Рассуждения о сопротивлении

Обращение к читателю.

Конечно, это никакая не ироническая проза, а самая натуральная статья по психологии. Извините, глубокоуважаемые читатели, за принесенное разочарование. Я просто не смогла найти в списке раздел, подходящий, для данного произведения.

Мое отношение к психоанализу изначально (с того момента как я узнала о нем, приблизительно лет 15 назад) было резко негативным. Я считала это направление психологии злобным, темным, низменным, плохо применимым к окружающим меня «благополучным» людям. Возможно на мое отношение влияла слабая теоретическая база по предмету. Но как бы то ни было, до начала изучения психоанализа в институте мое отношение к теории Фрейда не менялось.

Каково же было мое удивление, когда я почувствовала колебание в своей убежденном негативизме по отношению к предмету изучения. Буквально на первом занятии по основам психоанализа меня обуял огромный интерес. Я сообщила об этом многим близким людям, рассказала о перемене своего отношения к Фрейду и его теории.

Далее события развивались очень стремительно. Интерес к изучаемому предмету возрастал, что сопровождалось чтением разного рода литературы по теме. Я отслеживала свои воспоминания, ощущения, пыталась постичь смысл скрытых в них причин. Что-то открывалось мне, что-то нет, здесь уже я могу говорить только в русле субъективного мышления.
По прочтении главы о сопротивлении в учебнике В.М. Лейбница у меня, если говорить учеными словами случился инсайт. А что, если все мое негативное отношение к психоанализу исходило из сопротивления, и чему я сопротивлялась? Раздумывая над этими вопросами я нашла для себя следующий ответ. Тому я сопротивлялась, что данная теория соответствует моему жизненному пути (воспитанию) и применима ко мне практическом плане. Значит сопротивление мое было связано с применимостью ко мне злой, темной теории. Ну и ларчик я открыла.

Воспоминания детства выявили психоаналитические «пунктики»: травмы детства, запреты и даже инцестуозные мысли. Что еще можно откопать в глубинах памяти (бессознательного и вытесненного) я могу только догадываться. Честно говоря, ворошить этот муравейник я не хочу и боюсь. О, вот это да! Это же ведь самое настоящее сопротивление, самое, что ни на есть фрейдовское, описанное в книгах, связанное с вытесненным, бессознательным.
Таким образом, я открыла в себе два вида сопротивления и как мне кажется, оценила психоанализ, приняла его концепции, методы. Но интересно следующее. Теперь, когда я вроде бы не сопротивляюсь, рассуждаю и применяю теорию к себе (занимаясь самоанализом или рефлексией) достаточно спокойно выглядит это как позиция соглашателя на сеансе у аналитика. Со всем то я согласна! Опять сопротивление, уже три.

Я, конечно, могу начать говорить о себе с самого начала, как я пришла к «согласию» с Фрейдом, углубиться в воспоминания ранние и не очень, снова поговорить о травмах детства, их последствиях и проявлениях теперь во взрослой жизни, о том, как здорово все и гладко в данной теории, какая я хорошая и способная ученица… но стоп. Это же рационализация! Это интеллектуализированное сопротивление… теперь четыре. Судя по всему это еще не все. Куда же мне идти дальше? Я теряюсь в огромном количестве собственных защит и сопротивлений.

Итак, признание применяемости психоанализа к себе произошло, произошло и какое-то осознание происходящего. Так куда же я все-таки прячусь, от чего закрываюсь? Что скрывается в моем бессознательном?

Я, безусловно, еще подумаю над всем этим, попытаюсь найти для себя ответ. Хотя если верить Фрейду это будет вытеснено ил чем-то замещено или будет отрицаться. Вот только один вопрос не дает мне покоя. А может быть все это чушь, весь этот психоанализ? Все складненько, ладненько, отточенная теория личности, применяемая ко всем. Но все мы божьи создания, по образу и подобию, во многом мы схожи и похожи на своего создателя. Так что же он психически не здоров? Значит и все мы тоже. Да нет вроде бы не все, для таких людей есть специальные клиники. Так может и не какая это не психотерапия, а лишь описательная теория для сходных психических проявлений у всех? Значит если сопротивление у всех, то это норма, норма – это здоровье. Я здорова и о чем я тут рассуждаю?..


P.S. Я снова в начале своего пути. Изначальное, не побежденное мною сопротивление опять здесь.
Пусть будет, я к нему привыкла.

P.P.S. Ну и посмеялся же над нами (и смеется, наверное до сих пор, на облаках) дедушка Фрейд!


Рецензии
Это статья не по психологии, а по Вашему отношению к этой интереснейшей науке.
Спасибо, что поделились своими размышлениями.
Счастья во всём.
С теплом

Илана Арад   25.11.2008 08:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Илана. С улыбкой,

Татьяна Вересова   25.11.2008 09:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.