Пирамида

       – Я сделал это! – крикнул Мастер ветру, кинув мастерком остатки раствора.
       Но ветер лишь фыркнул в ответ и унесся в светлую даль.
       – Ты видишь, у меня получилось! – радостно сообщил Мастер, обращаясь к солнцу и укладывая последний камень.
       Но солнце равнодушно скрылось за облаками.
       – А вы не верили! – попенял мастер миру, убирая мастерком выступивший раствор.
       Но мир остался безмолвен к его упрекам.
       Мастер сел, устало вытер пот со лба и оглядел дело всей своей жизни. Строить пирамиду он начал мальчиком-подмастерьем. Всю жизнь, день за днем, год за годом, сколько помнит себя, он бросал раствор и укладывал камни. Пирамида росла к небу, а люди умирали и уходили в землю, лишь он, словно заговоренный, поднимался вместе с ней к солнцу.
       Мир кричал ему на тысячи голосов – это нереально, сдайся, есть моложе и сильнее, ты можешь учить других, зачем тебе этот тяжелый труд. Но мастер не слушал голоса, ему был важен каждый камень, каждый шов, он выверял углы и заботился о прочности.
       Ветер метался между камнями, пробуя кладку на крепость, он свистел и завывал, пытаясь сбросить упрямца вниз, на землю. Но мастер лишь прочнее держался за построенное и упрямо, ряд за рядом подымал пирамиду к небу. По ночам ветер отнимал у него остатки тепла, пробираясь к телу через дыры в ветхой одежде, но горячее сердце не давало мастеру замерзнуть.
       Утром безжалостное солнце освещало маленькую фигурку, начавшую работу еще до его восхода. Оно вцеплялось в тело мастера горячими лучами, стараясь выжечь в нем упрямство и бесконечное терпение. Солнце сушило раствор, стремясь уменьшить его прочность, чтобы однажды мастер погиб под рухнувшей кладкой, но мастер лишь ускорял движения, не давая раствору засохнуть раньше положенного времени.
       Все было против мастера. Умер заказчик. Умерли те, кто смеялся над его упрямством. Ушли те, кто ждал его падения. Улетел ветер, солнце скрылось за тучами, и мир отвернулся от мастера, победившего время.
       Мастер сидел согнувшись на вершине пирамиды и думал лишь о том, что завтра ему не нужно будет делать свою работу. Жизнь потеряла смысл, он перестал быть нужен этой жизни и должен выбрать новый путь и начать новую жизнь. Но плечи согнуты под бременем бесчисленных лет, руки стерты до костей от работы и мастер не умеет ничего, кроме как строить пирамиды. А кому они нужны эти пирамиды?
       Он посмотрел вниз и увидел любопытных туристов, что, толпясь, фотографировались на фоне пирамиды, его пирамиды. Кто-то громким гортанным голосом на едва знакомом мастеру языке приглашал туристов пройти внутрь пирамиды, внутрь его пирамиды. Но лишь мастер знал все секреты своей пирамиды. Он знал, что строил ее лишь для одного человека, но этот человек давно умер. А это значит, что пирамида не может быть предназначена более никому.
       Мастер вздохнул, встал во весь рост, подставил лицо ветру и солнцу. Мир шевельнулся, обернулся к нему, надеясь услышать слова раскаяния за многолетнее упрямство. Туристы защелкали фотоаппаратами, увидев диковинку. Экскурсоводы забеспокоились и позвали охрану, так как никто не знал, что на вершине пирамиды кто-то есть.
       Мастер опустил лицо вниз, глянул в бездонный колодец, ведущий от вершины пирамиды в глубокие ее подземелья, и шагнул вперед. Он умер сразу, как шагнул. В его теле не осталось ни капельки жизни, ведь жизнь потеряла смысл. Безжизненное тело падало вниз, ударяясь о многочисленные выступы. Каждый удар приводил в действие хитроумные механизмы, закрывающие навсегда входы в пирамиду.
       Мир вздрогнул и возмутился поступком мастера, лишившем его права владеть пирамидой, и показывать ее людям. Но мастеру было все равно – он строил пирамиду для одного человека. Раз этот человек не дождался окончания постройки, значит пирамида примет другого человека – мастера.
       Он начал жизнь, неустанно работая, он не мог жить не работая, он остался навсегда рядом со своей работой, став ее душой. И многие тысячи лет солнце, ветер и бездушный мир спорят, кто из них стал причиной его смерти, спорят, не догадываясь, что для того, кто верит в свое дело и не боится труда, не страшны невзгоды. Он будет делать свое дело, даже, если весь мир будет против него. Потому что он мастер.
       
 
       


Рецензии
Весьма многоуровневой получилась Ваша философская притча! Человек и его цель, Мастер и его Творение. Человеку разумному свойственно искать в жизни цель, отличную от примитивного выживания и продолжения рода. Мастеру, как Человеку Творческому, свойственно стремление к совершенству. Истории известны случаи, когда Мастер столь много жизненных сил вкладывал в свое Творение, что на дальнейшее существование их просто не оставалось. И его Творение продолжало существовать, продляя жизнь Мастера в глазах его потомков и почитателей таланта. Гораздо реже Мастер, взирая на свое совершенное Творение, выбрасывал кисти и резец в самый глубокий омут, страшась того, что больше не сумеет достигнуть такого совершенства в творчестве. Две грани творческого процесса, и обе существуют, как данность. И разница между Мастером и Творцом в том, какую из них этот человек выбирает...
Это была не рецензия, а отклик на тот мощный толчок, который дает прочтение Вашей миниатюры, очень ярко, образно и живо описывающей творческий процесс и душевное состояние Творца. Искренне желаю автору, закончив очередную "пирамиду", не выбрасывать стило и резец, а крепче сжать его в руке и приступить к следующей пирамиде. Настоящему Писателю всегда есть , что сказать миру. И пусть он потом долгие годы ищет глубоко зарытый смысл, как ученые ищут тайные комнаты в пирамидах!:) С уважением к талантливому автору, Инга

Инга Риис   14.10.2017 21:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Инга! Ваши рецензии всякий раз потрясают меня глубиной проникновения в суть написанного. И выводы и советы находят цель. Не поверите, но чувствую себя почти в том состоянии, когда "хочется выкинуть в глубокий омут кисти и холст", чувствуя, что ничего более не напишешь.

Но, услышав ваше пожелание "не выбрасывать стило и резец", задумался - а пирамида то еще не достроена :) Рано решился на отдых, впереди еще масса работы!

Сергей Шангин   15.10.2017 07:17   Заявить о нарушении
Всегда с удовольствием читаю Ваши миниатюры философской направленности! Но некоторые проблемы сложно уместить в короткий формат, а еще сложнее "разжевать" их в этом формате так, чтобы было понятно любому читателю, мне так не удается. :) А Творческий процесс никогда стабильным не бывает, вдохновение - оно как прибой, волна накатывает, а потом отходит, оставляя после себя беспорядок и мусор. Но и среди него можно найти яркую раковину или золотую монету, и вот, уже снова бродишь по берегу, поджидая очередную волну. И на мой взгляд, Творчество - это не только тяжкий труд, но и "отдохновение измученной души", как написал кто-то из великих. Мастер ваш не только строил пирамиду, от возносил себя к небесам с ее помощью. А что до правильности постановки цели, так он не гору из камней складывал, а создавал совершенное здание. "Окинул Всевышний взором дело рук своих и сказал, что это хорошо", - сказал и успокоился, оставил Творение на произвол судьбы. И что мы имеем к настоящему моменту? А истинный Творец сказал бы, что лучшее - враг хорошего, и начал совершенствовать дело рук своих. И сколько я знаю, из истории, истинных Творцов, они так и не сумели выбросить стило, поскольку творческий огонь может притухнуть, но не угасает насовсем и просится наружу. Что же до боязни того, будто следующее творение окажется менее совершенным, так это признак признак истинного Творца, не сомневаться в деле рук своих может только самоуверенный сноб!:) С уважением к талантливому и вдумчивому автору, Инга.

Инга Риис   15.10.2017 17:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.