Птица Цвета Неба

       Крылья птицы сотканы из кусочков неба…
       А.Ф.

Далеко-далеко, в тех краях, где горы растут вверх ногами…. Да полно врать, разве такое бывает? Просто очень далеко от здешних мест жил в богатстве и славе сиятельный Граф, земли его процветали, соседи войной не грозили, красота да благодать, лучшего не стоит и желать. Был у Графа, как водится, роскошный замок на холме, а вокруг замка дивный сад. И каких только деревьев, каких только цветов в том саду не было! Сотня садовников исправно следила за тем, чтобы сад всегда был великолепен. Граф любил свой сад. А ещё он любил птиц, которые частенько поселялись в кронах деревьев, но строго следил за тем, чтобы в саду оставались только самые красивые птицы. Должно быть, Граф стремился к совершенству во всём.

Но однажды в сад прилетела не совсем обычная Птица. Была зима, падал снег, небо было застлано белыми снеговыми облаками, и крылья этой Птицы были белыми. Граф вышел посмотреть на гостью.
-Откуда ты прилетела? – спросил он.
-Оттуда, - ответила Птица и махнула крылом в сторону неба.
-Куда ты держишь путь?
-Туда, где теплее и больше пищи.
-Зачем тебе куда-то лететь? Оставайся здесь, тебя будут кормить лучшей пищей с моего стола, а жить ты сможешь в моих чертогах.
-На твоих окнах решетки, я не люблю решетки. Но твой сад мне нравится, я останусь здесь до весны.

На следующий день ветер разогнал облака, небо стало морозно-голубым, каким бывает только зимой, и крылья Птицы стали точно такими же.
-Какого же ты цвета на самом деле? – спросил Граф.
-Не знаю, - ответила Птица, - я как зеркало и всегда отражаю небо.
Птица нравилась Графу с каждым днём всё больше. Она не была красивее своих пернатых сестриц, и пение её не было искуснее, и полёт не был изящнее. Но каждый день её перья меняли оттенок, вторя цвету неба, в её песнях звучала душа, а в полёте было столько радости, что Граф, видя, как она взрезает ветер крыльями, чувствовал, что летает сам. Он сказал:
-Ты околдовала меня, Птица Цвета Неба. Такой, как ты больше нет на свете, я уверен!
-Такой, как я, нет, - согласилась Птица, - но есть лучше.
-Мне не нужно лучше, мне нужна ты. Я выгоню всех остальных птиц из этого сада, он станет лишь твоим, только останься со мной навсегда.

Птица задумалась, Граф нравился ей, он был образован, обходителен, смотрел на неё с неподдельным восхищением. И потом, как бы ни было дорого небо, каждой птице хочется, чтобы было к кому вернуться после долгого полёта.
-Зачем тебе это? Зачем тебе отказываться от других ради меня?
-Ты прекрасна, другие и пёрышка твоего не стоят! Мне невыносима мысль, что однажды ты улетишь, обещай мне остаться, и я обещаю исполнять любые твои желания!
-Твоё предложение заманчиво, твой сад я успела полюбить, всё это время твоё обхождение было мне приятно. Пожалуй, я соглашусь.
Радости Графа не было предела, он поцеловал краешек крыла своей единственной избранницы и сказал:
-Раз уж ты выбрала меня, Прекрасная, обещай, что ты не будешь петь никому другому, и никому кроме меня не сядешь на плечо.
-Но послушай, - отвечала Птица, - у меня есть друзья в других краях, я обязательно буду их навещать, ты предлагаешь не петь им песен?
-Зачем тебе куда-то лететь? – удивился Граф, - Прекраснее моего сада ты всё равно не найдёшь!

Птица промолчала, она никогда не отстаивала свою свободу, потому что всегда была свободна. Если я решу никогда не покидать сад, это будет моё решение, а не решение Графа, подумала Птица Цвета Неба, и когда Граф отлучился из сада, поднялась ввысь и полетела в сторону леса. У опушки под молодым дубом её ждал Менестрель-странник с гитарой.
-Здравствуй, - сказал он Птице, - я сочинил новую песню, хочешь, сыграю?
Птица села на нижнюю ветку дуба и стала слушать, а потом немного подпевать. Менестрель и Птица были знакомы недавно, но у них оказалось много общего, они оба любили путешествовать, оба пели песни, оба признавали самой вкусной воду из ручья, а самым ценным – свободу. У Менестреля из богатств были только его гитара и его талант. Он бродил по городам и весям, пел свои песни и этим жил. А когда в его дорожной сумке оказывалась корочка хлеба, он легко делился ею с Птицей, которой эта корочка почему-то казалась вкуснее графских яств.

Граф не очень беспокоился, когда Птица улетала, он был уверен, что его сад настолько великолепен, что она непременно вернётся. Но на всякий случай Граф велел построить прочный стеклянный купол над садом, и послушные работники застучали топорами. Птица спросила, что происходит.
-Я велел улучшить свой сад для тебя, - ответил Граф.
-Но ведь это стеклянный купол? Ты хочешь запереть меня здесь?
-Нет, этот купол нужен, чтобы защитить тебя, ты так красива, что многие захотят тебя похитить, здесь ты сможешь чувствовать себя в безопасности.
-Но тогда я не смогу улетать высоко в небо!
-Зачем тебе небо, если мой сад так прекрасен?

У Птицы был верный друг – Ветер, он всегда её поддерживал, с тез самых пор, когда Птица впервые расправила крылья. Ветер был очень стар и мудр, хотя резвости и шаловливости ему было не занимать. Птица взмыла вверх, дождалась, пока её подхватит быстрый поток, и сказала:
-Здравствуй, Ветер!
-И тебе того же, - ответил ветер, - Что-то беспокоит тебя? Твои крылья аж звенят от напряженья!
-Да, но ты и так всё знаешь…
-Ты не можешь решить?
-Да, понимаешь, мне хочется стать другом Ходящему по земле. Есть два человека, оба мне нравятся, и оба мне интересны. Я не знаю, кого выбрать. Один обещает обеспечить безопасность и благополучие, за ним как за каменной стеной…
-… света белого не видно, - добавил Ветер.
-Именно так! – согласилась Птица, - А другой, вольный как ты или я, но…
-… кроме свободы ничего не обещает, - закончил Ветер.
-Всё-то ты понимаешь…
-Такова моя природа. Ты хотела совета?
-А что тут можно посоветовать? Я сама должна решить.
-Слушай свою природу, она не обманет, - сказал Ветер и опустил Птицу в графском саду на ветку огромного кедра.

Птица огляделась. Сад действительно был прекрасен и настолько велик, что в нем можно было бродить неделями. В этом саду Птица никогда не знала бы голода и охотничьих стрел. Деревья и цветы стали для Птицы почти родными, но стеклянные стены поднимались с каждым днём всё выше и скоро должны были сомкнуться не оставив ни щёлочки. И тут Птица поняла, что произойдёт, если она откажется от неба и останется здесь. Она станет собственностью Графа, эдакой диковинкой, как нежная орхидея из южных стран, что росла посреди сада в специальном парнике. Её, так же как эту орхидею, будут показывать гостям, беречь и стеречь, пылинки сдувать, глаз не спускать. Чем всё это кончится? Варианта было как минимум три. Первый: Птица не сможет жить в неволе, найдёт способ улететь и улетит, тогда смысл вообще оставаться? Второй: Птица не сможет бежать и зачахнет от тоски по вольному ветру, не лучший вариант. Третий: Птица смирится, привыкнет, приживётся, и может быть, чем Чёрт не шутит, ей даже понравится спокойная и обеспеченная жизнь в графском саду. Но постепенно её крылья ослабеют, отвыкнут от небесных просторов, заленятся; перья потеряют блеск, отражая небо сквозь стекло решетки; глаза помутнеют от вечной сытости и безделья; а голос потеряет душу, ибо какая уж тут душа, если придётся петь графским гостям по первому же слову господина. Птица станет зависимой, вся жизнь её будет наполнена только этим прекрасным садом. Постепенно Граф потеряет к ней интерес, потому что любят только тех, кто неподвластен, заведёт себе новую игрушку, новую любимицу. А бедную старую некрасивую Птицу выгонят из сада, и она погибнет, задохнувшись свежим воздухом, ибо с душой раба на воле долго не живут. Вариант хуже некуда!

-Я не хочу больше оставаться в твоём саду, стук топоров отравляет здешнюю красоту. Я улетаю, прости! – сказала Птица Графу в тот же день.
-Куда ты летишь и когда вернёшься?
-Никогда.
-Не может быть, мой сад так прекрасен, он так тебе нравится, ты обязательно вернёшься!
-Я улетаю навсегда, потому что не могу жить в неволе!
-Ну, ладно, если это твоя блажь, улетай. Но я знаю, что ты не сможешь улететь навсегда и забыть это прекрасное место, все птицы мечтают попасть в мой сад. Ты обязательно вернёшься!
И Птица поняла, что Граф её не слышит, что попрощаться с ним не удастся, а проститься не составит труда. Она не стала больше ничего объяснять, взмахнула крыльями и в пять секунд оставила позади и графский замок, и графский сад.

-А ты не боялась, что Граф велит изловить тебя в сети и посадит в клетку? – спросил Менестрель, когда они с Птицей уходили Западной Дорогой из графства.
-Не боялась и не боюсь!
-А почему?
Птица только рассмеялась.
-Всегда удивлялся твоей смелости! – восхищенно сказал Менестрель.
-Куда пойдём?
-Куда ветер подует.
-А куда потом?
-Туда, где съестным запахнет.
Так они и шли, не считая дорог, и не зная тревог, беззаботные дети Земли и Неба. И так свободно, так хорошо было вместе, что не требовалось ни слов, ни объяснений, ни обещаний. Казалось, единую душу поделили пополам и вложили одну половинку в тело птицы, а другую – в тело человека.

Птица ликовала, они с Менестрелем бродили от города к городу, покоряли горы, считали звёзды на небе и придумывали свои собственные созвездия, шли до линии горизонта и чуть дальше, сочиняли песни, днём исполняли их Ветру и Солнцу, ночью – Костру и Луне. Иногда, когда Менестрель заходил в очередной, попавшийся на пути, город, чтобы петь песни на улицах, они разлучались. Птица не скучала в это время, она беседовала с Ветром, совершенствовала искусство высокого полёта и общалась с такими же крылатыми. Спустя несколько дней Менестрель возвращался на просторную дорогу, Птица прилетала к нему, и дальше шли они вместе.

Но вот однажды Менестрель заглянул в столицу Королевства и задержался там больше чем на месяц. Птица ждала за пределами города, как было условлено, но милый друг всё не появлялся. Сердце Птицы сжалось от тоски, она поняла всезнающим сердцем, что Менестрель к ней больше не вернётся. Мог бы хотя бы попрощаться! – подумала она с обидой и решила двинуться в путь одна, но не смогла отлететь от столицы больше чем на милю. Что-то держало, как держит художника недописанное полотно.
И тогда Птица полетела в город, она пролетела над всеми улицами, над всеми дворами, заглянула во все окна, но нигде не нашла Менестреля. И только на одном из королевских балконов мелькнул знакомый силуэт. Но нет, Менестрель ходил в залатанной одежде, укрывался серым потёртым плащом, да и гитара у него была ещё древнее плаща, а этот вельможа разодет в шелк и бархат, и в руках у него изящный инструмент с блестящими серебряными струнами. Тонкие, длинные, до боли знакомые пальцы извлекали грустную мелодию, тоже до боли знакомую.

-Ну, здравствуй, - сказала птица, опускаясь на перила около музыканта. Крылья её медленно багровели, отражая сгорающее закатом небо.
-Птица, славная моя! – обрадовался Менестрель, - Я думал, ты забыла меня и улетела в неведомые дали!
-Разве я могу тебя забыть? Этого никогда не будет. А улететь я действительно хотела, но не смогла. Попрощайся со мной, пожалуйста, скажи, что нам уже не по пути.
-Но, милая Птица, я не могу такого сказать, я не хочу с тобой прощаться!
-Но, ведь я вижу, что ты остаёшься здесь, у тебя уже другая жизнь.
-Да, но знала бы ты, как я этого не хочу! Понимаешь, я был в этом городе год назад, и в меня влюбилась Принцесса. Она прекрасна, я тоже полюбил её, но она потребовала, чтобы я стал её мужем. Ей хотелось, чтобы мы бы правили Королевством вместе. Я отказался жениться, мне куда больше нравится бродить по городам и петь свои песни, нежели сидеть во дворце и повелевать какими-то то ли людьми, то ли баранами. Принцесса выгнала меня из города и сказала, что видеть больше меня не желает. Но когда я вернулся, она снова пригласила меня во дворец. А потом был весёлый бал, я был пьян, а она так упрашивала, в общем, я дал согласие на ней жениться…. Это кошмар! Я не хочу, но обещал! Вот скажи, какой из меня муж, а тем более король?
-Никакой, - ответила Птица, - но раз обещал, значит, дело серьёзное. Но всё-таки, попрощайся со мной, чтобы я смогла лететь дальше.
-Мне и так трудно, а тут ещё ты собираешься меня покинуть. Зачем тебе улетать, останься со мной, так мне будет легче жить во дворце.
-Нет, я так не смогу, - сказала Птица беззаботно, скрывая горечь и тоску, - Ты же знаешь, как дорог мне небесный простор и вольный ветер.
-Знаю, мне это всё дорого не меньше! Что мне делать, милая Птица, мне жалко Принцессу, она так любит меня, она будет страдать, если я опять уйду!
"Я буду страдать не меньше, если ты останешься с ней", подумала Птица, но вслух ничего не сказала.

-Я будто в паутине, я не знаю, что мне делать! – продолжал Менестрель, - Я сам не знаю, как так получилось!
-Помнишь, ты спросил как-то, почему я не боюсь, что Граф поймает меня и посадит в клетку? Я тогда ничего не ответила, я думала ты знаешь ответ.
-И каков же ответ?
-Если свобода в душе, никому и в голову не придёт на неё покушаться. Мне очень жаль, - ответила Птица, а про себя сказала: Ты слабее меня, мой милый Менестрель, я смогла отстоять свою свободу, а ты нет. Прощай, друг, теперь нам точно не по пути.
-Но ты будешь хотя бы прилетать ко мне иногда?
-Конечно же, буду! – соврала Птица, - Ну, что ж, до свидания, мне пора в небо.

Птица вспорхнула с балкона, и полёт её казался как никогда лёгким и беззаботным. Но как только королевский дворец скрылся из виду, на крылья опустилась непомерная тяжесть, каждый взмах давался Птице с огромным трудом.
Куда лететь теперь? Зачем? Небо уже не казалось родным, свобода перестала быть желанной, была пустота и ощущение бессмысленности. И в какой-то момент Птица перестала поддерживать себя в воздухе и приготовилась рухнуть на землю.

Её подхватил Ветер.
-По-моему, ты давно не виделась с Ёлочкой, - сказал он.
Ёлочка росла на опушке Королевского Леса, совсем недалеко от столицы. Птица всегда останавливалась поболтать с ней, когда пролетала мимо. Но сейчас никого не хотелось видеть.
-Нужна я ей со своими проблемами! И потом, всё нормально, я сама справлюсь.
-Вы с ней действительно давно не виделись, - повторил Ветер и понёс Птицу к её хвойной подруге.
Чуткая Ёлочка сразу поняла, что с Птицей что-то случилось, она приняла её на свои пушистые ветви и прошептала что-то успокаивающее. И только тогда Птица осознала, что ей действительно плохо, и заплакала.

-Почему? – спрашивала она у Ёлочки, - Почему мне нужно было так привязаться к человеку, к которому никак нельзя привязываться?
-Значит, нужно было, - ответила Ёлочка.
-Я никогда бы не покусилась на его свободу, я принимала его таким, какой он есть! Почему он остался с той, которая требует от него того, что он делать не хочет?
-Потому что она потребовала, а он не нашел сил отказать.
-Как же он слаб!
-Слаб, - согласилась Ель, - А ты сильная и красивая, ты высоко летаешь и красиво поёшь, и ещё цвет твоих крыльев так восхитительно меняется!
-Да, но зачем всё это? Зачем я такая замечательная, если счастья это мне не принесло?
-Ещё не вечер. И потом, ты хороша в первую очередь для себя, а не для кого-то там.
Они ещё долго говорили. В конце концов, Птица уснула на ветке Ели, а когда проснулась, сердечно попрощалась с подругой и полетела навстречу солнцу, на восход. И, если внимательно присмотреться, можно было заметить, что полёт её слегка изменился, совсем чуть-чуть.

Птица улетала в неведомое, она не знала уже, чего ждать от этой жизни. Она прекрасно понимала, что Менестрель ещё долго будет ей сниться, и его незримый призрак будет сопровождать её, куда бы она ни отправилась. Надежды в пыль, мечтанья в прах, пляшут Небыль и Быль на разбитых костях.

И только вездесущий Ветер знал, что Птица, сама того не подозревая, летит прямёхонько на встречу своей Мечте. К Мечте идут по разному, порой даже в обратную сторону, но это не уменьшает ценность Пути.


Рецензии
Здравствуйте, Анна.
По себе знаю, насколько трудно сочинять сказки, особенно сказки-притчи, и, самое трудное - сказки, интересные для читателя от первой до последней строчки. На мой взгляд, во многих отношениях у Вас получилась замечательная сказка. Очень интересный, легко читаемый язык, яркие образы. Чем закончится сказка - почти не угадывается, сильно переживается за птицу, очень не хочется грустного конца...
Есть несколько замечаний по стилю. Если интересно, могу их озвучить. Из общих мыслей... В сказке явно прослеживаются три части, на которые её можно было бы разделить - Птица и Граф, Птица и Менестрель, Птица и Мечта. И одна сквозная линия через все части - Ветер, тот который всегда придёт на помощь и подскажет в трудную минуту. Ни в коем случае не призываю Вас переписывать сказку, она хороша и самодостаточная такой, какая есть. Просто, высказываю свои мысли, что, если бы повествование выстроить чётко по такой схеме с явным разделением на смысловые части, было бы, просто, шедеврально. Но... Это всё субъективные мысли одного из читателей и не более того...

Спасибо Вам за замечательную сказку и неожиданное приятное чтение в ранний утренний час.

С уважением,
Л.М.

Элем Миллер   07.09.2016 09:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, спасибо за отзыв ))) Сказку эту я написала так давно, что уже и не помню себя в то время, эта история уже, наверное, давно не моя. Даже не знаю, имею ли я право её переписывать. С замечаниями по стилю то же самое, даже если я их выслушаю, не буду знать, что с этим делать. Так что, пожалуй, обойдусь. Вообще думаю убрать эту сказку отсюда, слишком уж она личная и биографичная. Я писала её с терапевтическими целями для себя самой, поэтому она не оконченная, но могу сказать, что у Птицы всё хорошо, она попала в такие дальние дали, о которых и не подозревала, и летает так высоко, как и мечтать не могла. Но путь к Мечте действительно вышел извилистый, и он всё ещё продолжается. Удачи вам! И ещё раз спасибо :)

Анна Владимировна Герасименко   07.09.2016 14:33   Заявить о нарушении
Я тоже много раз убирал то, что считал слишком личным. Потом возвращал... Не нам решать, о чём и для кого нам писать, и кто нас будет читать... А ещё написанное нами влияет на нашу жизнь, хотим мы того или нет. Так что, пусть Ваша птица летает такой, какой увидели и создали её Вы на радость себе и тем, кто, возможно, в ней очень сильно нуждается.

С уважением,
Л.М.

Элем Миллер   07.09.2016 15:32   Заявить о нарушении
А Вы знаете, так увлёкшись чтением, я действительно, не заметил, что сказка написана восемь лет назад... Да, моё глупое рецензёрство уже абсолютно неуместно :(

Удачи Вам и творческих успехов. А Птицу оставьте. Она заслужила быть увиденной всеми...

Элем Миллер   07.09.2016 15:39   Заявить о нарушении
Спасибо! Так и быть оставлю )))

Анна Владимировна Герасименко   07.09.2016 18:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.