Моя встреча с Иваром Калныньшем в Латвии. 1991г. г

Ольга Янченко, из блокнота журналиста:

5- я ч. репортажа «Вот те и реклама!..
Ах, этот Ивар Калныньш!…

Итак, 1991 год. Я в Латвии, в санатории Кемери, у меня сюда путёвка от
Минздрава БССР. Приехала. И, как говорится, с корабля – на бал. А бал этот
-- съёмки фильма «Мачеха», заказ Москвы. И в главной роли – Ивар Калныньш. С
него – то и название материала. Почему?
Потому что уже сегодня, в 2005г. на экране ТВ вдруг вижу его… в рекламе! О!
Ивар! С коробочкой кофе! Чо, уже голодает? А ведь хвалился при встрече со
мною в июле 1991г. своей непотопляемостью :
-- Я не боюсь ничего и никого! У меня на все случаи жизни есть и
специальности, и возможности жить в своё удовольствие! Я всё умею!
Да, он доказал всем, что это правда. Но пока мой рассказ о других участниках
фильма «Мачеха», потому что они тоже очень талантливые люди каждый в своём
амплуа. Тем более. что съёмки идут почти в военных условиях: и время, и
обстановка, и…деньги.
Например, администратор Вера Рождественская вся в поту от забот, страха не
уложиться в заданную смету: сколько же надо денег на превращения скромных
условий санатория в пышные убранства усадьбы графа де Граншан,
привередливого генерала времён Бонапарта Наполеона! Только за доставку пони
из цирка Риги сюда, в Кемери требуют сказочную сумму! Ужас! А эти типовые
тексты договоров с актёрами! По количеству съёмочных дней? Но ведь в эти дни
входят и репетиции, и дубли, и отмена съёмок из – за смены погоды, болезни
обслуги, от слома декораций, а то ещё хуже -- из-за вдруг появившихся перед
камерой туристов – экскурсантов !..
А тут ещё внук Симонова Кирюша – Леон захандрил! А торт на день его рождения
при жаре в 30 % для дубля пришлось спасать самый неоригинальным методом –
съёсть всей труппой…Да, был накрыт стол на все 32 человека. Как говорится,
нет худа без добра…Было весело и вкусно. И я там был, мёд - пиво пил, по
усам текло, а в рот не попало…
Слежу за священнодействиями оператора Дависа Симаниса. Выпускник ГИТИСа,
стаж работы с камерой более 20 лет.
Но вот главный герой всей это заварихи -- Ивар Калныньш. Взгляд его на
Дависа с высоты своего таланта и востребованности…Крупный план! Гляди в оба!
А профиль? Нет, это не тот ракурс! И всё сначала…А тут ещё трагедия – Ивар
ванну днём принимал. Недоглядел – вода на пол, за двери, на нижний этаж! О!
Что было!
Стройный, худощавый Симанис, загорелый, в смешных коротких штаниках –
шортиках, очень быстро, но придирчиво осматривает место для кадра. Взгляд на
небо, как свет падает на героя и площадку? Убрать лишнее с площадки! Нет,
встань туда же! Камера у него вроде пулемёта.
Я, как назойливая муха, тоже тут: -- Давис, как вам живётся в семьё генерала
де Граншан?
-- О! Это не жизнь, это пытка! Да он и не граф, плебей несчастный! Вот
приспосабливаю для него здешние возможности к бальзаковским
потребностям…Нет, костюмы приличные, как у генерала тех времён.
-- Но я вижу богатейшие костюмы и на других актёрах…
-- Да, спасает киностудия Риги. От неё только это и осталось. Всё разделили
на фирмы…Кто что ухватить успел…Наша вот теперь зовётся «Аль Ко».
-- Спасибо! А можно мне с вами на площадку?
-- Я вам сочувствую. Тоже работёнка не по блату…Кто вам её подкинул? Хоть
заплатят прилично?
Я смиренно молчу. Мастер не поймёт…Работаю на общественных началах, да ещё и
плачу за это самопожертвование своей инвалидной пенсией. Творчество, как
искусство, требует жертв.
А вот уж на природу тутошнюю грех жаловаться. Перед террасой дворца с южной
стороны – открытая оранжерея в форме прямоугольника с типовым овалом.
Розарий, цветники, ровные линии дорожек. И всё это благолепие окружено
густым кольцом каштанов, дубов, берёз, елей, орешника. Чудо природы и
умения, знания дела настоящих садоводов. Аккуратно подстриженный изумрудного
цвета газон, благоухают белоснежные цветы жасмина. Сказка!
На этом царском фоне репетируется сцена встречи Ктроюшки -Леона с Буцефалом,
маленькой лошадкой, подарком от жениха его сестры. Кстати, именно из –за неё
и разгорится драма Ивара Калныньша и Гали Шепетновой…(Ой, в фильме это между
Гертрудой и Фердинандом. Ох, горячая ситуация! И ведь она не только по
сценарию, но и в жизни этих живых, талантливых людей…там запылала. И я в неё
была включена в роли няньки этого шалуна Кирюшки Симонова). Да, было дело…
На чердак этого дворца забрался избалованный до нельзя внук Симонова,
изображая уже кого – то в настоящем времени. И мне за ним пришлось лазить по
тем высотам в темноте, в пылище, в страхе и за себя, и за него – не
покалечиться бы!.. Так он там ещё и драгоценность свою, мобильный телефон
потерял! И я вынуждена была искать его. И ведь нашла! Иголка в сене! Чудеса
в решете!
Итак, репетиция Кирюшки с Буцефалом. Резвая пони бьёт копытцем, вскидывает
гордую головку, норовит сбросить неловкого седока. Леон – Кирюшка восьмой
раз подходит к ней, вскакивает в богато расшитое седло. И опять падает. И
опять терпеливый вышколенный наполеоновский служака, прихрамывая, выводит
лошадку из-за розария.
Наконец режиссёр доволен: -- Paldies! Stop! Labi! Будем снимать!
Приготовились! И всё сначала…Но Ада Неретниеце почему-то взмахивает веером,
падает в кресло…Я пытаюсь понять причину её недовольства. С четвёртого этажа
санатория мне видна вся картина съёмок. Ага! Вон оно что -- на заднем плане
оранжереи, прямо в центре кадра из-за кутов орешника высыпла густая толпа
экскурсантов – туристов соседнего санатория!
Директор фильма неутомимая Майя Медынска опрометью кидается ей наперерез: --
Стойте! Сюда нельзя! Здесь съёмки! Назад! О-о! Кадр испорчен! Плёнка коту
под хвост!
Переполох на полчаса. Наконец площадка освобождена и всё с начала…А я
мысленно вижу этот кадр на экране телевизора: среди пышных с кружевами,
лентами юбок до пола, с причудливыми чепчиками и веерами дам 19 – го века –
вдруг голые коленки и плечи наших современниц…Бальзак упал бы в обморок от
такого антуража.
А в белом зале перед графской библиотекой -- белый концертный рояль.
Позолота канделябров, витые медные подсвечники, дубовая резная тяжелая
дверь. Вся в белом, атласном, в кружевах, лентах, в бантиках и оборочках
божественная Полина --дочь графа де Граншан от первого брака. Момент
сватовства к ней ненавистного жениха. Но этого требует мачеха…Гертруда,
яростно желающая освободиться от падчерицы и приблизиться к таинственному
новому секретарю генерала – Фердинанду…
В роли Полины -- студентка театрального института г. Паневежиса Аурелия
Анужите, прехорошенькая, молоденькая, стройненькая, красивенькая личиком и
уже знающая о своих возможностях, и уже умеющая успехи в кино…Фердинанд –
Ивар пленён ею и бой разгорается…
И я в состоянии боя – мой хронический бронхит с фарингитом на фоне
переутомления делают успехи. Я иду к врачу. Температура у меня уже зашкалила
за все нормы. Меня госпитализируют! Это ужасно! Коту под хвост моя
санаторная путёвка и этот мой репортаж… Я молю врача: – Дайте способ выжить!
Творческий процесс для журналиста, как говорят, от Бога, сильнее всех бед. И
я работаю на износ.
Аптека, базар, фрукты, овощи, снотворное, отдых. И вот долгожданное интервью
с Иваром! Иду в библиотеку. А в зале переполох. Ночью украли магнитофон и
колонки! Парадные двери санатория были не заперты…Вот почему тут
представители МВД. Занятная картинка. Смена властей. Как говорится, куй
железо, пока горячо…И куют, уже не боясь, не стыдясь, не рискуя быть
пойманными…
А мне в библиотеку. Встреча со знаменитостью для журналиста важнее этой
картинки.
-- Итак, Ивар, сколько ролей сыграно за…?
-- С 1975 года = 47. Интервью у меня? Раз пять в году. Нет, это не слава.
Это популярность. Амплуа? Я – герой любовник. Да, всегда и везде. Мой
возраст? Мне, вроде бы, от 35 до 40…сегодня. Дети у меня? Есть. Две дочери.
Очень любимые! Мама моя домохозяйка, папа мой электрик, вернее, механик.
Я сам работаю с 14 лет. Всегда хотел быть самостоятельным. С 8-го класса в
вечерней школе. Работал в Вычислительном центре Рижского госуниверситета.
Чуть было не стал его студентом. Но при Рижской киностудии была студия
молодого киноактёра. Я там играл в оркестре. Так музыка и театр перетянули.
-- Ваше амплуа не портит вам жизнь?..
-- Стараюсь видеть себя со стороны. Мужчина обязан контролировать свои
поступки. Обязан защищать женщину. Но и женщина должна стараться быть
женщиной, которую есть за что уважать. Не люблю скандальных, крикливых, но и
вялые мне не по душе. Всё очень непросто…
-- А как с ревностью? При вашем амплуа…супруге вашей…
-- Ревность в любви не помощник. Уходит дорогой для тебя человек – пожелай
ему счастья, удачи с другим. Есть форма отношений между полами, культура
общения. Когда есть достаточный уровень культуры между мужчиной и женщиной
не может быть недоразумений.
-- А как со свободой? Сегодня это так назойливо…
-- Я всегда был свободен. Это от знания Закона. Никогда не был ни пионером,
ни комсомольцем. Выживут ли театры в Латвии? Я не боюсь безработицы. Уже
купил хутор. Да. Займусь, в крайнем случае, хозяйством. Всё умею делать сам.
С лошадьми я на короткой ноге. Люблю их, чувствую их норов, умею с ними
управляться, и они меня уважают за это. Знаю земледелие. Я неплохой
электрик, механик. Меня приглашают сниматься все киностудии всех республик.
В Минске буду этой осенью. Позвоню вам. Вот ваша визитка. И вы мой адрес
запишите. Приглашаю в гости!
-- Спасибо! У вас ракетка. На корт идёте? Где он?
-- Нет, надо ехать. Я на своём «Виллисе». Мне километры нипочём. домчу туда
– сюда, успею на съёмки. Репетировать? Справлюсь!..
-- Вы в фильме говорите по – русски чисто. А тут с акцентом…
-- Да, меня обычно дублируют. А на лошадях я всё сам. И серфинг, и плавание,
и рыболовство, естественно, люблю. Конный спорт, как батут, мышцы подбирает.
-- Да, мне пришлось это на себе самой проверить…Укрепляла свой мышечный корсет, немцами травмированный в июне 1941года…
-- Вот как? И что?
-- Ещё один перелом, с краевым отломом тела позвонка L-4 поясничного отдела.
А были в грудном, шейном и копчике…Извините. По теме разговора откровение.
-- А почему вас, Ивар, комары здешние – крокодилы не кусают?
-- Это уже вопрос к ним…
И разговор о комарах подхватывают любознательные пациенты санатория: -- О!
Мне ночью не до них было. С потолка вдруг дождь хлынул! Оказалось, что это
Калныньш в своём люксе ванну принимал…
Звукооператор Нормундс Клявиньш подходит к нам с магнитофоном: -- Я из
местной газеты. Позвольте? Вот о вас в «Юрмале написали»!
Так, читай, что там!
-- А то, что если латышская Сигулда – это миниатюрная Швейцария, то наш
Кемери – это провинция Франции!
Вот почему генерал де Граншан поселился в санатории «Кемери», прихватив с
собой всю свою семью да ещё и чужака в лице Фердинанда – Ивара, который всем
им нос натянул…
А от меня всем участникам этой эпопеи несказанная благодарность за то, что
была я свидетелем таких интересных дел, встреч и перипетий.
3 – 23 июля 1991г.
***
© Copyright: Ольга Янченко, 2006
Свидетельство о публикации №2605090059


Рецензии