Синопсис Игра в четыре руки или Лунная соната
Сцена 1. Наше время. Санкт Петербург. Начало сентября. Моросит дождь. Широкий проспект, дом старой архитектуры в два этажа. Утро. Суббота. Пустынно. 05.55. В нескольких окнах горит тусклый свет. Немолодой, но очень высокий крепкий мужчина - Федор Алексеевич Бруч (56 лет, вдовец) входит в парадную дверь дома №178.
Сцена 2. Комната с высоким потолком (спальня), кровать, столик, трюмо с зеркалом, диван и пара кресел. Молодой человек Дмитрий Иванович Лотов (27 лет) лежит на кровати, он тяжело дышит. Его глаза закрыты, он не двигается.
Сцена 3. Дмитрий видит сон: встав с кровати, он направляется к двери в спальню и, открывая ее, падает в воду. Молодой человек парализован и не может двигаться, вода сжимает его тело, он предпринимает попытки пошевелить хотя бы ногой, чтобы вытолкнуть себя. Но у него ничего не получается. Страх отхватывает его, он продолжает опускаться на дно, но вдруг он видит тусклый свет под собой. Ему становится легче и он чувствует, что может пошевелить пальцами. Дмитрий тянет руки к свету, чувствует тепло. Внезапно перед ним возникает лицо девушки, обезображенное гримасой боли. Дмитрий в панике начинает махать руками, закручивая воду вокруг себя. Сцена 4. Дмитрий просыпается и падает с кровати. Он весь мокрый, постель тоже, встав на четвереньки, Дмитрий начинает кашлять, изо рта льется вода, прокашлявшись, он жадно и глубоко дышит.
Доктор
Сцена 1. Психиатрическая клиника. Кабинет главного врача. Утро. 06.15. Вешалка, кушетка, кресло, рабочий стол. За столом доктор Федор Алексеевич Бруч, он в белом расстегнутом халате, на столе масса бумаг, склонившись над ними, засыпает.
Сцена 2. Раздается стук в дверь, входит молодой врач Станислав Пирин (23года). Он смотрит на доктора, тот не замечает его. Пирин кашляет и снова, громче, стучит в дверь. Федор Алексеевич вскакивает и смотрит на вошедшего. Пирин рапортует о том, что сделал обход, все в порядке, за ночь особых происшествий не было, кроме инцидента с больной в 103. Бруч просит Пирина в 7.00 зайти в палату №104 и дать необходимые препараты больному в соответствии с его картой болезни. Бруч опасается пускать к этому больному медсестер, пусть лучше крепкий по телосложению Пирин сделает это. И еще просит его позвонить родственникам больной из 103-ей, сообщить о ночном приступе. Пирин уходит. Доктор наливает себе чашку кофе и садится в кресло, снова начинает засыпать.
Кровинушка
Сцена 1. Утро. 6.30. Немолодая женщина Клавдия Ивановна Шварц (55 лет) сидит перед телевизором. Она не смотрит его, звук выключен. Клавдия Ивановна пьет горячий чай и морщится при каждом глотке. На обеденном столе лежат упаковки от таблеток, стоят разные пузырьки, по середине ваза с конфетами и несколько фантиков. Женщина что-то тихо говорит: она молится за «Марию, рабу Божью», единственную дочь ее, «кровинушку родную».
Сцена 2. 6.35. Раздается телефонный звонок: голос в трубке сообщает, что Марии за эту ночь стало хуже, был очередной приступ, сейчас состояние стабилизировалось, ей дали снотворное. Клавдия Ивановна хватается за сердце и еще громче начинает молиться. Плачет.
Мария
Сцена 1. Психиатрическая клиника. Утро. Палата № 103. Молодая девушка Мария Александровна Шварц (21 года) лежит на больничной койке, она привязана ремнями, под капельницей. На больничной карте надпись в графе диагноз: крайняя апатия, обеднение и исчезновение речи, а также неадекватность эмоциональных реакций… и т.п.
Сцена 2. В палату входит Пирин. В руках у него радио телефон. Он говорит с матерью девушки и сообщает о ночном приступе. Закончив разговор, смотрит на девушку, подходит к ней, регулирует подачу лекарства через капельницу. Полная тишина, вдруг Пирин вздрагивает. Звонит его сотовый телефон (мелодия «Лунная соната»). Он отвечает на звонок. Собеседник сообщает, что все должно кончится завтра ночью. Пирину явно не по душе, то, что он слышит, не ответив, он отключает сотовый. Поворачивается к девушке. Она по-прежнему спит. Наклонившись к ней, молодой человек, со словами: «не повезло тебе, Машенька» целует ее в губы, криво ухмыляется. Уходит.
Мать
Сцена 1. Дмитрий, шатаясь, добирается до двери в спальню, немного помедлив, открывает ее. Коридор, темно. С опаской высовывается из двери. Идет к ванной комнате, заходит. Скидывает с себя мокрую одежду. Умывается. Возвращается в спальню, одевается. Собирает мокрое постельное белье и несет его в ванную.
Сцена 2. Раздается телефонный звонок. Дмитрий, не спеша, выходит к коридор и берет телефонную трубку. Там раздается страшный писк, Дмитрий отшвыривает трубку и закрывает уши руками. Писк прекращается и в телефонной трубке кто-то начинает говорить, немного подождав, Лотов поднимает тел. трубку и прислушивается: женский хриплый голос повторяет одну и ту же фразу «Помоги мне…». Дмитрий в ужасе бросает телефон, схватив пальто и впрыгнув в ботинки, выбегает на улицу.
Сцена 3. Дмитрий бесцельно бродит по улицам. Ему страшно. Он шарахается от прохожих и боязливо оглядывается. Мысль о девушке не уходит из его головы. Он заходит в какое-то кафе, судорожно шарит по карманам – на счастье в кармане он обнаруживает кошелек. Дмитрий выбирает самый дальний столик, хотя в кафе очень мало посетителей. Лотов заказывает кофе, официант вскоре приходит с заказом и оставляет Дмитрия одного. Сделав пару глотков, Дмитрий закрывает глаза и прислоняется головой к стене, музыка (ненавязчиво, фоном «Лунная соната») успокаивает его. Вдруг он слышит рядом с собой женский голос.
Сцена 4. Дмитрий открывает глаза и видит перед собой женщину лет 50-ти. Она устраивается напротив Лотова. Женщина жалуется на больное сердце и тяжелую жизнь (это была Клавдия Ивановна Шварц). Рассказывает о том, что муж ее Сашенька (он подводник был) погиб при испытаниях подводной лодки. Что дочь у нее Машенька, «кровинушка единственная» очень больна. Дмитрий, немного опешив от такого разговора, сначала молчит, а потом, когда Клавдия Ивановна заговаривает о дочери, начинает расспрашивать женщину, пытается выяснить кто она и почему ее дочь в больнице. Но Клавдия Ивановна уклончиво отвечает, мол, сглазили ее «единственную кровинушку», наговорили на нее.
Сцена 5. Внезапно женщина замолкает. Ее взгляд останавливается на чем-то за спиной Дмитрия. В глазах женщины страх. Дмитрий, пытаясь понять, что так напугало Клавдию Ивановну, оборачивается, но ничего кроме столиков и цветов на длинных стойках не видит. Он снова поворачивается к собеседнице, как вдруг, та, перевалившись через столик, хватает его за ворот пальто и шепотом, хрипя и задыхаясь, «заклинает» помочь Машеньке, ведь ее там могут убить… Дмитрий, закрыв лицо руками, пытается освободиться от рук женщины. Его за плечо задевает официант и спрашивает все ли в порядке, Дмитрий, убрав руки от лица, видит, что женщины уже нет. Официант предъявляет счет. Дмитрий просматривает его: ровно 103 руб. Дмитрий засовывает руку в карман, чтобы достать кошелек и обнаруживает там DVD диск…
DVD диск
Сцена 1. Утро. Особняк. Где-то под Петербургом. К входу подъезжает машина – черный седан, тонированный. Из нее выходит высокий статный мужчина (45 лет) Петр Семенович Карелин. Бизнесмен, владелец крупной сети торговых центров. Он отдает распоряжения шоферу. Берет телефон и набирает номер. Его очень беспокоит одна проблема и он хочет побыстрее ее разрешить, об этом он сообщает собеседнику, уточнив, что все должно кончится завтра ночью. Отдав приказ, входит в дом.
Сцена 2. Войдя в дом, Карелин сразу отправляется в свой кабинет на втором этаже особняка. Там он встречает своего сына – Максим Петрович Карелин (21 год). У отца с сыном происходит довольно неприятный разговор. Карелин старший крайне не доволен поведением сына, он упрекает его в неосторожности, в том, что Макс совершает необдуманные поступки, а ему приходится все это расхлебывать. Максим почти рыдает в ногах у отца, умоляя его помочь.
Сцена 3. В особняке раздается страшный крик. Это кричит мать Максима Лидия Федоровна Карелина (40 лет). Отец и сын выбегают из кабинета и направляются в сторону спальни. Забежав, они обнаруживают Лидию Федоровну без сознания на полу перед телевизором. На полу лежит вскрытый конверт и коробочка от DVD диска. На плазменной панели телевизора стоп кадр – крупным планом лицо девушки (это Мария Шварц). Карелин старший бросается к жене, а Максим быстро вынимает диск и ломает его на части. Лидия Федоровна Карелина скончалась на месте от сердечного приступа. Карелин старший избивает сына.
Сверхзначимая фигура
Сцена 1. Дмитрий возвращается домой. Он просматривает диск. На диске засняты сцены изнасилования и издевательства над девушкой группой молодых людей. Дмитрий не в силах смотреть на это, его тошнит. Он вынимает диск и кладет обратно в конверт. На конверте Дмитрий замечает надпись: адрес особняка Карелиных, фамилия и имя младшего Карелина. Не зная, что делать с диском, как он оказался у него в кармане и вообще кто эти люди. Дмитрий словно забывается. Он застыл в одной позе.
Сцена 2. Раздается звонок в дверь. Дмитрий идет открывать. На пороге он видит мужчину в сером пальто с высоким воротом. Половина его лица скрыта (это был Федор Алексеевич Бруч - главврач). Дмитрий в изумлении отступает, давая дорогу незнакомцу. Доктор, опустив воротник, посмотрел на Дмитрия и жестом пригласил его в гостиную. Изумленный Дмитрий последовал за ним. Удобно разместившись в мягких креслах Федор Алексеевич заговорил с Дмитрием спокойным убаюкивающим голосом.
Сцена 3. Федор Алексеевич стал рассказывать Дмитрию историю о неком докторе Эмиле Бриансо из испанского города Реус, который в начале XX века решил, что безумие можно вылечить при помощи ярких красок. И Бриансо, не дожидаясь одобрения или порицания со стороны своих коллег, без промедления отправился к мэру города и заручился его поддержкой. Работы начались в 1897 г. Высокий холм стал фундаментом больницы. Так что в любое время суток здание купалось в лучах солнца. И украшенный голубой керамикой фасад переливался нежными бликами. Внутреннее убранство здания также не имело ничего общего с больничными покоями. Центральный холл венчал высокий купол, в центре которого парила женщина с завязанными глазами. В ее руке горящий факел - символ возрождения. Впрочем, заботясь о красоте, архитектор Монтане не забывал и том, для кого строил это здание. Например, высокие готические витражи скрывали решетки. А кафельная плитка в столовой выполняла защитные функции. Другими словами, в случае припадка с печальным финалом плитку будет легче отмыть.
На втором этаже располагались палаты для пациентов. По убранству они могли бы поспорить с дорогой гостиницей того времени. То, что успел создать Монтане, было лишь незначительной частью грандиозного проекта. А именно, Павильоном №6 - для мужчин. Больница оказалась столь прекрасна, что размещать здесь рядовых безумцев было попросту глупо. Желающих поселиться в прекрасном особняке на холме было предостаточно. В Павильон №6 по доброй воле и с большим запасом денег отправлялись уставшие от дел и семьи купцы и предприниматели. Или же не по своей воле, но тоже за большие деньги неуместные родственники. В общем, Павильон №6 был одновременно и домом отдыха, и тюрьмой. В воскресные дни в клинике устраивались танцы, куда могли прийти друзья и родственники. На баллюстраде играл оркестр, а в столовой подавались сладости и разнообразные закуски. Была в Павильоне №6 и еще одна прелесть. Для некоторых пациентов за отдельную плату, через отдельную потайную дверь приводили обольстительных девушек, чтобы скрасить «однообразные» больничные будни…
Сцена 4. Спокойный голос доктора убаюкивал Дмитрия, он слушал его и постепенно засыпал, ему казалось, что незнакомец полностью контролирует его мысли, как бы вкладывает их в голову насильно, что мысли немедленно становятся известными этому странному человеку, который так внезапно появился в его доме. На секунду перед глазами Дмитрия проплыла фигура Машеньки, но вдруг он почувствовал острую боль в плече, но уже не смог открыть глаза и не смог даже пошевелится… Лотову показалось, что он парит над холмами Испании, а вот и тот самый дом, о котором говорил незнакомец, вот и уютные палаты… кто-то пожелал ему спокойной ночи.
Эпилог
Сцена 1. Молодой врач Пирин зашел, по просьбе главврача Бруча, в палату № 104 ровно в 7.00. В этой палате, для особых больных страдающих тяжелой формой шизофрении, лежал пациент - Лотов Дмитрий Иванович (27 лет). Приготовив инъекцию для больного, Пирин уже приготовился поставить ее, как в палату вошли двое: Федор Алексеевич Бруч и Мария Александровна Шварц.
Сцена 2. Федор Алексеевич представляет Марию Александровну Станиславу Пирину. Здесь выясняется, что Мария – племянница Федора Алексеевича (дочь его сводного брата). Бруч говорит о том, что Мария учится в мед колледже, и будет проходить здесь практику под его началом. Федор Алексеевич просит Пирина ввести девушку в курс дела, познакомить с историями болезней пациентов и помочь ей освоится на новом месте работы.
Сцена 3. Бруч берет историю болезни Дмитрия Лотова и озвучивает мед заключение: тяжелая форма шизофрении. Он говорит о том, что при шизофрении, в первую очередь, страдают мышление и восприятие. Больной начинает жить в своем непонятном страшном для обычных людей мире. В нормальной жизни он почти не ориентируется и может даже оказаться опасным для окружающих. Человек неожиданно начинает остро чувствовать свою индивидуальность, неповторимость. Допустим, он ощущает себя пророком, от которого требуется спасти человечество или считает, что кому-то нужна его помощь и ему непременно нужно кого-то спасти.
Тут вмешивается Пирин и рассказывает, почему этот больной попал сюда. Выясняется, что болезнь эта наследственная, его мать страдала этой болезнью, и она передалась сыну. Мать страдала манией преследования и постоянно видела во всем угрозу ее жизни. Но проявилась болезнь у Лотова лишь после сильнейшего эмоционального потрясения, который он пережил. (Несколько лет назад, будучи в командировке за границей он попал в плен – он сын очень известного владельца сети торговых центров, - его похитили с целью выкупа и пытали, вкалывая препараты, парализующие мышечную систему, а затем бросали его в воду). Мать не выдержала и скончалась от сердечного приступа (ей прислали кассету с записью пыток). Федор Алексеевич уходит.
Сцена 4. Пирин и Мария разговорились, он рассказал о больных, которые здесь есть. У Пирина зазвонил сотовый («Лунная соната»). Собеседник сообщил, что сроки сдачи отчетов истекает. Пирин недовольно обещает закончить завтра ночью, так как он дежурит и послезавтра утром отошлет отчеты. Пирин отключает телефон. В ходе дальнейшего разговора выяснилось, что у Марии и Станислава есть общие знакомые по мед академии. Они не могут оторвать взгляда друг от друга. Между ними возникает взаимная симпатия. Пирин, заключив, что таким девушкам тут не место, говорит Марии: «Не повезло тебе, Машенька!»
Сцена 5. В палату возвращается Бруч. Он напоминает Пирину про инъекцию. Собираясь уходить Федор Алексеевич замечает, что Дмитрий начинает шевелиться, заметно занервничав, доктор просит побыстрее вколоть инъекцию. Поворачиваясь к Марии, он предупреждает ее, что бы она по возможности не входила к этому больному и, заметив на ней красную блузку, предостерегает носить здесь яркую одежду. На вопрос Марии почему это так важно, Бруч отвечает, что один из симптомов шизофрении - это искажение восприятия. Обычные цвета и звуки могут казаться более яркими и невыносимыми. Малозначительные признаки объектов выдвигаются на первый план. Если попросить больного шизофренией разложить цветные кубики в разные кучки, он отбрасывает часть кубиков, зато включает в классификацию что-нибудь лишнее, например, стулья, стол или... врача. Не стоит проводить таких опасных экспериментов как испанский врач Эмиль Бриансо, ни к чему хорошему это не привело.
Сцена 6. Дмитрий открывает глаза. Заметив это, Бруч быстро вывел Марию из комнаты. Пирин, не мешкая, всадил в плечо Дмитрия иглу, и, криво ухмыльнулся. Дмитрий хотел бороться, протестовать, возразить, но он снова уснул, чтобы спастись, бороться, побеждать страдания…
Пирин пожелал ему спокойной ночи…
Свидетельство о публикации №208042800523