1 Шолохов Мишка украл свою книжку?

Началась эта история в «Живом журнале», куда я зашёл по случаю на страничку пользователя с ником «Терский казак». И совершенно неожиданно для себя оказался втянутым в полемику об авторстве Михаила Шолохова - то есть о том, он или не он написал «тихий Дон».

А закрутилось всё с реплики самого Терского Казака и ответа на неё некоего Братца Кролика…


Про Солженицына, Сахарова
• Apr. 7th, 2008 at 5:15 PM

Терский казак
Hе забыл А.И. и своих гонителей: уже в 1975 г. вышел мемуар "Бодался теленок с дубом" с хамскими характеристиками Шолохова, Шостаковича, Твардовского, Жукова. Тогда же он издал книгу некоего "литературоведа" Д. "Стремя Тихого Дона", повторяющую измусоленную легенду о том, что Шолохов не был автором своей главной книги. Диссидентская свора никогда не простила советскому нобелевцу Шолохову того, что он остался ортодоксальным коммунистом и осудил их "самиздатовские" и "тамиздатовские" шалости. Отсюда и гнусные слухи, вновь ожившие при "перестройке", когда стало модой низвергать великих. Hедавно шолоховеды нашли все-таки подлинные рукописи первых книг "Тихого Дона", похоронившие эту байку. Что же Солженицын, извинился за многократно повторенную неправду? Hет! Зависть к чужой славе, что ли, заставила его в 1984 г. раскритиковать А. Тарковского за гениальный фильм "Андрей Рублев"?
 
Comments
 braza_rabbit:
Apr. 8th, 2008 04:07 pm (local)
Уважаемый, по поводу шолоховских рукописей вы абсолютно неправы (это не значит, что вы правы в остальном, просто я напишу о том, что знаю очень хорошо). Шолоховские рукописи - дополнительное доказательство плагиата. В них найдены, например, десятки ошибок Шолохова при переписывании чужой рукописи , написанной по старой еще орфографии. Например, у Шолохова в рукописи - "ответственность перед Замком", а речь -то идет о Временном правительстве, т.е. правильно "перед Зимним". Или - "скипетр красок" вместо "спектр красок".
Шолохов или не разобрал почерк или просто не знал того или иного слова, например слова "спектр". То, что "эта байка похоронена" - миф. Вопрос о плагиате активно исследуется и новые публикации появляются регулярно - http://www.philol.msu.ru/~lex/tikhijdon/
http://chernov-trezin.narod.ru/TitulSholohov.htm
http://tikhij-don.narod.ru/
(не скрою, что последний сайт - мой).

Не думаю, конечно что Вы будете смотреть эти материалы, вам проще повторять чепуху шолоховедов.


ВОТ ТУТ-ТО Я И НЕ ВЫДЕРЖАЛ!!!!!!

Фима Жиганец (он же Алексид):

почитал указанные вами сайты.
С моей точки зрения, совершенно неубедительно.
Три четверти посвящено тому, что Шолохов мог опираться на чужие материалы и дневники при написании "Тихого Дона", что он не мог видеть или знать лично того-то и того-то...

Но ведь это даже не смешно. Если посмотреть мировую литературу в лучших её образцах, процентов 80 авторов можно обвинить в том же самом.

Можно согласиться по поводу диких ошибок и непоняток при переписке возможных источников. И что? Да ровным счётом ничего это не доказывает.

ГЛАВНОГО НЕ МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ НИ ОДИН ИЗ КРИТИКОВ ШОЛОХОВА: ВОЗМОЖНОГО АЛЬТЕРНАТИВНОГО АВТОРА!

Причём здесь речь идёт даже не только о "Тихом Доне". Для каждого даже не филолога, а мало-мальски грамотного человека совершенно очевидно, что "Донские рассказы", "Тихий Дон", "Поднятая целина" и даже неоконченный роман "Они сражались за Родину" НАПИСАНЫ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ! Стиль не подделаешь.

НАЗОВИТЕ МНЕ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА. Только не надо баек о Фёдоре Крюкове. Оставим их дебилу Солженицыну. Это даже не смешно.

НИ ОДИН КРИТИК ШОЛОХОВА НЕ МОЖЕТ ДАЖЕ НАМЕКНУТЬ - КТО БЫ ЭТО МОГ БЫТЬ ТАКОЙ АВТОР, КОТОРЫЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТКОВ ЛЕТ МОГ БЫ СОЗДАВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗА ШОЛОХОВА? И главное - зачем?

Так что пока бреднями можно назвать не исследования шолоховедов, а мудрствования "разоблачителей". Ни одно из них ЛОМАНОГО ГРОША НЕ СТОИТ.
 

braza_rabbit:
May. 2nd, 2008 06:29 pm (local)

Уважаемый Aleksid, поздравляю Вас, Вы не только ознакомились с данными материалами, но и проявили редчайшее для защитников Шолохова здравомыслие и, не побоюсь этих слов, гражданское мужество. ВЕДЬ САМО ПРИЗНАНИЕ ФАКТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШОЛОХОВЫМ ЧУЖИХ МАТЕРИАЛОВ, ДНЕВНИКОВ И Т.П. ОЗНАЧАЕТ КАТАСТРОФУ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО (ВЫРОСШЕГО ИЗ СОВЕТСКОГО) ШОЛОХОВЕДЕНИЯ. Все официальные шолоховеды как один отрицают наличие каких бы-то ни было рукописных первоисточников других авторов у Шолохова. По их мнению Шолохов-де беседовал с казаками - участниками мировой и гражданской войн и использовал их рассказы (записей рассказов не сохранилось, разумеется).

Итак, сам факт использования рукописных первоисточников других авторов - переворот в шолоховедении, совершенный не официальным литературоведением, а теми, кого Вы называете авторами "бредней", которые "не стоят ломаного гроша". Так может следует более уважительно относиться к людям, которые получили столь замечательные результаты исследований?

Далее. ЕСЛИ ВЫ СОГЛАШАЕТЕСЬ С НАЛИЧИЕМ ТАКИХ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ, ТО НАВЕРНОЕ ВЫ СОГЛАСИТЕСЬ И С ТЕМ, ЧТО НЕОБХОДИМО ВЫЯСНИТЬ, ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ИСТОЧНИКИ. ДНЕВНИКИ, ВОСПОМИНАНИЯ? ТОГДА ЧЬИ, КАК ОНИ ПОПАЛИ К ШОЛОХОВУ, КАКОВА СУДЬБА ЭТИХ РУКОПИСЕЙ? Шутка ли - ранее неизвестные первоисточники "Тихого Дона"! Если Шолоховы уничтожили их,то это безусловно преступление против русской литературы и истории (дневники-то, напомню, чужие!) А почему сам факт наличия этих дневников скрывался и скрывается уже более 80 лет? Это ведь, обычное дело - использовать чужие дневники, как Вы пишете. Ну и собственно, были ли это именно дневники или это была рукопись художественного произведения( пусть даже неоконченная, представленная разными черновыми редакциями и т.п.)?

Какова собственно роль Шолохова - в основном компиляция с помощью ножниц и клея единого более или менеее связного текста из разных редакций протографа? Судя по степени непонимания им "написанного" им же текста - не более того. Сможете ли вы назвать других авторов, у которых одни и те же герои (из числа главных) воюют одновременно на разных фронтах в разных государствах (как братья Мелеховы, Астахов, Листницкий), одновременно при этом находясь в тыловом госпитале (Мелехов, Листницкий)? Или у которых герой, от лица которого ведется повествование в данной главе носит поочередно разные имена (Глава 11 третьей части - Тимофей превращается через страницу в Александра в изданиях до 1941 г.). В том-то и дело что Шолохов не понимал "написанного " им текста. Если бы написал сам, пусть даже опираясь на чьи-то дневники, то , несомненно он не допустил бы такого нагромождения нелепостей в хронологии и сюжете .

Я думаю, что вы сами многое из этого понимаете, поэтому утверждаете, что якобы главное - альтернативный автор. Нет, это уже другой вопрос, связанный с первым (Шолохов или нет), но другой. Вероятней всего - Крюков, очень большое число заимствований именно из него (в том числе из неопубликованых материалов из его архива).

Ваше утверждение, что "Для каждого даже не филолога, а мало-мальски грамотного человека совершенно очевидно, что "Донские рассказы", "Тихий Дон", "Поднятая целина" и даже неоконченный роман "Они сражались за Родину" НАПИСАНЫ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ! " очень опрометчиво. Это абсолютно не очевидно не только мне (красный диплом мехмата МГУ, надеюсь дает мне основания считать себя мало-мальски грамотным человеком) но и многим филологам, историкам и т.п. Неужели , например,рассказы деда Щукаря написаны тем же стилем, что и ТД? Другое дело, что при написании "Донских рассказов", "Целины" и пр. использовался и тот протограф, который и был положен в основу ТД. Например эпитафия Корнилову, изъятая из ТД и перенесенная в "Целину" (естественно с изъятией самого его имени). Рыбная ловля в "Они сражались..." - беспомощная перелицовка рыбалки из начала ТД и т.п. (Обо всем этом - книга Зеева Бар-Селлы "Литературный котлован". )

Фима Жиганец:
May. 3rd, 2008 12:34 pm (local)
Видите ли, уважемый Братец Кролик (сожалею, что не могу обратиться к вам по имени), я очень сожалею, что вы не можете увидеть единства стиля шолоховских произведений. Это видно невооружённым взглядом, в том числе описания природы и проч.

К слову: "исследование" Бар-Селлы - нечто настолько несерьёзное, что мне не хотелось бы его даже обсуждать. Возможно, вас как технаря оно и может впечатлить, но на самом деле это более профанация.

О Крюкове. Да вы вообще-то Крюкова что-нибудь читали? Утверждать, что его писания могли быть основой "Тихого Дона" - это просто несусветная чушь. В них нет не только гениального стиля "Тихого Дона", но даже намёка на талант. Обыкновенное ытописательство невысокого пошиба.

Что касается шолоховедения, с чего вы взяли, будто бы оно отрицает то, что Шолохов пользовался другими источниками, кроме как беседами с казаками?! Тоже у Бар-Селлы вычитали?

По-моему, общее место шолоховедения - то, что Шолохов даже просиживал в московских библиотеках, изучая источники. Кроме того, он пользовался журналами времен первой мировой войны, очерками и описаниями, взятыми оттуда. Другое дело - ПОТРЯСАЮЩИЙ СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ, СОЧНОСТЬ ОБРАЗОВ, ПОРТРЕТОВ, КАРТИН ПРИРОДЫ, ОЦЕНОК...

Меня, честно говоря, жутко раздражает вся эта мышиная возня вокруг Крюкова и Шолохова. Это всё равно что, скажем, сравнивать Демьяна Бедного и Пушкина.

Да, у Крюкова как у участника событий первой мировой есть прекрасные очерки и впечатления. Но - на уровне неплохой журналистики. Не более того. Он славный бытописатель, возможно. Но - не ГЕНИАЛЬНЫЙ ПИСАТЕЛЬ.

Я читал не только те критические исследования, на которые у вас дана ссылка. Всей этой мишуры перелопатил достаточно. Мне действительно была интересна - интересна и сейчас, - дискуссия вокруг авторства "Тихого ДОна". Но ВСЯ КРИТИКА авторства Шолохова - бездарна и оставляет жалкое впечатление.

Она носит скорее политический, нежели литературоведческий характер. Повторяю: уже в "Донских рассказах" видна рука мастера, который написал "Тихий Дон"! ЭТО - ОЧЕВИДНО. Просто берите и читайте. Да, ДР значительно слабее по глубине и охвату действительности, но сочность языка, драматизм и т.д. - именно из них перекочевали в ТД. А уж "Поднятая целина"! Я думаю, она, по большому счёту, не менее гениальна, нежели "Тихий Дон". И писаны они одной рукой...

Для этого не требуется никаких "доказательств", достаточно литературного вкуса и здравого смысла.
ПРОСТО ЧИТАЙТЕ И СРАВНИВАЙТЕ. И сделайте то же самое с Крюковым и Шолоховым.

Авторы "разоблачений" просто совершенно уверены в том, что ИХ читатель на такую элементарную работу неспособны. Иначе сравнить Шолохова и Крюкова мог бы лишь конченый дегенерат.


Рецензии
Скажу, что Вы, Фима, очень эмоциональный человек. Ваш жар полемики с Кроликом мне ничего не дал. Всё это много, много раз читал у разных авторов. Я полжизни занимался производством и полжизни наукой и у меня совершенно другой подход к любой проблеме. То, что Вы филолог, а я технарь не значит, что кто-то больше прав. Наличие филологического образования не всегда срабатывает и в литературе тоже. Безусловно одно: талант и труд. Рэй Бредбери имел только среднюю школу, Сент-Экзюпери, Шарлотта Бранте, Хэмингуэй, , Джек Лондон, Горький и многие другие, да и сам Шолохов не имели образования.
Повторяю я не филолог, но с читательских позиций считаю, например, Солженицина скорее бухгалтером, чем писателем (кроме того его гражданская позиция и факты его жизни мне, мягко говоря, неприятны)и тут скорее соглашусь с Вами о мотивах неприязненного отношения к Ш. Но понимаю и Солженицина: все мы люди... Мало ли было писателей с отвратительным характером и гадким поведением в быту, вспомним хотя бы Лермонтова.
Я не участвую в страстях по Ш.
Ф.Д. Крюкова прочёл всё, что публиковалось. Мнение о нём неоднозначное с точки зрения нашей темы, хотя я никогда не занимался темой возможного плагиата Ш., просто поневоле касаешься всего этого, когда хоть как-то занимаешься Ш.
Вы судите Крюкова по его ранним рассказам и я понимаю Вас, хотя и не во всём согласен. В них есть всё, но нет такой силы и страсти, как в ТД - тут считаю Вас правым. Однако Вы не принимаете в расчёт того, что эта страсть и сила могли проявиться в одном произведении на основе катаклизмов, участником которых стал Крюков. Судя по имеющимся данным, Крюков начал делать наброски своего романа где-то с 1914г. Я не имею права утверждать и проводить параллели Крюкова с Шолоховым - не занимался этим и не владею достоверной информацией, да и не могу и не хочу этим заниматься - нет здоровья и возможности. Однако допускаю любые гипотезы, как человек, занимавшийся наукой.
Ваша позиция про протографу и рукописям, мягко говоря, не очень убедительна: да, протограф не найден, но анализ рукописей позволяет аналитикам сделать определённые заключения. Методик масса. Но с Вами я не спорю, тем более, что нет научного предмета спора. А эмоциями этого вопроса не решить.

Вадим Гарин   30.03.2019 11:31     Заявить о нарушении
Вы совершенно не понимаенте того, что филология на самом деле - ТАКАЯ ЖЕ ТОЧНАЯ НАУКА, КАК МАТЕМАТИКА. Я не сужу о Крюкове по ранним рассказам. Я сужу о Крюкове по всему его творчеству. Любой ЧЕСТНЫЙ профессиональный филолог (повторяю, честный, а не Бар-Селла) Вам сразу скажет, что ни Крюков, ни, скажем, Бунин, Чехов и любой другой дореволюционный автор НЕ МОГ написать "Тихий Дон", знаком он с бытом казачества или нет. Потому что стилистика Шолохова - это стилистика нового революционного времени, стилистика имажинизма (это есениинский термин, но он подходит для многих писателей 1920-х годов), стилистика полностью раскованного образа, нового взгляда на мир и на слово. Технарь, увы, понять этого не в состоянии, как я убеждаюсь. Для этого нужен совсем иной подход. Вы считаете буквы, но не вникаете в смысл. И что за странные домыслы? По каким таким данным Крюков ВООБЩЕ ПИСАЛ "ТИХИЙ ДОН"?! Ну нет у него НИКАКИХ РУКОПИСЕЙ ВООБЩЕ, ДАЖЕ НАМЁКА! Это всего лишь измышления Чернова, высосанные из пальца. И никакая "страсть" у Крюкова не появилась даже в его поздних произведениях. Дело не в страсти, а в СПОСОБЕ, МЕТОДЕ изображения действительности. Это совсем другое. Это всё равно что сравнивать Микельанджело и импрессионистов. Ну не мог Микельанджело писать так, как Писарро или Моне. Не потому, что был бесталанным. А потому, что у него совершенно иначе мозг был заточен. Совершенно иная эстетика. Не случайно Бунин, например, терпеть не мог Есенина, да и многих других литераторов 20-х годов. И не в состоянии был писать так, как они. И ни один казак белый так не мог бы написать. В шолоховедение не только технари, но и, скажем, некоторые историки лезут... Ну, как в компьютер с отбойным молотком. Естественно, это вызывает раздражение, потому что их выводы и "анализ" чудовищно невежественны. Увы.

Я повторяю: покажите мне хотя бы одного реального

Фима Жиганец   30.03.2019 12:01   Заявить о нарушении
Фима, Вы сказали, на мой взгляд, очень верно: литература сродни математике и у неё есть свои законы. Всё, что есть на земле и в головах можно смоделировать, а если что-то не получается, значит просто временно наука не "доехала". Вот только дальше Вы сами себя опровергаете, обвинив нас технарей в неспособности к литературному анализу. Дело не в том, что Чернов считал буквы, а Хьетсо анализировал текст с помощью компьютерной программы им же и разработанной, а В.П. и Т.Г. Фоменко разработали свою программу. Компьютер не человек (может искусственный интеллект сможет) - какую программу вложат - то он и считает. А чем Вас не устроило заключение норвежца? Там 90% за то, что текст принадлежит Ш. Значит и математика может лить на мельницу, которая "за".
Видимо мы не поняли друг друга. Я не из антишолоховского лагеря. Что я интуитивно считаю на уровне своих эмоций и встреч с самим Ш. не имеет никакого значения, тем более в нашем диалоге. Я УБЕЖДЁН, что к вопросу был ли плагиат или нет нельзя подходить на эмоциональном уровне. Вот и всё. Имею большой опыт религиозных споров - они сродни этой теме: не те, ни другие не могут доказать обратное.
Что касается Крюкова - я ничего не утверждал (знаком с его творчеством), вы напрасно меня подозреваете в этом. Просто я высказал гипотезу, что писатель в зависимости от обстоятельств может концентрировать свой талант, который возможно вылился в нечто... Любая гипотеза имеет право на существование, пока не доказано обратное. Возьмите "детский" случай. Дюма написал десятки романов, а "Три мушкетёра" единственная книга высочайшего уровня. Автор "Бесаме мучо" Консуела Торрес" тоже написала сотню песен, а получилась одна. Гипотетически возможно всё. Я не собираюсь заниматься этой темой. Пока не доказано обратное, незачем тревожить Ш. А мне - дай бог завершить давно задуманное. Куда уж копаться в миллионе книг и статей по Ш.

Вадим Гарин   30.03.2019 15:15   Заявить о нарушении
Да, забыл. Вы пишете о том, что я где-то утверждал, что есть какие-то источники, что Крюков писал ТД. Вы не внимательно прочли: я написал только то, что есть упоминания его знакомых и друзей, что он писал роман. Но я написал РОМАН, а не ТД. Какой роман, о чём? Писал и писал... вот и всё. Что было в сундучке Крюкова, когда он умер от тифа, куда что делось... надо искать в Шахтинском филиале архива КГБ.

Вадим Гарин   30.03.2019 15:22   Заявить о нарушении
Вадим, всё понимаю. И не говорю, что "технарь" не может быть прав. Может. Но в том случае, когда он использует соответствующий инструментарий. В филологии он несколько отличается от того, который принят в физике. Это не значит, что физический или математический инструментарий нельзя использовать в языкознании или в литературоведении. Более того, он используется. Но нельзя ограничиваться исключительно им. А когда мне оппоненты заявляют, что "стиль - понятие субъективное" и ссылаться на него в качестве аргумента нельзя... Помилуйте, это даже не детский сад, а ясли.

Фима Жиганец   30.03.2019 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.