Николай Павлович - фанатик и фантазер глава 9

Каждый год, после новогодних праздников, мой шеф приглашал меня в кабинет.
- Ну, рассказывайте, какие у вас планы на следующее полугодие? – начинал он.- Когда развернет работу родительский лекторий? Где кружки по интересам? Где будут развивать свои способности юные физики , химики, математики, биологи? Ищите энтузиастов, сколотите актив и разверните работу так, чтобы в детском отделе целый день работа кипела. В одной комнате - обсуждают прочитанную книгу, в другой - занимаются юные физики, в третьей – юные химики. В одной из комнат должны заниматься художники, а в зале в это время идти репетиция.
- На родительскую конференцию, - все больше распалялся он,- можно пригласить прокурора. На встречу с прокурором придут многие. Пусть он расскажет о состоянии детской престу- пности, о борьбе с пьянством. Можно дать объявление по фабричному радио, в газете. Если хорошо продумать и подготовиться, то можно пригласить и министра народного образования. Вы представьте: на сцене бутафорский костер, а вокруг на скамеечках сидят родители. Министр ведет у костра задушевный разговор с родителями о том, какие проблемы стоят перед школой сегодня.
Я, обычно, слушал молча, потому что знал: спорить с моим шефом бесполезно. Когда он увлекался, остановить его было невозможно. Ему хотелось чтобы в Доме культуры все делалось грандиозно, с выдумкой. Сегодня таких людей называют фанатиками.

- И это надо делать! - заключал он свою речь.- Иначе нас спросят: за что мы получаем деньги?

Меня часто обижал его тон разговора. Среди руководителей больших и малых есть такие, кто привык говорить с подчиненными только строго и сухо. Им кажется, что спокойно отданное распоряжение может быть воспринято подчиненными без должного уважения и не будет выполнено. Таким начальникам хочется все время подстегивать, подталкивать подчиненных, постоянно концентрируя внимание на недостатках. А это отбивает охоту трудиться от души. Мой шеф, видно, не читал Дейла Карнеги.

При Николае Павловиче все коллективы взрослой самодеятельности работали профессионально. Танцоры, певцы, артисты разговорного жанра – часто выезжали с концертами в другие города и республики. В Доме культуры хранились призы, кубки, грамоты из многих городов СССР.

Николай Павлович был опытным руководителем. Ему, одному из первых в бывшем Союзе, пришла мысль проводить вечера «Для вас, девушки». Потом такие вечера проводили в других Домах культуры. Здесь были и встречи с киноактерами, и откровенные разговоры о девичьей гордости и советы модельров, и беседы врачей, а мастера дамской прически делали красивыми самых незаметных девушек .

Но иногда шеф, что называется, переусердствовал. Он мог одновременно готовить несколько вечеров через короткие промежутки времени. И если один вечер получался хорошим, то другой - проваливался. Приходили артисты, известные журналисты, а в зале - полтора десятка бабушек. Николай Павлович переживал, бранил фабричную молодежь. А причина была самая простая - нельзя было проводить вечера слишком часто.

Николай Павлович, нередко, сам составлял тексты пригласительных билетов. Сегодня можно лишь улыбнуться, читая их. Но нельзя не признать, что написаны они человеком с доброй душой. Я позволю себе привести лишь несколько:

« ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ! Так назовем мы наш вечер. Мы хотим , чтобы этот вечер принес вам новые знакомства. Мы вместе будем петь и развлекаться! Молодые люди! Будьте вежливы! После вечера каждый юноша провожает девушку домой! »
« Береги труд товарища! Об этом мы поведем разговор. Поговорим о людях, которые забывают о необходимости беречь труд других. Расскажем, как один бракодел может загубить труд целого коллектива. После чего состоится концерт и танцы.»

«ПРИХОДИТЕ! СЛУШАЙТЕ! ВЫСТУПАЙТЕ! Приглашаем вас и вашу жену принять участие в задушевном разговоре : « Частное ли дело быт? .» На этом вечере хотелось бы узнать ваше мнение: Быт - это дело частное или нет?
От чего зависит налаженная жизнь семьи?Как пьянство приводит к семейным скандалам, разрушает быт? Выступления просим подкрепить фактами из вашей личной жизни.
В конце вечера танцы. Кино.»

Сегодня можно лишь улыбнуться, читая такие приглашения, но Николай Павлович мечтал, чтобы Дом культуры стал не только местом отдыха, но и мес- том, где можно получить ответ на любой вопрос и где можно поспорить, выясняя истину.

Совершенно неожиданно, Николай Павлович уволился. Я замечал, что в последнее время он был немного замкнутым. Слышал, что директор фабрики, его непосредственный начальник, отказался ремонтировать здание Дома культуры. И вот, на профсоюзной конференции Николай Павлович стал критиковать директора фабрики. Тот обиделся и обозвал моего шефа демагогом и бездельником. Николай Павлович тут же написал заявление об уходе. Директор подписал.

В конце августа, когда я вернулся из отпуска, Николай Павлович сказал мне грустным, надломленным голосом:
- Все! Ухожу! Надоело!

Мы зашли в его маленький кабинетик. Он начал вытаскивать из письменного стола бумаги, пригласительные, сценарии вечеров. Что-то откладывал, что-то тут же рвал с остервенением и бросал в корзину.
- Десять лет собирал самодеятельность. Не имел ни выходных, ни праздников. Но больше не могу!
Он говорил с болью. Его худое изможденное лицо казалось еще больше вытянутым. В глазах застыла невысказанная обида.

Вскоре Николая Павловича назначили директором большого Дворца культуры. Через год он развернул работу так, что за опытом приезжали к нему руководители Дворцов культуры из других городов. Театральная постановка драмколлектива была представлена в Колонном зале Дома Союзов в Москве.

Когда директор фабрики подписывал его заявление об уходе, многие говорили, что он поспешил. На что директор фабрики сказал: «У нас незаменимых нет.» Это старое высказывание Сталина запомнили многие руководители. А жаль. Есть люди незаменимые. Не случайно когда-то Бетховен сказал: «Князей много, а Бетховен один!».


Рецензии