Зверь

«Зверь»

   - Деда, деда!- в избу с криком вбежала девчушка лет семи. - Там волка на поляне забивают! Помоги дедушка! – шапка съехала на бок, пальто распахнуто, лицо раскраснелось от быстрого бега.  Тяжело дыша, девчушка застыла на пороге, глядя на дедушку мокрыми глазами. Старик, сидевший на низкой скамье, поднялся в полный рост. Высокий и жилистый, с седой  головой, пергаментного цвета кожей, всем видом чуждый этим северным краям.   
   - Эх!- выдохнул дед. - Пойдём, посмотрим. Не плачь раньше времени Айя.
Девчушка всхлипнула, вытерла рукавом слёзы и вышла вслед за дедом из избы. Деревня была маленькой, дворов двадцать. Вдали от больших городов люди слегка одичали, в суровых условиях лесной чащи, им приходилось бороться за жизнь, любой хищник здесь становился  соперником. 
 
   - Бей его бей, не упусти зверя!- кричали люди, загоняя огромного белого волка в расщелину между скал. Тот рычал, из оскаленной пасти текла слюна, он бросался вперед, но вилы заставляли его пятиться обратно. Шерсть на загривке стояла дыбом, но он не сдавался.
   Дед медленно приблизился,покачал косматой головой и, погладив Айю по белым волосам, шепнул:
   - Не подходи близко милая, я сейчас вернусь, -  перехватив посох правой рукой, дед направился в гущу толпы. Мужиков собралось человек двадцать, с вилами копьями и рогатинами. И тем страннее казался волк, до сих пор живой и сопротивляющийся, но на боку его уже зияла рана, и как смог рассмотреть дед Асмар, - опасная. Он не редко вступался за волков, но такого огромного видел впервые: метра полтора в холке. Достойный соперник, но не смотря на внушительные размеры, - обречен. 
   - Остановитесь! – выкрикнул Асмар. Даже волк замер и повернул голову.
   - Не вмешивайся старик!- закричал в ответ кузнец, грозно потрясая вилами. -  Если отпустим, однажды холодной ночью, он придет и унесет чьё-нибудь дитя! 
   - Может, ты скажешь, что он загрыз кого-то, напал?
  Толпа молчала. Старик спокойно шел мимо вооруженных людей прямо в пасть к волку, тот скалился и рычал. Он смотрел на человека, готовый  напасть в любую минуту, хотя и знал, что это будет последнее, на что у него хватит сил. Асмар видел  его боль, задние лапы зверя дрожали от напряжения, по белой шкуре текла кровь;  удивительно упорный, сильный зверь.
   И старые и молодые, собравшиеся здесь,  все опытные охотники, но сейчас они решили  взять волка измором. Рано или поздно сам упадет. И без надобности кому-то рисковать, приближаясь. Дед шел вперед, глядя зверю в глаза. Он не боялся белого волка и не желал ему зла.
   - Пойдем со мной белый друг, я помогу тебе. Люди твои враги, но я обещаю, они не тронут тебя. Я уважаю твою силу, но сейчас ты должен довериться мне,  – толпа вокруг загудела. Кто-то в открытую насмехался, слушая речь сумасбродного деда, кто-то агрессивно скалился, пряча в душе и сердце не менее опасного хищника, другие покорно опустили оружие. Ведь любопытно, вдруг волк послушает и пойдет за Асмаром.
   Волк смотрел внимательно и настороженно. Смотрел только на Асмара, больше не скалился и не рычал, просто выжидал. Задние лапы окончательно подкосились и зверь присел. Но почти сразу приподнялся и на дрожащих лапах  подошел к деду.
  Теперь волк и человек шли рядом, неторопливо спускались вниз с холма. Недоверчиво и зло, смотрели охотники вслед  чужаку.
   - Вот увидите, загрызёт волк его ненаглядную Айю, поплатится старик, точно говорю, - прорычал кузнец, и, взгромоздив вилы на плечо, пошёл к своей избе.    
 
Сверху на них безучастно смотрели заснеженные пики гор. Молчаливые исполины нависали над долиной, где раскинулась деревня, почти касаясь макушками небес.
Шагая рядом с дедом, Айя смотрела на плывущие по небу облака.
 - Скажи деда, а он поправится?
 - Конечно Айя, он сильный поправится.
 - Деда, а ты меня научишь? И я хочу понимать язык зверей, научишь правда?
 - Ты сама научишься милая, вот увидишь. У тебя доброе сердце.
Спустя неделю волк исчез. Асмар, подлечил его,  как мог и  пожелал не возвращаться в эти края. Жизнь вернулась в привычное русло. Люди вставали ни свет ни заря. Женщины стирали, готовили, таскали воду. Дети озорничали, мужчины охотились.
  Дед  же Асмар в деревне считался  отшельником. Он и его внучка Айя, появились в поселении около года назад и уже многим прогневали местных жителей, каждая капля доверия давалось с трудом. Жили они на отшибе, собирали травы по весне; Асмар на всю округу прославился своими  целебными отварами, и только эта слава заставляла людей терпеть чужаков. Охотники часто возвращались с охоты ранеными, женщины рожали на свой страх и риск,  младенцы часто умирали. Бабки, суеверные до жути, лишь сотрясали воздух молитвами и пугали детей жертвоприношениями. Асмара называли травником, а за глаза кудесником и колдуном. Его заступничество за волков, сослужило ему недобрую службу, мужики по пьяни грозились  в лес прогнать и избу сжечь. Нечистью лесной обзывали. Бабки молили богов не гневаться на отступников – людей, что пригрели на груди змея, нечисть дьявольскую. Так и жили. Асмар  верил в своё, люди в своё. А боги смотрели и улыбались.
 
И вот в одну из ночей лютых, холодных,  пропал Данрас, сын местного старосты. Загулявшийся мальчишка заблудился в родном лесу, и то ли в овраг упал, то ли в черные дебри ушёл, неведомо. Да так и не вернулся, ни по утру, ни к вечеру.  Перепуганное семейство тут же переполошило всю округу, да и припомнило деду спасенного волка. Кузнец Радан, только и ждавший удобного случая, первый ринулся обвинять Асмара. Не плохой человек был кузнец, искусством  великим известен на всю округу,  а вот счастья своего так и не выковал.
   - Ты дед, навлек беду! Загрыз этот волчара Данраса, вот  увидите, загрыз, убить надо было зверя!- толпа собралась  перед домом деда, вооруженные люди стояли кольцом у дверей.  Ярость читалась на их лицах.
   - Шли бы лучше на поиски, чем под дверями стоять,-  выйдя на крыльцо, закричал Асмар. Он  опирался на посох, и был готов идти на поиски вместе со всеми.
   - Иди колдун, иди! Пусть твоя дьявольская сила укажет, где мой сын!- кричал староста Дахар.

   Валил снег. Деревья, украшенные белыми шапками с тянулись вверх. Хрупкая женская фигурка, стоявшая на крыльце, выжидающе вглядывалась в полоску леса на горизонте. Люди уходили и приходили. Но вестей не было. Иногда к женщине присоединялась девочка. Они стояли на крыльце до заката. Айя смотрела на них из окна и с тоской думала о дедушке. Поиски ничего не дали. Он вернулся этим же вечером усталый и сгорбленный, поел и, отогревшись, снова ушел в лес. Люди не сдавались.  Айя оделась и вышла на крыльцо.
    В небе висела почти круглая луна. Серебрился снег и выл ветер, блуждал в чаще, и слышались Айе крики: «Данрас, Данрас».  И слышалось тоскливое завывание,  и думалось девочке, что это тот белый зверь, тоже кричит и ищет кого-то.   
   - Где бы ты ни был, Белый, помоги нам!- шептала Айя. - Помоги дедушке найти глупого человека, Данраса. Он маленький, как я. Он любопытный и ни в чем не виноват перед величественным лесом. Спаси его Белый волк! Спаси! – она просила, а ветер уносил её слова далеко. Наконец она замерзла и вернулась в дом. Кинула поленья в очаг и, укутавшись в шерстяное одеяло, залезла на печь. За окном было темно и страшно.
   Но утро принесло с собой чудо. Айя проснулась от криков и шума на улице. Вскочив, она оделась, выбежала на крыльцо. Посреди двора стоял Белый, а рядом с ним лежал Данрас. Его мать кричала и рвалась к сыну, но толпа не пускала. Люди опять бросались на волка, и лишь маленький мальчик рядом с ним, сдерживал неуёмную, жаждущую крови, толпу.
    Айя бесстрашно бросилась в гущу. Маленькая и юркая, девчушка проскочила сквозь кольцо людей и присела рядом с Данрасом. Тот был без сознания, но живой. Куртка на нем была порвана, но ран нигде не было видно.
   - Он жив! Он не ранен, волк спас его!- закричала Айя, заслоняя собой Белого.  Мать мальчика, наконец, прорвалась к сыну, обнимая  Данраса, она плакала от счастья и целовала горячий лоб.
  -У него горячка, он болен, его надо унести отсюда.
Видимо здравый смысл взял верх. Мальчика унесли, а Айя увела волка. Тот трусил рядом с ней до самой избы, а потом, не глядя на девочку, повернул к лесу.
  - Будь осторожен Белый, там злые люди в лесу!
 Волк повернул голову. Его изумрудные глаза сверкнули.
   -Приведи дедушку домой, ладно Белый? – но тот уже бежал к лесу. И все же на следующий день люди вернулись  в свои дома. Вернулся и дед Асмар. Изможденный старец сразу же пошел смотреть как там мальчик. Горячка у него не проходила, люди на перебор рассказывали,  как волк вышел из леса, неся на себе Данраса, дед лишь качал головой. Представляя, какой приём ему оказали люди.
  - Он поправится,- сказал Асмар Айе, входя в избу. - Он молод и силен. Обмерз немного. Но  организм справится с болезнью. Расскажи лучше мне, как ты это сделала?- Асмар поставил посох в угол и присел на скамью у очага. Айя улыбалась. Она подала деду миску с кашей и присела рядом. 
  - Не знаю деда! Просто позвала его, он и пришел.

  Зима была в разгаре. Темные и холодные ночи,  серые дни. Снег шел и шёл, с каждым днем сугробы росли все выше.  Морозы лютовали. Только это остановило охотников, желавших тут же броситься на поиски Белого. Кузнец убедил всех, что зверь опасен и люди  согласились  с ним.   
   Наконец зима стала уступать свои права. Появлялось на небе все чаще солнышко, стало ощутимо теплее. Но ночи все еще оставались холодными. В одну такую ночь Белый вернулся. Асмар вышел на крыльцо и удивленно посмотрел на волка. Зверь сидел у крыльца и выл. Громко выл, на всё деревню. В соседних домах стали загораться свечи, мужчины с оружием и факелами, выходили на улицу. Волк продолжал выть. А там наверху, за самыми высокими елями и соснами, нарастал гул. Словно гром рождался, но ни одна молния не потревожила беззвездное небо.
  - Да ты что ж дружок,- проговорил дед,- шкуру свою не жалеешь? Иль сказать что хочешь? – волк смотрел на него мудрыми глазами, и звал, звал людей за собой.
 - Деда что с ним?- Айя выглянула из-за двери. - Может, он болен?
 - Не знаю милая, не знаю! Видишь Айя, они умнее нас, ведь волк нас с тобой понимает, а мы вот его понять не в силах!
  Белый снова завыл. Осторожно поднялся на крыльцо и, ухватив Асмара за рукав, потянул его прочь от дома. Загрохотало еще громче. Волк глянул на гору и снова завыл.
  - Ой! Дедушка смотри! Там наверху!- Айя указала рукой на вершину горы, которая нависла над долиной. В темноте было плохо видно, но дед вдруг сообразил  в чем дело.
  - Бежим Айя, скорее бежим!- он схватил внучку на руки и резво, для своего преклонного возраста, бросился прочь. Волк выл, громко и протяжно, он вел их за собой, показывая дорогу.
- Бегите люди, бегите! Лавина несется на нас!
 Поняли люди, увидели опасность. Гора так близко и шансов что лавина минует деревню, не было. Люди, бросив все, бежали прочь. Впереди всех бежал Белый волк. Зверь уводил людей в лес, туда где они будут в безопасности.
- Он спас нас, он спас нас!- шептала Айя, глядя, как снежная лавина сметает  все на своем пути.
- Да Айя, Зверь спас нас!
Люди растерянно глядели на Белого. Тот чуть оскалился, посмотрел на Асмара и спокойно потрусил в лес. Айя была уверена, что больше он не вернётся.
- Прощай Белый и спасибо тебе.       


Рецензии
Красивый рассказ.

Пятнистая Нэко   04.08.2012 00:05     Заявить о нарушении
Спасибо.

Татьяна Белова   04.08.2012 23:11   Заявить о нарушении
К Вашему "Злому" присоединяюсь.

Татьяна Белова   04.08.2012 23:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.