Глава 2. Возвращение чёрного орла

Несколько небольших выцветших зелёных палаток были натянуты на лужайке прямо перед самым главным Белым домом России. Было уже далеко за полночь, и августовский ночной холодок начинал пробирать до костей. Поэтому в проходах между натянутыми палатками ночные дежурные разожгли небольшие костры. Кто-то из обитателей палаток, греясь у костра, тихо перебирал струны шестиструнной гитары и глухим голосом пел свою нескладную песню. Какие-то молодые парочки, сидя рядом с замёрзающим гитаристом, несмотря на позднее время и холод, даром время не теряли и потому крепко обнимались и сладко целовались. А кто-то, наскоро перекусив всухомятку и забыв обо всём, пытался уснуть, лёжа в одиночку на голой холодной земле, укрывшись лишь тонким одеялом. Это были те самые защитники Белого дома, которые добровольно выступили против лидеров ГКЧП и своей совсем невооружённой грудью пытались заслонить от танков путчистов молодое руководство новой независимой России в лице единой и очень сплочённой команды Ельцина, Хасбулатова, Силаева и Руцкого.

– Товарищи, друзья! – совсем не по-ораторски несколько часов тому назад, обращаясь ко всем россиянам по одному из оставшихся в его распоряжении радиоканалов, взывал вице-президент России генерал Александр Руцкой. – В стране предпринимается попытка военного переворота для установления диктатуры сталинского типа. Ответственные за сегодняшнее положение в стране государственные деятели, предвидя своё поражение, неминуемую ответственность перед народом, возглавили антиконституционный заговор. Созданный ими комитет по чрезвычайному положению вашими руками ввергает страну в ужасы междоусобицы. Я взываю к вашей чести, к вашему разуму, к вашему сердцу. Сегодня судьба страны, судьба её свободного демократического развития в ваших руках. Не допустите кровопролития. Никакой поддержки заговорщикам! Всячески препятствуйте осуществлению преступных замыслов. Я призываю вас переходить на сторону законно избранных народом органов власти – Президента и Совета Министров РСФСР.

В противоположность вице-президенту Руцкому некий Владимир Жириновский, почему-то называвший себя лидером российских демократов, да к тому же и либеральных, ещё утром известие о перевороте, устроенном ГКЧП, воспринял не как пресловутый демократ, а совсем иначе:

– Я считаю этот процесс закономерным. Он, я бы сказал, с опозданием. Потому что в России принятие исторических решений всегда с опозданием или слишком быстро, как в октябре 1917-го. Он закономерен и естественен, потому что такое огромное государство отдать на откуп политическим авантюристам – это немыслимо. Поэтому ситуация сложилась в стране критическая. И то, что с сегодняшнего дня в стране действует ГКЧП, это нормальный процесс. Руководство нашей партии полностью его поддерживает, потому что надо остановить насилие и хаос. Я уверен, что демократический процесс будет продолжен, в смысле реформ экономики, развития конституционных свобод, будут внесены большие изменения в Конституцию. Но самое главное, я как юрист выступаю за конституционный порядок. Вот что я могу сказать по состоянию на 8 часов 33 минуты 19 августа.

       Так дословно говорил лидер самых либеральных демократов. В тот же день, вечером, опять же самый настоящий журналист Михаил Соколов, наблюдая за острым противостоянием ГКЧП и молодого руководства обновлённой России, взволнованно вёл свой репортаж по радио, располагаясь в соседнем многоэтажном здании напротив Белого дома, окружённого палатками:

– Я сейчас на одиннадцатом этаже Дома Советов. Сейчас у здания находится примерно двадцать тысяч человек. Этого мало, но мы надеемся, что эти люди не уйдут. Танки и БТРы пока отошли от Белого дома, люди стоят по периметру заграждений. Им, наконец, стали подвозить топливо и продукты москвичи. Охрана здания сейчас состоит из безоружных афганцев, сотрудников частной охранной фирмы «Алекс», чисто символически вооружённых сотрудников службы безопасности Президента, есть редкие ОМОНовцы и милиционеры с автоматами. Мост через Москву-реку перекрыт автобусами. Перекопан Новый Арбат и набережная. По моим впечатлениям, мне кажется, что путчисты несколько растерялись. После переговоров Юрия Лужкова с командиром колонны БТРов и танков на Тверской, она отступила от Моссовета к стадиону «Динамо». По моим сведениям, в операциях по установлению чрезвычайного положения пока участвуют только две отборные дивизии – Кантемировская и Таманская – и одна бригада внутренних войск. Похоже, на другие армейские части, а также дивизию Дзержинского всё-таки власти не рассчитывают. По сведениям из Главного штаба воздушно-десантных войск, многие офицеры публично выражают несогласие с приказами министерства обороны. При соприкосновении с людьми, которые демонстрируют около Белого дома, части как-то довольно быстро разлагаются, распропагандируются, и офицеры стараются их увести. И ещё одна новость. Как известно, власти пытаются установить контроль над средствами массовой информации. В числе разрешённых газет и газета "Известия". Однако, "Известия" завтра не выйдут. Набор "Известий" рабочие рассыпали сами, поскольку главный редактор газеты отказался печатать указы Бориса Ельцина. Вот мои новости с одиннадцатого этажа на это время. Мы ждём ночи, мы ждём того, что может здесь случиться.

В это же время в одной из палаток, натянутых возле Белого дома, находились ребята, приехавшие в Москву из Калининграда, из того самого, который располагается у берегов Балтийского моря на территории бывшей Восточной Пруссии. Едва услышав о путче, они, эти ребята, находясь далеко от Москвы, быстро собрались и купили билеты на самолёт, отлетающий в столицу России. Их огромным желанием было: помчаться сломя голову в Москву и не допустить поворота страны назад к тоталитаризму и командно-административной системе. Они горой стояли за соблюдение в России прав человека и демократию, за безусловное продолжение и углубление политических и экономических преобразований, начатых Михаилом Горбачёвым и его сторонниками. Разгорячённые волнующими событиями, происходившими теперь в Москве, и, в том числе, началом работы Первого Всемирного конгресса соотечественников, который собрал бывших россиян со всех концов земного шара как раз в первый день путча, они горячо спорили о будущем страны, которое, по их мнению, должно быть только прекрасным. Многие из них вместе с приехавшими в Москву потомками активных членов Белой Гвардии мечтали теперь о возвращении в Россию и Москву – ведь это же Третий Рим! – старых славных символов великой державы и, прежде всего, византийского двуглавого чёрного орла.

– Такой орёл, – с волнением говорил один из ребят, – одной своей головой всегда смотрел на богатый восток, а другой – на умный запад. Тем самым он как бы символизировал великую Россию, которая как раз своими границами и простирается с одной стороны на Запад, а с другой – далеко на Восток, и потому должна следить за всем, что происходит и там, и там!

– А чем тебе не нравится красная звезда или нынешний герб Советского Союза, проросший колосьями хлеба? – спрашивал другой. – Ведь с этими символами наши отцы и деды победили в Великой Отечественной войне, проложили дорогу в космос, завоёвывали золотые медали мировых чемпионатов по различным видам спорта!

– Красная звезда символизирует не только эти победы, но и красный кровавый террор во время гражданской войны, сталинский кровавый террор в тридцатые и послевоенные годы, поэтому ни в коем случае нельзя согласиться с тем, чтобы оставить такую звезду на башнях Кремля, на гербе и знамени независимой России!

– Но было ведь не только это! Да и когда это было! Всё уже давно переменилось, виновных осудили, некоторых из них даже казнили! А вот как смотрел прежний имперский двуглавый орёл по сторонам, например, на Польшу, Финляндию или ту же Турцию и Японию, с каким выражением, каким взглядом? Как добрый друг или как кровожадный враг? В природе ведь орёл добрым никогда не бывает. Ему подавай только сырое мясо, да побольше! Ничем другим он питаться не будет. Поэтому орёл – это, я думаю, прежде всего символ хищной агрессии и холодной жестокости! А вот пятиконечная звезда да ещё с трудолюбивым серпом и молотом – это же пентаграмма Бояна, генетический код развития материи и мира в целом, пронизывающий всю нашу вселенную насквозь. Разрежьте самое обыкновенное яблоко, и вы даже в нём, как это смогла сделать и Ева, жена Адама, увидите пятиконечную звезду!

– Кому какое дело: как смотрит двуглавый орёл! Он может смотреть и так, и эдак. Всё будет зависеть от того, на кого он будет смотреть: на друзей или на врагов! Если ты ему друг, то и он смотрит на тебя как на друга, а если ты ему враг, то и смотрит он на тебя как на врага. Понятно? Кроме того, двуглавый орёл связывает новую Россию с прежней, с той, которая несколько веков существовала до 1917 года. И не просто существовала, а росла и процветала! А звезда? За ней пустота и совершенно никаких отечественных исторических традиций!

– Ошибаешься! Пентаграмме Бояна, как я недавно прочитал, вот уже две с половиной тысячи лет. С другой стороны, мне кажется, что очень многие будут бояться даже одного взгляда такого друга, как двуглавый чёрный орёл, а вот звезда – это красивый нейтральный символ.
– Ну и пусть боятся нашего орла! Знает ведь кошка, чьё мясо съела!
– Но ведь это может привести к неминуемой конфронтации не только во вне, но и внутри самой России!
– А чего нам бояться такой конфронтации. Сил у нас достаточно, и мы можем очень быстро подавить любой внутренний мятеж! Пошлём на самолёте отборную группу наших десантников, и всё будет сделано за несколько часов!
– Но применение силы там, где легко можно обойтись переговорами, может привести к тяжёлым непредсказуемым последствиям!
– А ты что, боишься постоять с оружием за нашу державу?
– Дело не в этом. Если надо будет постоять, то постою, как и все. Дело совсем в другом! Зачем же нам самим провоцировать внутренние конфликты, множить проблемы, которых у нас и без того много?
– Да что ты всё заладил: конфликты! конфликты! Никаких конфликтов не будет! Всё будет так, как мы того хотим! Вот увидишь!
***
Прошло несколько дней, и сплочённая команда лидеров «независимой» России во главе с Ельциным и при единодушной поддержке большинства россиян очень быстро добилась победы над ГКЧП. На главном знамени России вместо красной звезды сразу же появился желанный для некоторых двуглавый чёрный орёл. И вот с этим самым двуглавым прожорливым орлом молодые солдаты уже обновлённой России, как и их давние предшественники – лихие донские и кубанские казаки царской Российской империи, – совсем скоро по приказу всё того же Ельцина начали скоропалительную кровавую войну на российской территории в Чечне. Один из безусых солдат, бывший защитник Белого дома, палаточник, под этим же знаменем был вынужден идти в атаку и стрелять без разбора направо и налево в Грозном по своим же соотечественникам – россиянам. И он стрелял и не понимал, почему он должен был это делать. Ведь основное отличие чеченцев от него, молодого российского солдата, было только лишь в том, что все они любили не только Христа, но и Магомета, с детства умели говорить не только на певучем русском языке, но и на гортанном чеченском и, помня далёкое прошлое, всегда с недоверием относились не только к живому одноглавому орлу, но и к двуглавому, имперскому. Вот если бы это был не чёрный орёл, который всегда только угрожает, а, например, белоснежный мирный лебедь из прославленного «Лебединого озера»! Тогда другое дело! Тогда можно быть спокойным! Может быть, мы когда-нибудь всё-таки доживём до такого символа на нашем российском флаге и гербе и не будем больше никому угрожать, а будем доставлять окружающим народам лишь удовольствие и наслаждение: своим искусством, своей наукой и техникой, своей мирной политикой?

Молодому российскому солдату, вчерашнему школьнику, одному из очень немногих счастливчиков, всё же удалось вырваться из страшного чеченского плена, куда он попал во время очередного налёта воинов ислама, и, в конечном итоге, остаться в живых после того жуткого ада, который перемолол десятки тысяч своих и чужих и превратил красивую процветающую республику Северного Кавказа в зияющую кровоточащую рану, где, словно Мамай прошёл, где не осталось ни одного живого места, где повсюду были теперь лишь стон да слёзы.

Ныне вместе со своими друзьями солдат возвращается к матери на родину. Он очень доволен: ведь во-первых, он победил; во-вторых – он остался жив; ну, а в-третьих – он ведь едет домой! Для бывшего участника боевых действий на Кавказе лучшего и желать нельзя!

На родине рядом с матерью ожидала солдата и одна зазноба, некая Александра, которая чуть было не вышла без него замуж, но, узнав о возвращении долгожданного, словно воскресшего из небытия, героя, забыла своего нового импозантного ухажёра, умеющего, словно Маний Аттилий, лишь азартно размахивать руками и красиво говорить, и с нетерпением ждала свою самую первую любовь. Ведь старый друг всегда лучше новых двух! Тем более что он герой! Он орёл, он победитель! Пусть он не так уж много говорит, но зато как он умеет молчать!

Во время встречи на пороге родного дома мать долго со слезами на глазах прижималась к сыну, который стоял рядом с ней в солдатских сапогах и гимнастёрке, и никак не могла от него оторваться. В отличие от своих соседей она всегда верила, что уж её-то сын обязательно вернётся с войны живым. И вот он, её Владимир, наконец, вернулся, он снова дома, он снова рядом с ней! Для матери это ведь самая большая награда! Никакие, даже самые высокие правительственные награды, самые красивые медали и ордена никогда не заменят ей родного сына, пусть и всего израненного, но вернувшегося домой живым!

– Сынок! Ты у меня совсем исхудал, одна кожа да кости!
– Ничего, мама! Зато теперь я дома! Поправимся!

Обрадованная счастливая мать тут же кинулась хлопотать на кухню, быстро накрыла праздничный стол, выложив на него все припасённые заранее продукты, пригласила в дом соседей, друзей, приятелей и подруг сына. Пришла к ним и Мария Гавриловна, любимая школьная учительница Владимира.

Собравшиеся долго расспрашивали молодого солдата о той непонятной войне, где не было своих и чужих, где все были родные, где сердце одинаково болело и страдало за всех детей России, вынужденных почему-то стрелять друг в друга.

Расспрашивали вернувшегося героя и о том, как он попал в плен, что пережил в плену, как с ним обходились вдруг ставшие чужими чеченцы. И Владимир всё подробно рассказывал, ничего не утаивал. Его слова совпадали с теми словами, которые собравшиеся уже не раз слышали по радио или по телевизору о судьбах таких же молодых парней, которые вначале пропадали в Чечне неизвестно куда, а затем находились и разными путями возвращались обратно домой к своим матерям.

Потом Мария Гавриловна стала расспрашивать своего бывшего ученика о дальнейших планах. И Владимир ответил ей и всем сидящим за столом:

 – Хочу, пользуясь некоторыми нынешними льготами, предоставленными молодым солдатам, участвовавшим в недавних боевых событиях, поступить в Московский университет и стать, как и вы – Мария Гавриловна, профессиональным историком, чтобы научиться хорошо разбираться во всех тех событиях, которые происходили в России и мире раньше и которые оказывают сильное влияние на все те события, которые происходят и будут происходить в России и мире в будущем.

Учительница очень обрадовалась этим словам своего любимого ученика и поддержала его в выборе профессии.

Гости сидели за столом долго. Они поднимали тосты за героя, за Россию, за Чечню, плотно закусывали, потом пели песни, плясали и разошлись уже далеко за полночь. Наш разгорячённый герой тоже вышел вместе с ними на улицу, чтобы проветриться и заодно проводить свою зазнобу домой. Александра шла рядом с ним под руку и всё никак не могла наглядеться на Владимира. Ей было очень трудно оторвать от него своего очень томного взгляда. При этом её большие глаза откуда-то из тёмной глубины ярко горели самым волшебным светом. Они до краёв были полны любви и какого-то совершенно нового необъяснимого желания. Девушке почему-то очень захотелось утолить это желание прямо сейчас, и она невольно повела нашего героя не к себе домой, где им из-за её родителей пришлось бы сразу расстаться, а к реке, на знакомую им с детства полянку, где они могли бы прямо под звёздами надолго уединиться.

На полянке Александра от охватившего её сильного волнения, дрожа и плотно прижимаясь к милому другу всем телом, не могла говорить, а только и успела, что, подставляя ему свои пухлые чувственные губы для долгого поцелуя, прошептать:

– Володечька! Я больше не могу! Я по тебе так соскучилась! Делай со мной что хочешь!

И он, крепко обняв её за плечи и безотрывно целуя её сладкие губы, как самые сахарные в мире уста, впервые начал неумело делать то дело, о котором ранее ему, как это ни покажется странным в наш удивительно скороспелый век, доводилось только читать и слышать. При этом девушка помогала своему возлюбленному как только умела. И вскоре у них всё получилось. Ведь это же предусмотрено самой природой, всем мирозданием или, как некоторые говорят, Всевышним. Так слава Всевышнему, который создал нас для самой восхитительной и сказочной любви!

       (продолжение см. глава 3. Спас нерукотворный http://www.proza.ru/2008/01/07/40)

       Вверху нынешний герб России

       (Другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)


Рецензии
Что такое двуглавый Орёл подробно написано у Мэнли Холла:
Так, вот, кто-нибудь может объяснить, что означает двуглавый орёл на нашем Российском гербе? Соответствует ли он содержанию государства, его основным направлениям внутренней и внешней политики? А если нет, то не соотнести ли нам эти содержания для ясного понимания, целеустроения населения, осознавания самих себя, эффективной экономической, морально нравственной воспитательной, учебно-образовательной, политической, законотворческой и других видов деятельности. Желающие, например, «жрецы» Науки, могут увидеть на нашем гербе только двуглавое существо, мутанта, каких много в Кунсткамере; любители истории – давнюю традицию царской, в основном с крепостным (рабовладельческим) строем, России, символ империи, доставшийся по наследству от Византии. Христиане могут найти признаки своего присутствия на гербе, а, наследники ведической, дохристианской – свои, поскольку двуглавые и многоглавые божества, по археологическим канонам, признак ведической (языческой) культуры, и божествам этим уже более 8 тысяч лет.
Я приведу почти полное описание двуглавого орла как символа, данное исследователем различных, с древних времен существующих, религиозных движений - Мэнли П. Холлом [12], поскольку это довольно редкое и не всем доступное издание. Соответствие нашей Конституции с древней трактовкой двуглавого орла, как символа, может проанализировать всякий желающий. На странице 780 [12] рисунок с двуглавым орлом и под рисунком пояснительный текст: «Здесь изображён Верховный Жрец, Хозяин Двойной Священной Империи низшей и высшей вселенных. Древняя эмблема равновесия состоит из андрогинного тела, увенчанного двумя головами, одной мужской, одной женской, с одной короной на обе головы. Это единственное совершенное существо, в котором все противоположности примиряются, и совершенство это выражено двумя головами равного достоинства и величия. Вот почему эмблема двуглавого орла принята для идеи завершённости и означает Философский Камень, окончательное состояние души, абсолютное и трансцендентное совершенство, возникающее только в результате полнейшего развития скрытых возможностей индивида.… Если бы двуглавый орел, символ величественной степени, обрел способность к речи, он бы сказал: - «Только тот может носить моё изображение, в ком нет вероломства, в ком все страсти превратились в сочувствие, все естественное невежество - в божественную мудрость, всё себялюбие – в небрежение собой, потому что я – древняя и священная эмблема всего великого, совершенного и истинного. Я представляю духовное состояние, умственное устремление и физическое совершенство лишь избранников на земле. Я – символ всех просветленных и преображенных душ, которые будут рождены вновь и предстанут перед троном большинства. Я символ стража ворот, потому что один мой лик отражает вид моего Творца, а другой лик – Вселенную, им сотворенную. Моими крыльями интуиции и разума человек восходит до положения между небом и землей. Он, в ком я простер свои крылья, больше, чем человек, и меньше чем бог; следовательно, он богочеловек. В когтях своих я держу пылающий меч херувима, пылающий дух огня, чьим таинством освящено мое существование. Я – символ инициатора, который через века несет Ганимеда на своей спине и представляет его богам».
Есть пища для размышления, каким должно быть государство Россия? Есть для чего Пятый Национальный проект начинать, прислушаемся к символу нашего государства?
Даже, если только мы признаем, что человек имеет Душу, и она важнейшая, главнейшая часть человека, то и другие Национальные проекты превратятся в проекты для духовного человека, а не телесного, какими мы сейчас предстаём. Тогда не нужно будет отдавать на откуп наши Души и Души наших детей государственно-независимым организациям, поскольку духовное морально - нравственное образование человека, создание соответствующего Образа Мира, религии, если захотим, будет делом государственной первостепенной важности.
из моей статьи http://www.proza.ru/2010/04/06/419

А звезда тоже не менее сильный сакральный символ , начиная от того, что звезда - это символ человека. Мне видят ся суждения персонажей очень поверхностными, я бы даже сказал искуственно изуродованными.

Иван Жжуков   26.04.2014 15:31     Заявить о нарушении
Что касается символа звезды, то могу предложить работу "Бедное яблоко"
http://www.proza.ru/2013/09/09/1812

Борис Попов   26.04.2014 22:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.