Гадкие лебеди или откормленные утки?

Мир, как мы его знали, подходит к концу.
Мир, как мы его знали, - и Бог с ним!
За последнюю тысячу лет мы постигли
Печальную часть наук;
Настало время заняться чем-то другим.
(БГ)

Отношения отцов и детей – тема сколь древняя, столь и современная. Человек вступает в её воду дважды – сначала как ребёнок, потом как родитель. И здесь нет универсальных рецептов на все времена, есть лишь вопросы и попытки на них ответить.

В фильме «Гадкие лебеди» К. Лопушанского по повести Стругацких "Хромая судьба" эта тема пылает как земля, видимая из поезда в первых кадрах.

Лирическое отступление. Экранизации произведений Стругацких до сих пор можно пересчитать по пальцам одной руки, прежде всего в силу их сложности и многоплановости. И непревзойденным остается «Сталкер» Тарковского. Лопушанский (ученик и ассистент Тарковского на съемках "Сталкера") сделал очень интересную попытку осмысления текста Стругацких, дав лепрозорию конкретную «прописку» в России, введя сцену встречи Банева с карликом и переписав финал произведения, сделав его более реалистично-жестким.

Вопросов в повести и в фильме поставлено столько – на много лет хватит. Способно ли человечество в целом к эволюции? (в «Пикнике на обочине» сами Стругацкие отвечают отрицательно). Может ли одно поколение понять другое, как и в чём? Можно ли воспитывать детей, говоря одно, а делая другое, и потом ожидать от них уважения? И так далее… У каждого свой набор ответов. Остановлюсь вот на чём.

Для меня «мокрецы» - не реальные сущности. Это условная альтернатива нашему воспитанию, нравственности, законам общежития. Они – это наши недоработки. «Иные» - не они, а наши дети, как бы взрослые ни боялись в этом признаться. Называть ли их «детьми индиго» или «детьми цветов» - вопрос второй, дело не в ярлыках, а в нашей способности жить в их мире, а не ломать его. Но мы отчаянно, всей данной нам (кем?) властью заталкиваем их в прокрустово ложе своих представлений, опыта, ошибок, иллюзий. Да, они изначально верят нам – иначе зачем бы пришли воплотиться именно здесь и сейчас? Но верят – до поры. Пока не задумываются о несоответствии того, как живём мы сами, и внушаемых им идеалов. И начинают лепить собственные, как духовные куличики, неумело, но старательно. Это их игра, их жизнь, их учёба. Мы-то, как правило, уже ничего не лепим, а покупаем готовое в «духовном супермаркете». И хотим этого «счастья» для всех, как демократии с одним кандидатом на выборах. Именно фальшь и безальтернативность существования вызывает отторжение детей. И они начинают искать других учителей, своих «мокрецов», которыми могут стать кто угодно – от романтичных искателей истины – до сектантов и торговцев наркотиками. Они хотят и имеют право быть Иными. Идти своим путём.

Само название «Гадкие лебеди» для меня выражает двойственность отношения цивилизации «на разломе» к идущим следом: смесь страха и надежды. Приветствовать или проклинать «новых гуннов», друзья они или враги? Ни то, ни другое. Они – это мы, позволившие себе сделать другой выбор в одних и тех же узловых точках. И самое лучшее, что мы можем от них ожидать – не забота, не жалость, не почитание, а честность и отношение «на равных». Потому что со временем мы будем участвовать в их настоящем, как сейчас они – в нашем, и объяснить правила, дать подсказку смогут только они – если захотят. Не выбросят на обочину той космической дороги, по которой пойдут.

Так кого же мы хотим видеть рядом с собой? «Гадких», диких и свободных лебедей – или породистых, откормленных домашних уток?


Рецензии
Здравия, Игорь.
Вот заприметил Вас у себя, дай, думаю, познакомлюсь.
Проблемы, поднятые Вами, полны важностью и также пусты в необходимости их решений. Это сказано Вами, я лишь, сбил мысль в одно предложение. Так получилось, что когда мы были молоды и смотрели на то, как справлялись с проблемами наши родители, нам было смешно, потому-что движения их были громоздки и неуклюжи. Уж очень много препятствий они пытались обойти для решения казалось-бы простой задачи. О том же говорят и наши дети о нас. Уверен, что их дети, будут обвинять в том-же дибилизме. Так было и так будет. Достаточно взглянуть на труды наших классиков литературы, ну те-же проблемы - не находите? Конечно, в нашем "духовном супермаркете", небыло таких новороченых игрушек, как в "нынешнем маркете", но и современный внутренний мир молодого человека, будет отстойным для следующего поколения. Главное, чтобы наши "юные лебеди", не забыли как летать и как добывать пищу - правильными способами.
Очень рад тому факту, что смог увидеть на своих бумагах такого интересного и умного автора.
Обязательно заскочу к Вам.
Понравилось в рейтинг.
С уважением, Саша.

Александр Краснослободский   10.10.2009 12:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша! Согласен с Вашими выводами, но считаю, что не писать об этом, не задавать вопросов нельзя, поскольку каждое поколение должно поставить их и попытаться ответить. Я ни в коем случае не собираюсь ругать ни "отцов", ни "детей". Но на примере своих детей вижу, что главная задача родителей - помочь детям научиться быть счастливыми. Остальное вторично. И это особенно важно сейчас и здесь - в "стране без героев" (т.е. где герои есть, но примером для подражания служат совсем другие люди).

Игорь Желнов   12.10.2009 10:26   Заявить о нарушении
Я рад, тому факту, что Вы не обиделись на меня. Следовательно, смогли понять меня. И все-бы нормально, но вот последним предложением, Вами поднят интересный пласт. Я имею ввиду героев и их актуальность. Не могли-бы Вы продолжить диалог по этой теме?
С уважением, Саша.

Александр Краснослободский   12.10.2009 13:38   Заявить о нарушении
Недавно читал в "Вечерней Москве" статью "Страна без героев", суть которой в том, что в связи с перевернутыми ценностями юноши и девушки ориентируются на "лёгкую жизнь" и не стремятся отказываться от сытого и стабильного существования ради больших уислий во имя страны. Об этом же говорил Александр Кабаков в интервью "Аргументам и фактам" по поводу выхода его новой книги "Беглецъ". Об "усталых душах", об апатии. В эту же тему - уже не помню чьё высказывание, что нежелание части населения расставаться с "советским прошлым", со "сталинизмом" объясняется во многом отсутствием реальных достижений в современной России. А нет достижений, ориентиров, идеалов - нет и сверхусилий. Герои есть, но о них почти не знают, их культа нет.

Игорь Желнов   12.10.2009 15:42   Заявить о нарушении
Понятно.
А, Вы не в курсе, почему у нас нет героев?
Если нет ориентиров (а именно герои ими и являются), то трудно найти дорогу. Нужную дорогу. Отсюда и патриотизм не в моде. Более того, осуждаем он. Т.е. продать Родину, это почти пристижно. Вот, мол я какой, Родину сумел впарить. Следовательно прав Кабаков, и Вы-же с ним.
Может подскажете, кому и зачем нужен такой курс развития нашей молодежи.

Александр Краснослободский   13.10.2009 13:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.