О коррупции и методах борьбы

(размышления)

Коррупция — это явление в обществе, которое крайне отрицательно воздействует на его развитие. В ее основе лежит подкуп взятками и продажность должностных лиц - политических деятелей и чиновников.
Коррупционер — это тот чиновник, который замешан в коррупции. Он рассматривает свою должность, как источник наживы, как бездонную кормушку, в которой есть все блага. Источником коррупции всегда во все времена являлось его должностное право: что-либо разрешать делать людям от имени общества или запрещать, а также затягивание во времени (волокита) решения неотложных вопросов, входящих в его компетенцию.
Некоторые люди думают, что явление под названием коррупция возникает и живет где-то в высших эшелонах власти. Ничего подобного! Она начало свое берет с самой маленькой должности чиновника, которому дано право что-то разрешать или запрещать человеку-просителю, а также контролировать исполнение законов и правил. Начало ее исходит вроде бы с безобидных вещей: с подношения шоколадки чиновнику за скорость исполнения и доброе человеческое отношение к вопросу просителя. Однако проситель иногда может не понимать, что таких «просителей» и жалобщиков у чиновника множество. И каждый идет с подношением шоколадки, коробки конфет к чаю, бутылочки коньяку и прочим. Вроде бы мелочь? Но всякое большое дело начинается с мелочей!
Такой чиновник по-первости принимает все с благодарностью, но в один прекрасный момент начинает понимать, что его рабочее место может приносить и более серьезные ценности. Вот тогда он избирает основной целью своей деятельности: выколачивание из клиентов желтого металла, превращаясь во взяточника. Однако чтобы брать взятки, не боясь контроля со стороны руководства, он обязан делиться с начальником «добычей».
Если его начальник не видит в этом греха, нечистоплотен на руку, и принимает подношение, то вместе они уже исток коррупции, поскольку и начальник тоже делится со следующим этажом власти, и так по всей вертикали. Все вместе постепенно преобразуется в коррумпированную власть. И чтобы не говорил публично чиновник на высоком посту, как бы он не клеймил коррупцию во властных структурах, если он нечистоплотен на руку сам, то он бороться с ней не сможет. Ни при каких обстоятельствах!
Главным признаком коррупционера является его запредельное служебное рвение, заключающееся в том, что он требует от граждан неукоснительного выполнения законов, правил и инструкций, находящихся под его контролем, вплоть до последней точки и запятой. И, учитывая некомпетентность граждан в знании этих законов и правил, постоянно норовит расширительно их толковать в свою пользу.
Цель такого поведения двоякая: первая — показать себя перед общественностью и вышестоящим начальством свое добросовестное отношение к должностным обязанностям. Вторая — показать просителю сложность решения его проблемы, даже если пустяковый вопрос. Он норовит отправить просителя по «кругу», чтоб тот понял, что без «дополнительной оплаты» решить его проблему невозможно.
«Приходите: завтра! послезавтра, через неделю, через месяц!» Хотя вопрос может быть решен немедленно, после быстрой соответствующей дачи «на лапу».
Признаком коррумпированности отдела администрации, конторы, филиала, учреждения, службы — всего, что угодно, — всегда является наличие очереди. И не просто очереди перед дверью, а для «упорядочения» приема клиентов, такая контора ведет предварительную запись в очередь, которая может растягиваться от нескольких дней до нескольких недель.
Такой прием называется: «выколачивание мзды».
Несмотря на «предварительную» запись, явившись в установленное время, проситель может ошибочно представить не все документы, не те, мало того, чиновник его может «пустить по кругу» буквально по пустяковой причине. И снова по записи ставит в хвост очереди. Напрашивается вопрос: что делать такому человеку для ускорения процесса? Как поступить?
Поскольку взяткодательство и взяточничество преследуется по УК, коррупционер вяжет круговой порукой всех подчиненных и для осуществления приема взяток, вокруг своей конторы организует круг доверенных лиц, которые своим видом или нагло, в открытую, предлагают свои посреднические услуги просителю. Как правило, эти люди к деятельности конторы не имеют отношения, а только имеют личные связи с коррупционером. Такие люди могут даже работать уборщицами и дворниками. Всякие Марьиванны и Палпетровичи, и даже солидные фирмы, которые строят свой бизнес на посредничестве между просителями и коррумпированной конторой. Все это построение подчинено одной цели: сократить круг лиц до минимума, имеющих отношение к передаче взяток.
Вот к ним-то, Марьиваннам и Палпетровичам, и вынужден обращаться наш проситель для ускорения решения своего вопроса.
Если б контора работала честно, то никаких посредников и не потребовалось!
Коррупционер и его контора постоянно стремятся расширить свое влияние на граждан через свое «лобби» в администрации и в среде депутатов, содействуя принятию законов или местных решений по ужесточению порядка выдачи чего-либо, умаляя права, как простых людей, так и предпринимателей. Тем самым, коррупционер расширяет свои права что-либо разрешать или запрещать населению или ужесточает требования к тому, что жизненно необходимо людям. Почти всегда ужесточение требований к чему-либо (лицензирование деятельности, санитарный и пожарный надзор, проведение техосмотра транспорта, размещение рекламы на улицах города, разрешение на торговлю, оформление документов на владение недвижимостью и прочее) на практике к положительным результатам не ведет, поскольку снижение этих требований или полная их отмена покупается за взятку коррупционеру. Это так есть всегда и во всем. Тогда не лучше ли вместо расширения прав коррупционера, по ужесточению требований к чему-либо, несмотря ни на какие его «высокие» доводы: от «по просьбе трудящихся», до «там гибнут люди», всегда проще отменить то его требование совсем и навсегда? Тем самым переложить ответственность на самих людей, поскольку они, в конечном итоге, отвечают за свои действия, а не чиновник-взяточник.
В обществе не все так просто. Место для чиновника всегда найдется. Обществу всегда требуется следить за исполнением законов, правил и инструкций.
Как же бороться с коррупцией и не допускать ее возникновения?
Бороться трудно, но можно.
Практика жизни подсказывает, что величина жалованья чиновника на коррупцию никакого воздействия не оказывает.
Вот всевозможные льготы могут, на мой взгляд, оказать положительное воздействие на проблему. Такие, например, льготы: оплата обучения детей, коммунальных услуг, снижение срока выхода на пенсию должны быть строго градуированы, и зависеть от стажа работы на должности. Например: три года честно отработал на должности, — получи льготу по оплате за учебу одного ребенка в ВУЗе, 20% скидку в оплате за квартиру и год снижения срока по выходу на пенсию от общепринятого. Шесть лет честного труда — в два раза больше льгот. Девять лет отработал: те же льготы и беспроцентная ссуда для покупки жилья. Но зато, если попался на нечестности, на взятках, то все льготы пропадают, плюс увольнение. Вот тогда чиновник и подумает: стоит ли брать взятку или нет. Я не знаю, как это будет на самом деле, — я только рисую тенденцию. Во всем мире оплата труда чиновников всех уровней развивается в этом направлении. Только в нашей стране в прессе «крокодильи слезы» об их низких зарплатах, «бедственном» положении. Тем самым, мы априори оправдываем коррупцию.
Кто-то скажет: «Дорогое удовольствие — борьба с коррупцией!»
А вред, который наносит коррупция обществу, разве дешев?
Ну, и естественно, продолжить те методы борьбы с коррупцией, которые ведет милиция. Однако если над коррумпированной конторой стоит целая пирамида коррумпированных начальников, то, как правило, милиции в этой структуре делать нечего. Там взаимовыручка такая, что разрубить ее удается только в кино.
И еще момент. Представим: принято решение дать чиновникам определенные льготы за честную работу, о которых писал выше, а они уже, до того, погрязли «по уши» в коррупции.
Все усилия общества в таком случае окажутся напрасны.
Для ее разрушения тогда требуется участие самих граждан!
Первое, что они могут: — это горячее участие в выборах первых лиц района, города, губернии и выбирать предельно честных людей, ставящих во главу угла своей работы во власти не обещания по строительству «воздушных замков», а свою Честь и Достоинство. Нельзя держать их там более одного срока. Поскольку все-таки слабы человеческие души и не могут устоять от соблазнов.
Смотришь, пришел работать в администрацию паренек в лапотках, чуть прижился, глядишь, — душонка-то его подгнила и начал хапать запредельно. Если там всеобъемлющая коррупция и толпы «учителей» ходят вокруг, то куда бедненькому пареньку податься? Куда все, — туда и он!
Не надо бояться смены власти. Администрация-то работает. Предприниматели «хлеб» возят. Зато новый человек внесет свою лепту в общественный прогресс.
Второе. Вот уже много лет власти нам обещают принять Закон «О борьбе с коррупцией» как панацею от наших бед. Но что-то не принимают. Мы за это подозреваем или делаем вид, что подозреваем всю пирамиду власти в коррупции. Мол, «ворон ворону глаз не выклюнет!»
А так ли уж нужен этот закон?
Нет, конечно! Для реальной борьбы и принятых законов достаточно! И главный Закон — Конституция, позволяет нам это делать: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Данный высший Закон прямого действия, — не предусматривает никаких других подзаконных актов, разъясняющих порядок проведения этих мероприятий. Даже в Уголовном Кодексе есть статья «Воспрепятствование проведению собраний, митингов…». Это значит, что никаких разрешений гражданам не требуется для проведения подобных мероприятий. Нашел повод собраться, обзвонил друзей-соседей, написал, развешал объявления и вперед: реализуй свои гражданские права!
(Правда, тут, если подходить к вопросу чисто по-человечески, думаю, следует все-таки письменно предупредить администрацию о предстоящем мероприятии.)
Однако чиновники с преступными наклонностями, в подзаконных актах, типа «устав поселка, района, города, протащили и приняли всякие антиконституционные «правила проведения», например, митинга, в которых расписали порядок обращения граждан на проведение вышеупомянутого мероприятие. Чем ограничили наши с вами конституционные права.
В результате таких действий чиновников получилась смешная ситуация: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» и «единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ» — народ, граждане являются Хозяевами в этой стране по Конституции. И вдруг Хозяин должен испрашивать разрешение у чиновника («слуги») на проведение какого-то собрания, пусть, митинга?
Право народа на мирные собрания — это «плеть» в руках хозяина. На таких мероприятиях происходит сплочение обиженного народа против преступных действий чиновников. Только там происходит «сговор» народа о единстве действий против власти и строительство Гражданского общества!
Ограничение конституционных прав подзаконными актами, всякими Уставами и прочими распоряжениями рассчитано на трусливых дураков. Для человека, обладающего Гражданским Мужеством и готовым выйти на площадь для защиты своих прав, — это не препятствие.
Вместе с письменным предупреждением, думаю, следует встретиться с местным начальником управления внутренних дел. Чтоб не было осложнений, показать ему статьи Конституции и УК по поводу проведения этих мероприятий. Этим показать ему, что вы о существовании этих статей и их содержание знаете и готовы идти до конца. На все его доводы о существовании всяких подзаконных актов ответ должен быть один: — «Конституция РФ — Закон прямого действия!». Тогда у вас не будет осложнений, и этот начальник обязан будет охранять ваше мероприятие от возможных провокаций со стороны «заинтересованных» лиц.
А теперь, после пояснений идем дальше.
Народ забит, зашуган чиновниками и не знает своих прав. Представьте: коррупционер преподношения принимает, сам зверствует, лютует, требуя неукоснительного выполнения порой никому не нужного кроме него закона, расширительно толкует его в свою пользу, чем и обижает людей. Но он так себя ведет потому, что знает, что граждане разобщены. Каждый от него уходит обиженным, со своей болью и ее носит в своей одинокой душе, не зная, что таких обиженных вокруг тысячи. Коррупционер стрижет население, как баранов, а то поворачивается: «Здесь еще не обстриг и тут, будьте любезны!»
Знакомые люди одной профессии, одного занятия всегда делятся между собой мнением о работе властей:
— Меня тот чиновник обидел, нарушения какие-то узрел. Выписывать предписание собрался: даю взятку, — он нос воротит! Не берет. Говорит: — «Через неделю еще раз приду!» Я-то знаю, что берет! Прошлый год сосед, через Палпалыча, разрешение на торговлю от него получал! Я к Палпалычу, обсказал дело, деньги на подношение тот взял, на следующий день, без осложнений «разрешение» принес.
— Слушай, и меня тоже тот обул! Даже предписание выписал. И штраф преподнес! Но я нашел к нему подход: через свою знакомую вышел на его бабу! Утряс вопрос без штрафа, вернее, штраф он наличными взял. Но свое предписание отменил по якобы «устранению недостатков» — сожалел второй.
— А моя баба с ним еще в школе училась! — меня он не трогает, — хвастает третий.
— А не собрать ли нам людей на митинг по вопросу? Не навалиться ли на него всем миром? — предложил первый.
Такие диалоги частенько бывают в народной среде. Только дальше разговоров они не имеют продолжения.
А стоит ли продолжать безобразие?
Может быть, взять и собраться на собрание, скажем, лавочникам или автовладельцам и задать при руководстве города два правильных вопроса.
Первый: «Поднять руки: кто здесь лавочник?»
Подняли — «лес» рук.
Вопрос второй, требующий от каждого человека, поднимающего руку, определенного гражданского мужества: «Кто делал преподношения, хотя бы один раз, за снижение требований по такому-то Закону к делам лавочника, конторе под руководством имярека на протяжении стольких-то лет (сколько лет имярек возглавляет коррумпированную контору)? Поднять руки!»
Опять: «лес» рук!
Вот тут коррупционер сам подаст в отставку по любому поводу. И руководство города просто обязано снять его «за развал работы с подчиненными», чтоб лавочники или автовладельцы (они-то теперь знают, что обижал многих людей один коррупционер и его контора, и не один год) не пошли и не переловили всю ту коррумпированную контору и не устроили самосуд.
Хотя власть и собравшиеся на митинг люди не могут конкретно обвинить коррупционера во взятках и привлечь его за взяточничество по УК, но все-таки — это шаг в борьбе с коррупцией. Освобождение от занимаемой должности — большое наказание и наглядный пример в назидание другим коррупционерам, в других областях жизни.
Кроме того, любопытен сам факт, что коррумпированная контора за взятки и преподношения разрешала множеству людей переступать закон, говорит еще о другой стороне дела: зачем принят такой закон, который фактически никто не выполняет? Разве только для того чтоб взятки собирать?
А не потребовать ли его полной отмены у верховной власти? Раз это закон страны, значит в любой точке России, задав его таким же образом, тем же лавочникам или автовладельцам, ответ-то будет тот же! Поскольку в каждой точке страны существует такая же коррумпированная контора…
Такую акцию ведь нужно провести всего один раз, ну, два, чтоб все коррупционеры во всех областях жизни, призадумались и по первому требованию руководства населенного пункта сами подавали б в отставку.
Во власть стремятся много честных людей и туда проходят, но сама обстановка внутри властных структур и образ поведения чиновников там, недостаток знаний по управлению заставляют их становиться «как все».
Большие внутренние силы необходимы человеку, чтоб не пасть в грех от соблазнов и устоять под напором бесчестья!


Рецензии
Amen!

Что есть Грех?

Причинение вреда другому человеку с целью извлечения личных выгод. Коррупция есть одна и реинкарнаций греха. Вид скрытого насилия. Крайне поганай штука.



Виктор Урусов   04.02.2008 08:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.