Из писем к современникам Гражданская позиция

 Я думаю, не случайно и абсолютно справедливо на балу выпускников в Кремле 23 июня 2006 г. было сказано:
 - В жизнь вступает новое поколение наших юных сограждан...
 Действительно, выпускники школ - обретшие вместе с атеестатом относительную самостоятельность и почти абсолютную правосубъектность, - это новая возрастная когорта наших молодых сограждан.... Будущее и надежда страны, хотя сами они врядли и осознаниют, ощущуают себя в этом КАЧЕСТВЕ....
 С различным уровнем подготовки вступающих в самостоятельную "взрослую" жизнь, которую строить отныне они будут сами и в соответствии с собвственными представлениями о Добре и Зле...
 И многие из них будут нередко по разным поводам потом, но преимущественно с грустью, вспоминать эти:
 ...годы учебы, чудесные.....

 В 2007 г. выпускников школ стало ровно на 147 тысяч меньше, чем в предыдущем году - 1 250 тысяч... То есть более чем на 10%!
 А в силу демографических особенностей с 2008 года начнется резкое уменьшение "удельного веса" детей, подростков(14-18лет) и молодежи(до29лет) в структуре населения страны....
 Президент в послании к Федеральному Собранию в мае 2006 г., говоря о демографической проблеме, касался лишь "количественной" ее составляющей, но ведб есть еще и качественная...

 ... К сожалению, похоже, у нас утрачивается такое понятие, как СОЛИДАРНОСТЬ сограждан....
 То есть ощущение соПРИЧАСТНОСТИ к стране, народу, его исторической судьбе....
 Здесь уж не до Ликурговского: государство СУЩЕСТВУЕТ, охраняемое ЛИЧНЫМ УЧАСТИЕМ КАЖДОГО!!!
 Что навело на столь "несвоевременные", грустные мысли?

 Объявление, появившееся во многих московских аптеках с призывом помогать деньгами детским домам и приютам с описанием, в принципе, известной картины запущенности этих ГОСУДАРСТВЕННЫХ учреждений.....
 Сам-то я знаю об этом, поскольку сталкиваться с этим приходилось давно и неоднократно......

 Да, многие - МНОГИЕ, не буду врать и лицемерить, помогают, и это - верно, для кого-то, быть может, единственная надежда на спасение....

 Но вопрос в другом - а ПОЧЕМУ же ГОСУДАРСТВО, социальное (по своей КОНСТИТУЦИИ), не выполняет этой своей функции адресуя ее своим сердобольным гражданам????

 Они-то - неизвестные граждане, проявляют солицарность и ГРАЖДАНСКУЮ позицию, а вот ГОСУДАРСТВЕННЫЕ муже - депутаты, МИНИСТРЫ, премьеры, губренаторы, мэры - имя им легион!, - а они-то что????

 Или, может быть, наши новые "избранники", "слуги народа", наконец-то узнают, услышат, УВИДЯТ это????

 Апатия и социальная пассивность, - увы!, - стали доминантами общественных настроений.
 Достаточно вспомнить планы "Единой России" по "монетизации льгот" 2004 г., не вызвавшие фактически никаких протестов до того момента, как они были реализованы и лишь тогда выведшие население из состояния анабиоза....
 В предвыборные дни ноября 2007 г. "НАШИ" СМИ молчали о забастовках транспортников Франции, протестовавших ПРОТИВ ПЛАНОВ отмены льгот для труженников отрасли. Молчали, дабы не "популяризировать" зарубежных "примеров не для подражания"...

 Х х Х

 Задавшись выяснением вопроса: что такое "хорошо", и что такое "плохо", хотелось бы высказать свое мнение, понимание места литературы в жизне современников...
 В основе интереса к литературе, на мой взгляд, лежит то обстоятельство, что все мы учимся на реальных жизненых примерах... И роль литературы в этой связи, как, как представляется, понимали ее отечественные литераторы XIX -XX веков, - расширение кругозора читателей, ознакомление их с событиями, ситуациями и характере, неизвестными им по личному опыту общения, а также раскрытие тайн психологии личности и межличностного общения, обучение искусству и этике общения...
 И в художественной форме они делали это не хуже известной книги-самоучителя Дейла Карнеги....
 Многие образчики современной литературы, уйдя от реальных личностей в мир фэнтази и криминала искажают как сущность нормального и продуктивного безконфликтного общения, так и сами понятия о возможном и должном, добре и зле...

 Законы государственного управления, как и объективные законы человеческого бытия, в гораздо меньшей степени политически "ангажированы", чем сегодня об этом думаю многие...
 Как вам в этой связи заветы "матушки" Екатерины Великой:

 1) Нужно просвещать нацию, которой должен управлять;

 2) Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заствлять его соблюдать законы;

 3) Нужно учредить хорошую и точную полицию;

 4) Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным;

 5) Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям;

 6) Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание, полезно ли?

 х Х Х х

 С чего начать? Цитаты или САМОцитаты? Оправданным будет и тот и другой подход....
Думаю, все же разумнее будет начать "с конца", т.е. более позднего материала, завершив его собственными рассуждениями....

 Из "МК" от 4 декабря 2007 г. :

 "Это раньше Россия была самой читающей страной в мире. Сейчас в области книгоиздания и распространенности чтения мы занимаем лишь 33-е место среди 40 развитых стран. Дети читают все меньше. Возможно, через пару десятков лет книга станет таким же раритетом, как сейчас — граммофонная пластинка.
Почему детвора XXI века отказывается читать?
В Российской государственной детской библиотеке (РГДБ) решили выяснить у детей, зачем они читают. Выяснилось, что у современных ребят довольно прагматичный подход к чтению.

— Мы провели опрос среди подростков 12—14 лет, — говорит психолог библиотеки Наталья Малахова. — Так вот, 51% подростков ответили, что читают, потому что это полезно. Один ответ нас вообще ошеломил. Девочка написала: “Я читаю для того, чтобы развивать свою память и речь”. 12-летняя девочка читает Майна Рида для того, чтобы развивать память и речь!

38% опрошенных ребят написали, что читают, чтобы получить информацию, добыть новые знания.

И только 11% детей читают книжки просто потому, что им это интересно.

Что думают москвичи:

37% москвичей не читает книг вообще. Они читают только то, что раскладывается в их почтовые ящики, — рекламные объявления и газеты;

40% читают от случая к случаю;

23% опрошенных читают постоянно. Из них 24% отдают предпочтение женскому детективу, 18% читают русские триллеры и детективы. Современную отечественную прозу читают всего 5% опрошенных, а переводную — 4%;

16% горожан читают газеты, 7% — развлекательные журналы;

11% москвичей посещают библиотеки. 31% из них — учащиеся и студенты;

32% опрошенных никогда не были записаны в библиотеку, они покупают книги в книжных магазинах или берут у друзей;

12% от опрошенных горожан читает книги в Интернете.

Только 4% московских семей имеют домашние библиотеки.

По данным исследования “Массовое чтение москвичей”, проведенного аналитическим центром Юрия Левады среди взрослых.
 МК 04.12.07 Некласное чтение: Книжный конфликт поколений. Светлана Плешакова

 И моя прошлогодняя запись: то, что писал по этому поводу в июне 2006 года: - так же актуально звучит это и сегодня в свете приводимых цифр:

 Как показали итоги недавнего международного исследования, только 23 % россиян старше 18 лет регулярно читают книги.... По показателю "осмысленного чтения" - способности понимать незнакомый текст и осмысленно отвечать на связанные с ним вопросы, российские школьники в 2004 году оказались на... 33 месте из 40 стран, где проводилось это исследование.
 Между тем, как полагают психологи, способность активно "усваивать текст", развивается у детей преимущественно в возрасте до 12 лет, а отсутсвие этих навыков, на что нередко жалуются сегодня учителя в средней школе, ведет к "дисфункциональной безграмотности" обучаемых. Отсутствие подобных навыков не только создает проблемы с продолжением образования, но и порождает трудности в интелектуальном развитии человека....
 На часто повторяющийся вопрос о том, можно ли научить детей читать и любить литературу отвечаю: думаю, что можно! Но как?
 Наверное - непросто.... Только вот остались ли у нас "простые" решения всех эжизненых проблем?
 А родители - и реальные и потенциальные должны начать с себя и сегодня!







 


Рецензии