Власяной камень

"Уважаемый земляк!

Хочу поделиться своими заметами по поводу Власяного или Власова камня, возможно камня Велеса. Он имеет предположительно 15-17 метров в диаметре (по другим данным 18-20) и представляет из себя единый кусок или глыбу базальта, формы, близкой к шару; цвет его песочно-светлый, с розоватым оттенком, сам камень гладкий, словно обточенный ветрами или долго катившийся по каменистой почве.

Очевидно, что в древности он выполнял какие-то богослужебные, сторожевые и одновременно астрономические функции, ибо находился на самом верху холма, который вероятно представлял из себя дохристианское городище. В 20 веке то место, где он находится и сейчас, осело в нескольких местах, образовались глубокие неровные пересекающиеся овраги, сырые внизу, а где-то заполненные водой. В одном из таких оврагов камень и прячется сейчас.
Официальная церковь в прежние времена никогда не одобряла паломничества к нему, хотя и не запрещала, видимо валун обладал огромной притягательной силой. Кстати, одно их названий Власяной камень – оттого, что буйные местные плющи и растения словно тянулись к нему и пытались прикоснуться или укрыть его. Храмов вокруг него не строили – он находился на возвышении за развилкой двух дорог примерно в пяти километрах от сегодняшнего шоссе Курск – Боголюбск.

Примерно сто лет назад камень аки око выступал из земли в небольшом овражке, примерно на 1/3 часть. В переломные годы коллективизации, переселения местных крестьян и сноса церквей камень словно затаился и ушел в расклинившийся овраг, вернее, там где два оврага пересекаются, в черное илистое дно. На поверхности оставалось примерно 2-3 метра его поверхности. То место трогать не стали – хотя и возвышение, но болотистое, шаткое, поросшее ракитником, поэтому участок с оврагами располагался за двумя селами, между колхозных полей и далее от него начиналась лесополоса.

Перед войной, примерно за год, с августа 1940 г. камень стал исчезать! Немцы, заняв наши места, разыскивали его… Руководил всем некто Иннокентий, молодой белобрысый офицер, говорящий по-русски с акцентов, видимо сын эмигрантов. Нас староста при немцах Никита указал ему совсем другое место – черный овальный валун у дороги, темный, словно из графита. Немцы пытали вырыть его, но оказалось, что он сломан, как чертов палец, и не представляет собой нечто ровное и овальное. Они отказались от идеи вывести его, стреляя из пушек, но расколоть не смогли. И только заложив вокруг него авиабомбы, смогли взорвать камень. Он разлетелся на тысячи камней, как стакан от кипятка, и осколки покрыли значительную площадь, даже поранив кого-то.
Про валун забыли, но в начале 50-х он вновь стал провляться! Причем совсем иным боком, словно плавал внутри земли! То есть проступавшая часть была не круглой, а яйцеобразной, будто полюса сместились. Это вызвало подъем чувств у местного населения, однако антирелигиозная пропаганда – одна из самых свирепых в нашей волости и близлежащих, где не сохранилось ни одного храма, вела против камня агитацию.

Позвольте привести и случай из своей жизни – мы с матерью и моей младшей сестрой совершили к нему что-то вроде паломничества, хотя от города это недалеко, примерно часа полтора. Мне было шесть лет, а сестре девять. Оба мы были довольно болезненными детьми – кажется, это был 59-й год - ездили к местному знахарю, который и посла нас поклониться камню. Который я отчего-то боялся, но само пышно цветущее место – надо сказать, поросшее репейниками, хвощами и разнотравьем довольно буйно, хотя и было на взгорке, показалось довольно влажным. Камень действительно лежал внизу – но надо было спуститься по узкой тропе по дороге метров на семь, что увидеть его. В этом каньоне был особенный микроклимат – там не было жары, веяло радостью и прохладой. Он и вправду показался живым и очень светлым! Не знаю, помог ли камень, или родниковая заговорённая вода, но хвори от нас со временем отступили.

С середины 70 в том районе стали проводить работы по мелиорации, когда наша главная река стала высыхать – примерно за семь километров от камня вырыв сеть проточных прудов, углубив местные овражки, куда запустили щук. Но это принесло только отрицательный результат – грунтовые воды оскудели, а пруды зацвели и загнили, в них даже пытались запретить купаться – но кого здесь остановят подобные запреты. В общем, лет через десять они стали болотцем а потом и вовсе высохли, как и прежде.
Но самое удивительное, что овраги, где был камень, стали заполняться темной водой, это на возвышенности, и сам он ненамного проступил над ряской, словно готовясь вынырнуть либо уйти вглубь.

Видимо, церковь это устроило, потому что на холмиках открыли часовню. Появилось два-три источника, которые назвали целебными. Сейчас сбоку, со стороны города строят двести коттеджей, угрожают они или нет камню – неизвестно. Но топкое место с расселинами – надо сказать, для нашего ландшафта не такое редкое, пока не трогают.
В местном краеведческом музее все материалы, связанные с камнем, до сих пор не выставляются на обозрение, с конца 20-х годов прошлого века. Раньше это было неугодно коммунистам, теперь новой церкви. Но люди все равно помнят о нем. Каждый год мы приезжаем с сестрой к этим оврагам, откуда видно далеко во все стороны света. Видно, и он когда-то приветствовал путников и скитальцев с высокого кургана.
Вот почти все, что я знаю о Власяном камне, похожим на пасхальное яйцо, исключая слухи и суеверия. В которых, возможно, таится немалая доля правды о нашей достопримечательности. Как и в неразгаданных символах и письменах на камне.

Антон С-в"


Такое неожиданное письмо я получил от незнакомого прежде человека, обратившись к родственникам, жившим неподалеку от камня. А ведь и я помню тот овраг – ту черную тропинку, чуть скользкую и влажную, ведущую резко под уклон в глубь затаённого и манящего оврага, по которой босиком ребёнком бегала когда-то и моя мать – и само блаженство неестественного и бесполезного места среди размеренных полей, обеспокоенных своим будущим урожаем. Слышал ли я тогда о камне? Не буду придумывать. Но думаю, что он прислушивался и к топоту моих ступней среди осоты и цветущих колючек, затаенному дыханию перед тайной и ко всему, что происходило и происходит вокруг него доныне на многие версты. Мне кажется, здесь проступает магия слов: Велесов – велеть, Власов, Власяной – властный… Повелевающий и исцеляющий.


Рецензии
Здравствуйте, Алексей! Занятная вещица. Впрочем, на столько о ней самой хочу сказать, сколько о камне, и о том, что видел сам. Итак: живу я на Урале, и очинно люблю ходить пешком. Желательно - по лесу, и вдвойне желанно, ежели с пользой: грибочки там всякие попрятучие, рыбки проворные, да попрыгучие, и... каменюки. Какие? Да разные: есть сильномогучие, их Камнями у нас зовут. а есть - чУдные, что не каждый и заметит.
Нет, честно: есть и дольмены, и жертвенники с кровостоками, поросшие мхом, всякое есть. Причём: у каждого камня свой запах, свой дух, своё тепло или же зло. И ты, бродяга с рюкзачком, это отлично чувствуешь! Ах, как я люблю уральский лес! Сколько в нём ещё тайн? Не счесть.
Кстати, а Велесов камень тоже никуда не денется. Ну, разве что стоит к нему съездить, да поговорить с ним, погладить его, чтобы...
Уверяю: Он непременно ответит. С ув. - Д.К.

Дмитрий Криушов   11.06.2012 15:51     Заявить о нарушении
Дмитрий здравствуйте!
Я тоже уважаю камни! Каждый уникален по своей мысли - независимо от размеров. Недавно удалось побывать на балканском Стоунхендже - Беглик-Таш, где древние фраки совершали обряды.
Уралу огромный привет!
С уважением, Алексей

Алексей Филимонов   11.06.2012 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.