Иерей Петр Боярский. О подвиге молитвы

0 ПОДВИГЕ МОЛИТВЫ О.ПЕТРА
"Смирение есть постоянная молитва со cлезaми и трудом.
Ибо оно, всегда призывaя на помощь Бога, не пoзволяет дерзко
полагаться на собственную силу и мудрость и превозноситься над другими "
Максим Исповедник

Как гордость есть забвение Бога, так и смирение есть постоянная память o Боге, которой неотъемлемо соприсутствует чувство величия Господа и своего ничтожества.
И ничто так не содействует обретению этой памяти как непрестанная молитва. Поэтому Апостол и запoведовaл всем: «Непрестанно молитесь», что иного пути стяжания непостижимого смирения Христового нет. Борьба за молитву - это сущность хриcтиaнскoгo подвига. Молитва - самое тpудное дело в жизни, ни на что так не ополчается врaг, как на неё, знaя, что без молитвы мы погибнем.

B молитвенном подвиге, в этой кровавой борьбе со врагами спасения о.Пётр достиг такой высоты, o которой нельзя говорить без трепета и изумления. Непрестанно взывать сладчайшее имя Господа нашегo Иисуса Христа для него стало столь же естественным, как и дышать. Каждое его дыхание славило Господа, и он мог вместе из псалмопевцем Давидом сказать: «Пою Господу Богу моeму дондеже есмь».

«Батюшка жил у нас на летней куxне. Мы неоднокpатно уговаривaли его пеpейти к нам в дом, но он откaзывaлся - не хотел никoго стeснять. Однaжды ночью, когда я пpишёл c работы, мне надо было на летней куxне кое-что взять. Я тихо зашёл, чтобы нe потpевожить сон батюшки. И вдруг увидел нечто непонятное: батюшка вроде бы спал и не спал. Глаза были закрыты и тело расслаблено, но губы что-то шептали. Я прислушался и понял, что это Иисусова молитва. Он и во сне пребывал в молитве! Я был ошеломлён и с трепетом поспешил выйти. На следующий день я спросил о.Петра : «Батюшка, вы и тогда, когда спите, творите Иисусову молитву? - и тут же поспешил объяснить. - Мне вчера по надобности надо было зайти на летнюю кухню и я увидел как вы спали и молились». От этих моих слов батюшка вначале пришёл в смущение и опустил глаза, так что мне стало неловко за моё любопытство. После некоторого молчания он тихо сказал: «Благословляю и вас так молиться ...» И с тех пор по его благословению я почувствовал особый вкус к Иисусовой молитве, так что без неё и жить не могу» (Виктор Семёнович).

Афонский подвижник о.Спиридон, узнав, что у о.Силуана молитва не прерывается никаким внешним деланием, с удивлением признал, что «он велик». И нам ничего не остаётся, как только удивляться милости Божией, видя двадцатилетнего Старца. Именно эта чудесная молитва, которая не побеждалась и сном, больше всего свидетельствует о том, кем был о.Пётр, что в свои 20 лет он взошёл в меру мужа совершенного и достиг пристани святого безмолвия, о котором преподобный Иоанн Лествичник сказал: «Безмолвник есть земной образ Ангела, который на хартии любви рукописанием тщания освободил молитву свою от лености и нерадения. Безмолвник тот, кто явственно вопиет: готово сердце мое, Боже (Пс.57, 8). Безмолвник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит (П.Песн.5.2)» (И. Леств. 27:17).

Стоит ли после этого свидетельства удивляться необыкновенной силе благословения о.Петра? Простой мирянин по его благословению безпрепятственно и легко проходит труднейшее делание, искусство из искусств и школу монахов - Иисусову молитву, стяжание которой есть плод многой аскезы и сопряжено со многими трудностями. Какую же надо было обрести благодать у Господа, чтобы иметь такое благословение! Люди сразу же почувствовали эту особую благодатную силу иерейского благословения батюшки. Оно обладало удивительным свойством - умиротворять, утешать страждущие души. После него душевные бури и терзания успокаивались и сердце исполнялось светлым миром, ибо как Дух Святой есть Утешитель, так и избранные сосуды Его становятся утешителями для страждущих.
«Насчёт благодати…, - у нас прихожан, сложилось твёрдое мнение: хочешь получить исполнение благих намерений - бери благословение у о.Петра - в точности исполнится. Это не раз подтверждалось!» (Неонилла).

«Я взяла благословение у батюшки, чтобы просить прощения у одного человека. На его вопрос: обидела ли я этого человека, я сказала, что да. Этот случай не давал мне покоя много лет. Я его исповедывала, но всё-равно чувствовала, что нужно просить прощения, хотя не представляла точно у кого и как - виновата то я была перед всей семьей...

Я вышла из храма и по дороге всё время испытывала страх и робость. Но благословение батюшки дало мне силы и я с искренними слезами просила прощения, и вышло всё как нельзя лучше. Через некоторое время я осознала, что это было благодаря благословению о.Петра. После этого случая мне хотелось всегда брать благословение у батюшки Петра, потому что он давал его с особенным вниманием к человеку и со внутренней молитвой. Поэтому и люди к нему очень тянулись и советовались с ним как с опытным священником, хотя он был очень молод» (Наталия, прихожанка Свято-Никольского храма).

О той молитве, которую имел батюшка за ближних, лучше всего сказать словами старца Силуана: «Молиться за других - кровь проливать». Но как нам, не имеющим такой любви не только к ближним, а и к себе, понять эти слова: что же это такое – «кровь проливать»?
Однажды одна монахиня молилась вместе с великим старцем Серафимом Саровским. И вдруг среди ясногo дня в келий святого сделaлось так темно, как глубокой ночью, так что она от стpаха не помнила себя. Потом сам Серафим объяснил ей причину этой тьмы: он вымолил из рyк сатаны одну чистую душу и за это сам сатана явился в его келью, чтобы отомстить Старцу. И нанёс ему удар под лопатку такой силы, что, как говорил святой, если бы не благодать Божия, кoторaя укpепляла его, то он не смог бы вынести этой боли и одной минуты. И эта рана, полученная им от сатаны и мучившая такой нечеловеческой болью, не заживала до самой смерти Старца. Вот она, - та цена, которую платят праведники зa каждую вымоленную душу! Эта неизъяснимaя никакими словами боль - цена их любви к ближним.

Да простит нас читатель за столь пространное отступление, но мы вынуждены были сделать его, чтoбы хотя бы немногo приблизиться к пониманию той любви, которою гoрел о.Пётр к ближним, и ради которой он проливaл свою кровь ещё до подвига мученичества в молитвенном предстоянии пред Богом.
«Однажды, когда о.Пётр приехал летом домой, - вспоминает мать, - я послала его к одной женщине за молоком. Довольно долго его не было, и вот смотрю: идёт, такой печальный, что я испyгалась.
- Сынок, что c тобой? - спрашиваю.
- Мама-мама, нeт там счаcтья... - отвeтил он и попросил, - я иду в хату, не заходите, пожалуйста, в мою комнату...

А меня очень заинтересовало: почему нe заходить? Что он там будет делать? Я тиxонько подошла к той комнате, где он был, и через прозрачные занавески на дверях увидела, что о.Пётр стоит на коленях перед великой иконой «Тайная вечеря» и молится. А c глaз градом текут по щекам слёзы... И я так же тихо на цыпочках отошла от комнаты сына, чтобы он не заметил, что я была у дверей. Два часа он не выходил из комнаты – всё молился.

Через несколько дней, когда о.Пётр уже уехaл, пpиходит ко мне та женщина, к которой я его посылала за молоком, и приносит молоко, масло и сыр. Я ей говорю: «Я у тебя не заказывала этого, но раз принесла, то возьму», - и даю деньги. Она же от денег наотpез откaзaлась и сказала: «Я это принесла не тебе, a тому Ангелу, который у тебя живёт». И начaла плакать и со слезами расскaзывать, как после того, как о.Пётр ушел от неё, то как бы святые через хату перелетели: в семье всё стaло хорошо и мирно (a муж у неё, Роман, очень выпивал, и когда был пьяным, сильно бил её). «Я тебе не могу передать, - говорила она, - какой миp, какая благодать воцарилась после его прихода. Он день и ночь стоит перед моими глазами». Долго ещё она вспоминала о.Петра и все спрашивала, когда он приедет. Рассказывaла, как изменился муж: не пил, не рyгался и не бил её после этого случaя...» (Из воспоминаний матери).

Сколько нaдо было иметь внимания, сочувствия к каждому человеку, чтобы при кpаткoвременной встрече не пpосто увидeть боль, страдaние другого, но и проникнуться этой скорбью, понести её в своей душе, как свою. Мы-то и о своём rope не умеем так плакать пред Господом, как о.Пётр омывaл слезами скорбь ближнего.

«Расскажу ещё один случай o силе молитвы батюшки Петра, испытанный лично мною, - вспоминает духовное чадо батюшки. - Когда враг ополчился на батюшку ещё сильней и у него отобрaли и эту крохотную келию при храме, пришлось искать квартиру для жилья. Мы c прихожанкой взялись помочь в этом, так как отец города не знает. Вместе c о.Тихоном несколько часов проходили по ближайшим адресам сдаваемых домов. Было лето и стояла знойнaя жара, хоть время клонилось к вечеру. Уставшие и без результата мы вернyлись снова в храм. И взяв благословение у о.Петра прямо в воротах (так как служба уже кончилась) пошли потихoньку по дорожке. У меня в то время очень отекaли ноги. От жары и большой нагpузки ломило все кости, и просто не было сил их пeредвигать. Это, видно, не ускользнуло от внимания батюшки. Мы медленно поплелись по дороге домой и отошли буквaльно шaгов на 30 всего и вдруг я почувствовала, как в один момент у меня пepecтaли болеть ноги. Я ещё недоумевaла, как же это так, минуту назaд eле шла и вдруг всё прошло. «Что это такое? У меня ноги нe болят», - сказала я удивлённо спутнице, и тут какая-то сила заставила меня обернуться нaзад. О.Пётр стоял на том же месте, что и после благословения, и смотрел нам вслед. Взгляд y него был до того сосредоточенный, такой благодарственный, как бы за наши труды и глубоко молитвенный. Было видно, что он молится нам вслед своей горячей дерзновенной молитвой.

По милости Божией и по молитвам Господь помогал всегда и давал облегчение. Но чтобы так, в один миг, такoго в моей жизни не припомню...» (Фотиния).
Молитва батюшки имела поистине чудесную силу обрaщать омрачённые неверием сердца ко Христу, к Свету Истины. Когда он ходил на тpебы исповедывать болящиx или умиpaющиx, то видя пред собою живой обрaз Христовой любви, нередко исповедывала свои прегрешения и вся семья, хотя многие до встpечи c батюшкой были не просто равнодушными к вере, но и ожесточёнными в своём неверии.

«O том, что Господь слышал его молитвы, я лично убедилась в следующем. Брат мой, инвалид, был болен: гангpена, отрезaли ногу, a тут ещё c лёгкими плохо стало, и он согласился причаститься. Деньги уходили на лекарства, и не за что было нанять машину. И о.Пётр согласился пойти пешком в Хортицу, в больницу (a это было довольно далеко). Поисповедывал и причастил моего брата Романа и ещё тpоих, которые никогда не верили в Бога (очень ожесточённые были), только исповедывал. Даже жена брата - знахарка - и та согласилась исповедаться и в цeркви, уже после смерти Романа, причастилась...» (Мария).

Познавший опытно сущность аскетического подвига да простит нам наше невежественное дерзновение писать o том, от чего дaлеко отстоит наше окаянство. O том же молитвенном подвиге батюшки, o котором мы хотим поведать сейчас, нам бы вообще не подобало говорить. И только любовь к о.Петру пoдвигает не умолчать o нём.
Свидетель тайн божественной любви старец Силуан пишет: «Когда Дуx Святой исполнит всего человека сладостью любви Своей, тогда мир забыт совершенно и душа вся в неизреченной радости созерцает Бога; но когда душа снова вспомнит мир, тогда от любви Божией и жaлости к человеку она плачет и молится за весь мир».

Именно молитва за мир - свидетельство предельного для человеков знания Бога. Она - совершенное подрaжание Господу, который будучи един свят, подъял на Себя гpехи всего мира и пpинёс Себя в жеpтву за ниx. Так и совершенные в любви, ставши c Господом по Его обетованию единым в духе Святом, берут на себя беззакония всех человеков, подражая любви Христа. И молитва-рыдание за мир - это и есть распинание себя за гpехи всего мира.

Как вместить и кaк изъяснить этy скорбь совершенных нам, которые и o своих гpехах плакать не умеют? Для этого нaдо возненавидеть гpех той ненавистью, с которой возненавидели его святые - до ежедневного умирания в борьбе c ним. Надо возчувствовать такую невыноcимую боль от малейшего прегрешения, чтобы день и ночь неутешно рыдать у ног Спасителя. И только тот, кто cподобится этого, может отчасти понять скорбь совершенных.
Отец Пётр знaл опытно эту скорбь. Плач за гpехи всего мира настолько объял всё его существо, что при всём своём желании он не мог этого сокровенного своего делания утаить от близких своих, хотя и величие этого подвига при жизни батюшки Господь от них сокрыл. Так когда батюшка служил в с.Роздон, на два дня приезжала его повидать мать. Она и стала свидетелем непонятной для нее скорби сына.

«Село находилось от центральной трассы на расстоянии 3 км. Когда я уезжала домой, Петр провожал меня к автобусу. Нас хотела подвести машина от колхоза, но он отказался -никого не хотел беспокоить, вес пешком ходил. Мы шли с ним полем, и вдруг он начал плакать. Я испугалась и спросила: «Сын, что с тобой?» Но он ещё больше разрыдался и сказал: «Мир погибает, потопает в грехах, в блуде, в пьянстве, в колдовстве… Господи, хоть бы успеть за свою коротенькую жизнь спасти несколько душ, хотя бы маленькую горсточку! Я тогда никак по могла понять этих слов «за свою коротенькую жизнь», я совсем но другому думала...

И вот тогда мы вышли на трассу, к автобусной и спросили одного человека, который также толъко-что пришел, не будет ли скоро чего-нибудь на Запорожье, а он отвечает, что автобус недавно ушел и теперь придется ждать долго. Отец Петр отошел от нас, и я увидела, что он молится. Потом подошел и сказал: «Сейчас будет транспорт». Через несколько минут смотрим, едет машина - «ЗиЛ», и сама останавливается. Мы с этим человеком вдвоем сели в кабину и после того, как батюшка благословил машину и дорогу, поехали. Шофер всё время расспрашивал нас, что это за батюшка. «Он меня очень заинтересовал», - говорил... Мы благополучно доехали до Запорожья, даём шоферу деньги, а он никак не хочет брать. Я ему говорю: «Вы должны взять, потому что так благословил сын. Тогда он что-то подумал и сказал: «Когда да от этого человека было благословение - я возьму». Когда я уезжала, всё беспокоилась: «Сыночек, как же я доеду домой, кто меня на поезд посадит?» (У меня больные ноги). А он всё успокаивал: «Вас будут провожать мои прихожане… Много моих прихожан из Запорожья…» Когда я приехала на вокзал, меня уже ждали прихожане, а потом ещё подходили. Прямо на платформе пели духовные песнопения... Потом, в поезде уже, меня спрашивали: «Кто это вас так провожал?» Я же никак не могла понять, откуда сын мог узнать, кто меня будет провожать…

Батюшка очень мало спал: по 2 часа в сутки. И я его всё уговаривала: «Сыночек, ты не хочешь спать? Тебе же надо поспать, отдохнуть… Он день и ночь читал «Жития святых». А в детстве его глаза болели и он носил очки. Я его спросила: «Сынок, неужели у тебя не болят глаза, столько читать день и ночь и совсем не спать?» А он мне сказал: «Мама, всё Господь так дает. Если любить Господа, то Господь никогда не покидает любящих Его. И что у Господа попросишь с верой, то Господь и подаст...» (Из воспоминаний матери).

Весь подвиг дорогого батюшки можно выразить, пожалуй, в нескольких словах – это короткая и смиренная, жертвенная и самораспинающаяся Любовь Христова. Сущность её как нельзя лучше раскрывают слова великого печальника о грехах всего мира старца Силуана, фотография которого висела и келий батюшки! «Любовь Христова есть блаженство, ни с чем несравнимое в мире сем, и вместе с тем любовь, эта есть страдание, большее всех страданий. Любить любовью Христа - это значит пить чашу, которую Сам Человек- Христос просил Отца мимо пронести...»


Рецензии
Читал со слезами. Если Господь дает так писать, то пишите и дальше, во Славу Божию!

Владимир Павлинов   09.03.2008 16:22     Заявить о нарушении
Пока Господь дает возможность буду писать, редактировать и обрабатывать тексты о монастырях и храмах. На все воля Божия.

Елизавета Басова   10.03.2008 13:55   Заявить о нарушении