Эксперимент

Мне было десять. Ей - двадцать четыре. В ее глазах поблескивал насмешливо-снисходительный огонек.

- Ох. я в детстве тоже так думала! Но потом выросла, и все случилось иначе...

Меня ее "умудренные опытом" фразы не задевали. Ну, или почти не задевали. Поэтому я улыбнулся и протянул ей листок, исписанный моим еще не установившимся почерком:

- Тогда Вы ничем не рискуете. Подпишите!

Она со смехом прочитала условия пари. срок действия которого был рассчитан на пятнадцать лет. По истечении этого срока проигравший обязуется выплатить победителю по тем временам не смешную, но вполне приемлемую сумму - 100 рублей. Она совсем развеселилась:

- Пятнадцать лет! Если я еще доживу...

- Вам будет всего тридцать девять. Это была бы довольно ранняя смерть, не правда ли?

- Да ну, вообще, что за глупости! Я-то знаю, что ты проиграешь, так что спорить с тобой с моей стороны было бы нечестно.

Собственно предметом пари являлись некие предполагаемые мои дествия в возрасте двадцати пяти лет. Вернее, отсутствие этих действий. Если утверждение "Я этого точно не сделаю" окажется верным - я выиграл. Она была уверена, что лучше меня знает, как сложится моя жизнь. Но подписывать не торопилась. Тогда я испробовал последний способ:

- Значит, Вы не уверены в своей правоте? Иначе, что Вам стОит?

Смешно. но сработало... Какие они, все-таки, дети - эти взрослые!
Мы поставили свои росчерки и отпечатки пальцев, смазав их синей акварелью (я не был уверен, что по прошествии стольких лет удастся доказать подлинность подписи). Ниже наш "договор" заверили два свидетеля - мои сверстники. Ну вот. Один экземпляр я отдал "опытной даме", другой - заботливо сложил вчетверо и спрятал в портмоне, где уже лежало семь-восемь таких "документов", подписанных в разное время детьми, взрослыми и даже людьми весьма преклонного возраста (эти подписывали с готовностью, видимо полагая пари чем-то вроде талисмана, который поможет прожить им еще по меньшей мере пятнадцать лет). Большинство взрослых тоже удавалось уговорить (отказывались только самые умные). Некоторые, паясничая, даже предлагали подписать кровью. Но к чему этот пафос? Довольно и чернил.

Ставя подпись, они неизменно приговаривали:

- Да ты через пятнадцать лет и думать об этом забудешь!

Потрясающая самоуверенность! Разумеется, через пятнадцать лет напоминать об условиях пари пришлось мне. Большинство из них свои бумажки потеряли. Однако, увидев мой экземпляр, вспомнили о нашем договоре.

Единственное, чего я не смог предугадать - перестройку, развал СССР и девальвацию... Но этого тогда никто не предвидел. Мои сотни теперь почти ничего не стоили. Впрочем, и эти копейки я с должников требовать не стал - зачем? Важно было, чтобы они поняли - не все, что кажется очевидным, на самом деле соответствует действительности. А доказать это можно только неопровержимыми фактами. А факты выявляются в ходе эксперимента. Эксперимента под названием " жизнь".

В детстве я недоумевал, что же такое происходит с людьми, что они сначала думают одно, а вырастая - в корне меняют свои убеждения, причем чаще всего - не в позитивную сторону? И почему они так уверены, что со мной произойдет то же самое? Мне было трудно в это поверить... И...самое смешное, что я оказался прав!

За последние двадцать пять лет большинство "Истин", утверждаемых взрослыми были опровергнуты. Самой жизнью.

Эксперимент еще не завершен (ведь я пока жив ). и, надеюсь, нескоро завершится. Но кое-какие выводы (те, что касаются не только лично меня) думаю, будут интересны читателю. В особенности читателю молодому, так часто слышащему "Вот повзрослеешь - и поймешь, что я был прав (права)!"

Итак, вот эти выводы.

1. С годами время не идет быстрее. Время измеряется событиями - чем больше день наполнен важными, интересными делами и происшествиями, новыми встречами, впечатлениями, новыми знаниями, опытом и чувствами - тем он кажется длиннее.

2. Энергии с возрастом становится меньше только в том случае, если беспощадно гробить свое здоровье.

3. Смотреть на этот мир трезвыми глазами можно. И весьма приятно - можно увидеть много интересного.

4. Жизнь выглядит дерьмом в основном для тех, кто бОльшую ее часть предпочитает проводить в выгребной яме.

5. Разочарование в жизни после 18\20\30\40 не наступает. Наоборот, открываются все новые ее грани.

6. Собственный день рождения не перестает быть радостным праздником и не начинает вызывать мысли о приближении к смерти.

7. Когда становится можно все, что раньше было нельзя - оно не становится ненужным.

8. Детство и юность не является самым прекрасным и безоблачным временем.

9. Мороженое не становится менее вкусным.

10. Солнце не становится менее ярким.

11. Деревья не становятся меньше, чем в детстве. Они становятся больше, потому что растут быстрее людей. Особенно тополя.

12. Газетные передовицы как были скучной писаниной - так и остались.

13. Современная мода ничем не хуже той, что была в нашей юности. Пирсинг, юбки поверх штанов и километровые ногти с цветными зайчиками не кажутся смешнее стеганых курток, бритых висков и пяти килограммов железа на одежде.

14. Привычки, приобретенные в детстве по настоянию родителей, но не соответствующие природному темпераменту, в жизни не помогают, а мешают. И от них сложно избавиться.

15. Любую необходимую в быту или в работе привычку при определенной настойчивости можно приобрести во взрослом возрасте за полтора месяца. Привычка - это не качество личности. формирующееся годами. И ни к чему ей придавать такое значение.

16. Работать легче, чем учиться. Не надо каждый день понимать и усваивать новый материал. Не надо делать домашнее задание по пяти-шести разным предметам, совершенно не связанным между собой. Начальник один (ну, или два-три - максимум), а не ДЕСЯТЬ (причем каждый из учителей требует выполнение в первую очередь его задания).

17. Работать интереснее, чем учиться. Профессию человек выбирает сам, а в школе никто не спрашивает. интересен ли тот или иной предмет. И если у вас склонность, например, к языкам, и вы в будущем собираетесь стать филологом, в школе вам все равно приходится учить химию и ботанику. Только для того, чтобы окончив школу и узнав, что в выбраном вами институте этих предметов нет, радостно швырнуть конспекты в урну с криком: "мне больше НИКОГДА это не пригодится!"

18. Работать приятнее, чем учиться. За это платят деньгами, а не оценками. И плата тоже в может зависеть от вашего выбора. Разве можно представить себе такую ситуацию: "Мало мне пятерки! Пойду в другую школу, где за те же задания семерки ставят... а лучше - десятки!" И главное, ваша работа - действительно кому-то НУЖНА. Иначе бы за нее не платили. И результаты вашего труда будут использованы на потребность людям, а не выброшены вместе со старыми тетрадками в конце учебного года.

19. У взрослых забот не больше. чем у детей, и они не сложнее. Может, задачи масштабнее. но и возможностей для их решения, и умения, и сил, и выносливости - больше.

20. Недостаток денег и их излишек осложняют жизнь примерно одинаково.

21. Богатство и власть сами по себе не портят людей, а бедность и рабство не делают их лучше. Впрочем, как и наоборот.

22. Бороться за справедливость с "сильными мира сего" - не всегда бесполезно. И иногда можно даже победить, если борьба направлена непосредственно на виновника несправедливости (с помощью конкретного воздействия), а не в пространство (с помощью плакатов и митингов).

23. Любовь существует.

24. Супружеская верность - не миф.

25. Женщины - не языческие идолы. Им не надо постоянно приносить жертвы, чтобы их умилостивить. Достаточно просто относиться к ним по-человечески.

26. Мужчины - не животные. Их не надо сажать на цепь или отпускать периодически на выгул, при этом совершенствуясь в искусстве приманивания, чтобы далеко не убежал. Достаточно просто быть внимательнее при выборе жениха.

27. Стервозность женщин и наглость мужчин порождается не неземной красотой первых и офигенной потенцией вторых, а дурным воспитанием.

28. Ревность не свидетельствует о наличии любви. Она свидетельствует об ее отсутствии.

29. Среди натуральных блондинок крайне редко встречаются дуры.

30. Самая привлекательная часть женского тела - мозги. К сожалению, это единственное, что не поддается ни косметической, ни хирургической коррекции. Поэтому обращать внимание следует прежде всего именно на эту деталь - все остальное при желании можно исправить.

31. Жалуются на тяжелую жизнь в основном те, кому больше нечем привлечь к себе людей, а внимания хочется.

32. Не стОит сильно переживать, прочитав статью о вреде холесцерина. Алкоголь, никотин и нервные стрессы настолько портят здоровье, что в сравнении с этим вредом от мяса, жира и яиц можно пренебречь, как можно пренебречь укусом комара в сравнении с укусом кобры.

33. Цинизм и недовольство жизнью - не признак обширных знаний вкупе с честность,. а признак ощущения собственной ущербности вкупе с завистью и попыткой самоутвердиться.

34. Мудрость - это не количество и качество усвоенных знаний, а КПД при их использовании.

35. Тесты на IQ не отражают величины интеллекта. Чтобы быстро ответить на простые вопросы, много ума не требуется - достаточно хорошей реакции и умения концентрировать внимание.

36. Свой зрелый возраст приводят в качестве аргумента, когда других аргументов нет (на этот счет мое мнение с пяти лет не изменилось, но говорить об этом приходится сейчас, потому что раньше меня бы все равно никто не послушал).

37. Прежде, чем предаваться печали, не лишнее подумать: а есть ли для этого серьезные причины? Если нет, то и печалиться глупо, не лучше ли заняться поднятием себе настроения? Если есть - тем более раскисать некогда, надо срочно заняться устранением этих серьезных причин! Причем, если причины глобального масштаба, значит, надо начинать прямо сейчас - иначе можно не успеть.

38. Неисправимых ошибок очень мало. Правда, чтобы начать исправлять, надо прежде признать свои ошибки. А это бывает нелегко.

39. Утверждение, которое кажется "прописной истиной", "красивыми словами", "банальной демагогией", но на самом деле это простой и всегда действующий закон природы: НАЧИНАТЬ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО.

40. И наконец, если кто-то вас подбивает заключить с ним пари на много лет вперед - не поддаватесь на провокацию, даже если это десятилетний ребенок! :-)))))


Рецензии
Это потрясающе. Такого я не читала нигде. Про то, что любовь есть, про верность в браке... Просто и жизненно.

Наталья Питерянкина   22.08.2015 14:18     Заявить о нарушении
Спасибо!

Василий Котов   23.08.2015 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.