Анализ литературного произведения

Расматривая какое-либо литературное произведение, мы прибегаем к его анализу. Только рассмотрев произведение со всех сторони глубоко его проанализировав, мы можем в полной мере понять его.

Полноценное эстетическое восприятие художественного произведения включает в себя 3 этапа:

1) Непосредственное, стихийное, "наивное" читательское восприятие. На этом этапе произведение оценивается реципиентом прежде всего по модели "нравится - не нравится", "красиво - не красиво". Произведение воспринимается в целом, без остановки на отдельных моментах, разборе деталей, акцентировании внимания на языковых средствах, композиции и т.д.

Дальнейшее же, более подробное рассмотрение произведения предполагает уже собственно анализ, то есть этап 2:

2) Анализ. Расчленение целого на части, выделение отдельных элементов поизведения и выявление отношений между ними. Здесь мы обращаем внимание уже на то, как, какими средствами пользуется автор для донесения произведения до рецепиента. Детали приобретают особую значимость. Читатель выделяет систему персонажей, сильные и слабые позиции текста, в лирике характеризует лирического героя, если таковой присутствует в силу субъектно-объектной организации текста, композицию, звукопись и т.д.

Таким образом мы, получив общее, стихийное восприятие произведения, остановились ещё и на отдельных частях произзведения, а также рассмотрели средства и приёмы, используемые автором.

Но это ещё не есть полноценное эстетическое восприятие. Для чего мы производим анализ прозведения? Почему восприятие стихийное не может нас удовлетворить? Существует самый важный этап- 3, на котором мы уже можем смотреть на произведение дркгими глазами, глазами рецепиента, докопавшегося до истины, получившего полноценное эстетическое восприятие:

3) Синтез. Возвращение к целостному восприятию, но уже обогащённому аналитическим рассмотрением. Информация, полученная нами на этапе первом, подтверждается или опровегается анализом. Только здесь мы можем говорить о том, что произведение нами понято и осмысленно.

В доказательство необходимости 3-хэтапного восприятия произведения, где анализ является этапом связующим, обращусь к практике. Попробуем проанализировать стихотворение "Ночь" Владимира Маяковского:

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зелёный бросали горстями дукаты,
а чёрным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие жёлтые карты.

Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как жёлтые раны,
огни обручали браслетами ноги.

Толпа- пестрошёрстая быстрая кошка-
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул; пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.
       1912

1) На этапе стихийного восприятия создаётся сильное, яркое впечатление от кусочка ночного города. Лирический герой как будто, крепко схватив читателя за руку, тащит его сквозь этот мир. Пожалуй, на этом непосредственное восприятие иссякает. Что же за мир предстаёт перед нами- это мы узнаем путём анализа.

2) Прежде всего обращаем внмание на предметно-образный мир, то есть то, изображено, выражено. И уже здесь приходится включить логику и воображение. Цельный образ ночного города распадается на множество мелких, но не менее оригинальных образов. Каждый стих хочется смаковать, возвращаться к нему снова после анализа следующего. Перед нами возникает звёздное небо во втором стихе (впрочем, некоторые трактуют это как зажигающиеся фонари на зелёной аллее), в двух последующих- загорается свет в окнах. Данное стихотворение вообще райне интересно анализировать максимально подробно, построчно. Такой концентрат образов весьма удачно работает на динамичность изображаемого. Можно разглядеть интериоризацию: в первой строфе изображены предметы, находящиеся сверху лирического героя (небо, окна), во второй- снизу, здесь уже указывавется на присутствие людей (тени, отблеск фонарей на земле, ноги прохожих), в третьей сторофе описана уже собственна толпа людей, жадущих развлечений, причём слово "толпа" эту строфу открывает, а в четвёртой прямо назван субъект- лирический герой.
Необходимо обратить внимание и на композицию: строфическая, 4 строфы. Особенно интересно выделение начальных слов 3 и 4 строфы синтаксически.
Мы уже отметили, что такая строфика помогает разглядеть интериоризацию. Автор не выделяет каждый новый стих заглавной буквой. Это, на мой взгляд, особым образом работает на стремительность и динамичность изображаемого.
Играет большую роль и звукопись. Отметим обилие звука [о], который в принципе не особенно часто встречается в русском языке. В плане аллитерации выделяются шипящие. Это отражает как внешнюю сторону- движение и крики толпы, так и негативное отношение лирического героя к происходящему. Пафос данного стихотворения я бы определила как сатирический. Достаточно явно прослеживается отношение героя к окружающей его пимитивной толпе- "быстрошёрстой пёстрой кошке".

Теперь мы можем переключить фокус вновь на целостное:
3) На этапе восприятия стихийного вообще вряд ли можно было разглядеть собственно ночь, если бы не название ("сильная позиция" текста). Теперь же мы вновь оказываемся на ночной улице, ставшей концентратом эмоций, но в мастерски зашифрованных авторскими метафорами образах мы видим уже реальные предметы и явления действительности, но окрашенные авторской оценкой ("в глаза им улыбку протиснул...")

 Таким образом, анализ литературного произведения необходим читателю, чтобы в полной мере понять произведение, услышать автора, получить полноценное эстетическое восприятие. Анализ углубляет восприятие стихийное, направляет мысль рецепиента в нужное русло, а иногда и кардинально меняет его в сторону восприятия наиболее правильного, преследуемого автором.


Рецензии
Уважаемая Майя, Спасибо Вам за этот текст. Как было бы хорошо, если б Вашими советами пользовались рецензенты на Прозе ру.

Нана Белл   30.11.2009 13:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Нана. Здесь понятие "рецензия" обычно сводят к оценке...

Майя Шеншина   06.12.2009 17:53   Заявить о нарушении