Михаил Черных. Куда приводят мечты?

Куда приводят мечты?
Михаил Черных

…Сергей Омов, молодой, умный и по некоторым данным весьма симпатичный человек 24 лет от роду испытывал жуткую депрессию. Причиной тому, как он сам об этом думал, была рутина, обычная каждодневная рутина. Всё в его жизни было как вчера, ощущение дежа вю не покидало его. Дни сменяли друг друга с пугающей быстротой, но разнообразия в жизнь Сергея не вносили.
Как человек образованный и склонный к рефлексии он искал выход из тупика, пытался менять образ жизни, знакомых, но, в конце концов, всё становилось как прежде. На смену рутине старой приходила новая. Круг замыкался, ничего не менялось.
Тогда Сергей нашёл прибежище в мечтах… В настоящих, уходящих в детство мечтах. Там где таинственные замки, звон окровавленных клинков, там, где тугой ветер рвёт натянутые паруса, и всё что ни делается, делается ради прекрасных принцесс. Впрочем, мечты эти выросли вместе с ним, и Сергей прекрасно сознавал, что в замках должно быть очень холодно, сыро и темно, а прекрасные принцессы, как правило, оборачиваются настоящими стервами.
Но всё же он мечтал… яркие образы, смелые идеи, Сергей находил в окружающем то, чего не искали другие. Люди, события, порой даже сорвавшийся с дерева лист вызывали в его воображении захватывающие приключения, коварные заговоры, безумные поступки. По началу это помогало.
Сергей стал, словно наркоман или привидение, нечаянно заблудившееся среди городских чащоб. Он перестал общаться с прежними знакомыми, да просто с людьми вообще. Он был в своих мечтах. В бессмысленных и праздных, ни к чему не ведущих. Сергей стал обычный пошлый мечтатель.
Иногда задумываясь над этим, ему становилось особенно грустно и одиноко. В порывах безрассудного гнева он гнал свои мечты прочь. Ворчащие себе под нос, недовольные, не сразу, но они уходили на самый дальний и захламлённый чердак сознания, зная, что их заточение не продлится долго. Два, может три дня… не больше.
Так, на смену одной разрушающей Сергея болезни, пришла другая. Круг было не разорвать. Во всяком случае, сам он это сделать был не в силах…

…Сергей возвращался с работы, из небольшой мастерской по ремонту компьютеров, что находилась в пяти минутах ходьбы от его дома. На улице моросил липкий дождь, мокрый асфальт блестел серым глянцем, а холодный октябрьский ветер таскал по земле гниющие листья. Сергею было спокойно, он любил такую погоду, и короткий путь домой всегда проделывал за пол часа.
Но всему есть предел, и даже у самого последнего мечтателя рано или поздно промокают ноги. Сергей свернул с улицы во двор, сделал шагов двадцать и остановился. Внимание его привлёк необычный вагончик. Такие всегда во множестве обитают на разных стройплощадках. Чадящие, заляпанные грязью под самую крышу, в окнах едва горит тусклый свет и слышится мат.
Только не этот. Вагончик был из сказки, чтобы это понять, нужно было лишь раз на него посмотреть. Весь в разноцветных огнях, увитый лианами гирлянд, с витиеватой надписью «Мифы. Легенды. Сказки. Книжная лавка Мастера Луи».
Сергей не в силах был пройти мимо, его мечты беспокойно залепетали, готовые разразиться самым необыкновенным приключением. Лавка манила Сергея по хлеще лам-пы мотылька. Словно зачарованный, Сергей стоял в паре метров от входа, гипнотизируя дверь, но не решаясь войти.
- Да! Да! Открыто! - Голос явно шёл из вагончика, а это значит, что Сергея ждут, приглашают. Заставлять себя ждать, как известно – не хорошо. Сергей быстро подошёл к двери, потянул за ручку и вошёл внутрь.
- Ну наконец-то! Вы здесь! – Не успел ещё затихнуть дверной колокольчик, как невысокий и довольно тучный мужчина подскочил к Сергею здороваться.
- Проходите, проходите, - говорил он быстро и возбуждённо. – Вот сюда, - толстяк чуть не втолкнул Сергея в кресло перед массивным деревянным столом посреди комнаты. – Присаживайтесь… так… так…
Тут же сам сел в такое же кресло напротив Сергея, откинулся на спинку и принялся разглядывать гостя.
- Болван! – Хозяин лавки (?) хлопнул себя по лбу. – Простите меня, Сергей! Я не представился. Меня зовут Луи…
У Сергея мурашки побежали по спине. Этот человек знал его имя, и либо он всё-таки начал сходить с ума, либо вляпался в историю.
Но толстый Луи, понял всё посвоему:
- Нет, нет! Что вы… Я вовсе не тот Мастер Луи. К сожалению для меня, мы всего лишь тёзки, и поверьте мне это куда приятнее чем Мастеру…
- Что происходит? – У Сергея сдавали нервы.
- Как?! – Луи даже чуточку побледнел. – Это книжная лавка и я гарантирую лучшая на всём белом свете. Мы вас ждали и, вот вы пришли, и как я понимаю за сказкой… Вывеску читали?! – Луи был искренне удивлён и даже начинал коситься на Сергея, как будто происходит несусветная неловкость.
- Я бы хотел…
- Ну вот! – Толстяк перебил Сергея. – Я, честно признаться, уж волноваться начал, не напутали ли опять… Выбирайте!
С чувством преодолённого недоразумения Луи снова откинулся на спинку кресла и небрежно помахал над своей головой, указывая куда-то в сторону.
Сергей встал с кресла и шагнул к проглянувшим сквозь рассеявшийся полумрак рядам высоких стеллажей и шкафов.
Похоже, выбирать следовало там.
Сергей не раздумывал, он принял происходящее и не пугался больше ничего. Любые неожиданности и невероятности уже не могли повергнуть его в шок или иное недоумение, он закрылся от мира своими мечтами, как делал это не раз.
Между тем, Сергей отходил от одного стеллажа к другому, скользил взглядом по полкам и шёл меж грузных шкафов. Это был настоящий лабиринт, и мысль о размерах вагончика в панике бежала ко всем чертям.
Здесь были книги всякие, толстые, маленькие, яркие и строгие, затянутые в кожаные переплёты и скрученные тесёмкой свитки. Сергей не был большим знатоком книг, но понять, что перед ним нечто, сумел. Книги будто смотрели на него, они были словно живые, и они притягивали.
К примеру, вот эта. Плотная, строгая, в багряной кожаной обложке с теснённым изображением уходящего в закат солнца. Сергей взял её в руки и открыл на первой стра-нице…

«…Удивительное зрелище – клонящееся к закату солнце. Когда небо наполняется красным и рисует заново облака. Мир замирает. Становится тихо и стремящиеся к новому дню алые лучи, говорят нам о предстоящей тьме… Мы внемлем.
Но тот, кто никогда не видел заката с башен славного Альхена, не видел заката никогда. Ибо только здесь… в высоте… меж… облаков… можно… увидеть…»

На белоснежной странице, причудливые завитушки ещё минуту назад неизвестных букв начинали свой бег. Буквы складывались в слова, слова составляли предложения, и текст переставал существовать. Оставались лишь образы, звуки, запахи, цвета…
От неожиданности, от невероятности происходящего руки Сергея подвели, книга скользнула по пальцам и хлопнулась о каменный пол (!).
Откуда здесь каменный пол и не казалось ли ему всё это, Сергей не думал. Исчезнувшая в стелившейся по ногам, почти осязаемой темноте, книга занимала все его мысли.
Ведь Сергей уже видел его… то, о чём говорилось в книге… тот, последний вздох ускользающего дня. Он видел, как день, погибающий, отстающий под напором ночи успел зажечь в нём, как и в каждом кто видел тот миг, искру собственного света, чтобы утром разгореться с новой силой из сотен тысяч таких огней…
Это было невероятно. Ещё мгновение и он оказался бы там, внутри, среди исполинских башен гордого Альхена. Сердце готово было выпрыгнуть наружу, самые потаённые и безумные мечты сбывались в эту самую минуту.
Сергей пошарил ногой по полу, но книги не нащупал. Мрачная непроглядная пелена надёжно скрывала как пол, так и ноги Сергея до самых колен, а нагнуться и порыскать руками не хватало духа.
Ай да Мастер! Ай да Луи! Сам ли он создал свои книги или сумел собрать невиданную коллекцию – неважно, заслуг его это не умаляло.
Ладно, бог с ним с упавшим Альхеном, толстый Луи наверняка позаботится об этом…
Вот эту…
Сергей бережно взял с полки книжку ярко голубого цвета похожую на альбом и медленно перевернул обложку…
Первое, что он почувствовал это холод, дикий, пробирающий до самых костей холод. Ресницы, брови и волосы в носу покрылись инеем, изо рта повалил пар. Яркий, болезненный как сварка, свет со всей силы ударил по глазам. Затем навалились звуки, все разом и от этого голова готова была треснуть на тысячу мелких кусочков. Тугой ветер с ходу влепил в лицо колючую снежную крошку, Сергей попытался увернуться, кое-как спрятать голову в воротнике куртки, но от резких движений ноги разъехались, скользнули по льду и он упал.
Замёрзшие веки едва слушались, ослепительный свет бил не хуже ветра, столь же безумно и отчаянно. Но по не многу, глаза привыкли и Сергей обнаружил себя посреди нескончаемого арктического пейзажа. Ледяной ветер, снежные барханы, заледенелые скалы и море бурлящего колючего снега.
Книга! Единственная надежда. Сергей крутанулся вокруг себя в поисках спасения. Ничего! Не может быть, она должна быть где-то рядом. Он стал искать её на ощупь, ничего не чувствующими руками. Влево… вправо… ничего кроме обжигающего льда прикрытого снегом. Влево… вправо… Есть! Книга лежала открытой, присыпанная снегом и не отличимая от него словно часть этого мира.
Сергей сгрёб её скрюченными бесчувственными руками, стёр рукавом снег и на минуту замер. На больших альбомных листах сверкающих голубыми переливами жили удивительной достоверности и точности карандашные рисунки. Страницы демонстрировали зажатый во льдах обречённый парусник, выживших, но умирающих людей, бесконечные белые скалы и моря снега, неизвестных животных.
Наверное, надо было перелистать альбом до конца и узнать чем закончилось дело. Скорее всего, людей спасли, ведь рисовальщик запечатлевший всё это выпустил в свет свою книгу. Но проверять не хотелось. Сергей знал, что делать. В последний раз он подставил лицо обезумевшему ветру и тот на мгновение замер, обнажая за непроглядной снежной стеной вмёрзший в лёд некогда величавый, а теперь жалкий корабль. Секунду спустя, ветер ударил вновь, а Сергей закрыл книгу…
И мир исчез… свет разом уступил тьме, звуки рассыпались, и на смену им пришёл тихий звенящий гул. Сергей вернулся, он стоял возле того самого стеллажа, в мрачном и бесконечном хранилище Мастера Луи, там, где он взял голубую книгу и с неосторожно-стью первооткрывателя отправился умирать среди холодных скал. По его лицу текли растаявшие льдинки, а тело била крупная дрожь.
В свои 24 года, как казалось, Сергей Омов нашёл, что искал. Судьба сжалилась над ним и преподнесла на блюдце самую заветную мечту, готовую исполниться в любую минуту… Возможность выбраться, наконец, из давно ставших малыми детских штанишек. Надо было всего то сделать приятный выбор в пользу того или иного мира, в пользу той или иной судьбы.
Это должно быть нечто невероятное, думал Сергей, нечто красивое и опасное, что-бы захватывающие приключения и да! да! прекрасные принцессы, ну или хотя бы приятные барышни с восторженными взглядами.
Не медля, Сергей бросился на поиски своей новой жизни, с небывалой проворностью он брал в руки книги, одну за другой, опираясь исключительно на интуицию, цвет обложки и её размер. Он метался от стеллажа к стеллажу, нагибался к нижним полкам и тянулся к верхним. Но всё было не то… Слишком толстые, слишком тонкие, слишком яркие и слишком мрачные, с дурацкими названиями и ничего не говорящими мудрёными символами. Все слишком не те…
Сергей отчаялся. Найти в этом заповеднике ту самую, единственную и не ошибиться… Это невозможно. Сергей проклинал себя за бестолково потерянный Альхен. Теперь ему казалось, что это была она, его книга… Может Луи найдёт её? Если попросить? Наверняка. Он хотел уже бежать на поиски этого противного толстяка. Но вдруг, остановился.
Прямо перед собой он увидел, что искал. В строгой чёрной обложке, не больших, средних размеров книга смотрела на него испытующе. Она будто говорила: «Ну что? Сможешь? Не боишься?»
Сергей сглотнул нечаянно образовавшийся в горле комок и протянул руку. Это была она. Он выбрал.
- Ну и отлично! – Воскликнул толстый Луи из-за спины Сергея.
Сергей вздрогнул и резко обернулся.
Где он ходил всё время? По меньшей мере, Сергей обошёл стеллажей двадцать, он плутал в этом чёртовом лабиринте не меньше часа. А теперь, когда этот кривляка едва не заставил выпрыгнуть сердце из груди, оказалось, что он стоит в комнате с тем же деревянным столом в паре метров от толстяка. Выходит, он всё время был здесь?
Луи улыбнулся:
- Итак! Показывайте!
Едва Сергей оказался в лавке он без рассуждений принял здешние правила игры. Он верил и не медлил, он сел в кресло напротив торговца, огляделся по сторонам (чёрный туман снова скрадывал углы комнаты, пространство казалось бесконечным) и выложил книгу на стол.
- Возьми другую… - тут же сказал Луи. – Я знаю, ты хотел Альхен, возьми.
На столе появилось уходящее за горизонт солнце мастерски изображённое на багряной кожаной обложке.
Альхен удивителен, он прекрасен, Сергей видел это, и ему следовало согласиться. Но он сказал – нет.
Луи наполнил бокал, (в отсутствии Сергея, он не терял времени даром) жестом предложил Сергею не стесняться, откинулся на спинку кресла и с удовольствием причмокнув, выпил янтарной жидкости.
Он принялся рассказывать.
В одном далёком и своенравном мире, где живут обычные люди и проживают необычные жизни, было одно поистине удивительное место – Старая Библиотека. Огромная снаружи и ещё больше внутри, с бесконечно высокими залами, извилистыми коридорами и мрачными подвалами, она была вся уставлена книгами… Сотни тысяч книг… Везде. В залах, в коридорах, в подвалах.
Каждый день Библиотека отправляла гонцов в самые отдалённые уголки мира на поиски новых книг, на поиски невиданных ещё историй, с одной только целью – заставить книги жить.
Главный архивариус Старой Библиотеки Мастер Луи был тем, кто мог это сделать. Неведомым никому образом он умел воплотить мысль в материю, книгу в новый мир, создать из Библиотеки вселенную.
Книги Мастера были нарасхват. Правители, богачи и люди попроще выстраивались в неимоверной длинны очереди, чтобы прочесть приглянувшуюся книгу, чтобы отправиться в понравившейся мир. Люди на некоторое время стали счастливы. Они получили в книгах то, чего не могли получить наяву. Жизнь их преобразилась.
Но как бывает, в один прекрасный день всё изменилось. Книги становились всё гаже, всё более вульгарны и поначалу Мастер думал, что просто в мире больше не осталось хороших книг.
Увы, отныне гонцам Библиотеки выдавались чёткие заказы. Едва люди получили возможность воплотить свои мечты, как вспомнили лишь о самых гадких из них. Никого больше не интересовали книги не способные принести ничего кроме плотских утех.
Мастер Луи пребывал в отчаянии. Страсть всей его жизни, его книги, его умения превратили в жуткий и похотливый инструмент.
Тогда Мастер создал Книгу. Одну единственную, с начала и до конца. Книгу, что читала тебя. Она заглядывала в самые потаённые уголки человеческой души, туда, куда её владелец страшиться взглянуть. Книга узнавала читателя подлинным и открывала путь в мир для него. В мир, где человеку быть должно, но куда он не попал, быть может, сбившись с пути. Так и стало, раб в душе обязательно окажется в кандалах, а человек свободный найдёт свой ветер в лицо. Книга не ошибается и обратной дороги не будет. То, что она тебе откроет, может быть очень красиво, или уродливо… но это будет лишь отражением тебя, другого значит ты не достоин…
Раздав Книгу всем своим клиентам, Мастер тоже открыл её, уйдя как подобает… завещав своим ученикам эту работу.
- Это страшная книга, - закончил Луи. – Люди берущие её в руки сами не знают, что они. Книга знает.
- А вы?
- Мы?! Я всего лишь торговец замечательных Сказок и Мифов Великого Мастера. Не более. Один из многих. Мы пытаемся изменить мир, как хотел того Мастер. Мы открываем двери своих библиотек и страницы книг, таким как ты… мечтателям.
(Сергею показалось, или толстяк на последнем слове не хорошо так сморщился?)
- А если, ты спрашивал, открывал ли я Книгу? – Нет! Иначе, меня бы здесь не бы-ло… Итак!?
Толстый Луи выглядел усталым и раздражённым:
- Что ты выбрал?
- Эту, - Сергей кивнул на чёрную обложку.
Луи кивнул:
- Уходи…
Едва он сказал это, как свет стал уступать тьме, помещение окутывал осязаемый мрак, а сам Луи, казалось, потерял всякий интерес к происходящему и даже будто перестал видеть Сергея. Взгляд его остекленел.
Сергей быстро встал, захватил с собой Книгу и вышел на улицу, на прощание ему звякнул дверной колокольчик.
Не прекращающийся дождь шумел по асфальту, но ветер стих и было, в общем, ничего. Сергей не оглядываясь дошёл до подъезда, вызвал лифт и поднялся домой. Войдя в квартиру, он как обычно первым делом повесил ключи на крючок, снял обувь, куртку, без суеты, без волнения и прошёл на кухню.
Книгу Сергей положил на стол рядом с собой, а сам уселся на табурет, боком к столу, так словно устал от неё и отвернулся.
Книга…
Сергей верил лавочнику, он не мог не верить, в конце концов, многим его словам Сергей нашёл подтверждение, ещё до того как они были произнесены, но открыть Книгу Мастера не решался.
Кто скажет, что у него внутри, там глубоко-глубоко, куда и в самом деле не хочется заглядывать, там куда однажды посмотрев, уже не сможешь притворяться, что другой, что ты лучше, что ты ещё можешь стать лучше, что ты хочешь.
Сергей боялся. Он своими глазами видел Альхен. И не смотря на то, что через узкую щель на секунду приоткрывшейся двери, ему хватило понять – он туда хочет, он хочет в такой мир. И пусть это будет бегство. Честное слово, там он попытается, уж там он заживёт…
А ведь в хранилище Луи были и другие книги, тысячи книг, тысячи миров и Сергей там видел даже те, что сейчас стоят на полках в обычных книжных магазинах его города, обычные книги прочитанные им не раз. И ведь, они ему нравились.
Сергей выбрал Книгу. Настоящую. Можно было собой гордиться, но Сергей не испытывал ничего кроме страха. Страха узнать, что он есть на самом деле. Сергею не хотелось. Он предпочитал не думать об этом, а верить словам одной бывшей коллеги по скучной работе – «хороший мальчик».
Сергей был обычным хорошим мальчиком. Он вздохнул, взял в руки Книгу и положил перед собой на колени. Кожаная обложка без единого значка смотрела на него, готовясь к прочтению. Тогда хороший мальчик, как ему и положено, открыл Книгу…

…Сергей посмотрел на часы, было ровно 19:00.
- Ладно… Всем счастливо…
В ответ послышались пожелания приятного вечера, говорили «до завтра», «до встречи» и что-то ещё. Сергей не слушал. Он шёл по коридору и на ходу одевал куртку, желая поскорее оказаться на свободе. Рабочий день кончился.
Он работал в небольшой мастерской по ремонту компьютеров и, не смотря на то, что мастерская находилась в пяти минутах ходьбы от его дома, путь этот он проделывал, как правило, за пол часа. Не меньше.
На улице моросил мелкий дождь, прохладный не сильный ветер колыхал водяную взвесь, орошая лицо. Было приятно, спокойно. Сергей любил такую погоду, холодную осеннюю. И сегодня он нагуляется всласть.
Но всему есть предел и как бы Сергей не любил осенний дождь, наступал момент, когда его ноги промокали насквозь и требовали поскорее в тепло.
Сергей свернул с улицы во двор, сделал шагов двадцать и остановился… Внимание его привлёк мини-маркет (так это сейчас называется), где никогда не бывало свежих про-дуктов. Этот магазинчик стоял здесь уже лет десять и обычно Сергей всегда проходил мимо, но не сегодня. Смутные воспоминания зашевелились в его голове, нечто очень важное, но не уловимое как мираж.
Словно пьяный, Сергей кое-как доковылял до скамейки и сел на мокрый край. Он глубоко вдохнул и медленно выдохнул… в этот миг, Сергей был похож на старую облезлую ворону.
Загипнотизированный табличкой с режимом работы этого проклятого магазина, Сергей не в силах был даже моргнуть. Он смотрел не отрываясь, и взгляд его проникал всё глубже и глубже, сквозь краску, металл таблички, и дальше, через кирпичную стену, сквозь магазин, сквозь пространство, сквозь пелену забытых воспоминаний, пока дверь не распахнулась, и он не услышал знакомый голос: «Книга никогда не ошибается, и обратного пути нет»…



© Copyright: Михаил Черных, 2007
Свидетельство о публикации №2710190146


Рецензии
Тексту свойствен недостаток, общий для множества подобных текстов (из уже отрецензированных и еще ждущих рецензии)
Автор не в силах сообщить читателям ничего интересного, оригинального, занимательного о жизни, об отношениях, об образовании, склонностях и интересах, одежде и привычках, о любимых книгах и семейном положении героя.

Давайте прочитаем начало текста вместе:

"Сергей Омов, молодой, умный и по некоторым данным весьма симпатичный человек 24 лет от роду испытывал жуткую депрессию. Причиной тому, как он сам об этом думал, была рутина, обычная каждодневная рутина. Всё в его жизни было как вчера, ощущение дежа вю не покидало его. Дни сменяли друг друга с пугающей быстротой, но разнообразия в жизнь Сергея не вносили. Как человек образованный и склонный к рефлексии он искал выход из тупика, пытался менять образ жизни, знакомых, но, в конце концов, всё становилось как прежде. На смену рутине старой приходила новая. Круг замыкался, ничего не менялось"

Что мы узнали о герое кроме имени, странной, никак не объяснённой фамилии и возраста?
Абстрактные слова - рутина (чего рутина? куда рубина? зачем рутина? в каком месте рутина? за какую зарплату рутина?), депрессия (кто только не употребляет этого ничего не означающего слова? от чего депрессия? в чем проявляется депрессия? кто поставил этот диагноз? на основании чего?), "тупик", "круг замыкался", "дни сменяли..." и т. д.

А где его девушка? мать? сотрудники? начальник? друзья детства? соученики по университету? научные интересы? хобби? спорт?

А потому, раз этого нет, мне неинтересно читать вымышленные приключения в вымышленном мире совершенно нереального героя, то есть героя, никак коонкретно не локализованного в сколько-нибудь знакомом мне социальном (и социокультурном) мире.

Это и есть моя критика: отсутствие прописанного главного героя и остоятельств его жизни лишает текст привлекательности.

Вспомните начало Евгения Онегина или Капитанской дочки: автор сначала рассказывает все о герое, его детстве, родителях, воспитании, образовании, способе времяпрепровождения, отношениях с женщинами, а потом уже запускает сюжет.

Успехов!

Секретка   02.05.2008 23:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Секретка! Спасибо за критику, это как раз то что я хотел услышать. Не скажу, что слова эти были мне приятны, но уж точно полезны. Ещё раз спасибо.
Но прошу, скажите, если бы в тексте присутствовало более подробное описание героя, его работы, увлечений, сведений о его личной жизни. Коротко, в нескольких предложениях. Изменило бы это текст к лучшему? Или рассказ совсем плох и ему уже ничем не помочь?
С нетерпением жду вашего ответа, Михаил.

Михаил Черных   10.05.2008 11:29   Заявить о нарушении
Ещё раз, здравствуйте! Постарался поправить текст согласно вашим замечаниям. Жду дальнейшей критики в свой адрес. Спасибо.

Михаил Черных   10.05.2008 16:35   Заявить о нарушении