Почему мат и литература вещи несовместные

 До недавнего времени я сам, грешник, не без удовольствия читал произведения с ненормативной лексикой. До тех пор, пока не набрел на одного автора, мастерски вплетающего маты в текст. Поначалу я был просто очарован его остроумными вещами, где матерщина усиливала иронический эффект. Над первыми рассказами я просто умирал со смеху. Потом просто смеялся. Но после десятка прочитанных рассказов ничего кроме недоумения я не испытал. Почему? Ведь манера автора не менялась – менялась только безыскусная тема рассказа. Но в каждом новом произведении автор упорно акцентировал внимание читателя на собственном остроумии, витающем вокруг ненормативной лексики. Вот это-то и вызывало скуку.
 Все дело в том, что талант рассказчика состоит не в передаче слушателям (читателям) своих личных эмоций, а в описании неких событий, которые могут вызвать эмоции и у слушателей. А почему сами эмоции рассказчика не могут ничего вызвать? Да потому, что человеку свойственно ценить только собственные переживания и чувства, а чужими чувствами, как правило, пренебрегать.
 К примеру, если ваш приятель будет бегать вокруг вас и кричать «Караул! Все пропало!», то никаких эмоций, кроме раздражения, у вас не возникнет. А вот если он спокойно объяснит вам, что Московский Лох-Банк, где хранились ваши капиталы, обанкротился, директор застрелился, а главный бухгалтер оказался роботом, то бегать и кричать «Караул! Все пропало!» будете уже вы, полностью разделяя чувства вашего друга.
 Другой пример, уже из области литературной. Допустим, вы читаете: «В дверях появился злой, нехороший, жестокий разбойник Бармалей, который и навел на Айболита леденящий ужас». Совершенно серая скучная фраза. Почему? Потому что все эти определения – сплошь авторская оценка. И не факт, что она объективна, может Бармалей – это вообще добрый ботаник, а Айболит – врач-садист.
 А вот если у автора только описаны действия: «Дверь с грохотом слетела с петель, и в проеме показался высокий детина. Одежда его была грязна, видимо он ночевал в канаве, рыжая борода всклокочена. Пинком он отправил подвернувшегося кролика в противоположный угол комнаты. Кролик ударился головой о шкаф и задергался. Детина поскользнулся на черепахе и, выругавшись, плюхнулся в кресло. Комната наполнилась винным перегаром.
- Ну что, докторишка, - налитые кровью глаза уставились на Айболита, - побазарим?» - то вы сами можете догадаться, что в гости к доктору зашел не Корней Чуковский.
 Во втором отрывке – никаких авторских эмоций, мы даже и не знаем, кому сочувствует сам автор – черепахе, шкафу или разбойнику. Поэтому эмоции автоматически возникают у читателя. А эмоции читателя – это самые дорогие чувства для читателя. Ради них он и отправляется ворошить книжные полки, а также страницы интернета. На эмоции автора читателю, откровенно говоря, плевать. Да и не только читателю на эмоции автора. Нам всем противны проявления чужих чувств. Даже если это чувства близких и знакомых нам людей.
 Вот вы приходите на работу и застаете своего любимого начальника горько плачущим. Понятно, что вы тут же броситесь его утешать. Из любопытства. Чего это он, в самом деле? На следующий день, обнаружив ту же картину, вы начнете его утешать уже из вежливости. А на третий день вы его утешать уже не будете – пусть сам разбирается в своих делах, плакса! Вот яркий пример нашей естественной черствости и эгоизма. И нас уже не исправить! Наши собственные слезы всегда горше, чем слезы всех вместе взятых начальников. И автору, который пытается привлечь наше внимание, надо иметь это в виду.
 В связи с этим, не могу не припомнить выражение одного известного журналиста: «Комментарий – враг новости». Смысл этого изречения в том, что ничто так не губит новость (произведение), как авторская оценка события. Конечно, автор имеет право на собственное мнение, но высказывать его прямо и открыто – это удел вождей и базарных торговок.
 Так что же такое мат? А мат – это нечто среднее между человеческим словом и животным криком. Животные, как и люди, тоже испытывают эмоции (боль, страх, любовь), но поскольку речевой аппарат у них отсутствует, то чувства они выражают воплями. Матершинное слово не имеет смысла, зато имеет «объем». В этот «объем» и помещаются любые человеческие эмоции, приготовленные для выражения. Таким образом, мат – это выражение авторских чувств, экспрессивная авторская оценка.
 Вообще, использование мата всегда означает преобладание чувств над словами, то есть над разумом. Поэтому мат, как правило, используется в среде, где чувств много, а слов – явный дефицит. Такие коллективы нам известны: от обезьяньей стаи и вверх по нарастающей – грузчики, военные, строители и, наконец, литераторы. Хотя, конечно, следует признать, что преобладание чувств над разумом – первый признак непрофессионализма. Потому что профессионала, владеющего ситуацией, трудно спровоцировать на эмоции.
 Но, в любом случае, мат – это мощное выражение чувств. Это взрыв спрессованных эмоций. Но мы ведь уже знаем, что автор не имеет право не то, что на взрыв, но даже на небольшой эмоциональный окрас произведения. Иначе его собственные чувства могут перебить нарождающиеся чувства читателя и вызвать у него скуку. А читатель – существо капризное. Чуть что – только его и видели. А потому автор, употребляющий ненормативную лексику, обречен, в конце концов, на непонимание, непрочтение, непосещение и забвение.
 Но мне могут возразить: «А если автор употребляет не сам, а изрыгает матерщину устами своих героев? Ведь это не автор, а его герои такие эмоциональные?»
 Здесь можно возразить, что любой, самый отпетый сквернослов, матерится только в присутствии определенного круга людей. Мат подобен испражнениям, и этот интимный процесс можно позволить наблюдать не всякому. К примеру, не всякий мужик будет материться в присутствии начальства, женщин и детей. Уголовные не будут материться при сокамерниках и милиции. Женщины, за редким исключением, не будут браниться в присутствии женихов. Поэтому если автор описывает некоего пьяного дедка, орущего: "!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!», то в этом случае автор лжет, потому что в жизни этот дедок при огромном скоплении людей (читателей) браниться бы не стал. Значит, мат, вложенный в уста героя, опять-таки проявление чувств самого автора. И эта авторская оценка, к тому же утяжеленная враньем, оттолкнет читателя от произведения. И автор опять-таки останется ни с чем.
 Понятно, что самовыражение – вещь приятная во всех ее проявлениях. Это может быть пьяная песня на весь квартал в три часа ночи. Это может быть граффити в подъезде. Это может быть и матершинный рассказ, опубликованный в Сети. Но реакция окружающих на чье-то самовыражение почти всегда одна – неприятие, раздражение и злость. Впрочем, кого-то ваше самовыражение возможно и развеселит, но это ничтожное количество благодушествующих оригиналов, и на их мнении всемирной славы не устроишь.
 И отсюда следует вывод: если вы пишете для себя, то сразу же сами себе и пишите рецензии. Но если вы хотите, чтобы ваше произведение «съели» читатели, «готовьте» его из нормальных информационных продуктов сообразно с грамотными рецептами. И упаси вас Бог добавить свою оценку. Ставить оценки событиям, произведению и автору – прерогатива читателя. Даже если он этого не умеет делать.


Рецензии
Отличная статья, написанная безукоризненным, и одновременно, очень интересным языком в форме увлекательного рассказа.
Лучше - не скажешь!
С уважением

Рецензиеман   05.06.2012 15:18     Заявить о нарушении
спасибо, я старался.
С уважением

Андрей Новоселов   05.06.2012 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.