Стыд

Разный бывает
Допустим я стащил что-то и меня застукали. Мне как бы стыдно. А стыдно от того что стащил? или от того что застукали? Т.е. пристыдили, т.е это вроде как и не мое вовсе чувство, а меня как бы обязывают к нему.

Может быть кому то из близких в этом случае за меня было бы стыдно? И это настоящий стыд?

Или вот, например, есть у меня представление о чем-то как о хорошем и правильном и вдруг обнаруживаю, что в этом я как раз не ангел. Тут мне будет, наверно, по-настоящему стыдно.
Может быть это,
то что способно изменить человека?
захотеть измениться самому?

Тогда нужно чтобы у меня БЫЛО это представление и чтобы это представление было действительно хорошим и правильным!

А если по первому варианту (как, в общем-то, не редко происходит), когда меня ПЫТАЮТся пристыдить, так я не захочу измениться! Наоборот - сопротивляться буду, даже если стыдящие правы, ОСОБЕННО если они правы. Потому что это тяжело, а мне наоборот, поддержки бы хотелось.

А по второму варианту, когда близкие стыдятся за меня тоже не проходит. Я не хочу чтобы близким было стыдно - я хочу чтобы им было хорошо! А то что мне вроде бы надо измениться - не будет работать. - Мне уже не до этого! Я думаю как бы побыстрей выйти из этой ситуации, и вынужденно, получается, убегаю от ее решения! На будущее это может сработать - я не захочу уже чтобы такая ситуация повторилась, но только если близкие снова будут рядом! Если нет - мне наплевать, это не мое решение было, и я нисколько не изменился! - не изменил своего отношения.

Что же получается в остатке?
1. Необходим ориентир - принятое представление о правильном поведении, который важен для меня и для окружающих.
2. У человека есть возможность увидеть свое отличие от ориентира и в зависимости от важности данного правила для человека, он своим свободным выбором может поменять отношение. И только таким образом он может измениться.
3. Желание помочь человеку увидеть собственную неправоту приводит к обратным результатам, отдаляющим от ориентира обе стороны.

Еще одно хотелось бы заметить: все вышесказанное относится к моральным ориентирам - месту свободного развития человека и не относится к действиям обязательным, принятым в обществе исходя из необходимости сосуществования.


Рецензии
Третий пункт сейчас по другому видится:
Желание помочь можно реализовать, но не напрямую - когда мне вдруг захотелось высказать. Для этого нужны подходящие условия, чувство к этому человеку, и не забывать при этом что выбор остается за ним.

Олег Сафронов   24.06.2011 15:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.