Даль Метапрозы

Метапроза – «ход конем», выход за границы текста, текстуры материи, подобно тому метафизическому переходу в тонкой грани искусства и реальности, который неожиданно совершил Александр Иванович Лужин, герой набоковского романа, словно приглашая читателя за собой, в новые бездна смысла и горней игры.
Метапроза не отрицает приемов авангарда или изображений в духе реалистической прозы, «старых» слов или неологизмов, а также слов «нерусских», таких как «Логос», запрещенный в советской науке, сохранившей в первозданном величии это греческое, аристотелевское слово-огонь, даруемое не за бесценок. В созидании и развоплощении Логоса - метадальность слуха и зрения, метапрозорливость «шестого чувства» (Н.Гумилев), пред которым нет пелены времени. Такую литературу предвосхищал Даниил Андреев, написав в «Розе мира» о грядущем «сквозном реализме». Предтечи нового, фантасмагорейского слова – русская лирика, прозаики - Гоголь, Достоевский, А.Белый, Булгаков, обэриуты, Набоков, Шукшин…
Метапроза ставит проблему понимания и постижения, где из напряженнейшего молчания и немоты – выход к новому художественному языку, который - омоним и символ земного и небесного народа во всех его крайностях и противоречиях.
Очевидный греческий корень мета– (между, через, сверх) в слове метапроза, означающий перенос, выход в иные пространства и сны, является единокорневым для понятия метафоры, где значение переходит по форме и сходству. В метапрозе сознание автора и читателя переносится – возносится – по сути и первопричине.
Подобное стремление – к фосфоресцирующему прыжку, преодолению, пере-ходу границ и барьеров – в «почти розановской записке» (Ю.Тынянов) Владислава Ходасевича:
Перешагни, перескочи,
Перелети, пере- что хочешь –
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи…
Сам затерял – теперь ищи…

Бог знает, что себе бормочешь,
Ища пенсне или ключи.
Взыскуя волшебное пенсне иновидения и фасеточного зрения, утраченные ключи (омоним ключей Иппокрены) от зазеркалья.
Корень meta по звучанию совпадает с исконно русским словом мета (ударение на последнее слоге), помечаемым в словарях как устаревшее, крайне важным в поэтическом (космическом, философском) словаре Державина и Тютчева. Обозначающим дальнюю цель, мишень, возможно недостижимую, но непрестанно влекущую.
Эта цель всегда нова. Манящая за горизонт сознания тютчевская мысль-сновидение: «Они плывут к одной мете».
Его мета – мечта о небесной России, которая воплотится и воссияет в будущей яви, ее вечный
       … образ незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
Лучи ее – призывный свет для петроградской метапрозы, отправляющейся «узкими вратами» в нелегкой и удивительное плавание познания и пересотворений, как петровский «Штандарт», над которым, как гласы птиц, звучат слова вечного странника Улисса из «Божественной Комедии» Данте Алигьери:
«…Тот малый срок, пока еще не спят
Земные чувства, их остаток скудный,
Отдайте постиженью новизны,
Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!

Подумайте о том, чьи вы сыны:
Вы рождены не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены».



Рецензии
если уважаемый автор снизойдёт до общения со мной, заблудшей, то мне бы хотелось получить ответ на возникший после прочтения вопрос.

можно ли в вашей статье сохранить ту же мысль о метатексте, но раскрыть тему на других примерах? без Набокова и Даниила Андреева.

Катюша Мармеладова   07.01.2010 14:15     Заявить о нарушении
Катюша, это лирическая зарисовка о конкретном литературном течении, объединившем нескольких питерских авторов, в общем активно просуществовавшем два-три года, названном "метапроза". Но само это слово имеет, совершенно верно, и литературоведческий смысл, когда говорится о "мегатексте" или "интертекстуальности". Таким мышлением был наделён Набоков. Но метод этот - диалог а с культурой в самом широком смысле и Словом, если такое возможно для автора, можно проследить на примере многих произведений от Гомера и Библии до наших скудных в художественном смысле дней.
С уважением.

Алексей Филимонов   07.01.2010 15:01   Заявить о нарушении
повезло вам с объединенем. а сейчас вас ещё интересуют чужие попытки художественного осмысления?

дайте ссылку, если что сохранилось из "метапрозы", мне интересно.

Катюша Мармеладова   07.01.2010 16:28   Заявить о нарушении
Катюша, художественное мышление приветствуется. Оно не может быть свое или или чужое - принадлежит всем людям и культуре.
Что-то из "метапрозы", свое, могу предложить здесь:
http://www.proza.ru/avtor/veredet&book=2#2
Других авторов в интернете кажется нет, все в журнальных вариантах.

Сейчас занят другим течением, которое охватывало бы все жанры и проецировалось в литературное будущее, здесь манифест:
http://www.proza.ru/2008/04/05/290

И тут тексты: http://www.liveinternet.ru/community/vnevizm/

Оно отчасти связано с семинаром Экспериментальной литературы, который я веду в нашем СПб отделении СП РФ в Питере. Поэтому всегда рад Вам на своем семинаре и виртуально, с новизной и гениальными идеями и их реализацией.

Алексей Филимонов   07.01.2010 17:05   Заявить о нарушении
давайте сразу оговорим условия, пока вы ещё не завербовали меня в свои адепты.

семинары платные?

Катюша Мармеладова   07.01.2010 17:10   Заявить о нарушении
Мы не сектанты, Катя, о чем Вы?.. Если сегодня еще и за культуру брать деньги, что от неё останется?..

Алексей Филимонов   07.01.2010 17:23   Заявить о нарушении
культура - слово из сельскохозяйственной области, так мне кажется. и чем культурнее культура, тем дороже за неё просят.

я прочитала Ваш манифест. понравилось слово - изнанники.

а вот эти все ваши избранные авторы, их вы мне тоже советуете внимательно изучить?

Катюша Мармеладова   07.01.2010 17:45   Заявить о нарушении
Да, как бы изнаннки материи, изгнанные из неё по природе вещей.

Культура сложный, многоступенчатый организм, и многое в ней зависит от личных, бескорыстных усилий, особенно во времена, когда государство идет по пути одичания.

Там разные авторы, как бы палитра. Сегодня мои любимые - Татьяна Эпп, Лариса Бесчастная и другие - повторюсь, они разные, этим и интересен сайт проза.ру.

Алексей Филимонов   07.01.2010 18:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.