Милла Синиярви. Детектив стереотипов

Детектив стереотипов
Милла Синиярви

Человек сидел за кухонным столом перед включенным компьютером. Длинный шнур, подключенный к телефонном розетке, болтался по полу, путаясь под ногами. В просвете оконных занавесок стояла мгла. О времени суток человек не думал. Комната была загромождена старыми вещами и предметами, они наслоились своеобразным культурным слоем в заброшенной квартире. На стульях, шкафах, столах и диванчиках лежали вещи. Не стиранные, брошенные когда-то треники, свитера, кепки, под диваном и столом валялись тапочки и кроссовки, на окне застряла несколько лет назад прикрепленная рождественская звезда из блестящей бумаги с печально загнутыми лепестками, к ней тянулся картонный пасхальный заяц. На лампе болтались спущенные воздушные первомайские шары. На стенах выцвели прикрепленные скотчем детские рисунки.

Заскрежетав зубами, человек выругался: старый модем капризничал, связь опять прервалась, именно тогда, когда он отправлял письмо восхитительной женщине. Его жена пропала восемь лет назад, не вернувшись из очередной командировки. Дети переехали в другой город. Они заняты, от них ни привета, ни ответа. Впрочем, на Новый год или Рождество пришла какая-то открытка, а также 10 ноября, когда все поздравляют отцов. Все было хорошо, пока он работал. Родом из деревни, он привык работать с молодых лет. Нашел работу и в городе, когда переехал. Трудности начались с приходом экономического спада. В это время увольняли нещадно, снимали с производства в первую очередь родившихся в сороковые. Человек закашлял. Ему всегда становилось не по себе, когда он вспоминал то время. Вот опять мысли закружились, он посмотрел вокруг себя и подумал, что пора сделать уборку. Надо все к чертовой матери вынести на улицу, вымыть полы специальным шампунем, дать солнцу и воздуху проникнуть в берлогу. Разгрести кучу, задышать свободно, повеселить душу порядком. Он вытащил нижнюю газету из стопки бесплатных рекламных приложений и вспомнил, когда все началось. В январе будет три года. С этого времени он не встречал ни Рождества, ни Юханнуса, никаких других праздников. Постепенно и рекламу перестали приносить – газеты приходи все реже и реже. Он не покупал одежды, забыв дорогу в маркеты. Холодильник и шкафы почти пустые. Варил себе геркулесовую кашу без молока, что-то варганил из замороженных овощей. Иногда покупал в ближайшем киоске упаковку джинтоника, шести банок хватало, чтобы забыться. Интернет – единственное, что его интересовало. Нравилось сидеть у компьютера и прыгать со страницы на страницу. Вирт стал для него реальностью. Телевизор он перестал смотреть. Человек ушел с головой в мир ужастиков, игр, чатов и видео. Казалось, этот мир бесконечный и наполнен чудесами. Вирт ничего не требовал: компьютеру наплевать, как выглядит пользователь. Пусть он превратился в мешок с костями, пусть не брит и не стрижен, глаза воспалились от напряжения и стали красными, как у кролика, - его никто не видит. Человеку мало надо: чтобы он сам видел и слышал. Слух у него здорово обострился. Мужчина вздрагивал от шума, доносившегося с улицы: от мотора автомобилей, детских криков, птичьего гама. Тиканье часов в квартире тоже раздражало.

Голос со временем стал очень тихим. Человек говорил с большим напряжением, поэтому предпочитал молчать. Рассчитываясь у кассы в магазине, он старался обойтись без диалога с продавцом. Иногда он чувствовал, что превратился в зомби, в живой труп. Но ведь так жили герои фильмов, которые смотрит весь мир! В горле стоял ком, человек постоянно откашливался. Одиночество душило. Мужчина тосковал по женщине. Поэтому он заглядывал на сайты знакомств, допуская игривую мысль, что ответил бы женщине, которая смогла бы соблазнить его. По телевизору мелькают прекрасные дамы, но они далеко. Иногда он брал порно в киоске и удовлетворял себя. Но это приносило моральный дискомфорт, так как с детства он усвоил, что заниматься онанизмом грешно. Иногда возникало желание привезти из Таиланда жену, которая бы убирала дом, готовила еду и родила бы ему ребенка. Она бы вернула ему чувство мужского достоинства и сделала бы жизнь такой, как раньше. И он простил бы весь мир. Забыл бы о предательстве своей жены. Но мысль ускользала, депрессия и разочарование сковывали волю. Надо сказать, человек совсем не был глуп и пуст. Он просто оказался в ситуации, в которой общество сделало его беспомощным. Он потерялся. Мужчина мечтал о женщине, способной его понять, о тихой и преданной подруге, поцелуй которой превратил бы его из лягушки в принца, а может быть, наоборот, то есть в принцессу. Нет, он определенно запутался! Тихая и скромная блондинка Анна Сеунала. Это его женщина! Даже имя ее звучало, как самая восхитительная мелодия. Женщина не должна быть громкой. Ему нужна покорность и тишина. Разве перевелись такие женщины? И он захотел заранее выяснить, какую жизнь ведет его избранница.

***
Ответил ли? Элина склонилась у компьютера. Шея занемела, взлохмаченные волосы топорщились в разные стороны. Капельки пота блестели на лбу, руки сжимали кофейную чашку.
- Здравствуйте!
В библиотеку вошла старая женщина, волочившая полную книг сумку. Элина быстрым движением закрыла окошко, выключив Интернет, кивнула вошедшей, у которой было извиняющееся выражение лица:
- Опять морозы?
На столе возврата книг она привычно сложила их в стопку и оформила, как полагается. Нервно взглянула на часы: скоро три, сегодня библиотека закроется раньше.
- До свидания!
- … свидания!
Элина торопливо закрыла входную дверь и опять бросилась к компьютеру. Нажала на значок браузера: открывайся! Быстрее, быстрее! – появилась знакомая страница.
Библиотекарь Элина Каккур уже три года одна воспитывает ребенка. Тату было пять, когда они с Матти разбежались. Формально развод прошел легко, так как они с мужем не получили пасторского благословения. Она не брала фамилию Матти. Трудности начались после развода, так как пришлось содержать сына и себя на крошечную зарплату. Первое время они жили с ребенком у матери, потом получили наемную двухкомнатную квартиру от муниципалитета, и все равно денег не хватает. Элине хотелось бы прилично одеться и сходить куда-нибудь развлечься, но этого она не могла себе позволить. С отвращением рылась на блошиных рынках, бегала по распродажам, иногда шила что-нибудь сама. Если весь бюджет уходит на еду, то о модной одежде приходится мечтать. Ее угораздило стать вегетарианкой и к тому же аллергиком на молочное. Дорогая диетическая пища съедала всю зарплату.

Бедняжка тяжело вздохнула. Осталась одна надежда на Интернет, в котором можно встретить приятного и обеспеченного мужчину! В женских журналах много интервью счастливых пар, которые нашли друг друга на сайте знакомств. Ну конечно, к этому надо приложить определенные усилия. Элина вздохнула еще раз. Слишком много у нее конкуренток! Русские и эстонки предлагают секс и романтику, находят спонсоров и покровителей. Элина фыркнула. Неужели и ей придется стать сучкой, но ради сына она готова подойти к вопросу серьезно. Его нужно изучить! По крайней мере у нее есть шансы: она еще молода и достаточно стройна. Волосы тонкие и от природы светлые, как у настоящих финнов, черты лица правильные, миниатюрный нос. Несомненным преимуществом, по ее мнению, можно назвать глаза, большие, серые, с длинными ресницами. Да и одеться можно ярко, недорого, со вкусом. Бинго! Вот появился: какой-то Викке из Ювяскюля, 38 лет, закончил училище. Ужасный вкус в отношении музыки, одет в джинсы, любит детективы, хочет познакомиться с серьезными целями, воспитывает один маленького Отто. Пожалуй, Викке можно ответить. Обычно мужчины ищут спутницу на время путешествия или для того, чтобы выпить вместе чашечку кофе, да и вообще, как можно серьезно общаться с виртуальными кличками, за которыми прячутся наглые юнцы, которые хотят лишь посмеяться. У этого есть ребенок, значит, мужчина имеет жизненный опыт, наверняка серьезный человек. Так хочется в это верить! Элина дрожала над каждой копейкой уже много лет и сейчас хотела бы уверенности в том, что тянуть лямку нищеты одной не придется, так хочется переложить ношу на надежное мужское плечо. Она решила найти это плечо. Раздался требовательный телефонный звонок, и Интернет ушел на второй план.
- Мам, ну когда ты придешь?
- Ну сейчас! Слушай, что-нибудь случилось?
- Нет, я хочу есть!
- Возьми в коробке для печенья две карамельки и слоенку, ладно? Я уже ухожу. Зайду в магазин, сварим спагетти, ага? Ты же любишь с кетчупом!

Ну как можно избавиться от угрызений совести, если ребенку нужно варить спагетти почти каждый день и разнообразить кетчупом? У нее нет денег даже на подливку из фарша. А все из-за этого Евросоюза! Когда он нарисовался, цены сначала чуть-чуть снизились, а потом стали расти с каждым днем. Мысли о Викке из средней Финляндии и Олави из Китеели все-таки спасают ее от надвигающейся депрессии.

Но Онни. А если ему ответить? Это тип совсем другой, энергичный парень. Не хочется выключать компьютер. На Онни она наткнулась случайно, в поисковике. Обычно диапазон поиска она ограничивала выбором роста 185 см, но вдруг вспомнился разговор с подругой Туулой, которая утверждала, что мужчины небольшого роста более темпераментные и инициативные. «Им нужно компенсировать недостаток роста другим, понимаешь?», - у Элины до сих пор стоит в ушах жужжание Туулы.
- Этот Онни – нечто! Он ищет женщину, с которой можно ехать по дороге, залитой закатным солнцем, трахаться на обочине и лежать перед камином на шкуре дикого животного, прихлебывая шампанское…

На этом Элина выключила компьютер, смахнула пыль со стола, проверила замок на двери, выключила свет. Схватила корзину для покупок, нащупала в кармане ключ от машины. К Онни хорошо бы вернуться ночью, когда Тату будет спать.

Ее автомобиль, отвратительная серая Корса, ждал во дворе библиотеки. Единственное, на что прошлой весной она смогла потратиться, когда появилась вакансия на рабочее место в библиотеке, расположенной в соседнем муниципалитете, это была покупка машины. Она стоила семь тысяч, половину удалось одолжить у матери, половину у отца Тату.
- Не машина, а металлолом! Сын стеснялся ее Корсы, сначала отказывался садиться в нее. Даже сейчас, увидя приятелей, он наклонял голову, чтобы его не узнали.

Позже им удалось получить квартиру от библиотеки в центре поселка, за вокзальной площадью, в старом деревянном доме, в котором когда-то располагалась аптека. Дом принадлежал старушке Аманде Таст, бывшей почтальонше, прожившей в этом доме со своей сестрой-близняшкой целых сорок лет. После смерти сестры Амалии Аманда начала сдавать свои хоромы. Элине повезло, сразу после ухода Матти она получила и работу, и квартиру в доме Аманды.

Ну и что, если доски на стенах дома обветшали. Он все-таки теплый. У них свое крыльцо с застекленной верандой и две большие комнаты, не считая кухни и ванной, то есть помещения для душа. У Аманды, вероятно, больше ста квадратных метров на своей половине. Сауна расположена во дворе. Летом хорошо: цветут кустарники и цветы, благоухают сирень и жасмин.

Элина закинула корзинку на заднее сидение и задумалась. Машину она свою все-таки любила, хотя могла бы обойтись и без нее. Автомобиль дает чувство свободы и
расширяет горизонты, даже если не совершаешь дальних поездок. Элина нажала на газ, попытавшись завести холодную машину. Ей лень протягивать провод из кухни библиотеки, чтобы разогреть автомобиль. Поехать в Сиву? У Элины есть привычка кружить между банком и Сивой. У нее открыты счета в двух местах. Когда покупаешь какую-нибудь кроху, возникает ощущение, что нужно что-то объяснять продавцу. Поэтому она решила, что будет делать покупки в разных местах. Пусть думают, что она забыла что-то в другом магазине, а к ним пришла, чтобы докупить. Нищета сделала ее ум изворотливым. Обезжиренное молоко, дрожжи, мука, рыбные палочки и пакет с овощами. Баночка Мексиканы. Это чтобы полакомиться вечером. Никогда она не позволяла себе дорогостоящих покупок, это за пределами ее мечтаний и возможностей.

Погруженная в раздумья, подъехала к двору дома. Лишь в прихожей, когда повесила на вешалку куртку, встряхнулась.
- Мам, смотри! Вот что мы делали в школе.
С гордостью ребенок продемонстрировал доску для кормления птиц.
- Хорошо! В хозяйстве пригодится.
Элина налила воду в кастрюлю, чтобы варить спагетти.
Было слышно, как Тату гремел то в кухне, то в гостиной. Сейчас он спрашивает из другой комнаты о коньках. Элина вздрагивает.
- Да! Когда их нужно принести в школу? Завтра? Ну почему ты раньше не сказал?
- Я говорил! - кричит он. – Ты не помнишь ничего, ты обещала заглянуть на барахолку, когда ездила к бабушке…
В глазах Элины заблестели слезы. Откуда она возьмет ребенку новые коньки?

Поели. На десерт мать приготовила кисель. В морозилке еще достаточно ягод, собранных летом. Тату краснощекий и рыхловатый. Элина понимает, что его необходимо отдать в спорт. Но это невозможно, так как нет денег на спортивные принадлежности, на лицензию, ребенок не может посещать приличную секцию. Для игры в сахлю требуется покупка специальной клюшки из стекла, спортивные обувь, одежда и защитная сетка на лицо. Ребенок просиживает у телека и плэйстэйшн, пристрастился к компьютерным играм, жует бутерброды и толстеет. Слава богу, в школе у него все хорошо. Мать неожиданно поднялась и обняла сына:
- Ты восхитительный! Спасибо, что ты есть у меня.
Тату покраснел. Захотелось прижаться к маме, но не сделал этого. Элина и Тату разошлись по разным комнатам.

Дом Аманды отапливается дровами. У Элины есть две батареи, она использует их лишь после непродолжительного отсутствия, возвратившись в остывший дом после ночевки у матери или у друзей. Счета за электричество самые дорогие среди всех ее издержек. Дрова она получает бесплатно у дяди, который работает на местном деревообрабатывающем заводе мастером. Завод производит склеенные блоки для мебели. Там Элина достает обструганные обрубки, которые можно использовать в качестве топлива. В кухне находится старинная печь, сделанная на известном заводе города Пори, в гостиной и комнате сына титаны. В натопленных помещениях становится очень жарко, но Элине нравятся такие печки. Они приносят в дом уют, создается ощущение полной семьи.
- Так, а ну быстро чистить зубы и в кровать! Мигом!
Тату слушается, так как знает, что если маму что-то и волновало, то сейчас она в хорошем настроении, и все у них идет отлично. Мальчик недолго, но с шумом повозился в ванной, затем проследовал в свою комнатуху. Элина убрала посторонние предметы с кухонного стола, включила компьютер. Машина и подключение к Интернету – единственная роскошь, которые мать с сыном себе позволили. Элина убедила себя, что ребенок не должен отличаться от сверстников, имеющих домашние компьютеры и выход в Сеть.

Скоро мальчик засопел в кровати. Мать в ночной рубашке и вязанных носках уселась перед компьютером. Она углубилась в недра всемирной паутины, как в детстве с головой уходила в увлекательное чтиво. Лаури, профессор финской литературы, несчастлив в браке и ищет женственную подругу, которая смогла бы его выслушать и понять. Элина перепрыгнула через профессора. Рейно из города Вантаа, рабочий, обожает путешествовать, нуждается в стройной, симпатичной спутнице, шкафоподобных просит не беспокоиться… Ну вот, ничего нет? А… Сакари. Сакари из дремучего леса ищет себе музу и приглашает лесную деву к себе в избушку для нежной любви, а также для рыбалки, для того, чтобы проводить зимние субботние вечера вместе, а летом кататься на велосипедах. Это заинтересовало Элину. Она придумала себе ник Снежная Королева. Снежная Королева отозвалась романтическим посланием к Сакари Сало. Она уже давно заметила, что в письмах легко выплескивать свои эмоции, давая волю игре воображения, и что это поднимает ей настроение. Анонимно это делать особенно приятно, так как чувство безопасности приятно расслабляет, незнакомому человеку можно рассказать все, что угодно. А тем более ночью. Когда она одна. В теплом доме. Так Элине казалось. Просмотрев тридцать мужских страниц, Элина решила создать свой профиль. Но сначала было трудновато и непривычно нахваливать себя. Она исходила из того, что если какой-то мужчина клюнет, он обязан будет найти общий язык с ее сыном. И это было для нее главным. И она отложила создание профиля, чтобы вместе с Тату сделать страницу на сайте знакомств. Они вместе напишут, что хотят от будущего члена семьи. Около двух часов ночи Элина пошла спать, довольная посетившей ее мыслью. Надо высыпаться, слишком долго она просиживает за компьютером последние вечера. Надо менять жизнь.
С этим решением Элина уснула.



© Copyright: Милла Синиярви, 2008
Свидетельство о публикации №2803200388


Рецензии
Скоро мальчик засопел в кровати...
Мальчик скоро засопел? А бывает, что он сопел медленно?
Вероятно, имелось в виду, что мальчик "вскоре" ( в скором времени, чреез непродолжительное время) засопел?

Дальше канцелярит - язык газетных передовиц: "Она углубилась в недра всемирной паутины"
Всемирной! Всемирная революция! Всемирный пролетариат!
В недра паутины! (абсурд - недра паутины)

"Элина решила создать свой профиль"
А до этого у Элины был только фас?

"Она исходила из того, что... он обязан будет"
юридически-бюрократический язык.

Секретка   22.03.2008 10:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Согласна со многим, кроме профиля. Слово "фас" тоже ведь имеет другое значение - "фас его!" Здесь значения слова понятно из контекста. Другое дело, что надо делать ссылки, замечания переводчика по поводу 10 ноября - в Финляндии праздник отцов. Очень много чего надо делать, с этим я всегда соглашаюсь и всегда берусь за то, что не могу закончить.

Очень Вам благодарна!

Милла Синиярви   23.03.2008 00:40   Заявить о нарушении
Конечно, ошибка - "вскоре". "Недра всемирной паутины" - отсебятина. "Она исходила из того, что... он обязан будет" - подстрочник.

Я тороплюсь, хочу сделать на своем сайте "досье" на писательницу. Опубликовать ее фото и список вышедших произведений, которые еще не известны русскому читателю. Задумала там же поместить фрагмент из ее детектива, еще не знаю, какой. Это были первые главы, мне нужно было узнать мнение читателей, интересно или нет. Я достигла цели: те, кто прочитал, сказали, что в принципе такой финский детектив, безобидный, безкровный и без секса, может заинтересовать издателя.

Теперь только кропотливая работа по редактированию! Еще раз спасибо и всего наилучшего!

Милла Синиярви   23.03.2008 08:22   Заявить о нарушении
Успехов!
Редактируйте кропотливо!

Например:

"Иногда он брал порно в киоске и удовлетворял себя".
Порно - это порнофильм или порножурнал?
И соседство в одном предложении "брал в киоске" и "удовлетворял" создлает легкий жэфект того, что он удовлетворял себя прямо в киоске или возле него.

И еще: а разве в киосках порно продается?
Я слышала, что порно должно продаваться в специальных магазинах? В киосках, я думала, только эротика? В любом случае в переводе надо неназойливо включить пояснение, о каком киоске идет речь о специпорнокиоскеили о журнальном киоске, в котором наряду с общеполитич. газетами продается и эротика и даже порно, или о небольшом магазинчике с эротическим видео...

И еще: удовлетворял себя звучит неловко, механически и невнятно.

Удовлетворял себя самим актом покупки? самим актом прочтения(просмотра) или же удовлетворял себя механически, используя в качестве источника возбуждения приобретенное порно. Ибо можно понять и так, что он отдельно приобретал порно, а отдельно удовлетворял себя, и эти действия никак не связаны.
(Покупал в киоске корм для собаки и ставил себе вечерние успокоительные клизмы).

"так как с детства он усвоил, что заниматься онанизмом грешно"

Именно грешно, то есть грех? Или непристойно? Или вредно? какой оттенок в оригинале? Оттенок именно религиозного греха?

Обязательно ли использовать именно еврейско-латинско-медицинский (по этимологии структуры) термин, нельзя ли его заменить на более внутриславянский (рукоблудие, самоуслаждение)

Ну и т. д.

Секретка   23.03.2008 09:23   Заявить о нарушении