Тринадцатый

…- Ты какой борт пригнал?
- Что, не видишь?
-Таких номеров не бывает.
- Ну, у нас не бывает. Самолёт чешский. У них бывает.
- Я сколько живу, такого не видел.
- Да и я тоже. Мне какой борт дали, я такой и пригнал.
- Ну и куда теперь его девать? Что делать мне с ним?
- Ну, что же теперь, загоните в ТЭЧ, пусть посмотрят там как следует… Я на нём как с «Луковки» на «Кудрявый» взлетал, мне дали набор не сразу. Мы в облаках шли по одному, погоды не было. А когда набор дали, потом говорит: - «Смотри там «Окурок» на пересекающихся, высота неизвестна». Хорошо я из первого слоя выскочил, а тут этот Як сороковой… с людьми наверное… едва нырнул под него. Не выскочил бы из облака, точно в него бы и вмазал.
-Во! Теперь смотри за ним. – И оба, расстроенные, проводили взглядом самолёт со странным бортовым номером - 13, который озадаченные техники потащили на стоянку.
       * * *
…-Молодец Серёжа. Ты, наверное, в детстве каку кушал? Самостоятельно полетишь - так всё и делай. Давай, иди на свой самолёт, готовься не спеша. Какой у тебя борт?
- Тринадцатый.
- Сейчас я подойду, проверю заднюю кабину.
- «Вылетные» вот… вам от меня… – Курсант смущённо улыбаясь протянул инструктору пачку сигарет с аккуратной надписью «53».
- Ладно, дуй к самолёту, я сейчас…
                      * * *
…- Взлетай полсотни три, круг до третьего свободен, ветер встречный, два метра.
- Понял.
       Условия идеальные для первого самостоятельного вылета. Видимость прекрасная, горизонт как нарисованный, ветер – лучше не придумаешь.
                * * *
       … Конец смены. Тяжёлая пора сейчас у инструкторов - начался самостоятельный вылет курсантов. Но пока всё «хокей», погода благоприятствует, техника не подводит, перерывов в полётах нет, всё идёт по плану. Вот и крайний сегодня, наконец-то, самостоятельно вылетающий, подрулил на взлётную полосу.
- Восемьдесят второй, взлёт разрешаю, на траверзе полсотни третий «сам», ветер встречный два метра.
- Восемьдесят два понял. – Пока летают курсанты, впервые самостоятельно вылетающие, на кругу не тесно, радиообмен все ведут по минимуму. Хорошо так, всё размеренно, спокойно.
- Полсотни три, на третьем шасси выпущено, сам.
- Заход разрешаю, полсотни третьему. – Во… молодец. Нормально выполнил заход, идёт хорошо к дальнему, вовремя и четвёртый начал. Прекрасно. Всё прекрасно.
- Шестьдесят восьмой, фонарь закрыт, на взлётную.
- Закрылки проверь, шестьдесят восьмой, подруливай не спеша.
- Девятнадцатый, запуск «под шторкой». – Руководитель опустил голову в плановую таблицу, разыскивая значок с индексом.
       На вышке обозначилось, вдруг, какое-то тревожное движение. Так на ипподроме, когда забег заканчивается, гудят скамейки под играющими на тотализаторе, от их волнения.
- Выравнивай! - Резко как выстрел прозвучала команда. Полсотни третий перед землёй переломил самолёт, едва не коснувшись колёсами в точке выравнивания. Самолёт после резкой манипуляции начал плавно уходить от земли.
- Задержи!... Задержи ручку!... - Но курсант не выдержал, видя как уходит вниз земля, не послушался, может, не услышал от напряжения. Видно было опытному глазу, как он отдал ручку и самолёт послушно опустил нос, коснулся передним колесом, которое, спружинив, оттолкнуто нос вверх. Самолёт нерешительно отошёл от земли на пол метра.
- Задержи! Задержи! – В голосе руководителя послышалось отчаяние. Курсант видно уже перевёл взгляд вперёд, и ему показалось, что он опасно высоко уходит от земли. Он снова отдал ручку от себя. Потерявший уже скорость самолёт, беспомощно ударился передним колесом, которое, спружинив, резко подняло нос. Самолёт из последних сил, перед тем как рухнуть на землю грудой металла, взмыл на высоту восемь метров. Сейчас он должен свалиться на крыло, перевернуться и сгореть.
- Задержи ручку! Обороты полностью! Ноги нейтрально! – Это были крайние меры. Наконец курсант услышал. Самолёт замер на этой опасной черте почти без скорости. В следующую секунду он плашмя посыпался вниз. Скрывшись в туче пыли, поднятой, вышедшим в последний момент, на рабочий режим двигателем. Ещё через секунду он вывалился из этого облака и покатился медленно по посадочной полосе.
- Убери обороты !...
…..
- Полсотни три, рулить можешь?
- Да,... могу. – Ответил спустя несколько секунд, дрожащим голосом, не понявший ещё всего до конца, курсант.
- Ну, освобождай вправо, прорули метров пятьдесят от посадочной и выключи там.
- Понял.
- Ты смотри, ещё и рулит. – Усмехнулся руководитель полётов, нарушив общее оцепенение.- Хорошие стойки чехи делают. Дежурный тягач и пожарную на полосу!
 Помощник резко, с силой бросил на стекло красно синий карандаш:
- О… Никогда!... Никогда в жизни не сяду «за трубку»!.
- Сядешь, Очень скоро сядешь, не зарекайся. Привыкай лучше. Посмотри какой номер у него. Видишь? Поставим его вместо тренажного. Пусть там и стоит, пока не перекрасят.


Рецензии
Отличная зарисовка, особенно средняя часть рассказа. Чувствуешь себя в атмосфере полётов.
Счастья и удачи.
С теплом

Илана Арад   04.09.2008 07:18     Заявить о нарушении
Здравствуйте Илана. Спасибо Вам за рецензию. Попрежнему жду от Вас критических замечаний. Счастья Вам и здоровья...

Равиль Хадеев   04.09.2008 20:28   Заявить о нарушении
С радиообменлм перемудрили. Летал на нём в Ейске. Надёжный с-т.

Вадим Дикан   23.09.2023 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.