей, что он брал булочки и она должна взять эти деньги.
Выйдя из магазина, сын сказал, что ему было так стыдно, как никогда до сих пор за всю жизнь. Вся жизнь – восемь лет! По-видимому он не обратил внимания на то, что говорила продавщица. Был переполнен своими эмоциями и переживаниями.
 
Вечером, после работы я спешила в школу, так и не придумав, как лучше всё объяснить учительнице. Мама Антона уже стояла около двери в класс. Она спросила меня, не знаю ли я зачем нас вызвали. Антон только сказал, что училка опять придирается просто так, ни из-за чего.
Объяснять происшедшее было некогда. Мы вошли в классную комнату.

Учительница без обиняков перешла к делу и решительно объявила, что наших сыновей за шкирку притащил в школу мужчина и дальше, прямо в кабинет директора. Он сказал, что лично поймал их в магазине, когда они взяли булочки и не заплатили за них.

Потом немолодая учительница долго и занудно говорила о том как надо воспитывать детей в честности, приводила примеры из книг и рекомендовала почитать их детям.
Я попробовала объяснить ей, что сын рассказал мне всё сам, но она не очень-то хотела меня слушать.
Оборвав меня на полуслове, сказала, что за Антона она совершенно спокойна. Он растёт в полной семье, а вот за моего у неё просто душа болит. Без отца мальчик воспитывается. По плохой дорожке может легко пойти. Привела несколько случаев из личной практики.

Из школы я вышла расстроенная. Все чувства смешались во мне: и злость на сына, что так поступил, и обида на учительницу, которая даже слушать не стала меня, и жалость к себе бог знает от чего, а особенно боль от этого страшного слова безотцовщина. Разговорившись, учительница даже не заметила, как вскользь обронила это слово.
-Ну, как она могла это сказать? Ведь знает же, что я много занимаюсь с сыном. И учится он хорошо. Ну, а характер твёрдый. Сама знаю, что бывает упрямым. У каждого есть характер, а он мальчишка, будущий мужчина. И что ему сказать? Как-то надо наказать, но как?

Решительно подойдя к дому я заметила, что сбоку вдоль дорожки проделана канавка для стока воды, а ступеньки тщательно очищены ото льда.
-Как хорошо, наконец-то дворник начал работать, - подумала я .
Навстречу из подъезда вышел пожилой сосед с собачкой. Поздоровавшись он сказал:
-Вот, вышел погулять перед сном, подышать свежим воздухом. А тебе скажу. Золотой сын у тебя растёт. Ведь это он почистил ступеньки и канавку сделал. Часа полтора маленькой лопаткой всё расчищал. Мы - старики нарадоваться не можем.

Домой я вошла совершенно успокоившись. Сын тихонько сидел за столом и учил уроки. Подняв голову от учебника, он осторожно спросил:
-Что, сильно она ругалась?
-Не очень. Я ей всё рассказала . Как мы в магазин ходили и деньги отдали. И, что ты всё понял и больше так делать никогда не будешь...Надеюсь, что не будешь.
Да, ты заметил, что наш дворник начал работать, лёд со ступенек сколол?
-Мам, пойдём кушать, а то я сегодня весь день не ел. Как-то не хотелось, а теперь очень хочется.


Рецензии
Здравствуйте, Зинаида!
Хорошие у Вас рассказы про детей. И сюжеты интересные, и нет прущей в глаза назидательности, и очень воспитывающие - не только детей, но и взрослых: эталон правильной реакции на детские проступки. И изложено хорошо.
Обязательно приду ещёпочитать!
Всего наилучшего!

Владимир Крылов   03.03.2009 17:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за добрый отклик! Все сюжеты из жизни, за исключением переводов, но они тоже ведь из чьей-то жизни.
Всегда рада гостям. К сожалению, теперь очень редко бываю на Прозе. Дети...дети...дети...
С ответными самыми добрыми пожеланиями,

Зинаида Воронцова   15.03.2009 02:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.