Шинель

ШИНЕЛЬ .
       Мы все вышли из какой-то шинели, кто-то из «гоголевской, а я из солдатской..
Экзамены экстерном сдавать мне было за среднюю школу жутко трудно. Я эту «тему»
обозначил "шинель", и вот почему….
       Однажды " в студеную зимнюю пору я из лесу вышел -был сильный мороз."
Вот так примерно было дело, когда я в новогодний вечер вышел из Дома культуры в Онеге и был сильный мороз. Градусов 30, не меньше Лес тоже рядом. Это был уже 1949 год. По дороге мне стало жарко. Я снял шинель и повесил ее на гвоздик на забор и...пошел дальше...Потом мне стало холодно, я решил зайти в дом, погреться...Открыл калитку, потом дверь дома-все было не на замке, а открыто(замечательные люди северные) Я вошел в дом...Увидел в другой комнате диванчик, сел ,снял сапоги, лег и заснул. .Утром просыпаюсь...Мать честная...,Где же это я? Из другой комнаты слышен говор- чай пьют. Я надел гимнастерку...Выхожу...:"С новым годом!..." И вас тоже."Садитесь чай пить..."Да, нет, спасибо, я пойду...увольнительная кончилась...А куда я шинель повесил?» «А вы к нам без шинели пришли...»Ну, извините,. извините, пожалуйста» «Ничего, солдат...Ничего...Только бы ты не простудился...»Вот люди- золото!. Я вышел и "трусцой-" в часть. Офицеров не было никого- Новый год. Дежурный по части был старший сержант Никитин- мой приятель..Все обошлось...Но шинелька-то "казенная". Пошел я в казарму.. ,прилег .Через час прибегает дневальный: «Товарищ сержант! Там вашу шинельку старик какой-то принес...Я, конечно, -на проходную...Действительно, дед, с бородой, и -моя шинелька.. Ну ,дедушка, спасибо!...Сейчас я сбегаю за бутылкой.»
«Ну, не без этого же»,- говорит охотно дед, - Все-таки Новый год!…..А.вот другая история. .В Онеге, на Белом море стояли полк НКВД.С ними мы задрались ,когда еще переезжали в Онегу из Вологды .Шла наша машина, обгоняла колонну заключенных. .Кто-то крикнул из колонны:"Славяне, табачком не поделитесь?..."Кто-то из наших бросил пачку папирос...И тут эти "церберы"-охранники- заклацали затворами:"Запрещено! Назад!...Стой! "У нас тоже было чем клацать...Разъехались без стрельбы, но вечером в Доме культуры уже без оружия наши подрались с теми...Так вот...Полк НКВД, авиационный полк, куда мы "извиняться" ездили вся наша автотанковая школа...На погонах у нас, соответственно, или танки или эмблемы автомобильных войск. Поэтому старик без труда нашел к нам дорогу .А шинелька мне помогала. когда я к девушкам на занятия ходил по математике и химии. Я уже кажется писал, что это были выпускницы Архангельского пединститута. Действительно, это были девушки .в том смысле, что незамужние...И к "шинели" у них было отношение хорошее ,как и во всей стране, не то, что сейчас. Конечно, никакой платы они с меня не брали...не то было время. Может, конечно, некоторую роль играло то, что ростом Бог меня не обидел и вообще я был так ничего себе парень...Но главное, это была -"шинель".И когда я приехал в апреле в Таганрог в 51 году и пошел в школу сдавать экстерном, и тоже шинелька ,а точнее гимнастерка не помешала......Из 9 человек экстернов сдали двое: я и директор таганрогской обувной фабрики. Нет., сдал я честно, даже на истории сидел представитель горкома и потом мне говорили, что когда я вышел, он сказал экзаменующему меня преподавателю :Почему вы поставили ему 4,ведь ответил на "5".Да,на 5. Но он сдает экстерном.10 лет назад он окончил перед войной 6 классов. и.. не может он знать всю программу на 5,"счастливый билет попался"...И в университет я шел по конкурсу:6 чело-
век на место...Тут моего аттестата никто не видел, а ходил я в гимнастерке по одной простой причине, ничего другого у меня два года не было...Почему я у Толи Слинько и взял "напрокат" пальто, не хотел предстать перед Талочкой как "Дэержинский" в длинной солдатской шинели.. Набрал 24 бала из 25.Прошел...Но "скрыл" один факт в своей биографии, про отца все написал, а то, то был в Германии в лагере- нет. Меня только что(6 месяцев назад не приняли в армии в партию),а здесь..."Не прошел по конкурсу...и все.!.. И я скрыл! А потом полгода мучился...В университете военная кафедра, я буду офицером. Готовят нас командирами гаубичного взвода...Я, конечно, этих гаубиц насмотрелся и на фронте, и потом, так что никакой военной тайны они для меня не представляли...Но все-таки. .И после первой зимней сессии пришел в деканат: так ,мол и так, решайте. как хотите, не написал потому-то и потому-то...Сессию сдал на «5".Думаю, что и здесь "шинелька",гимнастерка сыграли свою роль...На комсомольском собрании меня наивные девочки пожурили..."Как же ты ,Гарик, мог сомневаться..."Ты же был в армии, воевал...".Чтоб кончить эту историю .скажу только что "хвост этот"-отец и немецкие лагеря за мной тянулся всю мою "военную биографию".дальше старшего лейтенанта(поручика)я не двинулся(в запасе).
...Это уже Путин три года назад к 60-летию Победы «сделал» меня капитаном(Всем участникам войны было присвоено очередное звание.) Так что я теперь « штабс-капитан в отставке".


Рецензии
"Вот люди- золото!"

-И, правда. Двери - настежь, шинель принесли. Зацепил особенно случай с сигаретами заключённым. Молодцы солдаты! Молодец и штабс-капитан в отставке!
Спасибо, Игорь Михайлович, за кусочек славной биографии. С уважением - Тамара.

Тамара Петровна Москалёва   24.10.2008 04:45     Заявить о нарушении
Дорогая Тамара Петровна!Спасибо за "Шинель".Задача писателя, на мой взгляд, "запечатлеть время", в котором жил, тогда у читателя будет более
полное представление о давно ушедшей жизни.Я видел ВСЕ.И мне запомнились
люди, которые не БОЯЛИСЬ НИЧЕГО.НЕ по книгам, а вот встреча с такими
людьми формировала меня как человека.Вот когда я из немецкого лагеря бежал и "попал" к своим, не пришел, а "попал" к своим,то судьбу мою ре-
шил некий майор Назаров.Когда я стал "проситься", то капитан СМЕРШа
не хотел меня "пускать" на фронт.27 год был призван в Союзе, но на
фронте его не было.И не войди в землянку во время беседы (допроса)
майор Назаров, на фронт бы я не попал.Да, не на "курорт" он меня вязл,
сказав капитану СМЕРШа: Я беру его в полковую разведку, там никто не
знает немецкого языка...А смершовец ему:ПОД ВАШУ ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТь
А что обо мне знал майор Назаров? Ничего. И могла ли полковая разведка
"обойтись" без меня.? Конечно, могла...Но он понимал, что я -сын "врага
народа" и бывший в Германии в лагере-два таких "пятна", и участие в боях дает мне шанс избежать той горькой судьбы, которая постигла многих моих "солагерников", он понимал-выживу , уже несколько ДРУГАЯ у меня будет биография. А ведь не родственник, не близкий че-ловек, а совсем ему неизвестный, а он берет под СВОЮ ЛИЧНУЮ ответственность необученного парнишку в полковую разведку...Вот у этих людей я учился "ХРАБРОСТИ" не на поле боя, а в других обстоятельствах, когда уже мне под СВОЮ ЛИЧНУЮ ОТВЕСТВЕННОСТЬ приходилось брать под зашиту опальных поэтов и прозаиков в суровые годы.Ваш Игорь Бондаренко

Игорь Гарри Бондаренко   24.10.2008 05:18   Заявить о нарушении
-Игорь Михайлович, помните в фильме "Служебный роман" герой (Басилашвили) сказал: "Я помню всё!"? Перефразируя, я скажу Вам: "Я знаю о Вас ВСЁ!" И о Назарове в том числе. С уважением - Тамара

Тамара Петровна Москалёва   25.10.2008 03:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.