Церковь и Царство

       Два года назад мне попалась на глаза небольшая статья Н. И. Каверина «Священство выше Царства» в православном журнале «Благодатный огонь» (№ 14, 2006 г.), которую автор начинает с воспоминания об о. Иоанне (Крестьянкине): «У известного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) спросили:
- Отче, будет ли у нас когда-нибудь Царь?
- Если будет, то только китайский, - ответил о. Иоанн».
   Делает это Н. Каверин с единственной целью - убедить читателя в том, что о. Иоанн негативно относился к царской власти и считал, что Церковь всегда обходилась без неё.
   Далее в статье, чтобы доказать, что священство выше Царства, Каверин приводит мысли святителей.  «Ты знаешь, император, что догматы Святой Церкви – дело не императоров, но архиереев, - писал святитель Григорий папа Римский, - и должны быть точно и верно определяемы…»
   Также и святитель Иоанн Златоуст утверждал, что «священство настолько превосходит Царство, насколько дух превосходит тело».
   Но ведь Н. И. Каверин знает, что догматы Церкви устанавливают не просто архиереи, но Вселенские Соборы, на которых председательствовали Василевсы! Это не значит, что не прав папа Римский, о котором упомянул автор статьи «Священство выше Царства». Просто он писал с позиций своего времени.
    Однако с помощью материалов, изложенных в своей статье, Н. Каверин хочет доказать, что России Царь не нужен, хочет убедить читателей, что любой священнослужитель выше Царя как Лица, облеченного священным саном. Хотя знает, что Царь – Помазанник Божий, Он помазуется на Царство (архиереи не помазуются), на Него возлагается рука архиерея, как на священнослужителя при соответствующем Таинстве Церкви. Неужели архиереи безгрешны? Давайте вспомним известное «Протестую» «скромного» диакона на одном из соборов архиереев. - Архиереев, которые тоже ошибаются.
   Вопрос необходимо ставить не о том, что выше: душа или тело. Ведь нельзя отделять душу от тела, т. к. отделение души от тела всегда называлось смертью.
   «Христианский монарх, — писал кн. Н. Жевахов, — это не только самая совершенная, но и единственная форма Божеской власти на земле. Это — Боговластие, не имеющее никаких точек соприкосновения ни с народовластием, ни с иными формами и видами многоразличной земной власти».
   Только Царская Власть соответствует православной государственности. Демократия является формой реализации задач и целей Талмуда. Как показывает практика современных западных государств, демократия выступает как форма обмана и угнетения христианских народов со стороны банкиров и некоторых глав ТНК. По авторитетному мнению христианских подвижников, демократия — это путь в ад. «Демократия в аду, — писал св. Иоанн Кронштадтский, — а на небе Царство».
   «До тех пор, пока будут бояться этого государства (Третьего Рима – Е. К.), — писал св. Иоанн Златоуст, — никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — человеческую и Божескую — власть. Так точно прежде были разрушаемы царства: Мидийское — вавиловянами, Вавилонское — персами, Персидское — македонянами, Македонское — римлянами; так и последнее будет разорено и уничтожено антихристом; он же будет побежден Иисусом Христом».
   Высшим этапом развития Православной государственности стала Святая Русь. После падения Второго Рима (крушения Ромейской (Римской) империи) вселенский центр Христианства перешел в Православное Русское Царство, его столица - Москва - стала называться Третьим Римом, а русский Царь стал священным лицом, преемственным носителем особой силы благодати Святого Духа, которая действовала через Него и удерживала распространение зла.
   Православное государство и клир в России взаимно дополняли друг друга, но, как правило, не стремились к господству друг над другом, не ставился вопрос о том, что выше: клир или государство. Гораздо успешнее шел процесс взаимного духовного сотрудничества. Церковь освящала Божественным авторитетом власть Царя, а государственная власть преклоняла голову перед авторитетом священства. «Русский идеал, — отмечал философ Л. Карсавин, — взаимное проникновение Церкви и Государства» . Эта мысль является ключом к пониманию национальных особенностей развития России.
   Русское государство было неотделимо от Православия, а его Глава был Помазанником Божиим, представителем Бога на Земле, стоящий над в с е м и сословиями, включая клириков, издающий законы и следящий за их исполнением.
   "Царь занимает высокое место в Церкви, — пишет Антоний IV, патриарх Константинопольский, — Он не то, что другие поместные Князья и Государи. Цари упрочили и утвердили благочестие во всей Вселенной; Цари собирали Вселенские Соборы; Они же подтвердили Своими законами священные каноны о благоустройстве Христианской жизни, и много подвизались против ересей; наконец, Цари вместе с Соборами определили порядок архиерейских кафедр и установили границы митрополичьих округов и епархий".
   Наглядное представление о месте Царя во Вселенской Церкви дает расположение частиц на дискосе при совершении Проскомидии. Расположение частиц символически изображает всю Церковь, Главой которой является Сам Христос. Частица, вынимаемая за Царя, уступает по размерам только Богородичной частице и располагается  выше частиц, вынимаемых за патриархов.
   Великий канонист патриарх Феодор Вальсамон утверждал, что "сила и деятельность Императора простирается и на душу и на тело подданных, тогда как патриарх есть только духовный пастырь". Архиепископ Болгарский Димитрий Хоматин отмечал, что "Император стоит выше соборных определений и сообщает им силу и действие. Он есть Вождь Церковной иерархии и Законодатель по отношению к жизни и поведению священников; он имеет право решать споры между митрополитами, епископами и клириками и избирать на вакантные епископские кафедры… Его постановления имеют силу канонов".
   Именно Царь являлся предстоятелем Русской поместной церкви.
   В сознании народа Царь обладает всеми высшими духовными и нравственными качествами. «Где Царь, там и Правда», — говорит русский человек. «Всякая вещь перед Царем не утаится». «У Царя руки долги». «Нет больше милосердия, как в сердце Царевом». «Богат Бог милостию, а государь жалостию». «У Бога да у Царя всего много». «Все ведают Бог и Государь». Да и вообще слово «Царь» выражает принцип высшего совершенства. Отсюда — «Царь-колокол», «Царь-пушка».
«Государь только Богу ответ держит», — считает истинно русский человек. Но ответственность Царя перед Богом очень велика, ибо «за царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует». «Народ согрешит — Царь умолит; Царь согрешит — народ не умолит». Все русские люди — «Душою Божьи, а телом Государевы».
    От народа Царь требует прежде всего Правды — «Царю Правда нужна». «Правда Божья, а суд Царёв". О. Павел Флоренский писал: "Власть Царя — милость Божия, а не человеческая условность, так что Самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область Веры, а не выводится из внерелигиоэных посылок, имеющих в виду общественную и государственную пользу». Необходимость для Церкви власти Царя - это догматическая истина.
    Ромеи не могли даже представить себе, что значит «отделение Церкви от Государства». Для них это прозвучало бы как «отделение души от тела». Они верили, что мистическое Тело Христово — Православная Церковь и Ромейская империя - Рим - полностью совпадают. Любой православный христианин, где бы он ни жил — Римлянин, а любой Римлянин должен быть православным христианином.
    Подобно тому, как у человека есть материальное, вещественное тело, которое является такой же значимой нашей составляющей, как и душа, римляне верили, что и у Рима есть материальное, вещественное тело — Царство. И это тело так же, как и душа, соединено с Богом. Ведь Сын Божий, пришедший на землю и воплотившийся, был не призраком, а живым Человеком из плоти и крови. Для римлян не было ничего более отвратительного, чем какие-то сомнения в действительности воплощения Христа. Они считали, что именно Господь Иисус Христос является подлинным Владыкой и Церкви и Царства. Царь - образ Царя Небесного на земле. Цареборцы же являются такими же еретиками, как и иконоборцы.
    Не мог о. Иоанн (Крестянкин) сказать слова о Царе со смыслом, который подразумевает Н. Каверин.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.