Чтение, как мера культуры человека

Некое подобие исследования. Материалы взяты с сайта Inopressa.ru

Литература, по моему глубокому убеждению, является одним из величайших достижений человечества. Кто-то захочет поспорить и станет приводить примеры намного более удивительных изобретений: радио, телевизора, компьютера. Но все это – вещи сложные, требующие затрат на производство и использование. На необитаемом острове, не имея источников энергии, не сильно-то посмотришь телевизор или послушаешь радио. А литература всегда была, да и остается одним из самых непритязательных способов передачи и хранения информации, идей и взлетов человеческой мысли. Для этого требуется лишь ручка (карандаш, стило, перо) и лист бумаги (папируса, пергамента, глиняная табличка или просто мелкий ровный песок).

Литература – один из столпов человеческой культуры – всегда влияла на развитие общества и отдельных личностей. Всегда она, словно зеркало, отражала величайшие достижения и страшнейшие падения нашей цивилизации. И больно видеть, в каком состоянии находится сейчас это величайшее искусство, древнее которого разве что песня, танец и наскальный рисунок.

В настоящее время отечественная литература переживает, по моему мнению, далеко не лучшие свои дни. Печатается и выпускается в продажу масса низкосортных и абсолютно безвкусных книг. Взять хотя бы те, что продают у нас в самых людных местах, например, в метро, на автобусных остановках и в небольших универсальных магазинах. В глаза сразу бросаются яркие обложки любовных романов и бесконечных женских детективов. Но это еще не все - еще есть так называемые «мужские книги»: всевозможные боевики, войны милиции и бандитов, или разборки последних между собой; есть еще то, что в определенных кругах громко именуется «публицистикой»: «творения» Ксении Собчак, Оксаны Робски, Андрея Малахова и т.д. Кроме того в подобных киосках представлены книги, перед распространением которых прошли шумные рекламные кампании, то есть популярные книги, зачастую, причем, ничего хорошего из себя не представляющие. Есть еще также новеллизации, скажем так, известных фильмов. Вот это вообще неслыханное дело! Почему? Да потому что самые известные и громкие фильмы у нас, как правило, - голливудские, а ведь всем давно известно свойство многих американских режиссеров заигрывать с историей и изменять ее по своему желанию. И как вам нравится, когда на полке в рубрике «История» новеллизации нашумевших фильмов «Троя», «Александр» и проч. соседствует с книгами дейтсвительно талантливых Сенкевича и Балашова?

Но и это еще не все. Есть же еще Internet – вот действительно то место, куда сбрасывается в последнее время все, от ценнейших произведений искусства до откровенной безвкусицы и просто мусора.

В 2005 году «Российская газета», Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Аналитический центр Юрия Левады провели исследование, в результате которого выяснилось, что 52% россиян не покупают книги, а совсем не читают – 37%. 79% не пользуются услугами библиотек.

Массовым интересом среди нехудожественной литературы пользуются книги о здоровье и лечении (22%), книги по кулинарии (18%) и специальная литература (18%).

Все это, конечно, не так уж и страшно, ведь есть еще большие книжные магазины, выбор книг в которых намного больше, но далеко не у каждого сейчас есть время, да и желание, ходить в такие магазины и долго выбирать то, что хочется. Но и здесь все нет так хорошо, как кажется.

«Российская газета» в 2005 отмечала, что более 40% издаваемых книг просто не дошло до читателей. В РСФСР работало свыше 4,5 тыс. книжных магазинов, теперь – почти вдвое меньше – 500 сетевых, 2 тыс. независимых и 10-20 тыс. книжных лотков с ограниченным и стереотипным набором. В сегодняшней России один книжный магазин приходится в среднем на 60 тыс. потенциальных покупателей. В Европе – на 10 – 15 тысяч.

Вот и получается, что обычный, среднестатистический потребитель у нас волей- неволей начинает читать и покупать то, что ему чаще всего попадается на глаза, то, о чем реклама на телевидении, радио и в газетах кричит через каждые десять минут. А спрос, как известно, рождает предложение. Это замкнутый круг. Возникает ужасная по своей глупости ситуация: на фоне того, что люди вообще стали читать намного меньше, те, кто все еще продолжает этим заниматься, читают, в основном, так называемое «бульварное чтиво», не несущее, зачастую, в себе никакой смысловой нагрузки. И получается, что литература начинает постепенно утрачивать свою культурно-просветительскую роль, хотя почти всегда это было ее главной задачей и целью.

И ведь проблема здесь не в том, что человек читает то, что ему практически указывают и заставляют читать, нет. Проблема в том, что при огромных возможностях выбора литературы (например, за счет появления того же Internet’а или за счет смягчения, и, практически, упразднения цензуры по сравнению с недалеким советским прошлым нашей страны), человек выбирает то, что имеет, как правило, наименьшую ценность, а иногда и откровенную пошлость, то, что заставляет поменьше задумываться о чем-то действительно важном. А вот здесь уже встает вопрос культуры человека, вопрос культурных ценностей, образования и эстетического вкуса. Я могу понять, когда ученик пятого класса средней школы читает примитивный детский ужастик вместо философских трудов Канта или классиков отечественной литературы, но, простите, если образованный и состоявшийся тридцатилетний мужчина даже не подумывает поинтересоваться их идеями – это наводит на некоторые мысли.

Еще одна проблема в том, что при всей сегодняшней общедоступности и открытости, не у всех есть возможность печататься, особенно у молодых авторов. Тому тоже есть причины. Представьте: приходит в издательство молодой автор и какой-нибудь известный шоумен, каждый со своей книгой. Чью книгу будет выпускать издательство? Ответ, по-моему, очевиден. А еще бывает, что в дело вступает географический фактор, особенно применительно к нашей стране. Живет, например, молодой автор где-нибудь в глубинке, где нет не то что издательства – даже типографии нормальной нет. Вот автор этот творит себе, творит, а потом решает издаваться. Посылает письма в районный центр, в областной, даже в Москву посылает, потому что сам поехать не может – финансовый вопрос встает остро. А на письма эти ему ни ответа, ни привета, если конечно, волею судьбы не повезло ему попасть в так называемый «main stream». А все могло бы быть по-другому если бы молодой талант мог лично придти в издательство со своим творением. Здесь же есть еще один аспект. Напечатать сейчас можно все, что душе угодно, если есть деньги. Тогда, конечно, тебя выпустят в любом заказанном количестве экземпляров, в любой обложке, проведут рекламную кампанию. Но… Денег это все стоит очень немалых. А выпускать, допустим, тысячу экземпляров книги в такой стране, как наша – это, простите, просто смешно. Так что помочь тут может только большое везение, особенно, если живешь ты в далекой Сибири, и нет у тебя богатого отца, готового оплачивать капризы сына.

Еще немного статистики. Немецкая газета Handelsblatt в 2005 году тоже размышляла о том как изменилось в России отношение к чтению. В частности о том, насколько сократились тиражи книг: с 1,6 млрд экземпляров в 1990 до 562 млн в 2004. Чемпионкой по изданным книгам является автор детективных романов Дарья Донцова (кстати она же признана самой популярной писательницей в списках многих издательств, таких, как, например Book Chamber), 99 произведений которой изданы общим количеством в 18,1 млн экземпляров. Также Handelsblatt отмечала, что 60% издаваемых в наше время книг – это, цитата: «немудреные детективы и любовный сентиментально-слащавый китч, и всего лишь каждая седьмая книга – это произведение мировой классики или серьезных современных авторов» - конец цитаты.

Вот и получается, что печатаются и издаются у нас не те, у кого есть талант, кто преследует в своем творчестве великие и светлые цели, кто еще не забыл, что такое Литература, а те у которых есть деньги, есть популярность, известность, но, зачастую, абсолютно нет таланта, те, кто пользуется своей известностью и популярностью чтобы заработать еще больше денег и стать еще известнее. «Ничего могучего, ничего великого не может выйти из-под продажного пера» - говорил Жан Жак Руссо. Это так, к слову.
И еще, перефразирую известную фразу: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты». Виктория Бэкхем как-то призналась испанскому журналу Chic, что за всю свою жизнь не прочитала ни одной книги. И это заявил человек, выпустивший собственную автобиографию, человек публичный и успешный, человек, которому многие, особенно молодежь, стараются подражать. А что дельного может написать человек, который ничего не читал? А какой пример она подает своим поклонникам? Я считаю, быть может слишком радикально, что человек не читающий – это человек не думающий. Ведь книга – это не просто бумажка с буквами или лихо закрученный динамичный сюжет. Хорошая книга – это сборник идей автора; и суммируя идеи многих авторов человек может составить сугубо свой взгляд на вещи, на мир. Хорошая книга может заставить задуматься о том, что ты есть, для чего ты живешь, и обо всем том, о чем, возможно, ты раньше никогда не задумывался. А размышление над этими вопросами, по моему мнению, есть процесс совершенствования души и культуры человека.

Почему я рассматривал ситуацию с чтением только в нашей стране, когда есть еще много других стран (в Британии, например, 40% человек не прочитали ни одной книги, а во Франции 9% населения в возрасте от 18 до 65 лет неграмотны)? Да просто потому что я живу в ней и мне не все равно.

Прошу заметить, что я не заявляю свое мнение, как единственно правильное, не призываю просто взять и запретить всю эту "недолитературу", "бульварное чтиво", нет. Просто следует каким-нибудь образом (например, вручением премий книгоиздателям) заставить издательства печатать весь спектр современной литературы, а не ограниченную его часть.

Человечество в самом начале своей истории всеми силами пыталось найти способ передачи знаний и информации, и нашло – письменность. После этого ни один человек, даже самый безграмотный, не мог жить в мире без книг, рисунков, документов, подтверждающих, например, его происхождение. А теперь? К чему же мы идем, дорогие мои люди, если сознательно отказываемся читать? Не кажется ли вам это падением к тому, первобытному, состоянию? Мне вот кажется.


Рецензии
Сначала меня порадовало, что ты затронул такую больную для меня тему... но все-таки ждала чего-то большего...особенно от тебя.
А объяснить нежелание людей читать и пропаганду этого в mass-media очень легко... почему, как ты думаешь, в Америке книги стоят так дорого?(почему в России все доступно, но этим мало кто пользуется - это другой вопрос) Правительствам не выгодно воспитывать умных и талантливых! Зачем им толкать издательства на печать действительно ценной литературы? Стадом баранов гораздо легче управлять... и я думаю, ты сам об этом знаешь...
С уважением, Виктория

Виктория Хаос   27.11.2009 17:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.