Три солёных огурца...

Ольга Янченко, из журнала "Надежда" № 27 - 1996 г.
Из автобиографической повести - "Было..."
глава " Три солёных огурца"
***
Этот заголовок родился у меня на базаре "Комаровка", что в центре Минска.
Получив очередную пенсию в преддверии 8 марта, рискнула я отовариться согласно
выделенной властями для пенсионера нормы так называемой "потребительской
корзины". Купила дозволенное и, глянув на оставшиеся в кошельке "зайцы" и пошла
к выходу.
А на пути - тётка с кадкой солёных огурцов. И такие они ровненькие,
зелёненькие, аппетитные, что невольно свернула я с дороги и к этой тётке прямиком,
говорю: - А почём у вас эти красавчики?

Цена за три штучки сошлась как раз с остатками купюрочек в моём кошельке и,
глядя на них, я оказалась мысленно далеко от "Комаровки". аж в 1954-м году...

Дело в том, 25 сентября этого года меня, сироту бесквартирную, увёл к своей маме в двухэтажный барак на улице Белорусской, 37 "в замуж" мой однокурсник по Политехникуму. Он, настырный с 1948 года отгонял от меня всех женихов, а в осенний призыв в Советсткую Армию загремел на срочную службу аж под Киев , в Бровары. И писал мне из своей воинской части, что всё у него хорошо и скоро дадут ему отпуск как отличнику боевой и политической подготовки. Он и вправду был внешне как на плакате "Красная Армия всех сильней!",а уж характером - бешеный до нельзя.

На письма я ему не отвечала, замуж не собиралась, потому что со
здоровьем у меня были серьёзные проблемы, (с 22 июня 1941г. я была не аттестованным инвалидом ВОВ), и из кожи вон лезла, скрывая свою "нестандартность", училась в
вечернем ВУЗе и зарабатывала трудовой стаж в должности плановика в Министерстве Коммунального хозяйства ( в здании Дома Правительства). Между прочим, тогда при
всех строгостях КГБ вход туда был свободным).

Итак,будучи бесквартирной, не видя выхода из создавшейся ситуации, потому что скромные вещички мои жених мой мгновенно и тайно от меня унёс в тот знаменитый
барак, увековеченный не менее уже тогда знаменитым его молодым жильцом,
художником Васей Сумаревым, написашим картину "Мой дом". Её Минкультуры
удостоил чести быть экспонатом Национального Художественного Музея, что на улице Ленина в Минске.

Эти никому не интересные подробности моего непланового замужества разъясняют суть события на Комаровке, потому что в квартирке этого барака
метражом в 22 квадратных ютилось не менее 15 человек родичей моего настырного жениха - солдата

И вот в эту гущу он поместил меня, не спросив согласия на то ни моего, ни его многочисленной и очень странной родни...
Теснота, шум, духота и всякие непредвиденности из-за несовместимости наших взглядов на жизнь сразу же породили ситуацию "не ко двору".
Жутко было мне увидеть, что в кухне на железной койке среди грязной рухляди, пахнувшей керосином, умирала, вся изъеденная язвами, бабушка моего нежданного мужа Степанида Антоновна Запольская...мать 12 детей, вымирающих тоже самы диким способом: кто повесился, кто отравился, кому "подмогли" туда...

Своебоазные приметы этого света и людей его. Да, я там оказалась инородным телом, существом из другого мира. Мне шептали вслед родичи мужа:- И куды яна вечарам ходзиць? Вучыцца? ДЗе? Вуниверситэце?. А навошта ёй гэта?
В Минске у меня родственников и даже друзей надёжных не было и я смирилась со своею участью "гадкого утёнка".

И как-то вечером, возвратясь из своего ВУЗа, поискав взглядом чего-нибудь съестного, увидела я на подоконнике алюминиевую мисочку,а в ней...три солёных огурца. Села я на пол с конспектиком по курсу будущего журналиста да и умяла незаметно все их. Без хлеба, без бульбы, а главное - без спросу...И уснула, свернувшись калачиком на знаменитой опять же в те годы "ватоуцы"(это стёганая куртка на вате).

А утром чуть свет на работу мне. Волновалась, чтоб не опоздать, потому что недавно перевелась я на более высокую зарплату. Весёлая и довольная новой своей должностью,пришла я с работы в этот барак и получила от всей многочисленной семьи жениха моего такую взбучку, что даже теперь, спустя много лет, вспомниать больно и страшно.

Да, утром жених мой однако успед затащить меня в ЗАГС Кагановичского района Минска и оформить запись в какой-то амбарной книге о заключении меж нами
брака -- свидетельство об этом нам тут же выдал старик, занимавший должность регистартора.
Уж не помню, какими словами они все клевали меня бестолковую, а вот свекровь моя Анна Александровна сказала в сердцах: -Усе тры! А я ж хацела з из расольник зварыць!

 А свекровь моя, мама мужа моего, вдова или брошенка (22 июня 1941г. муж её Константин пропал вез вести) работала вахтёром при огромных чугунных воротах завода им.Клима Ворошилова. Как она, голубушка, худенькая, вечно голодная тягала эту махину сама ума не приложу. И зарплата у неё за этот адский труд была копеечная. И вот - трагедия: эти мною, бестолковою девчонкою уничтожены были аж три её солёных огурца!..
***
__________________
Белорусочка или Волжаночка - это тоже я


Рецензии
Здравствуйте, Яна.
Рада знакомству с Вами.
С уважением,
Наташа

Наталья Столярова   25.02.2008 07:15     Заявить о нарушении
Натали, спасибо за визит на мои огурцы и за отклик.
Да,была у меня такая трагедия в юности. Да и в детстве...А тебе бодрости и нежданной радости, Натали!

Яна Ольгина   30.05.2010 18:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.