Почему я пишу?

             Время от времени задаю себе этот вопрос и пытаюсь найти ответ. Получается или примитивно, или заумно. И вот недавно случайно(?) попалась статья Джорджа Оруэлла (помните «1984»?) с тем же названием. Оруэлл поразительно точно выразил то, что мне никак не удавалось. Публикую отрывок из его статьи:
       
«… я бы выделил четыре основных мотива, заставляющих писать, по крайней мере, писать прозу. В разной степени они присутствуют в каждом писателе, хотя соотношение; их у любого пишущего время от времени меняется в зависимости от атмосферы, в которой он живет. Мотивы эти таковы:

1. Чистый ЭГОИЗМ. Жажда выглядеть умнее, желание, чтобы о тебе говорили, помнили после смерти, стремление превзойти тех взрослых, которые унижали тебя в детстве, и т. д. и т. п. Лицемерием было бы не считать это мотивом. Это мотив, и очень сильный. Писатели делят это чувство с учеными, художниками, политиками, адвокатами, воинами, процветающими бизнесменами, короче, со всем верхним слоем человеческого общества. Огромные массы человеческих существ, в общем, не самолюбивы. Примерно после тридцати лет они утрачивают личные амбиции (а чаще всего почти совсем теряют ощущение индивидуальности) и живут в основном для других или мало-помалу задыхаются от нудной работы. Но среди них всегда есть меньшинство одаренных, упрямых людей, которые полны решимости прожить собственные жизни до конца, и писатели принадлежат именно к этому типу. Я бы сказал, что серьезные писатели в целом более тщеславны и эгоцентричны, чем журналисты, хотя и менее заинтересованы в деньгах.

2. Эстетический ЭКСТАЗ. Восприятие красоты мира или, с другой стороны, красоты слов, их точной организации. Способность получить удовольствие от воздействия одного звука на другой, радость от крепости хорошей прозы, от ритма великолепного рассказа. Желание, наконец, разделить опыт человечества, который ты считаешь ценным и который, с твоей точки зрения, не должен пропасть. Эстетический мотив очень слаб у многих писателей, но даже у памфлетиста или составителя учебника есть излюбленные словечки и фразы, которые он предпочитает без видимой утилитарной причины, а иногда писатель испытывает особую любовь к рисунку типографского шрифта, к ширине полей и т. п. То есть все книги из тех, что уровнем выше железнодорожного справочника, уже не свободны от эстетических соображений.

3. Исторический ИМПУЛЬС. Желание видеть вещи и события такими, каковы они есть, искать правдивые факты и сохранять их для потомства.

4. Политическая ЦЕЛЬ (мы используем слово «политическая» в самом широком смысле из всех возможных). Желание подтолкнуть мир в определенном направлении, изменить мысли людей относительно того общества, к какому они должны стремиться. И снова: ни одна книга не может быть абсолютно свободна от политической тенденции. Ведь даже мнение, что искусство не должно иметь ничего общего с политикой, уже является политической позицией.

Чего я больше всего желал последние десять лет, так это превратить политическую литературу в искусство. Исходный рубеж для меня всегда ощущение причастности, чувство несправедливости. И когда я сажусь писать книгу, я не говорю себе: «Хочу создать произведение искусства». Я пишу её потому, что есть какая-то ложь, которую я должен разоблачить, какой-то факт, к которому надо привлечь внимание и главная моя забота – постараться, чтобы меня услышали. Но я не мог бы написать книгу или даже большую журнальную статью, если они одновременно не будут и эстетическим переживанием.

Все писатели тщеславны, эгоистичны и ленивы, и на самом дне их мотивов всегда лежит тайна. Создание книги – это ужасная, душу изматывающая борьба, похожая на долгий припадок болезненного недуга. Никто не взялся бы за такое дело, если бы его не побуждал какой-то демон, которого нельзя ни понять, ни оказать ему сопротивление. И насколько можно судить, демон этот – тот же инстинкт, который заставляет младенца кричать, привлекая к себе внимание взрослых. В то же время верно и другое – ты не можешь написать ничего интересного, если при этом не пытаешься изо всех сил избавиться от самого себя. Хорошая проза подобна оконному стеклу. Я не могу сказать с уверенностью, какой из моих мотивов к творчеству является сильнейшим, но я знаю, какому из них мне надо следовать. И, оглядываясь на сделанное, я вижу: там, где в моих произведениях отсутствовала политическая цель, там всегда рождались безжизненные книги, а я, их автор, предавался писанию тех самых пышных пассажей, фраз без смысла, красивых эпитетов и заполнял страницы просто банальностями...»

       Джордж Оруэлл,
       1947г.

P.S. К четырем мотивам творчества Д.Оруэлла применительно к себе добавил бы еще один:

5. Психотерапевтический ЭФФЕКТ. Пишу, чтобы не сойти с ума от окружающей действительности…
       
       03.2008


Рецензии
«Хорошая проза подобна оконному стеклу» – выражение настолько емкое и точное, что к этой мысли и добавить нечего. Оно сразу тебя обезоруживает и не дает никак оправдаться, если ты когда-то думал иначе.
Но мне кажется, что творчество не может да и не должно быть некой прозрачной поверхностью, в которой отражается жизнь. Ведь даже у фотографов, снимающих одно и то же место, получаются разные снимки. А писатель пропускает все через свое мировоззрение, и создает произведение, в котором подспудно отражены и его мысли, и его опыт, и его, чего у ж там, оценки. И в этом, на мой скромный взгляд, ценность и уникальность каждого произведения (разумеется, не считая его качества, гениальности и прочих достоинств). Если вся проза будет лишь стеклом, писателю станет неинтересно самовыражаться, а читателю – брать в руки написанные, как под копирку, книги. Но в целом готова подписаться практически под всем. Спасибо, Сергей!

Татьяна Бадалова   28.09.2018 13:48     Заявить о нарушении
Всё-таки странно, что Ваши посещения не отражаются в моём списке прочтений.)
У каждого,кто пишет, свои побудительные мотивы.Мне кажется, хорошая проза должна быть от сердца и это должен чувствовать читатель.
Спасибо, Татьяна, за отклик!

Сергей Горцев   28.09.2018 20:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.