Мы смог
Молодость и гениальность – были двумя основными критериями братства “по Музе, по стихам”, требующая серьезной внутренней работы этого союза. Гений – концепция 60-х. это прорыв и освобождение от паутины очевидного, внемлющий голосу Музы. Это труженик от искусства, внемлющий голосу Музе. За этой концепцией – братство в таланте, а не в бездарности, динамическая модель человека, а не насильственная подгонка под общий знаменатель. И это концепция, прежде всего, высоконравственная – ведь, гений и злодейство – две вещи несовместимые.
СМОГ заявил о новой эре в искусстве. СМОГ посягнул на создание новой эстетики в эпоху безраздельного триумфа казенной советской эстрадной поэзии. На первом выступлении СМОГА, состоявшемся 19 февраля 1965 года был вывешен плакат в траурной рамке, на котором было написано: “Сегодня умерли Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Аксенов, Гладилин /и далее были перечислены все герои остальные советской эстрады/, но родились мы”. Это было похоже на выступление дадаистов: сдвинули столы, у стены поставили перевернутый биллиардный стол, к люстре привязали канат. Читали яростно, отчаянно, вспоминает Батшев:
Еще и губ не выносили,
Но кашляли в платок тайком.
Мы пол-России износили
Большевичками отпоем.
/Л. Губанов/
когда в провинции болеют тополя,
и свет погас, и форточку открыли,
я буду жить, где провода в полях
и ласточек надломленные крылья.
/В. Алейников/
Ты вспомнишь эту площадь
и мертвый взмах руки,
когда в холодной роще
защелкают курки.
В апреле? в мае? кончатся
сонеты и сонаты.
И площадь Маяковского
станет нам Сенатскою.
/В. Батшев/
В. Батшеву
Вот карусель устало кончит бег,
И выплеснут толпу ворота парка.
И голубая лошадь станет пару
По всей земле отыскивать себе.
Она пройдет по храмам и дворцам,
По низеньким двухкомнатным квартирам.
Квартетом ног встревожит лиру мира,
Найдет тот дом и своего творца.
Он тихо спит на старом топчане,
И не понять, где волосы, где стружки.
Охлаждены ночною лунной стужей,
Заботы стынут на его челе.
“Столяр, столяр, ты смастерил коня,
Чтоб был такой же голубой и русский,
Чтоб зелень глаз была немного грустной,
Чтоб, как никто, он понимал меня.”
Но спит столяр на старом топчане,
И не понять, где волосы, где стружки.
Охлаждены ночною лунной стужей,
Заботы стынут на его челе.
/С. Морозов “Стихи о голубой лошади”/
Другое прочтение СМОГ – Сжатый Миг Отраженной Гиперболы. Он интуитивно шел напролом против незыблемых крепостей соцреализма, вынося вперед к зрителю на первый план значимые аспекты реальности, разрушая привычные пропорции соцдидактизма и дав смелый синтез имажинизма, футуризма и конструктивизма. И через эту эстетическую амплитуду открыли для себя области метафизического – теософию, йогу, конфуцианство, оказались восприимчивыми к универсальной идее нравственного самоусовершенствования.
У Владимира Батшева, одного из основателей идеологов СМОГа, владельца членского билета под номером 2 /первый билет был у поэта номер 1 – Леонида Губанова, рано скончавшегося/ трагически урезанная поэтическая судьба, что никак не уменьшило силу ее притягательности и присутствия: “для меня существовало свое смогистское государство, где нет не только советской власти, но и никакой другой, кроме власти Поэзии, где все мы были равны, дружны и доброжелательны и – живы”, – говорит смогист №2 Владимир Батшев. Первый билет был у ныне скончавшегося Леонида Губанова – поэта Божьей милостью: – “Все мы были поэтами от культуры, он – был поэт от Бога” – замечает Батшев, автор двух поэтических сборников, один из создателей Самого Молодого Общества Гениев, инициатор всех его акций, включая (демонстрации у ЦДЛ, штурмы литобъединений, чтения у памятника Маяковскому, обсуждение и чтение в Союзе писателей 22 января 1966 года, составление и выпуск четырех номеров смогистского журнала “Сфинкс”), предполагавшееся участие смогистов в демонстрации против реабилитации Сталина, намеченной на 5 декабря 1966 года, за что он и был арестован 4 марта и встретил свое девятнадцатилетие, где он написал еще две книги стихов и откуда он вышел инвалидом третьей группы. А потом – прятание за псевдонимом и случайные публикации, статьи, песни, прозы, рассказы – написал четыре романа. Обыск в 72 году, когда были изъяты романы и архивы СМОГа. Потом восстановление романа “Записки тунеядца”, работа над пьесами, постановки в периферийных театрах, сложные игры с “Мосфильмом”. Полтора года пробивал в “Центральном научном фильме” кинофильм “Диссиденты” – первый из истории инакомыслия в России. До сих пор лежит в столе критическая работа на 6 авторских листов “Поколение с перебитыми ногами” – история СМОГа. Только два года назад вернулся к стихам и написал книгу стихотворений под тем же названием, что и книга из истории СМОГа – “Поколение с перебитыми ногами”.
Главная тема Батшева-поэта – это то, что в буддизме называется сангой или духовным содружеством. Это верность голосу, верность лучшему и лучшим, тому, что выше каждого в отдельности и чего остается на земле все меньше и меньше:
Становится нас мало на земле.
С собой собрать собратьев затрудняюсь.
Родителям на взорванной заре
детишек не приносит старый аист…
Отважен тот, кто прошлым заболел…
Иных уж нет. А новые – не те:
они так осторожны так тихи,
они костюм боятся свой запачкать,
даже когда бросаются в стихи.
В мире Батшева органично и естественно живут такие понятия, как дружба, верность, работа. В нем есть грусть, есть боль, но нет озлобленности, низкого оскала, мстительности. Он не потерял внутренней устойчивости, памяти о друзьях, названных им, и остался верным заветам СМОГа, “поколение недоверчиво-печальных”. В нем есть доверие к Провидению, к его безошибочным и невидимым тропам, которое оно прокладывает в истории, и тот момент внутреннего преодоления страдания и внутренней работы, который говорит о том, что он еще в движении, что судьба не загнала его в тупик:
мне не надо ни денег, ни славы,
ни усмешки родных карих глаз,
мне бы только пальца расслабить!
Да вот выпадает карандаш…
У чего-то огромного возле
Я брожу.
И прошу не жалеть.
Подступает серьезнейший возраст
По ступеням не прожитых лет.
Свидетельство о публикации №208020600272