Мышление и духовное здоровье человека

Староверов А.Р.,
Преподаватель “Основ безопасности
жизнедеятельности”школы №138,
г.С.-Петербург

       Мышление и духовное здоровье человека


Мышление – верх блаженства и радость в жизни,
доблестнейшее занятие человека.
Аристотель

Мышление, как и сам человек – это сложно организованные взаимовложенные системы, более сложные, чем существующие в других формах жизни. Причём мышление именно человека непосредственно связано с языком – ещё с одной достаточно сложной системой. Только у славян язык, речь называются – дар речи. Любая из этих систем не может быть исследована вне связи с другой и со всей структурой в целом. Целостная система существует только в гармонии составляющих её частей с целым.
Более того, у человека через язык и систему мышления осуществляется связь с предыдущими поколениями, осуществляется преемственность поколений, формируется историческая память и, в конце концов, культура. За счёт языка формируется уже не просто естественноприродная или генетическая память, а уже общественная или культурная память человека и народа в целом. Культура предыдущих поколений транслируется в будущее, совершенствуется последующими поколениями за счет мыслительной деятельности.
В качестве подготовки подрастающего поколения к восприятию системы мышления народа обществом используется процесс воспитания определённых качеств ребёнка, без которых это восприятие становится невозможным, возможным остаётся формирование только “манкуртов”. Именно воспитанием формируется (или не формируются) определённые жизненные навыки, и самый главный навык – навык оценки принимаемых решений и действий по справедливости, которая, в отличие ото лжи, уничтожающей общество, формирует его.
Мышление человека возникает только в рамках общества, только в рамках наличия и осознания важности таких идеальных качеств как справедливость, абсолютно ничего не значащих для других форм жизни. Мыслительная деятельность человека возникает как процесс общественной деятельности естественным образом основанной на духовных началах.
«Я мыслю, значит, я существую», – говорил философ. Это действительно так, ведь ни для кого не секрет, что человек относится к виду Homo Sapiens, к виду существ разумных. Именно по этой причине он, человек, не может быть не мыслящим, ибо, только приобретая особую систему мышления – разум это “существо” и становится человеком.
В этом смысле формирование системы мышления подрастающего поколения – одна из главнейших задач, стоящих перед старшим поколением, перед родителями, перед педагогами. Как говорили древние мудрые люди: «Не мыслям надо учить, а мыслить».
Работая с учениками над темой “Здоровье человека”, я обнаружил интересную закономерность, проявившуюся в работах учащихся. Работы показали явную связь между духовным здоровьем (нравственностью) человека, сформированностью понятий о духовном здоровье и его системой мышления.
На нескольких уроках изучалась тема “Здоровье человека”. Ученикам были предложены различные определения здоровья, учащиеся самостоятельно выбирали, те определения, которые в большей мере подходят к Человеку с большой буквы и, в большинстве случаев (примерно в 70%) дети из нескольких определений выбирали наиболее правильное, то, в котором на первом месте стоит духовное здоровье, данное ещё Периклом:“Здоровье – это состояние морального, психического и физического благополучия, которое даёт возможность человеку стойко, не теряя самообладания переносить любые невзгоды.” Для большей доходчивости и лучшего усвоения материала, учащимся была предложена следующая схема, описывающая здоровье человека:

Здоровье человека

Духовное Психическое Физическое

Однако на следующем этапе изучения программы необходимо было установить, а насколько у детей к данному моменту сформированы понятия о духовно-здоровом человеке, о его духовном здоровье.
Дело в том, что темы “здоровья организма человека” в методических материалах по ОБЖ разобраны достаточно подробно и, за редким исключением, весьма профессионально и непротиворечиво. А вот тема “Духовное здоровье», как отдельная тема вообще отсутствует. Об этом понятии есть только редкие и весьма бессистемные упоминания в рамках второстепенных тем. Однако без определённости в этом вопросе невозможно освоение многих важных тем программы предмета: «Нравственные качества защитника Родины», «Честь и достоинство воина», «Патриотизм и верность воинскому долгу», «Здоровый образ жизни», «Загрязнение окружающей среды», «Экологические проблемы» и многих других.
С целью определения степени сформированности основополагающих понятий о духовном здоровье и вспомоществования в их формировании, был разработан следующий тест.
Ученикам выдавалось задание, листочек с произвольно записанными качествами человека, которые они должны были разнести по соответствующим каждому качеству столбцам таблицы: Духовно здоровый (№1), Нейтральные качества (духовность не описывают, челове обладающий этими качествами может быть и честным и подлецом №2), Духовно больной (№3). Причём каждое качество из списка должно быть записано только в один столбец.
Для выполнения задания детям были даны пояснения, что “духовно здоровый человек” – это идеальный, надёжный друг, идеальный отец, идеальная мать, идеальный защитник отечества, он никогда не бросит в беде ни семью, ни друга, ни своё Отечество, его нельзя купить, нельзя запугать, этот человек никогда не предаст. “Духовно больной” – обладающий качествами противоположными духовно здоровому человеку, в русском языке эти качества называются антонимами, обладая даже единственным таким качеством, его можно с уверенностью отнести к “Духовно больным” людям, к злонравным, от такого человека всегда следует ждать обмана, предательства. Но описание человека не может останавливаться только на духовных качествах, как говорится в “здоровом теле – здоровый дух” , то есть, если нет тела и нет человека, а соответственно, должны существовать ещё множество характеристик человека, которые не относятся к характеристикам его духовности, но являются достаточно важными. Эти характеристики нейтральны по отношению к духовности, обладание этим качеством не даёт уверенности, он предаст или нет. Как пример был дано понятие “умный”, “физически здоровый”, “ловкий”.
“Умный человек может быть подлым, лживым, т.е. духовно больным?”, – обычно спрашиваю я. Чаще всего ученики отвечают: “Может”.
– А честным, то есть духовно здоровым?
– Может.
– Значит, куда записываем?
– По середине.
– Молодцы! Правильно. Для этих характеристик предусмотрен столбец №2
При разработке теста предполагалось, что при правильно сформированных понятиях о духовном здоровье, о духовности, качества будут разнесены в таблице следующим образом.
Духовно здоровый: Откровенный, открытый, прямодушный, разумный, добродушный, умеющий судить, совестливый, великодушный, бескорыстный, прямой, простой душой, справедливый, стыдливый, независтливый, добросердечный, отзывчивый, целомудренный, милосердный, искренний.
Нейтральные качества: умный, самостоятельный, инициативный, образованный, физически здоровый, настойчивый, уверенный в себе, глупый, красивая женщина, аккуратный, посещающий музеи, неряха, опрятный, много читающий, эрудированный, целеустремлённый, красивый мужчина, мало читающий, психически здоровый, выпивающий, курящий.
Духовно больной: Алчный, подлый, криводушный, лживый, корыстный, двуличный, хитрый, равнодушный, изворотливый, пресмыкающийся, не умеющий судить, эгоист, лукавый, жестокосердечный, завистливый, бессовестный, любящий унижать, неразумный, льстивый.
Во время выполнения задания часть понятий ученикам были не ясны, их приходилось разъяснять. Чаще всего сложными для учеников понятиями оказались следующие: “простой душой”, “простой”, “целомудренный”, “пресмыкающийся”, “умеющий судить”, “совестливый”, “эрудированный”. В общем-то, если неясность некоторых понятий, таких как “целомудренный”, “эрудированный” следовало предполагать, то неясность остальных понятий меня весьма удивила.
Ниже в таблице №1 и №2 приведу результаты обработки проведённых тестов, количество упоминаний некоторых качеств человека, отнесённых к некоторым графам ошибочно. Именно эти данные составляют особый интерес исследования.

Таблица №1
Результаты выполнения задания учащимися 9-х классов.

Духовно здоровый Упоминания,%

Изворотливый 4%
Пресмыкающийся 4%
Равнодушный 7%
Льстивый 2%
Лживый 2%
Алчный 2%
Подлый 4%

Нейтральные качества, Упоминания,%

Прямой 32%
Стыдливый 32%
Откровенный 25%
Простой душой 25%
Открытый 23%
Изворотливый 21%
Прямодушный 19%
Пресмыкающийся 18%
Равнодушный 16%
Льстивый 16%
Независтливый 14%
Целомудренный 14%
Лукавый 11%
Великодушный 11%
Искренний 9%
Отзывчивый 5%
Криводушный 5%
Милосердный 5%
Бескорыстный 5%
Добродушный 5%
Любящий унижать 5%
Завистливый 5%
Корыстный 5%
Совестливый 4%
Двуличный 4%
Лживый 4%
Справедливый 4%
Алчный 4%
Эгоист 4%
Бессовестный 4%
Жестокосердечный 2%
Подлый 2%


Духовно больной Упоминания,%

Стыдливый 2%
Откровенный 2%
Простой душой 7%
Открытый 2%
Прямодушный 2%
Целомудренный 7%
Великодушный 2%
Бескорыстный 2%


Таблица №2
Результаты выполнения задания учащимися 11-х классов.

Духовно здоровый Упоминания,%

Равнодушный 5%
Пресмыкающийся 5%
Целеустремлённый 15%
Аккуратный 5%
Посещающий музеи 22%
Самостоятельный 15%
Уверенный в себе 15%
Психически здоровый 12%
Эрудированный 12%
Настойчивый 7%
Опрятный 7%
Инициативный 5%
Много читающий 2%
Образованный 2%

Нейтральные качества Упоминания,%

Прямой 46%
Стыдливый 46%
Откровенный 44%
Открытый 29%
Равнодушный 24%
Изворотливый 20%
Пресмыкающийся 20%
Простой душой 20%
Прямодушный 17%
Двуличный 10%
Искренний 10%
Криводушный 10%
Отзывчивый 10%
Эгоист 10%
Бессовестный 7%
Льстивый 7%
Любящий унижать 7%
Справедливый 7%
Целеустремлённый 7%
Аккуратный 5%
Независтливый 5%
Совестливый 5%
Алчный 2%
Бескорыстный 2%
Великодушный 2%
Добродушный 2%
Жестокосердечный 2%
Завистливый 2%
Корыстный 2%
Лукавый 2%
Милосердный 2%
Целомудренный 2%

Духовно больной Упоминания,%

Прямой 7%
Стыдливый 7%
Открытый 2%
Простой душой 2%
Прямодушный 5%
Неряха 7%
Выпивающий 5%
Мало читающий 7%


Следует отметить, что не было ни одной работы без ошибок: абсолютно каждый ученик совершал от одной до значительного количества ошибок относительно качеств, связанных, в основном, с прямотой, открытостью, откровенностью, простотой души, стыдливостью; а некоторые и с остальными качествами, предложенными в тесте.
Примечательно, что учащиеся 11-х классов совершили в общей сложности на 40% больше ошибок, чем учащиеся 9-х классов. Хотя словарный запас более взрослых детей должен быть более богат и, соответственно, старшие должны были бы совершить на 40% меньше ошибок. Возможно такая ситуация говорит о том, что пик безответственного отношения общества к вопросам духовности прошёл, однако для точного вывода нужны данные и по младшим классам, для которых должен быть разработан несколько другой тест.
В данную таблицу не были внесены ошибки учащихся по таким понятиям как, например, “разумный”. Дело в том, что около 90% учеников отнесли это качество к средней колонке, это объясняется тем, что современное наше общество трактует ум и разум как синонимы. И хотя это далеко не так и со всеми классами вопрос о разуме обсуждался, однако, сложившийся стереотип восприятия понятия является мощной программой, поэтому, считать это ошибкой учеников не приходится. Правильный ответ дали только те учащиеся, кто писал реферат на тему “разума и ума”.
Так же в таблицу не были внесены понятия “посещающий и не посещающий церковь” по причине того, что эти понятия в современном обществе часто воспринимаются стереотипно из-за отнесения их к области религиозной, которая находится вне светского обсуждения. Однако, на удивление только 4% учащихся 9-х классов отнесли “посещающего церковь” к однозначно духовно здоровым, а не “посещающего” – к духовно больным. Учащиеся же 11-х классов в 22% случаев записали “посещающего церковь” в однозначно духовно здоровые, и при этом “не посещающего церковь” – в “духовно больные” только в 12% случаев.
Понятия “умеющий и не умеющий судить” не приведены в таблице и его, по-видимому, вообще следует удалить из теста, так как большинству учеников это понятие не ясно, а когда это понятие начинаешь объяснять, то подсказка (умение правильно и справедливо судить о явлениях) однозначно указывает, куда записывать данное понятие. Тем самым теряется смысл теста. Тем же, кому оно якобы ясно, не легче, в подавляющем большинстве случаев ученики записывают “умеющего судить” – в “духовно больные”, а “не умеющего судить” – в “духовно здоровые”. Это связано с навязанным обществом стереотипом мышления через пословицу “не судите, да не судимы будете” и сложившимся восприятием способного судить, как атеиста, сатаниста. Произошло это вследствие невнимательного прочтения взрослыми текста Библии, которую, конечно же, ученики подробно не изучали.
В таблицу не вошло понятие “глупость” по причине того, что подавляющая часть учеников отнесла это качество к нейтральным относительно духовности, а весьма незначительная часть отнесла к “духовно больным”. И этот результат можно отнести к недостаткам данного теста, надо отдельно объяснять, что в данном случае это качество хоть и не духовное, однако, скорее всего, должно быть отнесено к “духовно больным”. Но логика данного теста этого не в состоянии подсказать, а жизненного опыта у детей ещё недостаточно для правильного ответа, что глупость несовместима с духовно здоровым человеком. Человек в русской культуре, русских сказках – это тот, кто не хитрит душой, но при этом обязательно смекалистый, то есть обладающий как бы хитростью ума, а не как не глупец.
Стоит обратить внимание и на отношение учеников к такому качеству, как “хитрость”. Дело в том, что это качество обсуждалось с учащимися примерно за полгода до проведения теста и по этой причине, оно и не было включено в тест. Однако в последний момент возникла идея проверить изменилось ли отношение к этому качеству и оно было включено в три теста. При первом обсуждении такого человеческого качества как “хитрость” около двух третей учащихся уверено пыталось доказать, что хитрость это положительное человеческое качество, тогда мы ещё не пользовались категориями “духовно больной” или “духовно здоровый”. В результате обсуждения вроде бы пришли к выводу, что хитрость не такое уж и хорошее качество человека. Конечно, с помощью хитрости можно добиться многого в жизни, однако главного – семейного счастья, теплоты семейных отношений, дружбы, любви, творческих успехов (прозрений) с помощью хитрости, обмана приобрести нельзя. Тем не менее, в тесте все трое учащихся отнесли его к средней колонке, то есть можно предположить, что их мнение относительно понятия хитрость практически не изменилась: это хорошее качество, примерно как ум, хитрый может быть духовно здоровым человеком. Это опять же говорит и о важности воспитания и о мощности навязанных обществом стереотипов мышления.
Необходимо отметить, что часть ошибок совершена учащимися по причине отсутствия знаний о содержании некоторых понятий, за счёт слабой образованности. По моим оценкам, на эти ошибки можно было бы отнести не более 30%, оставшиеся 70% ошибок связаны именно с ложным отношением общества, семьи и, как следствие, отношение детей к духовным качествам человека. Причём эта проблема возникла не сегодня, и предыдущие поколения наших предков сталкивались с её наличием. Наличие этих проблем в древнем обществе выражено в целом ряде русских пословиц: «Простота хуже воровства», «Трудом праведным, не наживёшь палат каменных», «Один в поле не воин», «Правда у каждого своя», «Стыд – не дым, глаза не ест», «Запретный плод – сладок» и т.д. Сегодняшнее наше общество просто пожинает плоды неразрешённости этих проблем в предыдущие исторические эпохи.
Отсутствие знаний о некоторых понятиях, описывающих “духовно здорового человека” всё же в будущем позволит ученику при определённых условиях сформировать правильное представление о подавляющем большинстве этих понятий. Незнание же только некоторых понятий не является признаком “духовного нездоровья”, хотя сам этот факт никак не снимает ответственности за отсутствие этих понятий у достаточно взрослых учеников ни с семьи, ни со школы, ни, в итоге, с общества.
Однако значительное количество учеников совершили массу ошибок и эти ошибки не явились следствием незнания, некоей необразованности, они явились следствием их нравственных установок, сформированных ко дню проведения теста, проще говоря, эти ученики таким образом оказались воспитаны. Если ученик привык в повседневной жизни постоянно лгать, это стало его нормой поведения, то для него естественным является мнение, что именно качества связанные с прямотой, открытостью, стыдливостью будут им мешать в жизни, будут мешать достигать целей, достигать благополучия. В результате мы имеем ситуацию, когда 30 % девятиклассников и 45 % одиннадцатикласников предполагают, что прямой, стыдливый, откровенный, простой душой, открытый человек может в некоторых случаях (а некоторые считают что и всегда) быть духовнобольным, то есть подлецом, мерзавцем…
Именно вследствие извращённых представлений общества о “духовном здоровье человека”, среди людей появилась пословица «простота хуже воровства». Этот вывод подтверждается ещё и тем что, к удивлению, класс больше всех нацеленный на образование, называемый “гимназическим”, где учатся лучшие ученики, написал тест ничуть не лучше чем остальные классы, которые по уровню знаний значительно отличаются от “гимназического” в худшую сторону. В классах, не обладающих достаточным объёмом знаний, большинство ошибок, конечно можно отнести к незнанию, а в классах “гимназических” – ошибки больше объясняются определённым воспитанием нравственных, духовных качеств.
Тест показал, что у старшеклассников представления о духовном здоровье сформировано хуже, чем у младших классов. Помимо более частого отнесения многих понятий не к тем графам учащимися 11-х классов, по сравнению с 9-ми классами ещё наблюдается и значительная нелогичность мышления, даже в рамках ложного представления о “духовности”. В этих работах в значительно большей мере наблюдается “асимметрия” разнесения понятий, если например качество “посещающий музеи” относится к качествам гарантированно “Духовно здорового”, то в графу “Духовно больной” “не посещающего музеи” учащиеся ни разу не отнесли, во всех случаях это качество относили к нейтральным качествам. Наряду с этим в работах именно 11-х классов появились в большом количестве такие понятия как “посещающий музеи”, “самостоятельный”, “уверенный в себе”, “психически здоровый”, “эрудированный”, “настойчивый”, “опрятный“, “инициативный” и другие, отнесённые именно к “духовному здоровью”. И при этом антонимы этих понятий оказались не в графе “Духовно больной”, а в нейтральных качествах. К тому же учащиеся 11-х классов “неряху” отнесли только к “Духовно больным”. И это при условии, что все эти ошибки в некотором смысле нарушали условия теста – каждому качеству может соответствовать только одна графа.
В дополнение к приведённым фактам разрушения системы мышления с разрушением представлений о духовном здоровье, с разрушением духовных основ личности человека можно привести ещё один пример. Один из учеников, старшеклассник, почти круглый отличник по другим предметам, по предмету ОБЖ иногда с трудом на четвёрку тянет. Дело в том, что с этим классом я занимаюсь уже третий год и почти все, даже не очень развитые дети запомнили, что у человека есть три вида здоровья. Во многих работах, которые пишут ученики, без постановки во главу духовного здоровья невозможно сделать правильные выводы, а соответственно, правильно выполнить задание не возможно. И даже простое запоминание позволяет сносно выстроить логику работы. Но единственный ученик, который никак не может себе представить, что у человека есть или хотя бы должно быть духовное здоровье – этот отличник. Естественно, что отсутствие понятия “духовное здоровье” изменяет систему мышления, оперируя только здоровьем организма выстроить никакую серьёзную мыслительную систему ценностей, идей невозможно, для организма нет ни нравственных, ни духовных оценок, нет понятия справедливость и т.д. Описывая роль усских пословиц о разуме в жизни человека после приведения пословиц: «Разум не велит, ума не спрашивай», «Первое худо, худой разум», «Денег много, а разума нет», «Ум доводит до безумия, разум до разумения» и других, ученик пишет, что, конечно же, пословицы играют важную роль в жизни человека, однако, “пословицы были придуманы давным-давно ипридуманы простыми крестьянами, а тогда крестьяне были необразованны и вообще мало знали, поэтому и считали разум важнее ума, что и отразилось в пословицах”.
Действительно отсутствие сформированных понятий о духовном здоровье логика большинства людей становится крайне противоречивой, система мышления фактически деградирует. Ведь если крестьяне были необразованные, то тогда и пословицы, созданные этими необразованными людьми, не могут играть важную роль в жизни современного человека. Конечно, ученику, “идущему на медаль”, психологически тяжело признать большую, по сравнению с современным человеком, разумность необразованных крестьян. А вот Л.Н. Толстому, почему-то, это было несложно, и он спрашивал педагогов: «Нам ли учить крестьянских детей или нам учиться у них?».
Попробуем внимательно проанализировать причину сложившейся в современном обществе ситуации с формированием основополагающих для человека понятий. Для начала, определим, а какие качества считает необходимым сформировать у своего ребёнка, у ученика среднестатистический родитель, среднестатистический учитель? При этом следует понимать, что значительная часть взрослых никакие качества формировать не собирается, как говориться что вырастет, то вырастет. Будем говорить о тех родителях и педагогах, которые ещё что-то пытаются сформировать.
Проанализировав свой собственный жизненный опыт, опыт работы в системе образования, можно понять, что по мнению среднестатистического взрослого, сыну, дочери, ученику надлежит быть: умным, воспитанным, целеустремлённым, инициативным, прилежным, аккуратным, незадиристым, самостоятельным, сильным, ловким, умелым, уверенным в себе, иметь характер, силу воли (желательно), знать этикет, не иметь вредных привычек, вести здоровый образ жизни и т.д. Именно эти качества позволяют хорошо закончить школу, выбрать достойную профессию и состояться в жизни, стать профессионалами, и как следствие, иметь высокий заработок.
Проблема для нашего общества вовсе не в том, что перечисленные качества не соответствуют главным качествам Человека с большой буквы, то есть духовным качествам, а в том, что когда взрослые выдают эти качества за идеальные для молодого человека, то по умолчанию, как само собой разумеющееся, именно эти качества оказываются самыми высшими, высоконравственными, духовными качествами, качествами духовно здорового человека, качествами столь необходимыми нашему обществу. И этот довод по умолчанию как бы обязывает детей стремиться стать таковыми для пользы общества, а не только для себя лично. Однако на самом деле среди всех перечисленных качеств нет нравственных, духовных, и эти умолчания – есть жесточайший обман подрастающего поколения. И именно за это обман обществу приходится платить наиболее дорого.
Если в системе «человек – общество», на первом месте стоит именно должность, заработная плата, т.е. в конечном счёте, деньги, а только на втором звание Человек, его человеческое достоинство, его призвание, то деньги становятся целью жизни человека, а воспитание и образование – это всего лишь средство достижения этой цели.
При отсутствии осознанного понятия о “духовном здоровье” главное место в усилиях системы образования занимает “физической здоровье”, “здоровый образ жизни”, а место духовного по принципу “свято место пусто не бывает” занимают алчность, разврат, употребление наркотиков, табака, алкоголя и различные виды удовольствий, приводящие к потере человеческого достоинства, потере духовного здоровья. К сожалению, этот процесс становится нормой повседневной жизни, а как говорили древние “явление ставшее общественной нормой не может подвергаться нравственным оценкам”. Сегодня принято, что образование, знания должны быть направлены на выгодное продвижение по службе, а в конечном счете, на максимизацию денежного дохода.
Именно славянская культура сохранила понятие разумения, сохранила знание, что не достаточно быть умницей, необходимо ещё быть и разумницей. Славянская культура, как культура разума пронизана противопоставлением общественного и личного, Добра и зла. Этих противопоставлений в русском языке достаточно много, обычно противопоставлены друг другу:

Добро Злу
Праведность Греху
Правда Лжи
Рай Аду
Ангел Бесу
Восток Западу
Бедный Богатому
Духовно богатый Духовно бедному
Мудрость Глупости
Правый Левому
Вечный Временному
Верх Низу
Свет Тьме, мраку
Правда Кривде
Чистое Нечистому
Справедливость Несправедливому

  Из сказанного, очевидно, что связь духовного развития учеников, их духовного здоровья с их системой мышления не могла не проявиться. И именно русская культура, как культура славянская и русский язык позволяют явно увидеть и осознать эту связь.
Нам педагогам следует вспомоществовать учащимся не только в установлении этой связи, но и в формировании соответствующей системы мышления столь необходимой для сохранения славянского мира, славянского мировоззрения.


Рецензии
Потрясена Вашими размышлениями. Очень рада,что такие учителя есть в школе. Желаю творческих успехов.

Елена Плюснина   02.04.2016 22:17     Заявить о нарушении
Благодарю, Елена за отзыв и пожелания. Рад буду если что нибудь окажется полезным. А в школе уже лет 8 как не работаю...
Успехов,

Андрей Староверов   03.04.2016 00:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.