Капитальный ремонт образования

"Представьте себе мир, в котором каждый человек обладает
свободным доступом ко всем накопленным человечеством знаниям"
Джимми Уэйлс, основатель Википедии



Ямочным ремонтом дорогу образования уже не исправить. Нужны более существенные изменения на научной основе, хотя за последнее время систему образования непрерывно перекраивали. Судя по всему, особых успехов не видно.
Что можно было бы предпринять?

1. Нужна психологизация школ, чтобы можно было обеспечить психологическую поддержку каждому ученику. Потребуется команда психологов. Одному школьному психологу такое слежение не осилить.
2. Пора переходить к освобожденным классным руководителям (по опыту ряда регионов), а не использовать предметников, которым часто дают классное руководство для пополнения заработка. Педагог-психолог вполне мог бы вести группу классов, (Опыт освобожденных классных руководителей-психологов имеется).
3. Применение виртуальной технологии (интерактивные доски, например) позволяет отказаться от фронтального ведения урока (учитель всегда «мозолит» глаза ученикам). Учитель тогда сможет во время урока двигаться по классу. Практика показывает, что качество урока возрастает, а психологическое утомление снижается.
4. Вся система обучения переводится по принципам педагогической логистики (см. Вики.ру).
5. В регионах создают социальные логистические центры (по аналогии с Центрами транспортной логистики). Такие Центры возьмут на себя обработку и координацию всех потоков в образовании (школьного, профессионального и высшего).
6. В образовательной системе используют принципы бережливого производства (лин-технологию). (см. Вики.ру)
7. Часть детей можно уже обучать и воспитывать еще до рождения (система дородового обучения – «Пренапедия»). Некоторый опыт в стране уже накоплен, да и мирового достаточно. Во Франции с 1982 года действует Национальная Ассоциация дородового обучения. Доктор Лоуган создал там систему BabyPlus, которая состоит из 16 звуковых обучающих уроков для не родившихся еще детишек. Аналогичная система («Сонатал-педагогика») разработана и внедрена профессором М. Л. Лазаревым в России. Как показывает практика, здоровье и умственное развитие детей, которые прошли дородовое обучение выше, чем при обычном воспитании.
8. Труд школьных преподавателей зачастую пагубно влияет на здоровье, поскольку приводит к психологическому выгоранию. В некоторых регионах апробирована интересная система психологической реабилитации. Через каждые пять лет учителей направляют в специальные оздоровительные центры, в которых команда психологов и врачей снимает с них психологическую усталость. Подобное психологическое выгорание испытывают и ученики младших классов. Им также нужна помощь. И для этого есть средство. В школах создают детские центры, в которых можно вовсю порезвиться со своими сверстниками. Тут двойная польза: ребенок попадает в привычную среду, а психологи могут лучше узнать детей (да и родителей!) и при необходимости помочь им.
9. Быстрыми темпами увеличивается число автомашин у населения. В крупных городах среднее число автомашин на жителя приближается к двум. Суммарная мощность автомобильных двигателей превышает мощности крупных электростанций. Однако поведение водителей далеко от допустимого. Фактически на дорогах идет война. Жертвы ее исчисляются тысячами… Что делать? Скажем сразу, чудесного лекарства нет. Нужен комплекс мер. Большую роль играют автошколы. В них работают тысячи преподавателей и инструкторов по вождению. Что-то не припомню, чтобы педагог из автошколы стал УЧИТЕЛЕМ ГОДА. Через автошколы можно реально воздействовать на поведение людей в стране. Одними карательными мерами положение не исправить. К примеру, во многих странах используется пунктовая система, по которой за нарушения правил движения суммируются штрафные баллы. Вместо штрафа, водителя направляют на платные курсы в автошколы… Важно поднять статус автошкол, оборудовать их на современном уровне и подключить к профессиональной образовательной системе страны.

Эти инновационные преобразования вводят постепенно, по мере созревания всех условий, синхронно с Болонским процессом. Естественно, с подготовкой обученных кадров для такой образовательной технологии.

 Более простых путей, к сожалению, больше нет. Как-никак, XXI век на дворе!

Фото: "Помогите детям!"


Рецензии
Вы знакомы с Вальдорфской педагогикой? Во-видимому, нет или не на практике. Всё, что отображено в Вашей статье, успешно применяется с конца 19 века. Достаточно наивная, извините, статья. И почему на фото изображена благополучная девочка, без явных признаков физического или умственного отклонения, а подпись: "Помогите детям"? Она (девочка) явно благополучна. Понятно, что детям надо помогать, но кто может и хочет это делать - делает, а кто - нет, того никакими лозунгами не заставишь.

Ольга Ларионова   06.10.2008 22:56     Заявить о нарушении
Спасибо за критические замечания. Вальдорфская педагогика не всеми специалистами полностью разделяется в чистом виде. Она уже получила дальнейшее развитие. Некоторые положения подвергнуты критике. Парадигма воспитания нуждается в изменении и далеко выходит за рамки ответственности семьи. В США ранее воспитание даже считают ключом к экономике страны. У вас интересные мысли, которые полезно изложить в статье. С удовольствием ее прочитаю.
Влад


Влад Лившиц   07.10.2008 01:05   Заявить о нарушении
Знаете ли Вы, что в скандинавских странах практически все школы - Вальдорфские и они финансируются государством? Особенно эта система образования распространена в Швеции. Сможете ли Вы утверждать, что Швеция - неблагополучная страна? Более уважительного отношения к женщине, детям и старикам; более сильной программы поощрения деторождения и финансирования материнства и детства Вы вряд ли найдете где-либо еще. А уровень образования в США вызывает большие сомнения, и не только у меня. От раннего же развития там давно отказались. И Вальдорфские школы там достаточно распространены. А можно ли узнать, что лично Вас не устраивает в системе образования Рудольфа Штайнера?

Ольга Ларионова   07.10.2008 21:03   Заявить о нарушении
Согласен относительно успехов в Швеции (IQ 104). В США действительно положение трудное (IQ 98). Однако в Гарварде создан в 2006 г. Центр по раннему развитию детей для исправления положения в стране. Спасибо за ценную информацию. Сейчас, на мой "наивный" взгляд, важны не отдельные методики, а комплексная система раннего развития детей в стране, включая и экономический фактор. (Кстати, Швеция страна богатая и ухоженная).
Ольга!Очень рекомендую изложить ваши интересные мысли в виде статьи. Они этого заслуживают.
Успехов и добра,

Влад Лившиц   15.10.2008 21:41   Заявить о нарушении
Метод тестирования для определения IQ уже давно подвергался критике и во многих странах от него давно отказались, также как и от тестирования по Векслеру (зато в нашей стране продолжают записывать детей в недоразвитые при помощи теста по Векслеру, причем с подачи министерства образования и министерства здравоохранения). У каждого ребенка - свой темп развития и нельзя всех "стричь под одну гребенку" при помощи раннего развития. А те, кто ратует за данный метод образования - заинтересованы в увеличении статистики детей в нашей стране с диагнозом "умственно отсталый". Некоторые вопросы теста взрослого-то человека заведут в тупик, либо предполагают различные варианты ответа. Это очень сложно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Также врожденный темперамент ребенка имеет огромное влияние на выполнение заданий. А некоторые из них - на время. Не выполнил вовремя, значит "умственно отсталый"! Вы, видимо, просто никогда тесно не сталкивались с реальными (абсолютно нормальными!) детьми и самим процессом тестирования, а также непосредственно с самими тестами. Это огромный стресс для ребенка. Не надо думать, что если он - маленький, то не понимает, что ему придется доказывать взрослым дяденькам и тетенькам, что он "не дурак". Всё это очень печально. Один совет родителям: Ваш ребенок - самый лучший! Не верьте никому, кроме собственной интуиции! Все методики тестирования и якобы раннего развития разработаны лишь с одной целью - материальное обогащение авторов оных! Не позволяйте зарабатывать деньги так называемым "педагогам" за счет психического, душевного и физического здоровья Вашего ребенка!

Ольга Ларионова   15.10.2008 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.