Если Друг оказался вдруг...

"Настоящего друга нельзя купить, но можно продать..."

Был у меня друг. Вместе учились в ВУЗе, вместе праздники справляли, вместе вино пили. После окончания ВУЗа тоже связи не теряли. Встречались, в гости друг к другу ходили. Спорить любили. На любую тему. Доказывали друг другу. До хрипоты. До потери голоса. И, так и не договорившись, успокаивались. Для нас был важен не результат спора, не, как говорят, истина, А сам процесс. Упражнялись в умении доказывать, убеждать, отстаивать.
Хороший был друг. У него семья - жена и двое детей, девочка и мальчик. И у меня то же самое. Даже дети примерно одного возраста. Помню, поругался он со своей будущей женой. Год целый не разговаривали. А потом помирились. Пригласили мы их (порознь, конечно) ко мне в гости, встретить Новый год. Там, уединившись в одной из комнат, они и договорились. Месяца через три-четыре была у них свадьба. Я стихи написал. Был искренне рад. Мой друг женится! Долго подарок выбирали. Подарили проигрыватель. Давно это было. Тогда между нами была еще дружба.
Дел мы с ним общих не имели. Работали в разных местах. Потом друг перешел на другое место работы. Зарплата повыше, да и работа получше. Если честно, то можно сказать, что я его устроил на эту работу. Через вторые руки - то есть я устроил другого человека, а уж этот, другой человек и друга моего устроил.
Понравилось ему на новом месте. Особенно зарплата. Условия труда, конечно, не ахти, но где у нас хорошие условия? Все меня приглашал: "Приходи. Будем вместе работать. Такие дела завертим!" Я и пришел. Как только появилась вакансия, так сразу и перешел. Ведь не куда-то иду - к другу. Да и зарплата повыше. Правда, на старом месте работы тоже просветы появились. И по зарплате, и по условиям... Но дружба - великая вещь! Что ради нее не сделаешь?
Сначала все было хорошо. Вместе работали, вместе мечтали: "Вот это надо сделать... И вот это... И это тоже... Непременно!.." И подрабатывать удавалось. Все-таки друзья. Он мне подкинет новую работу, - я ему. И оба довольны.
Но маленький нюанс. Надо же так! Должность у него повыше моей оказалась. Не намного. Как говорили раньше, - на полвершка. Он - старший инженер, я - просто инженер. Вот ведь как сложилось. И все чаще друг мой об этом вспоминал. И все чаще, пользуясь этим кусочком власти, прижимал мою деятельность. То по "левой" работе - мне ее скорей доделать надо, а он не дает. То по основной - у меня сроки, а он "левую" работу гонит и не дает мне заниматься своими прямыми служебными обязанностями. Я пытался пробиться: "Что ты делаешь? Ведь мы друзья!" А это его еще больше заводило. Появились в голосе жесткие начальнические нотки:
- Ты будешь делать то, что я скажу и так, как я скажу!
- Пока я отвечаю за выполнение работы, решать, что кому делать, буду я!
Спрашиваю:
 - Но ведь ты сам-то "левую" работу делаешь?
- Делаю!
- А мне не дашь?
- Не дам!
Пытался я достучаться до его совести, до его чувств дружеских. По-всякому пытался. И доказывал, и кричал, и убеждал, и... чего только не делал. Ничего не помогает. Решился на последний шаг: перестал подчиняться, - ведь формально-то он мне не начальник! Он среагировал моментально! Привез меня к более высокому начальнику и стал там все свое "негодование" выкладывать. Как он там говорил!
- Он ничего не делает! Он меня не слушается! Я пожалел, что его взял! Он плохой специалист! Надо его гнать!
Я сидел, как в парной! Спасибо тому высокому начальнику - выводов никаких не сделал. А то бы... Притих я. Все, что говорит мне мой бывший друг, сразу же выполняю. Но отношения между нами установились сугубо служебные: он говорит, я делаю. И диалоги наши сократились до минимума:
- Сделаешь это, это и это!
- Хорошо, сделаю.
Но на душе постоянно нехороший осадок - ведь мы дружили! Куда все это ушло?! Как правильно говорит пословица - "власть людей портит". Дали человеку кусочек власти и возомнил он себя невесть кем. В угоду этому кусочку продал он дружбу.
Как-то спросил его:
- Скажи, ради чего ты живешь? Какой смысл твоей жизни?
Ответ был такой:
- Жизнь одна. Надо успеть от этой жизни взять как можно больше!
Плохой принцип. Даже более того - звериный, дикий принцип! Посмотришь вокруг - как много людей живут именно по этому принципу. Люди! Подумайте! Если все будут брать, кто же будет давать? Нельзя так. Это жестоко. От этого-то и все беды. Давайте будем чаще давать. Давать доброе, хорошее, человечное. Тогда и жизнь наша изменится к лучшему!

ВАН © 19.03.1996


Рецензии
-Понятное дело: зажрался друг, образно говоря. Часто так бывает.

Но по рассказанному общими фразами совсем неясно, кто, в целом-то, был прав-неправ. Каждый ведь смотрит под своим углом. Конкретики нет.
А он - начальник, юридически несущий ответственность. Потому, он и прав, говоря: "Пока я отвечаю за выполнение работы, решать, что кому делать, буду я!"

И ещё, что главное в тексте:
Автор вставил эпиграф, абсолютно растворяющий интригу (интерес). Прочитал эпиграф "Настоящего друга нельзя купить, но можно продать..."
и всё, можно ничего не читать, и так ясно, о чём-о ком речь.

Более того, через несколько строк - снова предупредительный "камень", как в сказке: "пойдёшь направо - коня потеряешь, налево - про потерянную дружбу плохого товарища со мной, хорошим, прочитаешь"! А именно: "Тогда между нами была еще дружба". - Всё ясно. Дальше - дружбы уже... нету!! Всё. Ну и какой читательский интерес тогда?

А тут читаем: "я его устроил на эту работу. Через вторые руки - то есть я устроил другого человека, а уж этот, другой человек и друга моего устроил". -Ага, Ну и взял бы таким макаром СЕБЯ самого-то и устроил бы!

Мда... вот такие дела.
Всего хорошего, успехов всяких-разных. С уваженем - Тамара

Тамара Петровна Москалёва   19.02.2013 23:08     Заявить о нарушении
Как Вы всё ловко по полочкам разложили! В жизни, к сожалению, так не бывает. Я не буду пытаться возражать и спорить. Каждый читает и видит, так как он видит. Скажу только - спасибо!
С уважением ВАН

Van   20.02.2013 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 105 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.