Моя жизнь. стр 4

СТРАНИЦА 4.
       Но впереди весь наш народ ждала еще беда великая- ВОЙНА.
       17 октября 1941 года Таганрог был взят дивизией «СС» «АДОЛЬФ ГИТЛЕР».14 октября танковые части генерала Клейста вышли к Азовскому морю в районе села Приморка и перерезали дорогу на Ростов. Мать до последнего дня работала учетчицей в литейном цехе металлургического завода. При отступлении наших войск все заводы были взорваны.Начался долгий период оккупации , он длился почти два года.
       В 1942 году , когда «блицкриг»-молниеносная война не получилась, гитлеровцы стали вывозить рабочую силу в Германию. Мобилизации подлежали мужчины от 14 лет до 60, женщины от 16 до55.Мне было 14, матери-35.Мы не регистрировались на бирже труда. Почему? Идти работать на немцев, а когда придут наши? ?! Что скажем?.«Помог» нам наш сосед, некий Доценко-Дощенко. У него были свои «счеты» с Советской властью и он сразу пошел на сотрудничество с оккупационными войсками. Он заявил, что «все мы- коммунисты и комсомольцы», от регистрации уклоняемся и т.д.Действительно мои двоюродные братья, дядьки были коммунистами и комсомольцами и воевали на фронте. То, что наш «отец сидит», мы не говорили Сосед наш купил полдома у тети Кати уже перед самой войной и о нас он ничего не знал. Русские полицаи пришли и застали дома только нас с матерью, тетя Катя и Аня пошли в деревню- менять вещи на продукты…(Потом он и их «спровадил» в Германию и занял весь дом.)
       Нас с матерью пригнали на биржу труда, там уже формировалась колонна. Одна женщина, работница биржи, узнала мать. Отец и мать были «видной парой» в городе. Она сказала ей: «Ксеня Тихоновна, скажите немцам, что ваш муж арестован НКВД и сами вы были арестованы и немцы дадут вам хорошую работу тут, в Таганроге. Или на бирже труда или у бургомистра, а может даже в офицерской столовой..» «А когда Михаил вернется, что я ему скажу?.- ответила мать.«Вы там в Германии с Гариком погибнете!» «Но если я так скажу, то значит я признаю, что Михаил-«враг народа»?!Нет! Мы пойдем, как все…Что Бог даст…»Я эти слова запомнил. И еще и я, и мать ,как учил нас дед, Бога в неволе вспомним не раз…А пока- этапом 120 километров до Мариуполя. Потом «товарные вагоны» на замке и через две недели нас доставили в город Росток, где на вокзале нас «встречали»вахманы(полицаи) с овчарками. Лагерь, куда мы попали ,назывался «Спорт-Паласт» (он был рядом со стадионом), а на работу я был определен в транспортную команду грузчиком, лагерный номер 47704.Мать послали на кухню, где готовилась «баланда»- суп для русских на авиационном заводе «Мариене»…
       Пройдет много лет, когда я смогу приехать в Росток и в полиции, в архиве найду свою «карточку».Там были скупые данные, отпечатки пальцев и фото маленькое.
 Вот оно…


Рецензии
"тетя Катя и Аня" - кто они?
И «Спорт-Паласт» - такое бодрое название Смерти...

Тамара Петровна Москалёва   25.10.2008 03:53     Заявить о нарушении
Татьяна Петровна! А "Бухенвальд-Буковый лес"?Я был в Бухенвальде, леса там нет, а вот "Спорт-Паласт"-это действительно большой спортзал.Без окон.На нижнем этаже тысяча двухэтажных нар, на втором-триста...Пиночет держал заключенных на открытом стадионе, на "свежем воздухе", а "Спорт- Паласт"-это закрытый зал, можете все это себе представить, наверное, нельзя это представить...Тетя Катя и Аня-это моя тетя и ее дочь, когда мать в августе 1938 года арестовали мать(отец уже был "там") из квартиры нас выкидывали, меня в детский дом.Но на мое счастье у нас была как раз Аня-племянница матери, ей было 18 лет.Она сказала энкаведистам: " Я не отдам его, я возьму с собой."Они ей в ответ: Вы еще молодая, чтобы брать на воспитание...Аня добавила:" У Гаррика есть дедушка и бабушка."Так я не попал в детский дом.Я их, конечно, не интересовал, им главное было "очистить" квартиру для следователя НКВД Шелеста."Ну, чтоб к утру вашего духу здесь не было.." Не буду больше писать-тяжело это даже вспоминать.Игорь Бондаренко.

Игорь Гарри Бондаренко   25.10.2008 05:14   Заявить о нарушении
-Спасибо, Игорь Михайлович! О женшинах уточнила. Остальное до этого прочла в предыдущих главках. С уважением - ТАМАРА.

Тамара Петровна Москалёва   25.10.2008 21:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.