Пироги с лягушками...

Этот ДЕНЬ ПОБЕДЫ порохом пропах...
***
Ольга Янченко,
Из блокнота журналиста.

ПИРОГИ С ЛЯГУШКАМИ…

Кто сегодня из так называемых продвинутых клюнет на такой заголовок? Очень немногие из любознательных. Но я пишу потому, что это сакраментальное словосочетание по сей день в семье нашей как пароль к той ситуации из 1942 года.
***
Война. Мы под городом Горьким -- беженцы из БССР. Я сижу в уголочке нашего скромного жилища, чищу драгоценные в той военной обстановке картошинки. Складываю бережно очистки от них в алюминиевую мисочку - корм для козы Зойки. Рядом со мною по земляному полу ползает двухлетний мой брат Олег. Мама на работе. Она шьёт варежки для фронта.

Ноябрь. Холод, голод. Ежеминутные ожидания последних известий от СОВИНФОРМБЮРО. В центре посёлка на фонарном столбе висит чёрная большая тарелка -- репродуктор. Из неё и получаем мы известия -- что там, на фронте.

Я уже большая девочка. Мне девять лет. С 22 июня 1941 года постоянно хочется есть, плакать и спать. Но я -- нянька и кухарка. Я чищу картошку и жду когда придёт наша мама.

Мама моя Надя работает на швейно фабрике, шьёт варежки для солдат. Я надеюсь, что может быть, принесёт что-нибудь съедобное. Так бывает, потому что директор фабрики жалеет детей войны и как-то выкраивает для нас то кусочек сахара, то лоскут ткани на рубашечку. Потому я чищу картошку и терпеливо жду маму.

Долго тянется время. Я слышу шаги. Наконец –то ! Дверь скрипит и я, словно теряя сознание, в ужасе вижу на пороге какого -- то чужого, очень высокого, худого, грязного дядьку в длинной ярко зелёной шинели…На голове его грязная тряпка поверх военной пилотки.
 
Что-то лопоча, он дико кидается к мисочке с драгоценными для нас картофельными очистками, суёт их себе в рот, бормочет: -- Матка! Лупьянки!.

От страха я почти в обмороке. Контузия, мне доставшаяся в беженцах под г. Орша при налёте на нас немецкого самолёта всё ещё даёт о себе знать. От страха орёт Олег. Я падаю на пол, уже не видя ничего…

Потому, когда на пороге появляется моя мама, я лепечу, как тот чужой дядька, что-то невразумительное…Она берёт на руки Олега, молча гладит меня по моей больной голове, плачет:
-- Всё пройдёт, Лялька…Всё будет хорошо. Вот победим немцев и всё пройдёт…Бедная твоя головушка…Надо же такому померещиться…

Но в это время опять скрипит дверь и на пороге возникает тот же знакомый мне чужой дядька, да не один! Рядом с ним тоже грязный, с тряпкой на голове и ногах чуть ниже ростом тоже чужой дядька!

Мама ахает, но уже чуть ли не от радости – значит головушка её Ляльки всё—таки ещё что-то соображает.

И вот оно, подтверждение моего здравого восприятия необычной этой ситуации. Мама, кое – как собравшись с мыслями, начинает выяснять обстоятельства.

Ясно, что это пленные немцы. И ведь как далеко забрели в глубь СССР – аж под город Горький!
 Словарный запас моей мамы из немецкого очень скуден, но кое – как ей удаётся понять, что длинный чужой дядька – мадьяр, то ли серб, то ли чех. Уж очень много из его лопотанья слов похожих на белорусские. «Матка» – мама, а «лупьянки» – очистки!

 Второй чужак выдаёт известные всему миру слова «Париж», «Эйфель»! Окончательно убедившись в том, что это пленные мадьяр и француз, что они коммунисты и потому им разрешают иногда побродить по посёлку, моя сердобольная мама отдаёт им несколько уже очищенных мною драгоценных картошечек.

Так, наскоро, на всех доступных маме и этим непрошенным гостям языках и мигах рождается беседа про еду.
Сообщив непрошенным гостям, что у нас, у русских, национальное блюдо – пироги, она видит, как пленный, что пониже ростом, вынимает из кармана…грязную тряпку, вытирает ею свои грязные руки и с непонятным для меня восторгом выдаёт почти чисто на русском слово … «лягушка»!

 Мама, хватается за голову: -- О! Боже! Да он же – француз! Да , помнится, кто-то из друзей до войны в Москве рассказывал, что в Парижских ресторанах подают лакомство…лягушачьи бёдрышки! Там это тоже …национальное блюдо!

О! Лягушки? – уже радуется мама налаженному контакту, и, морщась, выдавливает из себя: Разве можно есть лягушек?

Я слушаю эту "милую" беседу и рождается в моей контуженной головушке этот странный экспромт «Пироги с… лягушками!
***
 
       ***


Рецензии
Прекрасный рассказ. Очень понравилось, как связаны начало и финал этим вызывающим удивление словосочетанием "пирог с лягушками".

Антон Рагозин   23.05.2010 07:23     Заявить о нарушении
Тошенька,этот "фразеологизм" после моего восклицания повторила мама моя, а потом все наши родичи, подводя итог какому - то разговору, вздыхали: - "Вот такие пироги с лягушками".
Рассказ этот мой опубликовал журнал "Страна и мы".2005 год, стр. 42-43.

Яна Ольгина   23.05.2010 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.