In memoria

In memoria
 

Памяти Владимира Александровича Крючкова

В Москве скончался последний Председатель КГБ СССР Владимир Александрович Крючков.
Объективно по своей биографии и социально-политическому статусу В.А.Крючков, бесспорно, является крупной фигурой отечественной истории.
Несравнимо более значительной, нежели такие его преемники на посту руководителей отечественных спецслужб как Вадим Бакатин, Сергей Степашин или Михаил Барсуков….
Хотя отношение в обществе к Крючкову, в том числе и со стороны бывших коллег-чекистов, далеко неоднозначное….
Хорошо известен факт, что Крючков более 40 лет своей жизни был ближайшим помощником, учеником Юрия Владимировича Андропова.
После ареста 21 августа 1991 г. по «Делу ГКЧП» находился в следственном изоляторе № 11 г. Москвы «Матросская тишина».
Амнистирован на основании постановления Государственной Думы Российской Федерации от 23 февраля 1994 г..
В последующие годы занимался литературной и общественной деятельностью.
Его перу принадлежат книги:
Личное дело (1996);
На краю пропасти (2003);
Личность и власть (2004);
Без срока давности (2006),
в которых отражено авторское видение и понимание важнейших мировых событий второй половины ХХ века.
Не навязывая читателям своей оценки личности и деятельности этого человека, напомним некоторые забытые или малоизвестные факты из биографии В.А. Крючкова.

До назначения 1 октября 1988 г. Председателем КГБ СССР, с 1974 г. Крючков был начальником Первого Главного управления, а с 1978 г. – еще и заместителем Председателя КГБ СССР.
В этом качестве он являлся одним из главных кураторов афганской проблемы, являвшейся одной из ключевых международных проблем середины 80-х годов прошлого века.
Причем, помимо действовавших с советской стороны МИДа, министерства обороны и ГРУ, в развивавшийся здесь конфликт напрямую были вовлечены также внешнеполитические ведомства и специальные службы Пакистана, Ирана, США, Великобритании, Королевства Саудовской Аравии (КСА), Объединенных Арабских эмиратов (ОАЭ) и Китая...
В ходе проводившихся Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане (ОКСВА) разведывательных и военных операций в Афганистане, к 1985 г., отмечает в своей недавно вышедшей книге "Против всех врагов" бывший советник президента США Ричард Кларк, аналитики возглавлявшейся им группы "со все большим беспокойством отмечали, что ситуация изменилась в пользу Москвы".
И это потребовало активизации помощи формированиям афганских "моджахедов". Что нашло свое выражение как в общем увеличении объема поставок вооружения "моджахедам", так и в его качественном улучшении, включая передачу секретных американских переносных зенитно-ракетных комплексов "Стингер", и использования для наведения на цели ракет класса "земля-земля" американской спутниковой навигационной системы "GLOSNAR"[1].
Как отмечал бывший резидент ЦРУ в Пакистане Майкл Бирден, непосредственно в 1986-1989 годы "курировавший" все операции в регионе против ДРА, годовой объем передававшейся "повстанцам" помощи достигал 60 тысяч тонн(!), для переброски которой в Афганистан использовалось более 300 наземных маршрутов.
При этом ЦРУ и СИС в проведении операций против ДРА работали в тесном контакте с МРУ (Межведомственным разведывательным управлением) Пакистана. "Главное условие, которое пакистанцы поставили перед нами, - откровенничал в интервью российскому журналисту Марк Сейджмен, в 1987-1989 гг. являвшийся резидентом ЦРУ в Исламабаде, - это чтобы вся помощь шла через них, потому что они не хотели дестабилизации.... Прямые контакты с моджахедами поддерживали пакистанские спецслужбы, и до 1986 г. мы почти не были вовлечены в войну...".
Отметим, что здесь Сейджмен, откровенно называет операции ЦРУ в регионе войной, войной против афганского правительства и ОКСВА.
Но, подобно многим своим коллегам, он лукавил, заявляя, что "никакого центрального штаба ЦРУ в Пакистане не было, что контактами с моджахедами и их подготовкой занимались пакистанцы"[2].
Это его утверждение опровергает в своих мемуарах как бывший резидент ЦРУ М.Бирден, так и высокопоставленный сотрудник администрации
США, отвечавший за «афганские операции» Й.Бодански[3].
Также к этому периоду времени относятся попытки исламских "муджехетдинов" установить контакты с населением Среднеазиатских республик СССР и перенести подрывную деятельность против светских властей на их территорию. Эти операции также «курировались» МРУ Пакистана.
В силу целого ряда причин, о которых будет сказано далее, в советском обществе в конце 80-х годов прошлого века сложилось неадекватное представление об истории, назначении и деятельности отечественных органов государственной безопасности, что находило свое отражение как непосредственно в выступлениях руководителей КГБ, так и в задававшихся им вопросах.
Для объективного освещения всего круга вопросов обеспечения государственной безопасности СССР, руководством Комитета госбезопасности было принято решение более активно информировать население страны о деятельности КГБ, разъясняя как особенности современного положения в стране и в мире, так и задачи и вклад органов безопасности в решение встававших перед государством разнообразных проблем.
Как отмечалось в редакционном предисловии к сборнику «КГБ лицом к народу: Сборник интервью и материалов выступлений председателя КГБ СССР и его заместителей» (М., 1990), содержание и сущность деятельности органов безопасности в условиях перестройки активно обсуждались не только в чекистских коллективах, - и это сущая правда, свидетельствую об этом как очевидец и современник, - так и народными депутатами, органами исполнительной власти, представителями различных общественных организаций и СМИ.
Указанный сборник был подготовлен в целях объективного информирования народных депутатов СССР по всему комплексу вопросов деятельности органов КГБ, а затем планировалось его издание массовым тиражом. Последнему проекту осуществиться было не суждено. Вследствие малого тиража (1 тысячу экземпляров) и адресного характера издания сборника «КГБ лицом к народу», он является ныне библиографическим раритетом, но по прежнему является для историков ценным источником информации о деятельности органов КГБ в 1985-1991 годы.
Многие вошедшие в сборник выступления последнего председателя КГБ В.А.Крючкова с 1 октября 1988 г. по 17 июля 1991 г. были опубликованы в его последней книге «Без срока давности», вышедшей в прошлом году.
Говоря о годах, когда Крючков возглавлял КГБ СССР, нельзя не сказать и о той информационно-пропагандистской атаке, которой органы госбезопасности СССР подверглись в конце 80-х годов.
В ходе развернутой с 1987 г. пропагандистской кампании органы КГБ сознательно и целенаправленно отождествлялись со своими историческими предшественниками - НКВД и МГБ СССР, политическая и правовая оценка деятельности которых была уже давно дана, но не была широко известна, более того, также целенаправленно предавалась забвению и замалчивалась.
В то же время в информационной атаке на КГБ явно и целенаправленно
игнорировались все правовые нормы, регламентировавшие его деятельность, грубо искажались факты, возрождались прежние и создавались новые пропагандистские мифы, призванные дискредитировать деятельность чекистов.
Начало этой ныне забытой странице эпохи перестройки положила крупная информационно-пропагандистская кампания, задуманная и направлявшаяся с Запада, сущность которой в полной мере раскрывает лозунг, под которым она проводилась: "Превратим год празднования 70-летия Октябрьской революции в год 50-летия «большого террора» 1937 года!".
В ходе нее активно использовались опубликованные за границей материалы, в том числе и перебежчиков из КГБ и ГРУ (Г.Агабекова, О.Гордиевского, В.Резуна и др.), а также известного тесными связями с ФБР США издателя "Ридерз дайжеста" Джона Д.Баррона, выпустившего в 1974 г. книгу "КГБ: секретная работа секретных советских агентов" (в России издана в начале 90-х годов).
Тогда же известность в нашей стране получила книга Роберта Конквеста "Большой террор", появившаяся на западе в конце 70-х годов и переизданная в России в конце 80-х годов.
Именно эти весьма «фундаментальные» зарубежные работы стали основой для многочисленных публикаций в отечественной прессе, "разоблачавших новые происки органов госбезопасности".
Следует однако подчеркнуть, что книга Дж. Баррона являлась зеркальным отображением работы известного историка из ГДР Юлиуса Мадера "Whu is Whu in CIA?" ("Кто есть кто в ЦРУ?"), изданной более чем на десять лет ранее, хорошо известной на Западе, но не публиковавшейся в Советском Союзе.
Для правильного понимания масштабов и интенсивности проводившейся информационно-пропагандистской кампании, направленной на дискредитацию органов КГБ, необходимо напомнить и тот факт, что в тот период времени значительно возросли тиражи и популярность так называемых "центральных», издававшихся в Москве газет и журналов, которые распространялись по всей стране, в связи с чем их возможности по оказанию заданного эмоционально-психологического воздействия на читательскую аудиторию также существенно возросли. Тоже касается и передач радио и телевидения.
О своем негативном отношении к органам государственной безопасности, а также ко всему комплексу проблем обеспечения национальной безопасности, откровенно писали впоследствии многие активные деятели периода перестройки. Так К.Н. Боровой в своей книге "Путь к свободе" прямо указывал, что "нашей целью была ликвидация КГБ".
Эту политическую установку впоследствии реализовал В.В.Бакатин, в своих мемуарах "Избавление от КГБ" признававший, что целью его деятельности являлось "изживание чекизма".
Апофеозом этой демагогической кампании можно считать заявление группы народных депутатов СССР в июле 1990 г. с требованием проведения «независимого расследования изложенных фактов», а в ходе самого расследования предлагалось изучить «…следующие аспекты деятельности КГБ СССР
а) о бюджете Комитета – статьи расходов, кем и как рассматривается и утверждается бюджет;
б) о штатах Комитета – целесообразность существующих структур, перспективы сокращения;
в) о реальной подчиненности Комитета – структура принятия решений в центре и на местах, кто является потребителем информации, какова роль руководства КПСС;
г) информация о конкретных направлениях деятельности Комитета:
 – насколько соответствуют действительности утверждения генерала Калугина о существовании в нашей стране политического сыска, несовместимого с принципами демократического государства;
- по чьим указаниям проводится прослушивание телефонных разговоров и используется специальная техника;
- характеристика предыдущей деятельности 5-го и 9-го управлений КГБ СССР;
- существует ли сегодня практика физического устранения политических противников;
- используется ли органами КГБ метод дезинформации через средства массовой информации;
- деятельность Комитета в отношении оппозиционных партий, общественных организаций, стачечных комитетов – внедрение и вербовка агентуры, дискредитация и т.д.;
- соответствие деятельности международным нормам прав человека – ведение слежки, досье и т.д.».
Следует особо подчеркнуть, что заявление этих депутатов о том, что они «…не имеют никакой информации об аспектах работы КГБ и от Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности», как мы показали ранее, мягко говоря, «не соответствовали действительности».
Такое действительно было возможно в том случае, если подписавшиеся депутаты не проявляли интереса к своим непосредственным обязанностям, не посещали заседания, не знакомились с направлявшимися им документами…. Ведь ответы на очень многие из поднимавшихся в заявлении депутатов вопросы уже были даны в многочисленных выступлениях руководителей органов КГБ.
Ныне любой непредубежденный читатель может познакомиться с ними в двухтомнике «Без срока давности», где содержатся интервью председателя КГБ с 1 октября 1988 по 17 июля 1991 года.
Отметим и еще одно немаловажное обстоятельство – очередной раунд «атаки на КГБ» разворачивался не только синхронно по времени, но и с использованием методик по ликвидации Министерства государственной безопасности Германской Демократической Республики[4].
Необходимо также отметить, что направляя удар в первую очередь против некоторых сторон деятельности исторических предшественников КГБ, все эти «разоблачители» в действительности наносили удар не только по государственной, но и по национальной безопасности страны, национальным интересам Советского Союза, Российской Федерации.
Что со всей очевидностью непредвзятым людям станет понятно через несколько лет. Как отмечал по этому поводу известный философ А.А.Зиновьев, "они целились в коммунизм, а попали в Россию".
Раздававшиеся в то время трезвые голоса тонули в мощном пропагандистском хоре атаки на органы госбезопасности. Практически не услышанными остались и слова известного "диссидента" и правозащитника А.Д. Сахарова о том, что при всей неоднозначности роли органов госбезопасности в истории нашего государства, "именно КГБ оказался, благодаря своей элитарности, почти единственной силой, не затронутой коррупцией и поэтому противостоящей мафии"[5].
Нельзя также не отметить, что в тот период времени большое значение для правдивого и объективного освещения деятельности органов безопасности имели принятие и реализация решения Коллегии КГБ от 21 апреля 1989 г. "О развитии гласности в деятельности органов и войск КГБ СССР" .
Следует также отметить, что объективно расширяющаяся гласность в деятельности КГБ имела и определенный международный резонанс. Так, в частности, в июле 1993г. впервые в истории страны, британская МИ-5 издала открытую брошюру "Служба безопасности", в которой был опубликован ее устав, а также освещались структура и задачи деятельности этой организации.
Во исполнение решения Коллегии КГБ от 21 апреля 1989 г. "О развитии гласности в деятельности органов и войск КГБ СССР" руководители и сотрудники комитета активно встречались с представителями СМИ, трудовыми коллективами, отвечали в печати и прямых эфирах радио и телевидения на многочисленные вопросы различных аудиторий.
Проведенный нами контент-анализ выступлений руководителей КГБ СССР в 1988-1991годы, прежде всего интервью самого председателя Комитета В.А.Крючкова, показывает, что основными вопросами, вызывавшими наибольший общественный интерес, являлись (по мере сокращения частоты их появления в вопросах корреспондентов СМИ):
 - цели и задачи, правовое регулирование деятельности органов госбезопасности;
 - проблемы политических репрессий 20-х - 50-х годов и реабилитации их жертв, гарантий от произвола и защиты прав граждан;
 - соблюдение законности и контроль за деятельностью КГБ;
 - перестройка и демократизация в деятельности КГБ;
 - проблемы борьбы с преступностью, прежде всего - организованной;
 - бюджета и численности личного состава органов КГБ.
В процессе общения с журналистами, руководством органов КГБ также, ввиду их актуальности и политической значимости, поднимались вопросы:
 - расширения гласности и проблемы объективного информирования
населения о деятельности органов госбезопасности;
 - привлечения населения к более активному участию в борьбе с преступными проявлениями;
 - расширения угроз терроризма, незаконного оборота наркотиков и распространения радиоактивных материалов.
Как позднее подчеркивал в одном из своих интервью В.А.Крючков, в свете политики перестройки органы госбезопасности были "нацелены на расширение демократии и гласности в работе, укрепление правовых основ чекистской деятельности, усиление борьбы с организованной преступностью, дальнейшее укрепление связи с трудящимися, депутатским корпусом. Необходимость нашей работы должна быть понятна всем советским людям - ведь у Комитета госбезопасности нет других интересов, кроме интересов советского народа" ("Литературная газета", 1990, 3 января).
Важной вехой в реализации планов перестройки всей государственной системы стало выступление в начале июля 1989 г. В.А.Крючкова на заседании Верховного Совета СССР с докладом об основных направлениях и задачах деятельности органов госбезопасности.
Следует подчеркнуть, что на этом заседании Верховного Совета (ВС) СССР решался вопрос о назначении председателя КГБ СССР. Ранее, в октябре 1988 г., Крючков был назначен на эту должность совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР. Таким образом его выступление стало также своеобразным отчетом о работе КГБ перед высшим законодательным органом страны. Несколько ранее Крючков выступал перед членами Комитета по вопросам обороны и государственной безопасности ВС СССР - нового органа в структуре парламента и органов государственной власти и его кандидатура на пост председателя КГБ была предложена этим комитетом.
Одновременно выступление В.А.Крючкова на заседании Верховного Совета транслировалось по Центральному телевидению, вследствие чего с ним могла познакомиться многомиллионая зрительская и читательская аудитория[6].
В своем докладе Верховному Совету СССР Крючков охарактеризовал и работу внешней разведки КГБ: "главнейшая задача разведывательной деятельности - всячески содействовать обеспечению мира, укреплению безопасности Советского государства, его внешнеполитических позиций и интересов".
Несколько позднее, конкретизируя деятельность ПГУ, председатель КГБ в интервью корреспонденту еженедельника "Новое время" отмечал:
"Сам факт того, что мы участвуем в разработке отдельных внешнеполитических проблем, требует от нас ответственности, говорит о том, что с нами считаются. А вообще должен сказать, что нет такой страны, где бы с разведкой не считались. Иногда мы выступаем инициаторами тех или иных шагов в сфере внешней политики. Однако, на мой взгляд, в этой области у нас одна организация – законодательница мод - Министерство иностранных дел ...
Задача разведки – обеспечить руководителей страны объективной информацией для того, чтобы они могли принять оптимальное решение" ("Новое время", 1989, N 32).
В выступлении на заседании Верховного Совета СССР 14 июля В.А.Крючков подчеркивал, что "одним из главных направлений деятельности органов госбезопасности является контрразведка, то есть защита наших интересов, секретов". А позднее, отвечая на многочисленные вопросы депутатов - всего в ходе заседания ему было задано 96 вопросов, - добавил:
- То, что происходит в нашей стране, интересует, и весьма, специальные службы западных стран, некоторых других стран, и особенно всякого рода организации, которые часто занимают антисоциалистические, антисоветские позиции. Мы это чувствуем по пропаганде, по приезду сюда их эмиссаров, по той литературе, которую они привозят сюда. Есть еще одно направление, так называемое исламское фундаменталистское. Это очень опасная вещь, учитывая фанатичность и неразборчивость в методах и средствах. Думается, что это вопрос органов госбезопасности, и правовых органов, и наших организаций, занимающихся пропагандистской работой...
Конечно, на той стороне не бездействуют, они пытаются активно влиять на положение дел в нашей стране. Но, товарищи, давайте искать причины прежде всего в своем родном доме, у себя. Искать причины в себе, где мы когда-то неправильно поступили... Я как председатель КГБ, как бывший начальник разведки могу сказать, что там не бездействуют. Мы это видим. Им представляется, что Советский Союз, когда он выглядит как мощный фактор, это одна ситуация, невыгодная для них. И Советский Союз как фактор ослабленный - это другая ситуация, выгодная для них. Хотя и там находятся трезвые люди, которые понимают, что это совсем далеко не так".
Как показали события последующих лет, эти слова оказались пророческими в полном смысле этого слова.
Несколько позже в одном из своих интервью Крючков уточнял, что КГБ "должен получать и доводить (до руководящих инстанций - О.Х.), объективную информацию, подчеркиваю - объективную, по возможности упреждающую" ("Новое время", 1989, N 32).
Хорошо понятно, что добиться получения именно упреждающей информации бывало не всегда возможным. Поскольку КГБ, как и любая другая спецслужба мира, работал в условиях противоборства с реальным и потенциальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводящим специальные дезинформационные и отвлекающие кампании.
Этими обстоятельствами и объясняются бывающие неудачи и провалы в деятельности спецслужб, в том числе и КГБ СССР.
На том знаковом заседании ВС СССР в июле 1989 г. Крючковым было также заявлено, что КГБ ведет борьбу с терроризмом, в том числе и международным.
Хотя, до середины 90-х годов тема эта казалась неактуальной не только для широкой аудитории, но и некоторым политическим деятелям той эпохи.
Но чекисты уже тогда реально осознали, почувствовали эту угрозу и деятельно готовились к ее отражению, и не их вина, что менее чем через 20 месяцев КГБ падет жертвой политических интриг и противоборств. А еще их жертвой станут безопасность и население нашей Родины.
По вопросу сущности и содержания перестройки в деятельности органов госбезопасности председатель КГБ В.А.Крючков пояснял: "Мы считаем, что должны быть сформулированы и претворяться в жизнь качественно новые принципы соотношения государства и безопасности. Не интересы общества и государства должны приспосабливаться к деятельности органов госбезопасности и их специальных служб, а наоборот, органы КГБ и их службы должны неукоснительно подчиняться интересам общества и государства, исходить из них".
В ходе ответов на многочисленные вопросы депутатов, Крючков пояснил, что сфера деятельности органов госбезопасности определяется, в частности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик - статьей 126 УПК РСФСР 1960 г. и соответствующими статьями уголовно-процессуальных кодексов союзных республик СССР.
В соответствии с этой статьей УПК РСФСР к подследственности органов КГБ были отнесены 18 составов особо опасных и иных государственных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РСФСР 1960 г., и еще по 15 составам преступлений была предусмотрена альтернативная подследственность совместно с органами прокуратуры.
Также Крючковым подчеркивалось, что с момента образования КГБ при СМ СССР контроль за его деятельностью осуществлялся ЦК КПСС (в частности, Отделом административных органов, в который поступали все жалобы и заявления граждан в отношении действий сотрудников КГБ, адресованные в партийные инстанции, и который организовывал их проверку и рассмотрение), Советом министров и Генеральной прокуратурой СССР, а также некоторыми другими государственными органами, например, министерством финансов.
Сразу же подчеркнем, что, в связи с реорганизацией всей системы государственного управления в СССР в 1989 г., право контроля за деятельностью КГБ было предоставлено также Верховному совету СССР как непосредственно, так и через его Комитет по вопросам обороны и государственной безопасности, а также Комитету конституционного надзора, что представляло собой чрезвычайно важные новеллы правового характера.
По вопросу об участии органов КГБ в работе по реабилитации жертв сталинских репрессий было отмечено, что эта работа "означает необходимость и даже потребность нового поколения чекистов, не причастных к трагическому периоду прошлого, пройти через боль злодеяний и утрат, понесенных народом, да и самими органами госбезопасности, политически и эмоционально пережить боль, чтобы никогда и ничего подобного не допустить в будущем".
Следует также отметить, что ввиду большой общественной, правовой, политической и исторической значимости вопроса о незаконных массовых репрессиях 28 сентября 1987 г. была образована специальная Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-х - 40-х и начала 50-х годов.
Членами названной Комиссии являлись по должности сначала В.М.Чебриков, а после избрания последнего Секретарем ЦК КПСС, новый председатель КГБ СССР В.А.Крючков.
На основании изучения архивных документов КГБ выступил с инициативой принять специальный указ Президиума Верховного Совета СССР об отмене решений несудебных инстанций - "двоек", "троек", Особых совещаний при наркомах НКВД, который и был принят 16 января 1989 г.
При этом действие указа не распространялось на изменников Родины, фашистских карателей, участников бандформирований и их пособников, лиц, совершивших умышленное убийство и иные уголовные преступления.
В соответствии с Указом "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-х - 40-х и начала 50-х годов" были отменены решения несудебных органов ОГПУ-НКВД в отношении 29 111 человек.
Всего же в 1988-1991 годах честное имя было возвращено 1 060 тысячам человек, причем пересмотру подлежали все уголовные и следственные дела, вне зависимости от наличия заявлений и обращений граждан. В то же время только в 1988-1989 гг. в реабилитации было отказано 8 378 гражданам.
А всего с 1954 по 1991 г. в СССР были реабилитированы 1 миллион 967 тысяч человек, ранее осужденных за "контрреволюционные" и государственные преступления. По-видимому, эта цифра останется окончательной. Если, конечно, не считать участников подпольных бандформирований и бывших фашистских пособников, реабилитированных новыми органами юстиции бывших союзных республик СССР в 1993-1994 годы.
Выступая в июле 1989 г. в Верховном Совете СССР председатель КГБ подчеркивал, что важнейшей гарантией от произвола, нарушения законных прав и интересов граждан, должна являться "...реализация принципов демократии и гласности во всей деятельности органов госбезопасности. Советские люди вправе знать о деятельности, характере работы органов КГБ. В этом заинтересованы и сами органы, поскольку это поможет формированию объективного представления об органах государственной безопасности, их долге, обязанностях и правах.
Важно сделать постоянными и эффективными связи органов госбезопасности с общественностью, трудовыми коллективами. В этом случае можно рассчитывать на поддержку трудящихся в решении задач обеспечения государственной безопасности... Это можно сделать только вместе с народом, повседневно опираясь на общественность...".
В этом же выступлении В.А.Крючков коснулся и объективных и субъективных трудностей, указал недостатки и недоработки в деятельности органов КГБ в меняющихся условиях: "мы нередко не даем вовремя достаточно острой принципиальной оценки назревающим тяжелым ситуациям, не проявляем принципиальности и настойчивости в постановке вопросов перед местными, да и центральными органами власти. Сказываются и чисто психологический барьер, робость, вызванная целым рядом политических, социальных событий и обстоятельств... неумением разглядеть в бурно развивающихся в целом конструктивных процессах негативные, настораживающие моменты. Особенно непросто приходится в случаях, когда речь идет о конфликтных ситуациях на межнациональной основе при возникновении массовых беспорядков".
Следует отметить, что именно в конце 80-х годов в целом ряде регионов СССР возникали массовые беспорядки, в том числе с применением оружия. И именно в этих, вовремя не разрешенных конфликтах, коренятся причины многих кровопролитных столкновений 1991-1994 годов, принимавших уже форму вооруженных конфликтов немеждународного характера (внутренних вооруженных конфликтов, по международно принятой терминологии), в новых независимых государствах - бывших Союзных республиках СССР.
Немало вопросов руководителям КГБ задавалось по поводу 5-го управления.
Характеризуя деятельность 5 управления, председатель КГБ СССР В.А.Крючков в интервью газете "Известия" 26 октября 1989 г. впервые официально признал, что органами госбезопасности в 70-е - 80-е годы было выявлено и профилактировано более 1500 лиц, вынашивавших террористические намерения.
Были в истории последних десятилетий СССР и отдельные факты терроризма, наиболее известным из которых является серия взрывов в Москве 8 января 1977 г., организованных группой С.Затикяна[7].
Однако еще имел место ряд взрывов, убийство в августе 1980 г. в поселке Чолпон-Ата председателя Совета министров Киргизии С.Ш.Ибраимова, которое также первоначально квалифицировалось как террористический акт.
В то же время, в связи с происходящими в стране изменениями, а также изменениями в уголовном законодательстве, летом 1989 г. было принято решение об упразднении 5-го управления и образовании Управления КГБ СССР по защите советского конституционного строя (Управления "З").
Законодательные изменения, в частности, касались диспозиции статьи 70 УК РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1989 г. правовая норма об уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду была упразднена. Вместо нее в этой же статье УК была установлена уголовная ответственность за призывы к насильственному изменению конституционного строя.
В записке председателя КГБ в ЦК КПСС в обоснование необходимости упразднения 5-го управления и создания нового подразделения от 4 августа 1989 г. подчеркивалось:
"В условиях революционного обновления советского общества, расширения демократизации и гласности, специальные службы капиталистических стран и связанные с ними зарубежные антисоветские центры и другие организации переводят свою подрывную деятельность против СССР на новую стратегическую и тактическую платформу.
По своим целям и формам она приобретает характер борьбы против конституционных основ Союза ССР.
Путем оживления национализма, шовинизма, клерикализма западные спецслужбы и антисоветские организации активно пытаются инспирировать очаги общественной напряженности, антисоветские проявления и массовые беспорядки, подстрекать враждебные элементы к действиям, направленным на насильственное свержение советской власти.
С особой настойчивостью они стремятся сформировать легальные и нелегальные группировки антиконституционной направленности, осуществлять непосредственное руководство ими, оказывать материальную и идейную поддержку, подстрекать к экстремистским акциям".
В то же время антисоциальные элементы, "используя некоторые из самодеятельных образований, вызванных к жизни политической активностью граждан, прикрываясь лозунгами демократизации, обновления советского общества, они в антиконституционных целях ведут работу по созданию оппозиционных КПСС структур, других организационных формирований. Особенно резко активизировалась их подрывная деятельность с использованием национализма и шовинизма. В ряде мест возникшие на этой основе группировки и движения открыто проповедуют насильственные методы изменения общественного и государственного строя СССР, организуют массовые беспорядки, совершают опасные экстремистские действия, террористические проявления, другие акты насилия против должностных лиц и граждан, в том числе с применением оружия.
Изложенные обстоятельства настоятельно требуют усиления работы по надлежащей защите конституционного строя союзного советского государства, ограждению советского общества от подрывной деятельности западных спецслужб, зарубежных антисоветских организаций и их единомышленников внутри страны....
В этой связи оперативную деятельность вновь создаваемого контрразведывательного управления имеется в виду сосредоточить на решении следующих основных задач:
- срыве замыслов специальных служб капиталистических стран по созданию и использованию в антиконституционных целях организационных антисоциалистических группирований;
- пресечении преступной деятельности антисоциалистических элементов, пытающихся насильственным путем свергнуть советскую власть;
- предупреждении и пресечении террористических акций;
- предотвращении и локализации массовых беспорядков и иных противозаконных групповых действий экстремистского характера;
- выявлении и нейтрализации антисоветских националистических проявлений".
Выступая в прямом эфире программы центрального телевидения "Личность и общество" 9 декабря 1989 г. заместитель председателя КГБ В.П.Пирожков прямо перечислил все задачи, поставленные перед управлением "З" КГБ СССР.
Как отмечал позднее по этому поводу первый заместитель председателя КГБ СССР генерал Армии Ф.Д.Бобков, "может показаться странным, но органам госбезопасности действительно впервые за всю историю страны гласно и ясно поручена задача защиты конституционного строя" ("Родина", 1989, N 11).
Перечисляя задачи нового управления, Ф.Д.Бобков назвал также борьбу с организованной преступностью (одновременно эту задачу в системе КГБ СССР решало также управление "ОП" - борьбы с организованной преступностью, созданное в декабре 1990 г.).
По существовавшей в то время технологии принятия политических и организационно-кадровых решений, записка председателя КГБ 11 августа была рассмотрена Политбюро ЦК КПСС и по его итогам был одобрен проект соответствующего Постановления Совета министров СССР (N 634-143 от 13 августа 1989 г.). На этой правовой основе 29 августа был издан приказ председателя КГБ N00124 об упразднении 5 управления и образовании управления "З".
Начальником нового управления стал Е.Ф.Иванов, а 30 января 1990 г. его сменил В.П.Воротников. Нарушая хронологический порядок, отметим, что 25 сентября 1991 г. приказом ставшего председателем КГБ В.В.Бакатина Воротников был освобожден от должности, а вскоре было ликвидировано и само управление.
Впоследствии фактическими правопреемниками управления "З" стали вначале Управление по борьбе с терроризмом (УБТ) Министерства безопасности Российской федерации (1992-1993 гг.), а затем - Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России.
Ретроспективно оценивая деятельность Управления "З" КГБ с позиций сегодняшнего дня, следует объективно признать, что многие из поставленных перед ним задач оно не выполнило, в чем, однако, заключается вина не только его сотрудников и руководства, но и, прежде всего, политического руководства страны, проявлявшего непоследовательность и нерешительность как в защите Конституции страны, так и в претворении в жизнь собственной политической линии, что было порождено как отсутствием реальной продуманной концепции развития общественных отношений, так и все возраставшим давлением на него со стороны антисоветских и антиобщественных элементов, связанных, в частности, как с многочисленными зарубежными антисоветскими центрами, так и организованной преступностью.
В обращении участников собрания представителей подразделений Центрального аппарата КГБ СССР к генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Верховного Совета СССР М.С.Горбачеву, Верховному Совету и народным депутатам СССР от 23 февраля 1990 г. в связи со складывающейся в стране общественно-политической обстановкой подчеркивалось:
"...В чекистских коллективах выражается недоумение по поводу того, что руководящие органы страны, располагая упреждающей информацией о назревающих негативных явлениях, явно запаздывают с принятием жизненно важных политических решений, проявляют медлительность и нерешительность, не используют силу действующих ныне законодательных актов. Затягивается принятие ряда важных для общества законов, в том числе по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью, о Комитете государственной безопасности СССР, о преступлениях против государства, о преступлениях против мира и безопасности человечества. Отсутствие этих законов лишает правовой основы борьбу с наиболее опасными формами организованной преступности, коррупцией, с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, не позволяет эффективно обеспечить безопасность государства и граждан....
Мы решительно заявляем, что нынешнее поколение сотрудников госбезопасности служит интересам своего народа и не имеет ничего общего с преступлениями времен сталинизма, безоговорочно, как все честные люди, их осуждает. Мы твердо стоим на позициях неукоснительного соблюдения закона, уважения к человеческой личности, торжества социальной справедливости.
Мы склоняем головы перед многочисленными жертвами репрессий, в том числе и среди чекистов.
В то же время мы отвергаем огульные, беспочвенные попытки противопоставить деятельность органов государственной безопасности интересам рабочего класса, трудового крестьянства, интеллигенции...".
Также во многих выступлениях руководителей органов госбезопасности отмечалось, что рост и видоизменение преступности в стране - в конце 80-х нередко с гордостью подчеркивалось, что тогда еще уровень преступности не достиг уровня других государств, ситуация кардинально изменится на рубеже 1992-1993 годов, - требуют расширения участия органов КГБ в борьбе с ее наиболее опасными формами, что, в свою очередь, требует принятия соответствующих политических решений и законодательных актов. Но в целом этот процесс шел крайне медленно.
Наряду с общим увеличением числа уголовных деяний в конце 80-х годов прошлого века шел рост и консолидация организованной преступности, характеризующейся более высоким уровнем криминального "профессионализма", организационной сплоченности, конспиративности, технической оснащенности, масштабности и наличием связей в органах административно-хозяйственного управления, а также с зарубежными преступными группировками.
В одном из своих интервью В.А.Крючков отмечал, что "надо действовать очень энергично, чтобы восстановить порядок, уничтожить порождающие преступность причины. Этого можно достичь двумя способами: экономическими и финансовыми мерами; усилением борьбы с преступностью", но, в то же время, "одним правоохранительным органам этой задачи не решить".
Организованные преступные группировки как приобретали международные криминальные связи, опыт и "вес", так и политизировались, активно включались в подрыв основ государственной власти в стране.
По данным правоохранительных органов, в 1989 г. в стране действовали около 700 преступных формирований, а их годовой оборот составлял астрономическую сумму - более 100 миллионов рублей.
Как отмечал позднее в выступлении на XYIII съезде КПСС В.А.Крючков, только на основании материалов органов КГБ в 1989 г. к уголовной ответственности были привлечены участники около 300 организованных преступных формирований, в доход государства было обращено незаконно приобретенных валюты и ценностей на сумму более 170 миллионов рублей.
 Не смотря на раздававшиеся предупреждения, они, к сожалению, не были услышаны и восприняты должным образом, вследствие чего в последующие годы организованная преступность вырвалась на "оперативный простор".
 И немалую лепту в это внесли скоропалительные решения сентября 1991 г. о ликвидации 6 управления МВД и Управления "ОП" КГБ СССР.
В своих последующих интервью представителям СМИ и иных публичных выступлениях, председатель КГБ уточнял характеристику целей и задач органов госбезопасности.
В частности, касаясь вопроса о деятельности внешней разведки, подчеркивалось, что ее задачей является содействие претворению в жизнь внешнеполитического курса руководства страны. В то же время, "получение объективной информации, точное знание положения дел в мире, планов и устремлений западных стран по отношению к Советскому Союзу, владение информацией - это долг чекистов, долг органов госбезопасности" ("Правительственный вестник", 1989, NN 14-15).
Говоря о приоритетах, основных направлениях и принципах перестройки в работе органов госбезопасности В.А.Крючков определил их как Закон, Правда и Гласность.
Первый из них понимался как совершенствование всей правовой базы как обеспечения безопасности страны, так и деятельности органов КГБ СССР.
И действительно, отсутствие законов о контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности делало ситуацию патовой, остро ставило вопрос о законодательных основах работы всех правоохранительных органов, включая и КГБ.
Комитет по вопросам обороны и государственной безопасности ВС СССР, совместно с КГБ, Генеральной прокуратурой и другими государственными органами начал работу по подготовке проектов законов "О
государственной безопасности", "О преступлениях против государства", об органах КГБ.
При этом предполагалось, что в последнем будут раскрыты вопросы о принципах деятельности, задачах и функциях КГБ, месте Комитета в комплексной системе обеспечения государственной безопасности страны, поскольку в ее реализации участвовали и многие другие министерства и ведомства, отношениях с другими государственными структурами и общественными организациями, а также о правах и обязанностях их сотрудников, порядке обжалования тех или иных их действий.
Эти планы и были реализованы в законе "Об органах государственной безопасности в СССР", принятом Верховным Советом 16 мая 1991 г.
В то же время, не смотря на предпринимавшиеся шаги по расширению демократизации и гласности в деятельности органов госбезопасности, они оставались объектом яростных нападок во многих отечественных и зарубежных СМИ. По поводу этой целенаправленной пропагандистской кампании в одном из своих интервью председатель КГБ СССР отмечал, что "смысл всего этого ясен: вбить клин между народом и органами безопасности... Поэтому мы можем поставить риторический "вечный" вопрос: "Кому это выгодно?".
А вот что докладывал Крючков об итогах оперативно-служебной деятельности КГБ в 1989 г. Председателю Верховного Совета СССР М.С.Горбачеву под грифом "Особой важности" (N 313 - К/ОВ от 14 февраля 1990 г.):
"Комитет госбезопасности во всей своей деятельности руководствовался политической линией Коммунистической партии, решениями высших органов власти и постановлениями Совета Министров СССР. В рамках реализации внешнеполитического курса Советского государства Комитет направлял свои усилия на содействие созданию благоприятного климата в международных отношениях, формированию всеобъемлющей системы международной безопасности, разоружению, расширению сферы экономического и гуманитарного сотрудничества между государствами и народами.
Наряду с традиционными направлениями работы по отслеживанию военно-стратегической ситуации в мире, заблаговременному обнаружению предпосылок прорыва противника в военно-технической области Комитет госбезопасности обеспечивал получение сведений о планах и замыслах правящих кругов США и их союзников в связи с событиями в Восточной Европе и развитием внутриполитических процессов в нашей стране.
Тщательно анализировалась ситуация, складывающаяся в Европе, в частности в свете изменений в германо-германских отношениях, положение в НАТО и ОВД[8].
Внесены существенные коррективы в работу на афганском направлении после вывода из Республики Афганистан советских войск, по Китаю, в связи с нормализацией отношений с этой страной, а также по Японии, Южной Корее и ряду других стран. Повышена эффективность разведывательного обеспечения переговоров в рамках СБСЕ[9] по ядерному и космическому разоружению. Активизирована борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и контрабандой, налаживается сотрудничество в этих сферах со спецслужбами капиталистических государств.
В решении внутриполитических проблем Комитет концентрировал внимание на всемерном содействии перестроечным процессам, обеспечении контроля за обстановкой в стране, дестабилизированной многими нерешенными вопросами в экономической и политической областях. Особое внимание уделялось слежению за действиями вышедших на политическую арену националистических, антисоциалистических, экстремистских сил, локализации межнациональных конфликтов, сепаратистских процессов, антиконституционных и иных деструктивных проявлений.
Последовательно осуществлялись меры по расширению гласности в деятельности Комитета, органов и войск КГБ СССР.... Налажен выпуск открытого информационного бюллетеня о работе КГБ. В политическом отношении одно из ведущих мест занимала работа по реабилитации граждан, необоснованно репрессированных в период 30-40-х и начале 50-х годов. В 1989 г. органы КГБ приняли участие в реабилитации 838 630 граждан.
Динамичное развитие ситуации в стране и мире потребовало от Комитета госбезопасности активизации работы по обеспечению информацией высшего руководства государства, правительства СССР и заинтересованных ведомств. В инстанции направлено большое число записок и шифртелеграмм. Особое внимание уделялось подготовке материалов к переговорам советских руководителей с лидерами США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, КНР и Индии и к обсуждению международных и внутренних проблем Верховным Советом СССР и Политбюро ЦК КПСС.
Важное значение придавалось добыванию документальных секретных материалов руководящих органов капиталистических государств и их военно-политических блоков, в том числе путем перехвата и дешифрования корреспонденции, проходящей по различным системам связи.
Осуществлен ряд крупномасштабных активных мероприятий в целях оказания долговременного выгодного воздействия на влиятельные зарубежные круги, в решении ключевых проблем в области международной безопасности, ядерного, химического и обычного разоружения, в продвижении концепции "общеевропейского дома".
Реализован широкий комплекс мероприятий по нейтрализации вмешательства Запада в развитие внутриполитических процессов в СССР, оказанию влияния на позиции руководителей и парламентариев ряда стран, в частности в их подходах к событиям в республиках Советской Прибалтики....
Активные мероприятия в экономической области имели своей целью укрепление сотрудничества СССР с ведущими развитыми странами, создание благоприятной коньюктуры для советского экспорта, получения доступа к новейшей технологии. Проведенные акции оказали определенное положительное влияние на подходы администрации и конгресса США к торговым отношениям с СССР, на принятие рядом стран решений использовать советскую космическую технику. Некоторые мероприятия позволили избежать крупных финансовых потерь при заключении контрактов, создать благоприятные условия для ряда важны торгово-экономических сделок.
На научно-техническом направлении разведке Комитета удалось добыть ряд остро необходимых для оборонных отраслей промышленности образцов и документальных материалов, внести существенный вклад в решение народнохозяйственных проблем, в ускорение фундаментальных и прикладных исследований, в развитие новой техники и технологии....
Расширены возможности проведения разведывательной работы с нелегальных позиций и с территории страны. Несколько повысились ее качество и оперативность.
Обеспечивалась безопасность советских учреждений и граждан за рубежом. Сорвано большое число провокационных акций спецслужб противника, в том числе направленных против сотрудников разведки. По информации КГБ досрочно отозваны из-за границы 274 советских гражданина. Не удалось предотвратить невозвращение на Родину 118 советских граждан.
Вместе с тем в работе разведки имели место и недостатки. В частности, качество разведывательной информации еще не в полной мере отвечает сегодняшним требованиям. Это обусловлено прежде всего недостаточными оперативными возможностями в наиболее важных объектах разведывательного проникновения. Еще остро стоит вопрос повышения эффективности активных мероприятий разведки, приобретения новых надежных каналов их реализации.
Контрразведывательная деятельность Комитета была направлена на пресечение попыток спецслужб противника и антисоциалистических элементов использовать в подрывных целях расширение международного сотрудничества, процессы обновления в стране, серьезные трудности в межнациональных отношениях, экономике и других сферах жизни советского общества.
Контрразведка действовала в условиях значительного расширения контактов СССР с США и другими странами НАТО... Среди граждан стран НАТО, посетивших советские оборонные объекты, около трети составляли сотрудники спецслужб.
Разведчики стран НАТО, работающие в СССР под прикрытием дипломатов и журналистов, совершили 2 267 поездок по стране (в 1988 году - 1 478). Органами госбезопасности пресечено более 200 попыток их проникновения к военным объектам. 19 человек за противоправную деятельность выдворены из СССР....
Предотвращены попытки ряда советских граждан, в том числе военнослужащих и секретоносителей из числа гражданских лиц, инициативно установить связь с иностранными разведками в преступных целях.
Усилена борьба с терроризмом, не допущен въезд в страну 384 членов международных террористических организаций. На основе достоверных данных о причастности к таким организациям поставлены на контроль въезда 899 иностранцев. Взяты под контроль в связи с высказываниями террористических намерений 130 граждан СССР. Пресечены три попытки захвата и угона за границу пассажирских самолетов. Контролировалось поведение 140 граждан, высказывавших намерения захвата воздушных судов.
Большое внимание уделялось предотвращению утечки к противнику данных о важнейших программах создания вооружений, других государственных секретов, его дезинформации по этим вопросам, отвлечению
внимания и усилий на ложные цели. В то же время в организацию защиты секретов внесены существенные коррективы.... Им [государственным ведомствам СССР - О.Х.] оказана необходимая помощь в работе по рассекречиванию документов, снятию неоправданных ограничений.
В сфере экономики контрразведкой предотвращен ряд подрывных торгово-экономических акций. Наиболее крупная из них - попытка иностранных фирм при посредничестве московского кооператива "Альков", эстонского совместного предприятия "Эстек" и других советских организаций приобрести в СССР по курсу "черного рынка" несколько миллиардов рублей. Сорваны намерения ряда должностных лиц выдать в корыстных целях коммерческую тайну. Совместно с таможенными органами задержано предметов контрабанды на сумму более 76 млн. рублей. В экономической зоне СССР наложены штрафы на иностранные суда на сумму около 1 млн. инвалютных рублей.
Последовательно осуществлялись мероприятия по дальнейшему совершенствованию оперативно-штатной структуры КГБ, более рациональному использованию имеющихся сил и средств. В соответствии с основными принципами построения правового государства в Комитете образовано Управление по защите советского конституционного строя, в органах на местах созданы соответствующие подразделения. Они включились в работу по стабилизации обстановки, особенно в республиках Закавказья и Прибалтики, в Молдавии и ряде других регионов, где последнее время сложилась наиболее напряженная ситуация. Большая работа указанными подразделениями проводится в Москве и Ленинграде, особенно по вскрытию и нейтрализации подрывных акций иностранных спецслужб, пытающихся активизировать деятельность экстремистских организаций. Несколько улучшилась информационная работа на этом направлении.
В связи с ростом преступности по стране Комитет более активно использовал свои силы в борьбе с ее организованными формами. Осуществлен ряд успешных операций в отношении контрабандистов, коррумпированных элементов, взяточников и вымогателей. За совершение преступных деяний в составе организованных групп привлечено к уголовной ответственности 282 человека. Значительное число материалов по этим вопросам передано в органы МВД и прокуратуры, многие мероприятия проведены совместно с ними.
Оценивая итоги контрразведывательной работы, Комитет госбезопасности видит, что ее эффективность существенно отстает от требований обстановки. Результативность многих чекистских мероприятий остается невысокой. Работа по борьбе с организованной преступностью развертывается еще медленно.
С учетом обстановки в стране главное внимание органы КГБ уделяли общей профилактике, усилению воспитательной функции Комитета госбезопасности....
Наряду с профилактической работой применялись меры уголовного преследования. За особо опасные, другие государственные и иные преступления к уголовной ответственности привлечено 338 человек.
С учетом сложной обстановки в стране органы КГБ принимали необходимые меры по обеспечению общественно-политических мероприятий, охраны руководителей партии и государства, высоких зарубежных гостей. Устойчиво работала правительственная связь.
Осуществлен ряд мер по перестройке охраны госграницы, упрощению порядка ее пересечения жителями пограничных районов, уменьшению территории пограничных зон. Предотвращен ряд враждебных акций на советско-афганском участке границы. Вскрыты и контролируются каналы заброски в СССР агентуры противника и средств подрывной деятельности, наркотиков и контрабанды. Изъято около 2 тысяч единиц огнестрельного и холодного оружия, более 200 тысяч штук различных боеприпасов, 58 кг наркотических веществ.
Выполнена программа технического перевооружения органов и войск КГБ. Создано и внедрено 119 видов новой специальной техники.
Сотрудничество с органами безопасности восточноевропейских стран, Кубы и ряда дружественных стран Азии строилось в соответствии с линией нашего государства и партии на сохранение связей с этими странами, с учетом происходящих в них изменений. Осуществлялась советническая, материально-техническая и финансовая помощь спецслужбам некоторых развивающихся стран.
Комитет государственной безопасности при активной помощи ЦК КПСС добивался достижения качественно нового уровня в работе с кадрами, укрепления морально-политической сплоченности чекистских и воинских коллективов, повышения уровня правового воспитания и профессионального обучения сотрудников, всемерного расширения гласности и демократических начал в решении кадровых и социальных вопросов.
Выделенные Комитету государственные ассигнования позволили успешно решать оперативно-служебные задачи. Осуществлялись меры по повышению финансовой дисциплины и ресурсосбережению, усилению контроля за использованием топливно-энергетических и других материальных ресурсов.
Критически оценивая итоги работы в минувшем году, Комитет госбезопасности предусматривает дополнительные меры по оказанию действенной помощи высшим органам государства в реализации внутренней и внешней политики, в обеспечении безопасности страны. В этих целях будут последовательно осуществляться мероприятия по строгому обеспечению законности, расширению гласности, укреплению доверия народа к деятельности органов госбезопасности. В повышении боеспособности органов и войск КГБ, укреплении правовой базы чекистской работы значительную роль сыграет принятие Верховным Советом СССР Закона о КГБ СССР.

Председатель Комитета В.Крючков[10]".

Представляется необходимым напомнить выступление В.А.Крючкова перед делегатами XXVIII съезда КПСС, особенно учитывая то обстоятельство, что оно широко не публиковалось.
2 июля 1990 г. председатель КГБ СССР подчеркивал в выступлении на XXYIII съезде КПСС:
- Комитет государственной безопасности, защищая интересы государства, общества, нуждается в морально-политической поддержке народа. Чекисты находятся на остром участке борьбы, и, видимо, вы заметили, подвергаются откровенным попыткам шельмования и дискредитации. Как, впрочем и наши Вооруженные Силы. В некоторых СМИ публикуются материалы, искажающие деятельность КГБ, причем у нас они появляются даже чаще, чем за рубежом. Какие только предложения при этом не выдвигаются: и расчленить органы, и выделить из КГБ отдельные звенья с передачей в другие ведомства, и просто устранить этот институт как таковой. Уж больно кому-то мы мешаем!
Характеризуя дальнейшее развитие оперативной обстановки в стране, выступая на съезде КПСС 2 июля 1990 г. В.А.Крючков отмечал (отметим и то обстоятельство, что прямые трансляции заседаний съезда делали эту информацию доступной для самой широкой зрительской аудитории):
- Рост сепаратизма, межнациональные столкновения, гибель людей - все это и человеческая боль, и фронт каждодневной работы чекистов. Людей убивают только за то, что они другой национальности.
В мирное время появились сотни тысяч беженцев... Читая сообщения о сотнях убитых, тысячах раненых, новых десятках тысяч изгнанных, испытываешь состояние далекое от того, чтобы чувствовать себя счастливым человеком. Если волне насилия немедленно не положить конец, то последствия станут непредсказуемыми.
Безусловно, есть упущения в работе правоохранительных органов, но, согласитесь, основа борьбы с подобными негативными явлениями должна покоиться на принципиальных политических подходах….
Нет ни одного государства в мире, в котором демократия и гласность действовали бы в отрыве от правопорядка. У нас же здесь обозначился серьезный разрыв. И с каждым днем он обходится все дороже.
Нельзя выступать за всемерное развитие демократии и вместе с тем не выступать за правопорядок, за торжество Закона. Общество, которое позволяет глумиться над Законом, уже по этой причине больно.
Нередко задают вопрос: куда, мол, смотрит КГБ? ...Общество не может терпеть вмешательства в наши внутренние дела, позволять безнаказанно разворовывать и увозить за рубеж народное достояние, красть военные и государственные секреты, за которыми труд и интересы миллионов людей...
На Западе открыто говорят, что не намерены свертывать разведывательную работу по Советскому Союзу, причем выделяют на нее во много раз больше средств, чем можем себе позволить мы.
Опыт пяти лет перестройки показывает, что социализм, демократия нуждаются в защите. Экстремисты действуют все более дерзко, широко используют оружие, подстрекают людей к совершению государственных преступлений. Пресечение преступной деятельности экстремистов мы рассматриваем как свою важную задачу….
Радикально настроенные лица из некоторых политизированных общественных структур стали скатываться к прямому разжиганию межнациональной розни. Получаемая органами КГБ информация о назревавших межнациональных конфликтах, как правило, своевременно доводилась до сведения советских, партийных, правоохранительных органов - так было по событиям в Душанбе, и в Ошской области... Упреждающая информация не помогла. Вину органов вижу в том, что не проявлялась должная настойчивость. Главное, мы упускали момент, когда в урегулировании назревающих конфликтов могут дать результаты политические методы"[11].
Позднее Верховный Совет СССР об изменениях в обстановке в стране и мире в 1991 г. информировали начальник Аналитического управления КГБ Н.С.Леонов и В.А.Крючков.
В своем выступлении 17 июня 1991 г. на закрытом заседании Верховного Совета СССР в Кремле В.А.Крючков подчеркивал:
- Реальность такова, что наше Отечество находится на грани катастрофы. То, что я буду говорить вам, мы пишем в наших документах Президенту и не
скрываем существа проблем, которые мы изучаем. Общество охвачено острым кризисом, угрожающим жизненно важным интересам народа, неотъемлемым правам всех граждан СССР, самим основам Советского государства...".
Именно тогда и было озвучено получившее позднее широкую известность спецсообщение Ю.В.Андропова в ЦК КПСС о планах ЦРУ по использованию в подрывной деятельности против СССР агентуры влияния.
 В вышедшей в августе 1992 г. тиражом 100 тысяч экземпляров книге «Кремлевский заговор: версия следствия», бывшие в то время генеральным прокурором России В.Г.Степанков и его заместитель Е.К.Лисов «глубокомысленно», по их мнению, замечали что «по данным социологического опроса, лишь 20% граждан поверили, что ЦРУ внедрило в высшие эшелоны власти советского руководства своих агентов».
Данное утверждение представляется нам абсолютно некорректным, поскольку записка Ю.В. Андропова об агентуре влияние в то время не публиковалась, равно как и выступление Крючкова в Верховном Совете СССР имело закрытый характер и не публиковалось в прессе[12].
Следует однако заметить, что само по себе издание этой книги также не может не вызывать удивления. Во-первых, потому, что еще задолго до начала судебного разбирательства, официальными лицами разглашалась тайна следствия по уголовному делу, имевшему гриф «секретно».
Во-вторых, подобную публикацию нельзя не считать фактом давления на народных заседателей в составе судебной коллегии.
В-третьих публикаторы без комментариев поместили протокол допроса В.А. Крючкова от 17 декабря 1992 г., в связи с чем также без комментариев мы воспроизведем следующую выдержку из него:
- Поступала также информация о том, что после распада Союза начнется направленное давление на отдельные территории, совсем недавно единого бывшего Союза для установления на них иностранного влияния с далеко идущими целями.
Поступали сведения о глубоко настораживающих задумках в отношении нашей страны. Так, по некоторым из них, население Советского Союза якобы чрезмерно велико, и его следовало бы разными путями сократить.
Речь не шла о каких-то нецивилизованных методах. Даже приводились соответствующие расчеты. По этим расчетам, население нашей страны было бы целесообразно сократить до 150 – 160 миллионов человек. Определялся срок – в течение 25 – 30 лет.
Территория нашей страны, ее недра и другие богатства в рамках общечеловеческих ценностей должны стать достоянием определенной части мира. То есть, мы должны как бы поделиться этими общечеловеческими ценностями»[13].
А далее в своем выступлении на заседании Верховного Совета 17 июня 1991 г. председатель КГБ СССР подчеркнул:
- Через несколько дней будет ровно полвека, как началась война против Советского Союза, самая тяжелая война в истории наших народов. И вы, наверное, сейчас читаете в газетах, как разведчики информировали тогда руководство страны о том, что делает противник, какая идет подготовка и что нашей стране грозит война.
Как вы знаете, тогда к этому не прислушались. Очень боюсь, что пройдет какое-то время, и историки, изучая сообщения не только Комитета госбезопасности, но и других наших ведомств, будут поражаться тому, что мы многим вещам, очень серьезным, не придавали должного значения. Я думаю, что над этим есть смысл подумать всем нам" (выделено мной, -О.Х.).
А в завершении этого выступления подчеркивалось: "нет такого принципиального вопроса, по которому мы не представляли бы объективную, острую, упреждающую, часто нелицеприятную информацию руководству страны и не вносили бы совершенно конкретное предложение. Однако, разумеется, нужна адекватная реакция"[14].
Но не всегда эта адекватная политическая реакция на происходящее в стране следовала со стороны ее высшего руководства страны.
Как известно, 22 августа 1991 г. Председатель КГБ СССР В.А.Крючков был арестован за участие в подготовке и деятельности Государственного Комитете СССР по чрезвычайному положению (ГКЧП).
 В этой связи представляется необходимым привести следующий фрагмент из показаний В.А.Крючкова в судебном заседании Военной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 1993г.:
"... Не признаю и предъявленного мне обвинения в превышении власти - мой долг в качестве руководителя такого учреждения, как Комитет государственной безопасности СССР, состоял в том, чтобы охранять безопасность нашей страны, обеспечивать соблюдение законности, в том числе и Основного закона СССР - его Конституции.
Неуклонно проводившаяся определенными силами линия на незаконное, насильственное изменение существовавшего тогда конституционного строя и вынудила меня вместе с товарищами по работе предпринять необходимые меры по пресечению этих противоправных действий.
Действовал я строго в соответствии со своими обязанностями - на основе Конституции СССР в условиях крайней необходимости.
Упрекнуть себя могу лишь в том, что нам не удалось выполнить свои обязанности и уберечь страну и народ от тех жестоких испытаний, в которые они ввергнуты политическими авантюристами...".

 (Из книги О.М.Хлобустова Госбезопасность России от Александра I до Путина. Волгоград, 2007. Издание 2-е, переработанное и дополненное)



Источники и примечания:

1. См.: Блинов А.А. От локальной войны к глобальному террору // Независимая газета, М., 2004, 24 декабря; а также Бирден М., Райзен Д. Главный противник: Тайная история последних лет противостояния ЦРУ и КГБ. М., 2004.
2. Московский комсомолец, 7 февраля 2005 г.
3. Подробнее об иностранном участии в развитии процессов в ДРА см.: Бодански Й. Талибы, международный терроризм и человек, объявивший войну Америке. М., 2002; Бирден М., Райзен Д. Главный противник: Тайная история последних лет противостояния ЦРУ и КГБ. М., 2004; Швейцер П. Победа: Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря. Минск, 1995.
4. Подробнее об этом см.: Ворст А. Конец Штази: История одной секретной службы. М., 1994.
5. Сахаров А.Д. Неизбежность перестройки. // Иного не дано. М., 1988,
с. 125.
6. Стенограмму заседания Верховного Совета СССР см.: Крючков В.А. Без срока давности. Книга 1. М., 2006, сс. 44 – 61.
7. Подробнее см.: Лубянка, 2: Из истории отечественной контрразведки. М., 1999, сс. 303-306.
8. Организация Варшавского договора - военно-политический союз социалистических стран Европы, существовавший в 1956-1990 гг.
9. Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе - созданная в 1975 г. организация международного сотрудничества государств Европы, а также США и Канады, предшественница Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
10. Цитируется по: Источник. М., 1993, N 1, сс.91-95.
11. См.: XXVIII съезд КПСС. Стенографический отчет. М., 1991, Том 1, с. 195, 198-200, том. 2, с.121.
12. Степанков В.Г., Лисов Е.К. Кремлевский заговор: Версия следствия. М., 1992, с. 60.
13. Там же, с. 61.
14. Крючков В.А. Личное дело. Часть 2. М., 1996, сс. 387-392; Крючков В.А. Без срока давности. Книга 1. М., 2006, с. 17.

 
 


 


Рецензии
Цитата, из выступления В.Крючкова: "Упрекнуть себя могу лишь в том, что нам не удалось выполнить свои обязанности..."

Всё, точка. Последний Председатель КГБ СССР сознался в том, что ему не удалось выполнить свои обязанности.

Позор неумехе!

Жан Суворов   28.11.2007 14:38     Заявить о нарушении