Борис Бельский. На дачу

На дачу
Борис Бельский

…температуришь, в горле скребет, лбом стекла коснешься нечаянно и вздрогнешь от холода, по окну медленно ползут косые змейки дождя, за каплями по грязному стеклу тянутся прозрачные следы, электричка стоит посреди поля, жужжит натужно, на повороте виден семафор, сквозь частые дорожки видишь, как, наконец-то, красный гаснет и зажигается зеленый, следующая станция, и-шур-шур-шур, раздается из динамика, так хреново, так хреново, приезжаешь на дачу, над домом зеленые шапки сосен, под соснами тихо, спокойно, внизу даже ветра нет, бабушка, моя любимая ба, усаживает в кресло, укутывает тебе ноги толстым одеялом, протягивает чашку горячего чая с малиновым вареньем, малина, домашняя, даже в чае красная, яркая, до половины чашки колышется, даже не колышется, лежит на дне, из-под ложки поднимаются меленькие семечки, семечек очень много, плавают на поверхности, из них торчат смешные усики, шевелятся, наверное, это они, думаю я, выгоняют температуру, осеннюю хандру, и плохую погоду, бабушка смотрит, как я обжигаю губы о край чашки, в окно видно, как из погреба выбирается дед, идет по дорожке к крыльцу, рядом с дедом, выкидывая к груди задние лапы, скачет Джеррик, подпрыгивает смешно, пытается в нос лизнуть, дед уворачивается, прикрывается рукавом, но не так чтобы очень уворачивается, да, пусть его, Джеррик кружит вокруг, отпрыгнет и опять подскочит, листья веером, лай суматошный, это у них такая игра старая, еще щенячья, на лице бабушки морщинки рассыпаются сеточкой вокруг глаз, она улыбается и выходит из комнаты, по дороге к двери успевает поправить сбившуюся подушку и прихватить со стола клубок со спицами, сейчас на кухне она будет варить картошку в мундирах, чтобы я дышал паром над кастрюлей, укроет меня с головой пуховым платком и будет следить, чтобы я не отлынивал, входит дед, мой самый-самый на свете дед, достает из кармана бутылку домашней настойки, в ней плавает стручок красного перца, дед неторопливо рассказывает, как зимой во время войны они рыли окопы под Нарой, никаких таких особенных лекарств и в помине не было, подошел Джерик, голову на колени положил, из под бровей выглядывает, лоб так смешно наморщил, в глаза мне смотрит, наверное, сказать хочет, скучал, и тут же не вытерпит, вскочит, повернется раза три, или четыре юлой, оббежит вокруг кресла, наконец, успокоится, уляжется у ног, положит голову на тапки, а сам будет подглядывать за мной, и глаза спрашивают, опять уедешь? и моргает, со слезой моргает, болеть никто и не думал, рассказывает дед, а положено было по сто граммов фронтовых, санитаров только после бомбежек видели, с носилками, и достанет из другого кармана два маленьких граненых стопарика, нальет в каждый по кромку и протянет мне ту, что в левой руке и скажет, ну..., и больше ничего не скажет, а потом достанет, кажется, в его бездонных карманах можно найти все, что угодно, достанет из кармана антоновку, спелая, аж желтая, разломит надвое, хрусть в один миг, по рукам сок течет, руки у деда большущие, дай бог каждому, в его то годы, и протянет мне половину, ту, что побольше, и …

…я просыпаюсь, надо мной висит белый ангел, ангел - женщина, мне кажется, что ангелами могут быть только красивые женщины, они улыбаются совсем по другому, или еще, может быть, дети, или нет, дети не могут быть ангелами, это трудное дело, быть ангелом, ангел в белом халате, из нагрудного кармана выглядывает желтый уголок казенного бланка и резиновая трубка какого-то прибора, женщина в белом халате, медсестра, думаю я, ангел протягивает мне градусник, на градуснике красная жилка, это очень важная жилка, от ее длины зависит цвет таблеток, которые приносит медсестра, медсестра протягивает градусник с короткой жилкой и совсем не улыбается, нет, это наверняка медсестра и никакой не ангел, на мне два тяжелых одеяла, белый казенный плафон под белым потолком, я через ворот сую градусник под белую рубашку с длинными рукавами без пуговиц, на окнах болезненно белые рамы, на подоконнике термос, издалека слышно, как хлопает дверь, по звуку я догадываюсь, что дверь высокая и белая и в неё вставлено много стекол, мне кажется, что стекла неровно закрашены синей краской, зачем здесь хлопают двери, думаю я, вторая палата, на уколы, кричит медсестра казенным голосом, нет, это точно не ангел, думаю я, скрипят кровати, много кроватей, по полу шаркают тапочки с кожаными подошвами, много тапочек, я засыпаю, потом просыпаюсь, на термосе ростки бамбука и нездешней красоты птица, ворох газет и толстый журнал, по мутному стеклу елозит ветка облетевшего дерева, соскребает прилепившийся бордовый лист, - осень, - думаю я, а днем лист становится красным, медсестра уносит горсть градусников по длинному проходу между кроватями, на потолке трещины сложились в черно-белую географическую карту, посередине карты океан, океан наползает на материк, отгрызает край и уплывает по потолку в сторону окна, на грязном стекле отражается свет фар проезжающих по улице машин, свет движется от подоконника вверх, потом перескакивает на потолок и пропадает недалеко от острова, того, что рядом с материком, в середине окна мигают красный и желтый огоньки, это светофор в конце улицы, я точно знаю, что бывает еще зеленый, но его не видно, когда горит зеленый, по улице несутся машины и белая палата наполняется белым светом фар, после отбоя светофор перестает мигать и светит все время желтым, я проваливаюсь в пунктирный сон, мы сидим с дедом за столом, дед разливает настойку по стаканам, где ваш градусник, спрашивает вся в белом, как гипс, медсестра, рядом с кроватью по белой тумбочке ползет таракан, на тумбочке хлебные крошки и горсть разноцветных таблеток, белых, желтых, и две красных, одна большая, другая маленькая, бабушка сидит рядом в кресле и вяжет длинный шарф, у ее ног цветные клубочки ниток, белый побольше и зеленый, как сосновая шапка, а красного нет совсем, в дальнем углу палаты, рядом с окном храпит кровать, иногда к ней присоединяются еще две, но не всегда, одна из них ближе к утру всхлипывает, а кровать в углу храпит громко все время, по радио исполняют фортепианный концерт Рахманинова, бабушка встает, делает радио тише, по пути протягивает руку к моему лбу попробовать, нет ли жара, в коридоре звон разбитого стекла, я открываю глаза, в окно больничной палаты смотрит белая луна, я смотрю на красный лист, прилипший к стеклу, меня давят тяжелые одеяла и хрип в груди, между кроватями шаркают тапочки, два тапочка, шаркают по очереди, шар-шар, шар-шар, из коридора на потолок падает свет, там колышется географическая карта и складывается в схему движения пригородных поездов, отбиваюсь от локтей втискиваясь в холодную зеленую электричку, трясусь в переполненном вагоне, уцепившись за поручень, тапочки остановились рядом, заскрипела кровать, от кровати запах свежего табака, мне совсем не хочется курить, во рту медный привкус, я заметил, это от желтой таблетки, желтую таблетку медсестра приносит мне всегда утром, сдавливаю всхлип, готовый выкарабкаться из горла, во рту сухо, или, даже, вскрикиваю нечаянно, когда на ногу наступает тяжелый осенний сапог грибника, следующая станция шар-шар-шар, в вагоне уже никого, выхожу на маленькой платформе с выкрашенной синей краской деревянной будкой, посередине будки красная полоса, в будке продают билеты, когда едешь в город, в конце платформы стоит семафор, на нем горит зеленый огонек, электричка уезжает, зеленый огонек сменяется красным, потом желтым, потом по дороге, засыпанной щебнем, и больно чувствую острые камешки через тонкие подошвы городских туфель, а потом уже почти бегу по извилистой тропинке, я помню, что на тропинку нужно свернуть после указателя, на котором белой краской в центре синего круга написано 3,5 км, дальше ноги несут сами, плечом толкаю калитку, на веранду, веранда сверкает чистыми стеклами, в доме окна должны быть всегда светлыми, через грязные окна в дом приходят сумерки, так она думает, или знает, бабушка моет их старыми газетами со скрипом, останавливаюсь отдышаться, медсестра приносит мне две красные таблетки, ждет пока я их проглочу, она опять не улыбается, отбирает у меня стакан, зачем ей столько стаканов, думаю я, она у всех кроватей отбирает стаканы, вхожу в комнату, в эту комнату меня привезли из роддома, мне кажется иногда, что я помню, как мы приехали сюда, было лето, все жили на даче, и в городскую квартиру меня не повезли, за окном горит желтый огонек светофора, красный лист улетел, пока я спал, я вхожу в комнату, бабушка в кресле за вязанием, большой клубок ниток закатился под стол, я никак не могу рассмотреть цвет ниток, надо мной стоит гипсовая статуэтка со стаканом и белой таблеткой, дед сидит за столом, в очках со сломанной дужкой, перевязанной лейкопластырем, лейкопластырь серый от частых пальцев, дед читает первую полосу газеты, издали строчки сливаются и газета тоже кажется серой, слышно, как в дальнем углу сада лает Джеррик, я вхожу в комнату, с одышкой добредаю до кресла, осторожно, двери закрываются, говорит кто-то сверху гипсовым голосом, я хриплю, почти шепчу: - как же мне хреново……

- Что застрял? – кастелянша в приемном покое толкает меня под локоть, - здесь распишись, тыкает она желтоватым пальцем в шероховатую бумагу. У кастелянши казенный голос, такой же, как у ангела в белом халате. Стены до потолка уложены белым кафелем. На исцарапанной стойке коробка с моими вещами, в которых меня привезли в больницу. Мне кажется очень давно. Кастелянша сверяет номер на коробке с номером в истории болезни, сдирает крышку и пересчитывает вещи, она не смотрит на вещи, для нее главное число, которое стоит в бумаге. Она держит перед глазами бумагу, а рука в это время на ощупь шарит в ящике. Я расписываюсь, беру коробку, коробка кажется очень тяжелой, уношу ее за ширму. Заглядываю в коробку. Вспоминаю вещи, достаю по одной и привыкаю к ним. В углу картонного ящика ключи от дачи. Ключи прикреплены тонким кольцом к брелку – маленький серебристый светофор с тремя цветными стеклышками. Брелок очень старый, мне его когда-то подарил дед, давно уже, без всякого повода, просто протянул его мне на своей огромной ладони. Желтое стеклышко на светофоре с черной царапиной, забитой грязью. Царапина появилась в прошлом году, у меня так же кружилась голова от температуры и я, покачнувшись, задел им дверную ручку, когда возвращался с дачи. А красное треснуло. Трещина с краю, очень глубокая и еще сверкает свежим сколом. Наверное, появилась за то время, что я лежал в больнице, я не помню, чтобы она была раньше. Зашнуровываю ботинки. Одеваюсь. Пока одеваюсь, думаю, что нужно сегодня же поехать на дачу. По дороге купить апельсины и коробку шоколадных конфет. В подарок. Апельсины бабушка положит в вазу и поставит на стол. Конфеты положит в шкаф, их никто не любит, кроме меня, но все радуются когда я вытаскиваю из сумки конфеты, бабушка будет доставать коробку только к моему приезду. Конфеты станут белыми, я буду их есть за чаем, и бабушка будет улыбаться, глядя на меня. Врач провожает меня у дверей и говорит, что кризис миновал, что мне еще нужно долечиться, отдохнуть, что надо набраться сил, съездить в санаторий, или к морю.

Я подхожу к даче, из-за дома тянет дымом, дед разжег костер спалить осыпавшуюся листву, дверь на терассу открыта, осень еще совсем теплая. Вхожу в комнату, бабушка в кресле за вязанием, у нее на коленях клубки ниток, синий, белый и зеленый, дед в новых очках в красивой металлической оправе читает газету. Слышно, как из дальнего угла сада с лаем несется Джеррик. Меня спросят, почему не приезжал, а я, как всегда, придумаю что-то про работу, про неотложные дела и еще мимоходом вспомню про что-то очень важное, и только про себя подумаю, как же мне все еще хреново. А вслух я скажу, - здравствуй ба, протяну ей сумку с гостинцами, и молча положу свою ладонь в широченную лапищу деда. И больше ничего не скажу. Они посмотрят на меня. И тоже ничего не скажут. Бабушка пойдет на кухню ставить чайник. Дед полезет за ключами от погреба. Джеррик, мой самый любимый Джеррик, положит мне голову на колени. Бабушка накроет к ужину, посреди стола поставит вазу с апельсинами, рядом с вазой дед примостит большой графин с вишневой настойкой. А я достану из кармана маленький серебристый светофор и положу рядом с собой.

На светофоре сверкают три разноцветных стеклышка, когда в них внимательно всматриваешься, то можно разглядеть зеленый абажур лампы, висящей над нашим столом, и зеленые шапки сосен за окнами.





21 октября 2007 года.



© Copyright: Борис Бельский, 2007
Свидетельство о публикации №2710190300


Рецензии
«лбом стекла коснешься нечаянно, за каплями по грязному стеклу тянутся…»
два стекла почти рядом.

«электричка стоит посреди поля»
стоит? Не замерла, не остановилась, не застыла, а вот прямо: стоит? В смысле не сидит, не лежит, а стоит? Или в смысле не движется?

на повороте виден семафор, сквозь частые дорожки видишь
«виден» рассказчику? Тогда почему тут же «видишь»?


над домом зеленые шапки сосен
стволов не видно? Дом - и сразу зеленая шапка? Дом такой высокий или сосны низкие?

«под соснами тихо, спокойно, внизу даже ветра нет, бабушка… усаживает в кресло»
в чем информационная разница между словами: 1) тихо 2) спокойно 3) ветра нет? применительно к месту под соснами?
Кресло, судя по контексту, находится под сосной?


выкидывая к груди задние лапы, скачет Джеррик, подпрыгивает смешно, Джеррик кружит вокруг, отпрыгнет и опять подскочит…
нет смыслового развития: Джеррик скачет, подпрыгивает, Джеррик отпрыгивает и подскакивает. То же да по тому же. Разнообразить как-то бы.

бутылку домашней настойки…
настойки чего?

«Дед… рассказывает, как зимой во время войны они рыли окопы…, никаких лекарств и в помине не было, подошел Джерик, голову на колени положил…»
Это всё дед рассказывает? Рыли, не было, подошел, положил…? ТО есть Джеррик и тогда уже, во время рытья окопов существовал?


оббежит вокруг кресла
обежит правильно.


«и достанет из другого кармана два маленьких граненых стопарика»
Стопарик – жаргонное словечко, могло ли оно быть (естественно всплывать) в сознании у мальчика? Или это уже рассказчик взрослый? Тогда нарушение правил повествования…

«нальет в каждый по кромку и протянет мне ту, что в левой руке»
ту? Это о чем? О кромке? Протянет мне кромку? Или о стопариках? Но стопарик – мужского рода..

надо мной висит белый ангел, ангел - женщина, мне кажется, что ангелами могут быть только красивые женщины…, дети не могут быть ангелами, это трудное дело, быть ангелом, ангел в белом халате… медсестра, думаю я, ангел протягивает.., которые приносит медсестра, медсестра, нет, это наверняка медсестра и никакой не ангел…


Нет, ну восемь «ангелов» и три «медсестры» без наращивания смысла, простое повторение - это сверхперебор…

«белая палата наполняется белым светом фар»
Вот прямо белая палата? И столь же белый свет фар?
Не бледный, не желтоватый, не лунный, не лимонный, а всё – белое?

по радио исполняют фортепианный концерт Рахманинова…
Какой-то конкретно? Или он один у Рахманинова?

«делает радио тише»
Может, звук радио?

«по пути протягивает руку к моему лбу попробовать, нет ли жара, в коридоре звон разбитого стекла, я открываю глаза…»
если герой открывает глаза после разбитого стекла, как он «видит», что бабушка протягивает руку?

в холодную зеленую электричку…
Нехорошо: зелёная она снаружи, а холодная – по ощущениям – внутри. А здесь это излагается как рядоположенные характеристики.

«трясусь в переполненном вагоне»
От чего трясется герой? От лихорадки? От прыжков поезда на стыках рельсов?
И: нежелательная цитата: «трясясь в прокуренном вагоне…» Получается, что герой не вспоминает, а использует готовые клише.

«уцепившись за поручень, тапочки остановились рядом…»
Вот нехорошо смотрится…

«всхлип, готовый выкарабкаться из горла»
Всхлип он идёт «внутрь» горла, а не «из» горла.


«выхожу на маленькой платформе…»
Либо выхожу на маленькую платформу (как на плоскость), либо выхожу на остановке «Платформа номер двадцать четыре» (как на остановке»), но выхожу на чём на платформе? Это туфли могут быть на платформе, а выходить на платформе нельзя.

с выкрашенной синей краской деревянной будкой, посередине будки красная полоса, в будке продают билеты,
перебор с будками. Нет наращивания смысла простое повторение. Неяснео: фанерная она или из вагонки, или из грубых досок, высокая-низкая, старя-новая – только: будка, будка, будка..

пока я спал, я вхожу в комнату…
опять издержки приёма - бесконечного нанизывания однородных конструкций через запятые.

«большой клубок ниток закатился под стол»
А может, просто лежит под столом? Брошен под стол? Как известно только зашедшему герою, что он закатился?

дед читает первую полосу газеты, издали строчки сливаются и газета тоже кажется серой…
Кому кажется? Деду или рассказчику?

дед разжег костер спалить осыпавшуюся листву…
Это как известно герою-расскзачику? Табличка висит: «Я развел костер не чтобы испечь картошку, не чтобы сжечь спиленные ветки, а чтобы спалить именно осыпавшуюся листву»? Вряд ли. Тогда как известны цели героя, о мыслях которого до сих пор ни разу не сообщалось??


Вот начерно такие вопросы.
Надеюсь, АБ меня поддержит и задаст десятка два вопросов от себя.

Секретка   30.10.2007 01:53     Заявить о нарушении
Секретка, спасибо за такой длинный перечень замечаний. Ушел работать.

Борис Бельский   30.10.2007 13:09   Заявить о нарушении
Я, честно говоря, в затруднении.
Вот в замечаниях к предыдущему рассказу ("Никуда не торопясь") я выписал фразы, которые мне читать было неудобно. Причём я понимал, что автор сознательно так написал, что он экспериментирует. Всё равно – мне показалось (и кажется до сих пор), что слишком дорого обходится этот эксперимент для рассказа. Практически – становится самоцелью в некоторых местах, эксперимент для эксперимента.
Но автор со мной не согласился, я так понял. Мне возразить здесь нечего.
Может быть, он не хочет всё время читателя гладить по голове? Пусть помучается, поработает. Преодолеет начало – значит, войдёт в некий транс, а если текст оттолкнёт кого-нибудь – так и до свиданья. И не жалко. Думаю, автор имеет право на такую точку зрения.

А здесь поток сознания мне нравится. Есть, конечно, к чему придраться, но ведь можно сделать поправку на путающиеся мысли:

"...руки у деда большущие, дай бог каждому, в его то годы..." – разве величина рук от возраста зависит? Скоре, сила. У меня тоже лапы крупные, и не думаю, что они с годами станут меньше.

"...на лице бабушки морщинки рассыпаются сеточкой вокруг глаз..." – эти морщинки вокруг глаз уже весьма затёртый образ (мне кажется). Да и сеточка – это вдоль-поперёк...

Секретная Лаборатория   30.10.2007 18:03   Заявить о нарушении
Нет, Александр, автор не может соглашаться или не соглашаться, автор имеет странную привычку размышлять и искать объяснения, как своей точке зрения, так и чужой, какой бы она не была. Но принимать на веру просто так - у него не получается. Поэтому сейчас автор находится в странном состоянии размышлений.
По результатам будет либо правка, либо объяснение своего подхода, при этом автор согласен с тем, что объяснения тоже могут быть раскритикованы.

Борис Бельский   30.10.2007 19:40   Заявить о нарушении
Добрый день, Секретка.

«лбом стекла коснешься нечаянно, за каплями по грязному стеклу тянутся…»
два стекла почти рядом.
* исправлено, спасибо.

«электричка стоит посреди поля»
стоит? Не замерла, не остановилась, не застыла, а вот прямо: стоит? В смысле не сидит, не лежит, а стоит? Или в смысле не движется?
* не исправлял – не увидел неточности в этой фразе, во первых фраза широко употребима, (наш бронепоезд стоит на запасном пути) во вторых , я понимаю суть замечания так: стоит – действие длительное, но Герой едет на дачу, к избавлению, исцелению, к чему угодно, любая остановка, даже на несколько секунд ему покажется вечной. Это правильное слово для этой строчки.

на повороте виден семафор, сквозь частые дорожки видишь
«виден» рассказчику? Тогда почему тут же «видишь»?
* исправлено, спасибо.

над домом зеленые шапки сосен
стволов не видно? Дом - и сразу зеленая шапка? Дом такой высокий или сосны низкие?
* на стволы Герой внимания не обращает, в данном случае его глаз выбирает из общей массы все «зеленое», стволы к этой характеристике не относятся.

«под соснами тихо, спокойно, внизу даже ветра нет, бабушка… усаживает в кресло»
в чем информационная разница между словами: 1) тихо 2) спокойно 3) ветра нет? применительно к месту под соснами?
* в тексте часто используются повторы. Автору казалось что таким образом можно создать ощущение полубреда. Вполне возможно что автор ошибся в своих рассуждениях, но он так думает до сих пор.
Кресло, судя по контексту, находится под сосной?
* Конечно, сосны и бабушкино кресло. А что еще герою здесь нужно? Ну еще чай с малиной. Все остальное лишнее.

выкидывая к груди задние лапы, скачет Джеррик, подпрыгивает смешно, Джеррик кружит вокруг, отпрыгнет и опять подскочит…
нет смыслового развития: Джеррик скачет, подпрыгивает, Джеррик отпрыгивает и подскакивает. То же да по тому же. Разнообразить как-то бы.
* Здесь тоже использован повтор, но насколько возможно – постарался устранить однообразие.

бутылку домашней настойки…
настойки чего?
* мне кажется, что совершенно неважно чего именно, важнее, что из рук деда (может быть я и неправ, но мне так кажется)

«Дед… рассказывает, как зимой во время войны они рыли окопы…, никаких лекарств и в помине не было, подошел Джерик, голову на колени положил…»
Это всё дед рассказывает? Рыли, не было, подошел, положил…? ТО есть Джеррик и тогда уже, во время рытья окопов существовал?
* В первом варианте было много знаков препинания: точки, дефисы, двоеточия, в дальнейшем я от них сознательно отказался. Такое вот взаимопроникновение двух полубредов. И именно этим фрагментом я был доволен более всего, потому что в этом куске переход из одного сна в другой происходит так, как мне того хотелось, не с первого слова, в других местах такие переходы мне нравятся меньше, именно тем, что с первого слова понятно какому бреду они принадлежат.

оббежит вокруг кресла
обежит правильно.
* Спасибо, исправил.

«и достанет из другого кармана два маленьких граненых стопарика»
Стопарик – жаргонное словечко, могло ли оно быть (естественно всплывать) в сознании у мальчика? Или это уже рассказчик взрослый? Тогда нарушение правил повествования…
* Исправил, спасибо.

«нальет в каждый по кромку и протянет мне ту, что в левой руке»
ту? Это о чем? О кромке? Протянет мне кромку? Или о стопариках? Но стопарик – мужского рода..
* Исправил дважды, спасибо.

надо мной висит белый ангел, ангел - женщина, мне кажется, что ангелами могут быть только красивые женщины…, дети не могут быть ангелами, это трудное дело, быть ангелом, ангел в белом халате… медсестра, думаю я, ангел протягивает.., которые приносит медсестра, медсестра, нет, это наверняка медсестра и никакой не ангел…

Нет, ну восемь «ангелов» и три «медсестры» без наращивания смысла, простое повторение - это сверхперебор…
* может быть Вы и правы, но этот фрагмент я оставлю ПОЧТИ без изменений.(осталось шесть вместо восьми, думаю что и это Вы воспримете как перебор, но больше не могу их искоренять из текста)

«белая палата наполняется белым светом фар»
Вот прямо белая палата? И столь же белый свет фар?
Не бледный, не желтоватый, не лунный, не лимонный, а всё – белое?
* Да, именно все белое, белый цвет в тексте играет совершенно определенную роль.

по радио исполняют фортепианный концерт Рахманинова…
Какой-то конкретно? Или он один у Рахманинова?
* Совершенно неважно, все фортепианные концерты Рахманинова имеют общее в настроении, хорошо узнаваемы с первых нот, это характеристика бабушкиного дома и образа жизни.

«делает радио тише»
Может, звук радио?
* Согласен, но оставлю, это разговорная форма, никто не говорит: «Сделай звук радио потише», все скажут в подавляющем большинстве случаев: «Сделай радио потише»
«Сделай потише телевизор», здесь много фраз, которые появились из манеры разговора персонажей, и иначе сны не могут сниться.

«по пути протягивает руку к моему лбу попробовать, нет ли жара, в коридоре звон разбитого стекла, я открываю глаза…»
если герой открывает глаза после разбитого стекла, как он «видит», что бабушка протягивает руку?
* То же самое, два полубреда разорваны звоном стекла.

в холодную зеленую электричку…
Нехорошо: зелёная она снаружи, а холодная – по ощущениям – внутри. А здесь это излагается как рядоположенные характеристики.
* Согласен, мой недосмотр. Исправлено.

«трясусь в переполненном вагоне»
От чего трясется герой? От лихорадки? От прыжков поезда на стыках рельсов?
И: нежелательная цитата: «трясясь в прокуренном вагоне…» Получается, что герой не вспоминает, а использует готовые клише.
* Подумаю еще, не готов это исправить. «Переполненный» вагон мне нужен, как нужна и такая характеристика, которая дает и болезненное состояние героя, и условия поездки.
Скорее всего оставлю, клише меня не пугает в данном случае – иная ситуация.

«уцепившись за поручень, тапочки остановились рядом…»
Вот нехорошо смотрится…
* Тоже самое, вот именно такие места, где переход из одного бреда в другой читатель обнаруживает не сразу, достигались сознательно.

«всхлип, готовый выкарабкаться из горла»
Всхлип он идёт «внутрь» горла, а не «из» горла.
* Спасибо, недодумал сам. Исправлено.

«выхожу на маленькой платформе…»
Либо выхожу на маленькую платформу (как на плоскость), либо выхожу на остановке «Платформа номер двадцать четыре» (как на остановке»), но выхожу на чём на платформе? Это туфли могут быть на платформе, а выходить на платформе нельзя.
* Исправил, спасибо.

с выкрашенной синей краской деревянной будкой, с красной полосой посередине, там продают билеты,
перебор с будками. Нет наращивания смысла простое повторение. Неяснео: фанерная она или из вагонки, или из грубых досок, высокая-низкая, старя-новая – только: будка, будка, будка..
* Исправил, спасибо. Характеристик будки добавлять не стал, здесь важно, что в ней продают билеты, когда уезжаешь с дачи в город, и на ней красная полоса, все остальное неважно, поэтому Герой и не вспоминает никаких иных характеристик будки.

пока я спал, я вхожу в комнату…
опять издержки приёма - бесконечного нанизывания однородных конструкций через запятые.
* Оставлю, с Вашего позволения, как есть.

«большой клубок ниток закатился под стол»
А может, просто лежит под столом? Брошен под стол? Как известно только зашедшему герою, что он закатился?
* Герой много раз видел, как во время вязания клубок катается по полу, клубки вообще никогда не лежат на месте во время вязания, и все время катаются, когда Герой увидел, что клубок под столом – он твердо знает, что клубок закатился, и он точно не лежит, потому что при следующем взмахе рук бабушки может выкатиться или закатиться еще дальше.

дед читает первую полосу газеты, издали строчки сливаются и газета тоже кажется серой…
Кому кажется? Деду или рассказчику?
* Герою так кажется когда он смотрит на деда с газетой.

дед разжег костер спалить осыпавшуюся листву…
Это как известно герою-расскзачику? Табличка висит: «Я развел костер не чтобы испечь картошку, не чтобы сжечь спиленные ветки, а чтобы спалить именно осыпавшуюся листву»? Вряд ли. Тогда как известны цели героя, о мыслях которого до сих пор ни разу не сообщалось??
* Это как и с клубком, Герой видит дым и знает зачем разведен костер по осени.

Вот начерно такие вопросы.
Надеюсь, АБ меня поддержит и задаст десятка два вопросов от себя.

*** Спасибо, Секретка. Я согласился не со всем замечаниями, но большая часть их оказалась полезной. Более того, на основании Ваших рецензий выучил несколько правил, которых раньше не знал. Постараюсь пользоваться ими впредь и не доставлять Вам лишних трудов по этим правилам.

Александру Братовичу.

"...руки у деда большущие, дай бог каждому, в его то годы..." – разве величина рук от возраста зависит? Скоре, сила. У меня тоже лапы крупные, и не думаю, что они с годами станут меньше.
* Не согласен, высохнут руки – это неизбежность.

"...на лице бабушки морщинки рассыпаются сеточкой вокруг глаз..." – эти морщинки вокруг глаз уже весьма затёртый образ (мне кажется). Да и сеточка – это вдоль-поперёк...
* Спасибо, исправил.

Работа по первым замечаниям закончена

Борис Бельский   03.11.2007 16:08   Заявить о нарушении